Административно-правовые меры минимизации коррупционных рисков в деятельности ГИБДД в связи с выдачей регистрационных знаков автотранспортных средств

(Некрасова Т. А.) («Административное и муниципальное право», 2010, N 6)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ МИНИМИЗАЦИИ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИБДД В СВЯЗИ С ВЫДАЧЕЙ РЕГИСТРАЦИОННЫХ ЗНАКОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Т. А. НЕКРАСОВА

Некрасова Татьяна Алексеевна — стажер НИИ Российской правовой академии Министерства юстиции РФ.

В статье рассматриваются правовые и организационные проблемы минимизации коррупционных рисков в деятельности Госавтоинспекции, высказываются предложения по совершенствованию противодействия коррупции в органах внутренних дел.

Ключевые слова: коррупция, органы внутренних дел, коррупционный риск, регистрационный знак, Госавтоинспекция, органы внутренних дел, формы коррупции, противодействие.

Administrative and legal measures of minimization of corruption risks in the STSI activity in connection with registration of signs of automobile transportation T. A. Nekrasova

The article is devoted to the legal and organizational problems of minimization of corruption risks in State Traffic Inspection activity. The author also suggested certain recommendations on improvement of anti-corruption measures in internal affairs authorities.

Key words: corruption, internal affairs bodies, corruption risk, registration sign, State Traffic Inspection, forms of corruption, anti-corruption measures.

Последнее время в специальной научной литературе высказываются предложения относительно деэкономизации коррупции в системе органов внутренних дел <1>. Основное содержание таких предложений заключается в обеспечении социально-экономических гарантий сотрудников, при этом источники такого обеспечения рассматриваются в контексте бюджетного финансирования. В условиях последствий мирового экономического кризиса, с которым столкнулась Россия, поиск дополнительных источников бюджетного финансирования деятельности МВД может быть связан с введением альтернативных и не противоречащих закону способов пополнения казны. Вместо того, чтобы полученные незаконным путем средства за исполнение какой-то услуги, не предусмотренной действующими регламентами, оседали в карманах должностных лиц, некоторые такие услуги целесообразно легализовать, подвергнуть правовому регулированию, чтобы данный вид дохода официально поступал в казну. ——————————— <1> См.: Макаров А. А. Коррупция в системе органов внутренних дел. М., 2009. С. 106.

В современном обществе культивируется негативная оценка деятельности Госавтоинспекции. По мнению общественности, ГИБДД является одним из самых коррумпированных институтов государственной власти. По данным журнала «Профиль», три четверти россиян (74%) отмечают «высокую» или «очень высокую» степень распространенности коррупции в обществе. Наибольшую пораженность коррупцией, по мнению россиян, имеют: ГАИ — 34%; власть на местах — 28%; милиция — 26%; сфера медицины — 16%; образование — 15%; судебная власть — 15% (рис. 1 — Сферы и распространение коррупции в России — в оценках общественного мнения (в % от общего числа опрошенных респондентов)) <2>. Даже при исполнении простейшей на первый взгляд функции по регистрации знаков автотранспорта нередко встречаются нарушения закона, граничащие или сопряженные с коррупцией. ——————————— <2> См.: Бжезинский Д. Корысти ради // Профиль. 2009. N 9. С. 14.

Нередко это происходит при заинтересованности граждан в приобретении регистрационных знаков личного автотранспорта «особенного» образца. Показательно в данном случае то, что Интернет пестрит рекламой данной тематики, там такие номера называют «блатными» или просто «красивыми» <3>. Таковыми считаются номера, которые содержат тождество цифр с датой рождения, или счастливое сочетание цифр для автолюбителя, или особый порядок букв, или иногда в таких номерах видится гарантия «особого» отношения сотрудников ДПС. Таким образом, заявитель готов за такую услугу предоставить любые незаконные выгоды должностным лицам регистрирующих органов. Однако в официально утвержденных функциях регистрационного подразделения ГИБДД полномочия по предоставлению такой услуги нет. Данное обстоятельство порождает действия заинтересованных лиц, направленные на совершение коррупционных правонарушений. Как же выйти из сложившейся ситуации? ——————————— <3> Например, см.: http://x-car. narod. ru/blatnie. htm.

Учитывая, что наше общество находится в условиях рыночной экономики, где спрос порождает предложение, где покупатель готов платить за дополнительные услуги, целесообразно упорядочить и подвергнуть правовому регулированию выдачу таких «особенных» номеров. При реализации данного подхода можно использовать накопленный положительный опыт. Как известно, для зарубежных стран не являются единичными случаи предоставления дополнительных услуг за дополнительную плату гражданам. Так, например, в паспортных отделах США нет коррупции. Чтобы избежать инициирования взяток за более быструю выдачу паспортов, паспортные отделы сами предлагают ускоренное оформление за отдельную плату. Такие процедуры (порядок) сводят практически на нет пользу от подкупа должностного лица <4>. ——————————— <4> См.: Малыгин В. А. Коррупция как серьезное препятствие экономическому развитию России // Актуальные проблемы экономики и права. 2009. N 4 (12). С. 74.

Учитывая этот опыт, представляется целесообразным имплементировать его на российскую почву и ввести специальную процедуру получения автотранспортных регистрационных «кодов». Это возможно при соблюдении следующих условий, необходимых к исполнению. 1. Перечень таких объектов формируется регистрационными подразделениями Госавтоинспекции, с учетом пожеланий граждан; 2. Сформированный перечень размещается на официальном сайте Госавтоинспекции либо доносится до граждан с привлечением СМИ (периодические издания, объявления в программах телерадиовещания, интернет-вещания); 3. Продажа предлагаемых «регистрационных кодов» осуществляется путем электронных продаж (возможно предложение по альтернативному порядку для тех граждан, которые не могут принять участие в электронных продажах); 4. Положения по расчету платы за такие объекты гражданского оборота утверждаются Минэкономразвития России (размер платы за оказание такой услуги при ее оказании не должен превышать экономически обоснованных расходов на оказание данной услуги). Следуя такому концептуальному видению решения затрагиваемых проблем, удачное и полезное регулирование такого рода отношений может иметь ряд положительных результатов. 1. Плата за такие «особенные» номера — дополнительный доход для бюджета; 2. Данная мера будет являться отличной профилактикой борьбы с коррупцией; 3. Такой подход к реализации функции по выдаче регистрационных знаков обеспечит ее прозрачность, тем самым поможет изменить укоренившуюся негативную оценку деятельности Госавтоинспекции.

Рис. 1. Сфера и распространение коррупции в России (%)

Парламент 3 Политические партии 3 СМИ 3 Сфера торговли 4 Армия 5 Шоу-бизнес 6 Военкоматы 8 Крупный бизнес 13 Судебная система 15 Фед. власть, Правительство 15 Образование 15 Сфера медицины 16 Все общество в целом 23 Милиция 26 Власть на местах 28 ГАИ 33

0 5 10 15 20 25 30 35

Библиографический список

1. Бахтизин А. Р. Моделирование эффектов коррупции и теневой экономики с помощью вычислимой модели общего равновесия // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: Материалы Всероссийской научной конференции. М., 2007. 2. Бжезинский Д. Корысти ради // Профиль. 2009. N 9. 3. Макаров А. А. Коррупция в системе органов внутренних дел. М., 2009. 4. Малыгин В. А. Коррупция как серьезное препятствие экономическому развитию России // Актуальные проблемы экономики и права. 2009. N 4 (12). 5. Макаров В. Л., Бахтизин А. Р., Бахтизина Н. В. CGE модель социально-экономической системы России со встроенными нейронными сетями. М., 2005. 6. Макаров А. А. Коррупция в системе органов внутренних дел. М., 2009.

——————————————————————