Долг на счет доверителя

(Севастьянова Ю.) («ЭЖ-Юрист», 2011, N 46)

ДОЛГ НА СЧЕТ ДОВЕРИТЕЛЯ

Ю. СЕВАСТЬЯНОВА

Юлия Севастьянова, кандидат юридических наук, Волгоград.

Взыскать денежные средства, присужденные по решению суда, можно путем направления исполнительного листа в банк или иную кредитную организацию, обслуживающую должника <1>. Нередко от имени взыскателя по доверенности действует представитель, указывающий в заявлении о перечислении денежных средств свой личный счет, а не счет взыскателя. Насколько это правомерно? ——————————— <1> Статья 8 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»; Положение ЦБ РФ от 10.04.2006 N 285-П.

В силу ст. 8 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель, направляя исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте в банк или иную кредитную организацию, одновременно представляет заявление, в котором указывает: — реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства; — Ф. И.О., гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, ИНН, данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в РФ взыскателя-гражданина; — наименование, ИНН (код иностранной организации), государственный регистрационный номер, место госрегистрации и юридический адрес взыскателя — юридического лица. Если от имени взыскателя действует представитель, то он обязан представить документ, удостоверяющий его полномочия, и все вышеуказанные сведения о себе и о взыскателе. Исходя из системного толкования законодательства денежные средства, взысканные по решению суда, должны поступить непосредственно на счет взыскателя <2>. В связи с этим кредитные организации нередко отказываются перечислять их на расчетные счета представителей взыскателей. ——————————— <2> Там же.

Рассмотрим правовые последствия и обоснованность отказов. Истец обратился в суд с иском к банку о признании отказа в осуществлении списания денежных средств неправомерным, об обязании исполнить судебный акт, указывая в обоснование своих требований на то, что решением мирового судьи в его пользу были взысканы денежные средства. Представитель истца, действующий на основании доверенности, направил в адрес кредитного учреждения, обслуживающего должника, исполнительный лист, указав реквизиты банковского счета, на который следует перечислить взысканные денежные средства, однако банк отказал в списании в безакцептном порядке взысканной денежной суммы, указывая, что в заявлении отсутствуют реквизиты непосредственно самого взыскателя. Суд не нашел оснований для удовлетворения требований, поскольку в нарушение Закона об исполнительном производстве и Положения ЦБ РФ N 285-П в заявлении были указаны реквизиты банковского счета не самого взыскателя, а его представителя <3>. Аналогичный вывод суд сделал и по другому делу <4>. ——————————— <3> Определение Московского городского суда от 18.07.2011 N 33-22229. <4> Определение Московского городского суда от 16.05.2011 N 33-14063.

В решении по другому делу со схожими обстоятельствами указано, что нормами Закона N 229-ФЗ и Положения ЦБ РФ N 285-П не предусмотрена возможность перечисления денежных средств, присужденных судом в пользу взыскателя, на счет иных лиц, в том числе представителя взыскателя. То обстоятельство, что в доверенности, выданной взыскателем на имя представителя, специально оговорено его право на получение присужденного в пользу доверителя имущества, в том числе денежных средств, не является основанием для перечисления банком на счет представителя взыскателя присужденных в пользу взыскателя денежных средств. Право получения представителем взыскателя присужденного имущества предусмотрено ч. 3 ст. 57 Закона N 229-ФЗ, которая в данном случае применению не подлежит, поскольку исполнительное производство не возбуждалось <5>. К такому же выводу пришел Санкт-Петербургский суд в Определении от 16.03.2011 N 3610. ——————————— <5> Определение Московского городского суда от 06.07.2011 N 33-20981.

Но и в рамках исполнительного производства представитель взыскателя не всегда может реализовать право на перечисление денежных средств, взысканных в пользу взыскателя, на свой счет. В Постановлении ФАС ЗСО от 21.12.2009 N А45-6857/2009 сформирована правовая позиция, согласно которой в соответствии со ст. 110 Закона N 229-ФЗ денежные средства, взысканные с должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в том числе путем реализации имущества должника, подлежат перечислению на депозитный счет подразделения судебных приставов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Распределение денежных средств со счетов подразделений осуществляется старшим судебным приставом в соответствии со ст. ст. 110, 111, 112, 117 Закона N 229-ФЗ <6>. Перечисление (выдача) указанных денежных средств осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня поступления денежных средств на счет подразделения. Перечисление вышеназванных денежных средств осуществляется подразделениями судебных приставов юридическим лицам путем безналичных перечислений на расчетный счет взыскателя. Из смысла указанных норм следует, что в данном случае денежные средства должны были быть перечислены судебным приставом-исполнителем непосредственно на расчетный счет взыскателя. ——————————— <6> Пункты 9, 11 Инструкции о порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, утв. Приказом Минюста России и Минфина России от 25.01.2008 N 11/15н.

ВАС РФ, отказывая в истребовании данного дела в Президиум, указал, что в доверенности отсутствовали полномочия представителя на получение присужденных взыскателю денежных средств на иной, кроме принадлежащего взыскателю, расчетный счет <7>. ——————————— <7> Определение ВАС РФ от 14.04.2010 N А45-6857/2009.

Однако существует противоположная судебная практика, в рамках которой признается право представителя взыскателя на перечисление денежных средств на свой личный банковский счет. Должник по исполнительному листу обратился с иском к банку о взыскании убытков, считая, что, перечислив денежные средства с его расчетного счета на расчетный счет представителя взыскателя, банк нарушил требования банковского законодательства. Отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции исходил из недоказанности истцом обстоятельств, на которые тот ссылался в обоснование своих требований, в том числе противоправности действий банка, правомерно исполнившего решение суда по исполнению содержащихся в исполнительном листе требований о взыскании с должника (истца) денежных средств. Суд кассационной инстанции не согласился с позицией истца, полагавшего, что ч. 2 ст. 8 Закона N 229-ФЗ не позволяет указывать в заявлении, представляемом в банк вместе с исполнительным листом, счет иного лица, кроме взыскателя. Перечисление денежных средств со счета должника на счет представителя взыскателя не изменяет состав участников исполнительного производства. Кроме того, из системного толкования ст. ст. 8, 57, 70 Закона N 229-ФЗ следует, что данные нормы Закона не ограничивают права взыскателя по направлению денежных средств только на свой счет, а не на счет иного лица при наличии соответствующего заявления и доверенности <8>. ——————————— <8> Постановление ФАС МО от 04.07.2011 N КГ-А40/5775-11.

ВАС РФ разделил данное мнение и отказал в передаче дела в Президиум, а также счел, что судебную практику по указанному вопросу нельзя рассматривать как не единообразную (Определение ВАС РФ от 16.08.2011 N ВАС-10522/11). Позволим себе не согласиться с позицией судей ВАС РФ. По нашему мнению, на сегодняшний день в судебной практике как раз сформированы две полярные позиции: 1) возможность перечисления денежных средств, присужденных судом в пользу взыскателя, на счет иных лиц, в том числе представителя взыскателя, не предусмотрена, даже если на это указано в доверенности; 2) перечисление денежных средств со счета должника на счет представителя взыскателя не изменяет состав участников правоотношений и допускается при наличии соответствующего заявления и доверенности. На наш взгляд, более обоснованной является первая позиция. Дело в том, что перечисление взысканных денежных средств на счет третьего лица (представителя взыскателя), минуя расчетный счет самого взыскателя, позволяет последнему избежать ответственности перед кредиторами в случае, когда на счету взыскателя имеются аресты, «приостановки» и т. д. Итак, если признать правомерность позиции, легализующей возможность перечисления денежных средств на счет третьего лица, минуя счет взыскателя, то автоматически легализуется возможность ухода взыскателя от ответственности перед добросовестными кредиторами, налоговыми и иными властными органами, что в силу ст. 10 ГК РФ не допускается.

——————————————————————