Акты воздействия субъектов, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность в сфере обеспечения безопасности предпринимательской деятельности

(Гафаров С. В.) («Административное и муниципальное право», 2011, N 3)

АКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЧАСТНУЮ ДЕТЕКТИВНУЮ И ОХРАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С. В. ГАФАРОВ

Гафаров Сергей Викторович — помощник начальника Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, полковник полиции.

В статье исследуются правовые и организационные проблемы воздействия субъектов, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность в сфере обеспечения предпринимательской деятельности, указывается на разнообразие данных актов, а также формулируются предложения по совершенствованию механизма обеспечения безопасности в сфере предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: детектив, сыск, институт, деятельность, безопасность, предприниматель, регулирование, охранник, сотрудник, охранное предприятие, контроль.

Acts of Influence by the Subjects Performing Private Detective and Security Activity in the Sphere of Maintenance of Security of Entrepreneurial Activity S. V. Gafarov

The article studies the legal and organizational problems of influence by the subjects performing private detective and security activity in the sphere of maintenance of security of entrepreneurial activity. The author of the article notes that there is a great variety of such acts as well as makes certain suggestions on how to improve the safety assurance in the sphere of entrepreneurial activity.

Key words: detective, investigation, institution, activity, security, entrepreneur, regulation, security guard, security firm, control.

Эффективность развития предпринимательства во многом зависит от административно-правового регулирования. Рыночная экономика, несмотря на ее положительные черты, неспособна, как показала историческая практика, служить всеобъемлющим и полновесным регулятором экономических и социальных процессов в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд и не поддерживает незащищенные слои населения. Практика свидетельствует о том, что стихийное развитие рынка порождает многие нежелательные или отрицательные социально-экономические последствия. Это выражается в стремлении увеличить доходы за счет потребителя, манипулируя при этом ценами, выпуском продукции ненадлежащего качества, подделкой товаров и др. Названные обстоятельства ставят под угрозу безопасность предпринимательской деятельности, а также отдельных предпринимателей. В этой связи раскрытие механизма административно-правового регулирования безопасности предпринимательской деятельности субъектами, осуществляющими частную детективную и охранную деятельность, предполагает исследование других элементов данного механизма, а именно актов применения норм административного права. Исследование теории реализации механизма административно-правового регулирования частной детективной и охранной деятельности позволяет сделать вывод о том, что недостаточное знание содержания механизма регулирования соответствующих отношений негативно сказывается на эффективности их реализации в деятельности соответствующего правоприменительного органа. В этой связи вполне оправданно исследование механизма административно-правового регулирования частной детективной и охранной деятельности с точки зрения определенной системы, которая имеет свои составные элементы. Частная детективная и охранная деятельность в сфере обеспечения безопасности предпринимательской деятельности как институт административного права должным образом может быть обеспечена при вынесении соответствующих правоприменительных актов. В научной литературе данные акты получили название актов применения норм права. Без вынесения правоприменительных актов говорить об эффективности административно-правового регулирования частной детективной и охранной деятельности достаточно сложно. В этой связи вполне оправданно коротко остановиться на общетеоретическом анализе правоприменительных актов. Необходимо сказать, что основным органом исполнительной власти, который выносит правоприменительные акты в рассматриваемой сфере, являются органы внутренних дел. Следует сказать, что в настоящее время на основании и во исполнение федеральных законов, регламентирующих механизм административно-правового регулирования обеспечения безопасности предпринимательской деятельности, субъекты осуществляют частную детективную и охранную деятельность. Правоприменительные акты издаются как на основании закона, так и на основании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Так, на основании Закона РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» <1> (ст. 16) издан Приказ МВД России от 15 июля 2005 г. N 568 «О порядке проведения органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств» <2>. ——————————— <1> См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 17. Ст. 888. <2> См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 34.

В соответствии с данным Приказом МВД России выносится целый комплекс актов применения норм административного права, которые направлены на обеспечение законности и правопорядка в сфере осуществления частной детективной и охранной деятельности. Так, при проведении периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением оружия и специальных средств, выносятся следующие правоприменительные акты контрольного характера: — акт о проверке теоретических знаний нормативных правовых актов и выполнении упражнений практических стрельб частными охранниками, частными детективами (сыщиками) и работниками юридических лиц с особыми уставными задачами; — протокол заседания комиссии по проведению периодической проверки частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств. Частные детективные предприятия могут создавать объединения, имеющие статус юридических лиц. Объединение, которое создается частным детективным и охранным предприятием, подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» <3>. ——————————— <3> См.: СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.

Необходимо сказать, что акты применения норм административного права в механизме правового регулирования частной детективной и охранной деятельности практически всегда связаны с фиксацией, установлением обстоятельств дела, в связи с чем совершаются путем регистрационных действий. Как считает В. Б. Исаков, «юридические факты по своей природе таковы, что они, как правило, не могут существовать в неоформленном виде. Социальное обстоятельство лишь тогда порождает правовые последствия, когда оно определенным образом зафиксировано и установлено законными средствами в правоприменительном процессе» <4>. Фиксация представляет собой регистрацию субъектов, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, уполномоченными на то подразделениями органов внутренних дел. Орган внутренних дел в процессе регистрации осуществляет контроль за законностью регистрируемых действий субъектов права, поскольку регистрационному удостоверению подлежат только законные действия. ——————————— <4> См.: Исаков В. Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984. С. 102.

На основании Закона РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» <5>, Федерального закона от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» <6>, Приказа МВД России от 15 июля 2005 г. N 568 «О порядке проведения органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств» <7> уполномоченные должностные лица органа внутренних дел выносят целый ряд актов применения норм административного права. ——————————— <5> См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 17. Ст. 888. <6> См.: СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3430. <7> См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 34.

Производство по выдаче лицензий предполагает вынесение следующих актов применения: акт возбуждения производства по делу, которое подразделяется на следующие этапы: акт регистрации поступившего заявления; акт проверки полноты представленных материалов и правоспособности заявителя; акт принятия заявления к рассмотрению и заведение лицензионного дела; акт проверки документов с точки зрения их содержания и оценка знаний соискателя; акт вынесения решения; акт исполнения принятого решения. Так, перед тем, как выдать лицензию на занятие частной детективной и охранной деятельностью, подразделение лицензионно-разрешительной работы органа внутренних дел проводит проверку полноты, правильности оформления поступившего заявления, представленных документов, приложений к ним и принимает их по описи, копия которой вручается заявителю вместе с отрывным талоном-уведомлением. Талон-уведомление заполняется сотрудником органа внутренних дел, осуществляющим прием заявления и документов, по установленной форме. В случае отказа в принятии заявления о предоставлении (продлении срока действия) лицензии соискателю вручается отрывной талон-уведомление, в котором указываются мотивированные причины. Принятые к рассмотрению документы регистрируются в органе внутренних дел в течение суток. Органы внутренних дел проводят проверку полноты и достоверности представленных в заявлении сведений, документов, приложений к ним в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов РФ. По результатам изучения и проверки материалов составляется мотивированное заключение о возможности предоставить лицензию, отказе в предоставлении лицензии, при этом делаются ссылки на законодательные и иные нормативные правовые акты РФ, послужившие основанием для принятия такого решения. Указанное заключение выносится сотрудником подразделения лицензионно-разрешительной работы либо лицом, исполняющим такие обязанности. В заключении делается запись о предоставлении или отказе в предоставлении лицензии, которая заверяется личной подписью сотрудника и согласовывается с руководителем органа внутренних дел или его заместителем — начальником милиции общественной безопасности либо лицом, исполняющим их обязанности. В случае принятия решения об отказе в предоставлении лицензии орган внутренних дел обязан письменно уведомить юридическое лицо о принятом решении с указанием причин отказа. В ходе реализации процедуры лицензирования мы также видим, что должностные лица органа внутренних дел выносят правоприменительные акты, без которых граждане и юридические лица не могут реализовать свое право на занятие частной детективной и охранной деятельностью. Как мы можем видеть, в содержательном плане акты применения норм административного права в механизме реализации административных процедур в деятельности органов внутренних дел имеют определенную внутреннюю структуру, условно включающую в себя вводную, описательную и резолютивную части. Так, при вынесении акта применения нормы административного права в механизме административно-правового регулирования частной детективной и охранной деятельности осуществляется анализ фактических обстоятельств дела, анализ правовой нормы, формулирование и вынесение решения. Акт применения нормы административного права в механизме административно-правового регулирования частной детективной и охранной деятельности имеет персонифицированного адресата, в ходе вынесения данного акта реализуются соответствующие материальная и процессуальная нормы. Акт применения нормы административного права в механизме административно-правового регулирования частной детективной и охранной деятельности содержит в себе индивидуальное предписание запретительного, обязывающего, уполномочивающего характера. Иными словами, вынесение данного акта разрешает, запрещает, легализует какую-либо деятельность или состояние. Акт-разрешение строго индивидуален, он связан с конкретным правом, конкретным индивидом, к которому применяется норма права, со строго определенными обстоятельствами времени, места, условий, порядка реализации права. К примеру, вынесение акта-разрешения представляет собой обязательное предварительное условие приобретения ряда предметов. Особенность этого вида правоприменительных актов в том, что полученное от органов внутренних дел разрешение не влияет непосредственно на движение правоотношения, а дает субъекту лишь право совершать определенные действия <8>. В настоящее время разрешительно-запретительные методы регулирования частной детективной и охранной деятельности подвергаются вполне обоснованной критике. В частности, В. В. Осин отмечает, что регулирование частной охранной и детективной деятельности должно основываться не на запретах, а на создании условий для активного использования их в целях обеспечения надлежащей защиты личности, общества и государства <9>. ——————————— <8> См.: Черкасов А. Д. Акты применения права органами внутренних дел — разновидность управленческой деятельности // Актуальные проблемы теории и практики государственного управления. Воронеж, 1990. С. 93. <9> См.: Осин В. В. Частные детективные и охранные предприятия: деятельность и пути ее совершенствования // Право и экономика. 1997. N 11 — 12. С. 14.

Частная детективная и охранная деятельность осуществляется в рамках разрешительной системы, функционирование которой обеспечивается органами внутренних дел. Таким образом, органы внутренних дел, устанавливая разрешительный порядок пользования рядом конкретных прав, издают так называемые акты-разрешения, которыми дозволяется компетентному органу или должностному лицу либо гражданину пользоваться определенным правом. Разрешительная система как форма исполнительно-распорядительной деятельности характерна для многих государственных органов и распространяется на широкую сферу общественных отношений. Она предусматривает обязанность получения разрешений на совершение определенных действий или получения определенных правомочий предприятиями, учреждениями и организациями, а также отдельными гражданами. На органы внутренних дел возложена выдача разрешений на совершение определенных действий с такими предметами, веществами, объектами, бесконтрольное владение и пользование которыми может нанести вред государству, общественному порядку, личной безопасности граждан, государственному, общественному или личному имуществу. Эта деятельность характеризуется определенной спецификой. Такая деятельность касается главным образом не прошлого, а настоящего и даже будущего и связана с повседневным опытом организационной и контрольно-надзорной работы органов внутренних дел. Акт-разрешение строго индивидуализирован, он связан с конкретным правом конкретного субъекта, к которому применяется норма права, со строго определенными обстоятельствами времени, места, условий, порядка реализации права и т. д. К примеру, вынесение акта-разрешения представляет собой обязательное предварительное условие приобретения ряда предметов, открытия предприятия, осуществляющего частную детективную деятельность. Специфика этого вида правоприменительных актов в том, что полученное от органов внутренних дел разрешение не влияет непосредственно на движение правоотношения, а дает субъекту лишь право совершать определенные действия. И еще одно немаловажное обстоятельство, на которое следует обратить внимание, — это то, что в момент выдачи соответствующего разрешения предусмотренные в нем действия еще не совершены и право на их совершение возникает лишь с момента издания акта-разрешения. Правовые последствия подобного акта применения права заключаются в том, что он служит юридической основой для последующей позитивной деятельности субъекта, к которому была применена соответствующая норма административного права. Так, право оказывать услуги частного детективного и охранного характера возникает у учредителя с момента получения им лицензии на осуществление частной детективной и охранной деятельности. В сфере осуществления частной детективной и охранной деятельности установлен ряд запретов, в частности, службе безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия, охранникам запрещается использовать методы сыска, проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, и др. В этой связи возникает объективная необходимость в запретительных или пресекательных актах применения норм административного права. Так, говоря о запретительных актах применения норм административного права в механизме правового регулирования частной детективной и охранной деятельности, необходимо отметить, что для сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел практически невозможно в каждом конкретном случае ждать издания письменных актов, когда надо действовать немедленно — применять принуждение в целях предупреждения или пресечения правонарушения. Особенность совершения подобных индивидуальных актов состоит в том, что и принятие решения о применении соответствующих мер, и их непосредственное применение совпадают во времени, да к тому же и осуществляются одним и тем же лицом. Таким образом, на передний план выступают фактические действия по принудительному исполнению оперативно принятых решений. Вследствие этого может возникнуть мнение, что подобные действия не основаны на решении компетентного субъекта по конкретному правовому случаю. В частности, эту особенность не учитывает В. М. Безденежных, говоря о том, что такие действия «не содержат правовых решений, формируют правовые последствия в силу самого факта их совершения» <10>. Исходя из этого, В. М. Безденежных необоснованно относит их к иным юридически значимым действиям, т. е. к действиям, не являющимся индивидуальными юридическими актами. ——————————— <10> См.: Безденежных В. М. Правовые формы административной деятельности советской милиции. М., 1969. С. 19.

В системе действий сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел, связанных с принятием мер принуждения в целях предупреждения или пресечения правонарушений в сфере осуществления частной детективной и охранной деятельности, необходимо различать такие юридически значимые действия, как индивидуальные правоприменительные акты, и иные юридически значимые действия, которые таковыми не являются, но в то же время направлены на обеспечение исполнения акта применения права. В индивидуальном юридическом акте содержится выраженное устно или конклюдентно властное требование должностного лица к правонарушителю о прекращении неправомерных действий. Принудительное же административное исполнение осуществляется путем физического совершения иных юридически значимых действий фактического характера (задержание, доставление лица в орган внутренних дел и др.). Выявление административного правонарушения, посягающего на режим осуществления частной детективной и охранной деятельности, является основанием для издания юрисдикционных актов применения норм административного права. Юрисдикционные акты применения норм административного права иногда называются правоохранительными актами. С помощью юрисдикционных актов правоприменительный орган фиксирует факт совершения административного правонарушения в сфере осуществления частной детективной и охранной деятельности, с помощью данных актов закрепляются доказательства по делу об административном правонарушении, определяются обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, и др. В ходе производства по делу об административном правонарушении составляется большое количество процессуальных документов, в которых фиксируется факт совершения административного правонарушения, избранная мера административно-процессуального обеспечения, а также примененное административное наказание. Данные акты являются составной частью реализации мер юридической ответственности. Как отмечает В. В. Лучков, на основании акта применения права происходит индивидуализация юридической ответственности <11>. ——————————— <11> См.: Лучков В. В. Акты применения юридической ответственности // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. Тольятти, 2005. С. 12.

Таким образом, акт реализации юридической ответственности в сфере осуществления частной детективной и охранной деятельности — это официальное решение по конкретному делу, осуждающее правонарушителя, определяющее права и обязанности сторон правоотношения, а также содержащее государственно-властное предписание о применении избранного наказания. Исследования актов применения норм права позволяют констатировать, что в ходе реализации механизма административно-правового регулирования частной детективной и охранной деятельности выносятся: — регистрационные акты применения норм административного права; — лицензионные акты применения норм административного права; — контрольно-надзорные акты применения норм административного права; — разрешительные акты применения норм административного права; — запретительные акты применения норм административного права; — юрисдикционные акты применения норм административного права. Каждый из вышеназванных актов выносится при наличии соответствующего основания, юридического факта. Имеющаяся классификация юридических фактов — правомерных действий — на индивидуальные юридические акты и юридические поступки представляется недостаточной. Наряду с ними необходимо выделить и юридически значимые действия государственных органов, в частности органов внутренних дел и их должностных лиц. В этой связи предлагается различать понятия «совершение акта применения права» и «издание акта применения права». Общее для того и другого состоит в том, что в обоих случаях речь идет о юридическом факте как правомерном действии, влекущем юридические последствия, т. е. возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Различие между этими понятиями в том, что первое по содержанию шире второго. Издание акта применения права оформляется составлением в письменной форме соответствующего юридически значимого документа. Совершение же акта применения права помимо издания письменных документов о применении права может включать и фактическую юридически значимую деятельность по реализации содержащихся в правоприменительных актах предписаний. Такое разграничение имеет принципиальное значение для совершенствования административно-правового регулирования частной детективной и охранной деятельности. В целях более эффективной деятельности по обеспечению безопасности субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, охраняемые лица должны сами соблюдать правила обеспечения личной безопасности, к которым относятся: — неразглашение сведений о своих планах на день или ближайшее будущее, сообщение об этом в последний момент; — недопущение разговоров по телефону о предстоящих планах и поездках; — обязательное согласование со службой безопасности маршрутов поездок, рейсов самолетов и других видов транспорта; — соблюдение особой осторожности при пользовании автомобилем, вскрытии полученных по почте посылок, пакетов, конвертов; — тщательный подбор и обеспечение постоянного состава сотрудников безопасности, входящих в личную охрану. Замена кого-либо из них в обязательном порядке должна быть согласована с охраняемым лицом. Существует ряд общеизвестных истин, без соблюдения которых эффективность охранных функций службы безопасности в значительной степени снижается. К ним относятся следующие: — охраняемый должен быть уверен в своих телохранителях; — охраняемый должен помнить, что от грамотной работы телохранителей зависит его жизнь, и поэтому полностью доверять своей охране, которая не только следует за ним, но и разрабатывает маршруты, избегая привычных — наиболее уязвимых; — охраняемый не должен демонстрировать свое несогласие с рекомендациями службы безопасности, провоцируя тем самым дополнительную угрозу личной безопасности; — охраняемый не должен отождествлять охранников с прислугой и носильщиками; — охраняемому не следует самому водить машину <12>. ——————————— <12> См.: Правовые основы предпринимательской безопасности. М., 2003. С. 107.

Служба безопасности обязана постоянно информировать охраняемое лицо о правилах поведения в различных жизненных ситуациях. Например, ему необходимо: — в ресторанах и кафе садиться спиной к стене, а не к выходу, чтобы не быть застигнутым врасплох; стараться располагаться в темных углах, отделенных занавесом; — в гостиницах просить о предоставлении номера подальше от выхода; если замки ненадежны, попросить заменить номер; оставлять ценные вещи и багаж в камере хранения; не сдавать ключ, выходя из номера; — при пеших прогулках избегать кратчайших путей, если они проходят через парки, спортивные площадки и пустыри, стараться держаться центра тротуара, не ходить в непосредственной близости от домов; — при передвижении в автомобиле всегда ставить автомобиль в гараж или на охраняемую стоянку, не останавливаться при виде аварии; если на дороге появилось какое-либо препятствие, не выходить из машины; не подбирать по дороге незнакомых попутчиков <13>. ——————————— <13> См.: Козлов С. Б., Иванов Е. В. Предпринимательство и безопасность. М., 1991. С. 19.

Н. Н. Надеждин, говоря о целях безопасности предпринимательской деятельности, отмечает, что основные задачи в этом направлении стоят следующие: — оценка надежности и степени защищенности фирмы от внутренних и внешних угроз; — своевременное выявление посягательств на ресурсы фирмы и эффективное пресечение угроз руководству и персоналу на основании комплексного подхода к безопасности; — выявление причин и условий, способствующих нанесению финансового, материального и морального ущерба интересам фирмы, нарушению ее нормального функционирования и развития; — добывание необходимой информации для выработки оптимальных управленческих решений по вопросам стратегии и тактики устойчивой экономической деятельности; — изучение партнеров, клиентов и конкурентов, обеспечение безопасности внешней деятельности фирмы; — создание условий для возмещения материального и морального ущерба, наносимого неправомерными действиями юридических и физических лиц, ослабление негативных последствий, возникающих при нарушении экономической безопасности; — оказание соответствующего влияния на формирование у партнеров и клиентуры благоприятного мнения о коммерческой структуре; — сбор, анализ, оценка и прогнозирование данных, характеризующих состояние всего комплекса системы безопасности фирмы, контроль за эффективностью ее функционирования <14>. ——————————— <14> См.: Надеждин Н. Н. Понятие и формы обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности // Философия права. 2008. N 2. С. 100.

Таким образом, безопасность предпринимательской деятельности представляет определенную систему, в которой каждый из элементов играет свою роль. Как отмечает Д. Е. Дугинов, система безопасности предпринимательства представляет собой совокупность общих усилий государства, коммерческих и некоммерческих организаций, направленных на осуществление функций по реализации и защите жизненно важных потребностей и интересов, основных прав и свобод предпринимателей и их отражению от любых источников опасности <15>. ——————————— <15> См.: Дугинов Д. Е. Экономическая безопасность предпринимательской деятельности // Современное право. 2009. N 2 (1). С. 67.

В завершение исследования актов применения необходимо отметить, что органы внутренних дел, так же как другие органы исполнительной власти, посредством своих позитивных решений могут оказывать влияние на механизм административно-правового регулирования безопасности предпринимательской деятельности субъектами, осуществляющими частную детективную и охранную деятельность. От качества и своевременности принятия данных правоприменительных решений зависит качество услуг, предоставляемых субъектами частной детективной и охранной деятельности.

Библиографический список

1. Безденежных В. М. Правовые формы административной деятельности советской милиции. М., 1969. 2. Дугинов Д. Е. Экономическая безопасность предпринимательской деятельности // Современное право. 2009. N 2 (1). 3. Исаков В. Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984. 4. Козлов С. Б., Иванов Е. В. Предпринимательство и безопасность. М., 1991. 5. Лучков В. В. Акты применения юридической ответственности // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. Тольятти, 2005. 6. Надеждин Н. Н. Понятие и формы обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности // Философия права. 2008. N 2. 7. Осин В. В. Частные детективные и охранные предприятия: деятельность и пути ее совершенствования // Право и экономика. 1997. N 11 — 12. 8. Правовые основы предпринимательской безопасности. М., 2003. 9. Черкасов А. Д. Акты применения права органами внутренних дел — разновидность управленческой деятельности // Актуальные проблемы теории и практики государственного управления. Воронеж, 1990.

——————————————————————

Вопрос: Можно ли существенные условия договора поставки (о наименовании и количестве товара) согласовать в товарной накладной? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Можно ли существенные условия договора поставки (о наименовании и количестве товара) согласовать в товарной накладной?

Ответ: Существенные условия договора поставки можно согласовать в товарной накладной. Однако надо учитывать, что по данному вопросу у судов нет единой позиции.

Обоснование: Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форм е достигнуто соглашение по всем его существенным условиям (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Условие о товаре является одним из существенных условий договора поставки (п. п. 1, 5 ст. 454 ГК РФ, ст. 506 ГК РФ). Оно считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара (п. 3 ст. 455 ГК РФ). Таким образом, для признания договора поставки заключенным нужно, чтобы стороны согласовали условия о наименовании и количестве товара. В судебной практике достаточно часто встречаются споры по указанному вопросу. Связаны они, как правило, с тем, что отрицательный ответ на заданный вопрос приводит к квалификации отношений сторон возникшими на основании т. н. «разовой» сделки (условия которой отражены в товарной накладной), что исключает применение договорной неустойки (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 09.07.2007 по делу N А60-40284/05-С4, от 14.07.2009 по делу N А50-19501/2008-Г27). Разброс мнений по заданному вопросу в судебной практике достаточно большой — от полного отрицания такой возможности до ее признания, с учетом различных факторов. Например, в ФАС Поволжского округа при рассмотрении нескольких дел был сделан вывод о невозможности согласования существенных условий договора поставки в товарной накладной. В частности, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 07.04.2010 по делу N А55-12356/2009 отмечается, что товарные накладные не являются надлежащим способом согласования существенных условий договора, поскольку не являются неотъемлемым приложением к договору и относятся к документам первичной бухгалтерской отчетности и представляют собой лишь документ, удостоверяющий факт передачи товара от соответствующего поставщика покупателю, то есть подтверждают факт исполнения сделки, а не согласования сторонами ее существенных условий. В Постановлении того же суда от 21.05.2008 по делу N А57-20822/07-3 указывается, что передача товара по накладной является исполнением уже заключенного договора. При этом отсутствие в договоре поставки соглашения о количестве и наименовании продукции не позволяет определить количество товара, подлежащего поставке истцом. Учитывая эти факты, вывод нижестоящего суда о незаключенности договора признан не противоречащим законодательству. На этом основании во взыскании пеней за просрочку оплаты, предусмотренных договором, было отказано. Отраженная в последнем из приведенных актов позиция была поддержана Определением ВАС РФ от 16.07.2008 по делу N А57-20822/07-3. В судебном акте отмечено, что договор поставки нельзя признать заключенным в связи с отсутствием в нем условий о наименовании и количестве подлежащего поставке товара. ВАС РФ согласился с позицией нижестоящих судов, отклонивших довод заявителя о том, что стороны договорились согласовывать единицы, ассортимент и количество передаваемого товара в накладных и счетах-фактурах. Несмотря на то что невозможность согласования в товарной накладной существенных условий договора поставки поддержана Определением ВАС РФ, в судебной практике в настоящий момент доминирует противоположный подход. Большинство судов признают возможным согласование существенных условий договора в товарной накладной. И некоторые из таких решений ФАС округов также поддержаны Определениями ВАС РФ. Обстоятельства указанных дел различаются, поэтому следует обратить внимание на факторы, наличие которых давало судам основания признать договоры поставки заключенными. 1. Суды признают договор поставки заключенным, если на него содержится ссылка в подписанной сторонами товарной накладной (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2009 по делу N А66-9534/2008, от 11.06.2009 по делу N А56-44820/2008, ФАС Центрального округа от 19.08.2009 по делу N А68-553/08-30/10). Вот, к примеру, одно из дел, имеющее прецедентный характер. Судебными инстанциями рассматривался иск о взыскании задолженности по договору поставки и монтажа оборудования, который не содержал условие о товаре. При этом в акте приема-передачи содержалось описание товара и имелась ссылка на договор. Президиум ВАС РФ определил на основании акта приема-передачи, что стороны согласовали условия договора о товаре. При этом он отметил, что «содержащиеся в оспариваемых судебных актах выводы о незаключенности договора… и отсутствии у ответчика обязанности перед истцом по оплате полученного по этому договору оборудования не основаны на законе и противоречат фактическим обстоятельствам дела» (Постановление Президиума ВАС РФ от 31.01.2006 по делу N А75-2400-Г/04). В рассмотренной ситуации основанием для признания договора заключенным выступила не товарная накладная, а акт приема-передачи. Вместе с тем выработанная Президиумом ВАС РФ правовая позиция может по аналогии применяться и в случае, когда стороны подписывают товарную накладную, поскольку она также выступает подтверждением приемки-передачи товара. 2. Суды признают договор поставки заключенным, если товарные накладные содержат ссылку на договор и стороны в спорный период не заключали другие договоры поставки (Постановления ФАС Уральского округа от 24.03.2010 по делу N А07-22308/2009, от 22.03.2010 по делу N А47-6027/2009). 3. Суды признают договор поставки заключенным, если товарные накладные содержат ссылку на договор, в котором предусмотрена возможность определения существенных условий в товарных накладных (Определения ВАС РФ от 09.09.2010 по делу N А40-122533/09-12-821, от 09.09.2010 по делу N А40-157105/09-150-1063, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.01.2011 по делу N А56-3564/2010, от 28.01.2010 по делу N А56-25460/2009, ФАС Уральского округа от 01.03.2010 по делу N А76-15613/2009-41-290, от 13.01.2010 по делу N А60-12567/2009-С8, от 22.12.2009 по делу N А60-23343/2009-С11, от 01.10.2009 по делу N А71-2184/2009Г-27, от 16.07.2009 по делу N А76-4476/2008-21-188/209, от 14.07.2009 по делу N А50-19501/2008-Г27). 4. Суды признают договор поставки заключенным, если товарные накладные содержат ссылку на договор, в котором предусмотрена возможность определения существенных условий в товарных накладных. При этом стороны в спорный период не заключали другие договоры поставки (Постановления ФАС Поволжского округа от 03.09.2009 по делу N А12-15826/2008, ФАС Северо-Западного округа от 19.04.2010 по делу N А56-2484/2009). 5. Суды признают договор поставки заключенным, если договором предусмотрена возможность определения существенных условий в товарных накладных (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 17.02.2010 по делу N А53-8297/2009, ФАС Московского округа от 08.06.2009 по делу N А40-44368/08-155-337, от 19.11.2007 по делу N А40-929/07-43-11). 6. Суды признают договор поставки заключенным, если договором предусмотрена возможность определения существенных условий в товарных накладных и стороны в спорный период не заключали другие договоры поставки (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 14.08.2009 по делу N А13-653/2009, ФАС Уральского округа от 24.12.2009 по делу N А07-8376/2009, от 21.12.2009 по делу N А07-3529/2009, от 26.11.2009 по делу N А34-2409/2009, от 09.11.2009 по делу N А07-9769/2009, от 19.10.2009 по делу N А60-11158/2009-С11). 7. Суды признают договор поставки заключенным, если договором предусмотрена возможность определения существенных условий в товарных накладных, платежные документы содержат ссылку на договор (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.02.2010 по делу N А63-3535/2009). 8. Суды признают договор поставки заключенным, если договором предусмотрена возможность определения существенных условий в товарных накладных и обе стороны согласны, что поставка, оформленная товарной накладной, осуществлена в рамках договора (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 03.09.2009 по делу N А53-8238/2007, ФАС Центрального округа от 20.04.2010 по делу N А14-12518/2009/356/20). Таким образом, ответ на поставленный вопрос зависит от фактических обстоятельств дела. При этом имеется правовая неопределенность, связанная с отсутствием единой позиции в судебных инстанциях.

С. В.Мусарский К. ю.н., эксперт КонсультантПлюс Подписано в печать 24.03.2011

——————————————————————