Административно-правовое регулирование взаимодействия частных детективных и охранных структур с органами внутренних дел

(Цветков В. В.) («Административное и муниципальное право», 2008, N 10)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧАСТНЫХ ДЕТЕКТИВНЫХ И ОХРАННЫХ СТРУКТУР С ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В. В. ЦВЕТКОВ

Проблемы обеспечения правопорядка в различных сферах жизнедеятельности имеют весьма актуальное значение. Для того чтобы деятельность по обеспечению правопорядка была наиболее эффективной, необходимо налаживание взаимодействия между различными структурами, которые так или иначе участвуют в соответствующей деятельности. В настоящее время вопросы взаимодействия частных детективных и охранных структур с органами внутренних дел имеют весьма актуальное значение. Связано это с тем, что спрос на услуги частных детективных и охранных предприятий в настоящее время достаточно высок. По данным информационных центров МВД в Российской Федерации зарегистрировано свыше 23 тысяч частных охранных предприятий и около 4 тысяч служб безопасности, под охраной которых находится около 250 тысяч объектов, общая численность сотрудников частных охранных предприятий составляет 740 тысяч человек. На вооружении частных охранных предприятий находится 119 тысяч единиц огнестрельного оружия, 83,7 тыс. пистолетов. На работе в частных детективных и охранных предприятиях задействовано более 1 млн. чел. <1>. ——————————— <1> См.: Охрану приказано зачистить // Российская газета. 2007. 9 ноября.

Детективные структуры в настоящее время обладают большим информационным ресурсом, хорошо технически оснащены, в этой связи потенциал негосударственных детективных структур должен быть использован в деятельности органов внутренних дел. Однако приходится констатировать, что в настоящее время говорить о надлежащем взаимодействии частных детективных и охранных структур с органами внутренних дел в силу целого ряда причин как объективного, так и субъективного характера не приходится. В целях налаживания надлежащего взаимодействия между органами внутренних дел и частными детективными и охранными структурами необходимо совершенствование административно-правового регулирования названного взаимодействия. Следует сказать, что во многих зарубежных государствах частная детективная и охранная деятельность оказывает активное содействие государственным правоохранительным органам в сфере борьбы с преступностью и обеспечения правопорядка. Во многих зарубежных государствах сформированы процессуальные механизмы использования результатов частной детективной и охранной деятельности в уголовном судопроизводстве. Зарубежный опыт административно-правового регулирования взаимодействия частных детективных и охранных структур с органами полиции может быть использован и в нашей стране. Необходимо признать, что частная детективная и охранная деятельность начала активно развиваться в нашей стране с начала 90-х годов XX в., однако каких-либо существенных успехов в деле обеспечения правопорядка и защиты прав и законных интересов граждан пока не достигла <2>. Отчасти подобная ситуация связана с тем, что в настоящее время отсутствует надлежащее взаимодействие между органами внутренних дел и частными детективными структурами. ——————————— <2> См.: Семенов В. Г. Частная детективная деятельность при расследовании преступлений. М., 2006. С. 9; Голубев В. И., Мосин И. В. Частные охранные бюро и службы безопасности в Германии // Вестник МВД России. 1996. N 6. С. 133; Крысин А. В. Частные сыскные и охранные предприятия за рубежом: практика создания, функционирования и подбора кадров. Екатеринбург, 1992. С. 3; Дашков Г. В. Зарубежный опыт деятельности частных детективных и охранных служб // Экономическая преступность. М., 1994. С. 80.

Согласно Закону Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции» <3> милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 3). ——————————— <3> См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503.

В научной литературе существуют различные точки зрения на такую категорию, как «взаимодействие». Управленческая категория «взаимодействие» включает в себя действующие связи и реальное воздействие взаимодействующих элементов и представляет собой абстракцию высшего порядка по отношению ко всем другим ее значениям <4>. ——————————— <4> См.: Ипакян А. П., Геворкян К. С. Взаимодействие как управленческая категория // Актуальные проблемы совершенствования деятельности штабных подразделений органов внутренних дел. М., 1998. С. 41.

В. Г. Зубарьков, В. А. Круглов под взаимодействием служб и подразделений органов внутренних дел понимают совместную, согласованную по месту, времени и цели деятельность служб и подразделений, направленную на оптимальное использование имеющихся у них возможностей в охране общественного порядка и общественной безопасности на обслуживаемых объектах <5>. ——————————— <5> См.: Зубарьков В. Г., Круглов В. А. Организация взаимодействия служб и подразделений органов внутренних дел в охране общественного порядка и общественной безопасности // Совершенствование административно-правовой деятельности органов внутренних дел. М., 1994. С. 38.

Административно-правовое регулирование взаимодействия частных детективных и охранных структур осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» <6>, Приказа МВД России от 19 июня 2006 г. N 447 «Об утверждении Инструкции об организации работы по лицензированию и осуществлению органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации» и др. <7>. Вопросы лицензирования деятельности, связанной с оборотом оружия, определяются Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» <8>, Приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288, утвердившим Инструкцию по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, и др. <9>. ——————————— <6> См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 17. Ст. 888. <7> См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 29. <8> См.: Собрание законодательства РФ. 1996. N 51. Ст. 5681. <9> См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. N 32.

Несмотря на казалось бы сформировавшуюся правовую основу административно-правового регулирования частной детективной и охранной деятельности говорить о том, что в настоящее время решены все проблемы в рассматриваемой деятельности, пока нельзя. В настоящее время необходимо принять новый закон, который регламентировал бы негосударственную частную детективную и охранную деятельность. Как отмечает В. В. Вандышев, Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» содержит около 40% статей, которые отсылают к подзаконным нормативным правовым актам различных ведомств. В этой связи деятельность негосударственных субъектов обеспечения безопасности регламентируется не законом, а инструкциями, которые защищают ведомственный интерес <10>. Подобную ситуацию в настоящее время нельзя признать удовлетворительной. В новом законе о негосударственной частной детективной и охранной деятельности необходимо определить формы взаимодействия частных детективных и охранных структур с органами внутренних дел. В частности, необходимо определить механизмы информационного обмена, формы и методы взаимодействия органов внутренних дел и частных детективных и охранных структур при осуществлении мероприятий по охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Весьма актуальным остается вопрос о возможности использования результатов частной детективной и охранной деятельности в административном и уголовном процессе. Кроме того, взаимодействие органов внутренних дел и частных детективных и охранных структур может осуществляться в ходе подготовки сотрудников для структур, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность. ——————————— <10> См.: Вандышев В. В. Обеспечение безопасности предприятий в условиях рыночных отношений // Экономическая преступность. М., 1994. С. 83.

——————————————————————