Ценностные элементы в содержании правомерного поведения
(Конарев С. В.) («Юридический мир», 2011, N 5)
ЦЕННОСТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В СОДЕРЖАНИИ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ
С. В. КОНАРЕВ
Конарев Станислав Владимирович, соискатель кафедры теории государства и права Московского университета МВД.
В статье предпринимается попытка аксиологического осмысления правомерного поведения. Автор выделяет ценностные элементы в содержании правомерного поведения, что позволяет выделить его содержательные характеристики. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в научной деятельности.
Ключевые слова: ценности, правомерное поведение, правовые качества, мотив, воля, свобода.
Axiological elements in the contents of legitimate behavior S. V. Konarev
In article attempt of valuable judgement of lawful behavior is undertaken. The author allocates valuable elements in the maintenance of lawful behavior that allows to allocate its substantial characteristics.
Key words: values, lawful behavior, legal qualities, motive, will, freedom.
Содержание правомерного поведения включает не только нормативные элементы, но и ценностные. Последние согласовывают внешние формальные предписания, заданные нормой с внутренними убеждениями, в конечном итоге определяя направленность правового поступка индивида. Само значение слова «правомерное» связано с понятием о некотором качественном состоянии действующего правового субъекта, о внутренней оправданности определенного поведения или действия. И эта оправданность отнюдь не исчерпывается согласованностью поведения с правовыми нормами или с произведенным общественным эффектом, а может и не совпадать с ними. Ценностные элементы проявляются в содержательных критериях правомерного поведения и определяют его социальную и психологическую характеристику. Психологические свойства — это прежде всего сам механизм саморегуляции, в основе которого лежат воля и сознание человека. Оценивание правовой действительности осуществляется на уровне индивидуального правосознания. Социальные признаки указывают на признанность, легитимность правомерности и выражаются скорее через призму общественного правосознания. В статье предпринята попытка раскрыть именно ценностное опосредование на уровне психической саморегуляции. Психологические признаки правомерного поведения позволяют конкретизировать внутреннее отношение лица к своей правомерной деятельности и ее последствиям. Данный аспект обусловлен природой человека. Как отмечает Э. Фромм, говоря о человеке: «…для представителей этого вида характерны общие психические свойства, законы, управляющие их умственной и эмоциональной деятельностью, а также стремление к удовлетворительному разрешению проблем человеческого существования» <1>. ——————————— <1> Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе. М., 2005. С. 19.
Вопросы влияния природы человека на его поведение являются предметом многих дискуссий. Например, в бихевиористских концепциях поведение индивида — это система опосредованных внутренними переменными реакций на стимулы, поступающие из внешней среды. В роли детерминант могут рассматриваться деньги, язык, продукты труда и др. Фрейдизм в качестве импульса поведения рассматривает инстинкты и влечения. Гуманистическая психология объясняет поведение индивида через его потребности. Основополагающим является определение условий, необходимых для удовлетворения потребностей индивида, что непосредственно указывает на степень правомерности поведения каждой личности. Как верно отмечает С. А. Жинкин, данная проблема определяет степень эффективности права и норм законодательства <2>. Существуют и другие концепции, пытающиеся определить предпосылки активности индивида. Все они непосредственно дают богатый материал для исследования содержания правомерного поведения и в последующей части работы, естественно, найдут место для освещения. ——————————— <2> Жинкин С. А. Психологические проблемы эффективности права. СПб., 2009. С. 261.
Но природу человека не следует понимать только с точки зрения физиологии и анатомии, важное значение имеют основополагающие качества, присущие индивиду. Набор качеств человека, влияющих на его правовое поведение, складывается из качеств различных уровней: — общечеловеческие качества, характерные для человека как духовного и биологического существа; — этнические (национальные), обусловленные принадлежностью человека к определенной национальной культуре с ее системой идеалов, традиций, требований к поведению людей; — социально-классовые. К ним относятся качества, связанные с принадлежностью человека к той или иной социальной группе, с выполнением им соответствующих социальных ролей; — индивидуальные. Они формируются под влиянием психологических особенностей и жизненного опыта конкретного человека <3>. ——————————— <3> Там же. С. 256.
Природа человека не является «застывшим» раз и навсегда данным феноменом. Как исторически меняется культура человечества и отдельного народа, так исторически трансформируется и комплекс главных черт человека. В разные исторические эпохи те или иные качества играют различную роль в формировании человеческого поведения и взаимодействии личности и правовой системы <4>. ——————————— <4> Там же.
Говоря о поведении в правовой сфере, естественно, наиболее значимыми являются правовые качества. Правовые качества — это устойчивые характеристики субъекта права, формирующиеся в процессе правового опыта. При этом необходимо отметить, что правовые качества — это результат социализации индивида в праве, правовые качества — это отражение моральных и правовых начал в сфере правового регулирования и, как следствие, в сфере правовой активности индивида. С одной стороны, правовые качества — это то, что формируется у индивида в процессе правовой деятельности, с другой стороны, это то, что является критерием правомерности поступка, определяя внутреннюю склонность индивида к совершению того или иного действия. Трудно любить свою родину и при этом нарушать гражданские права, равно как и практически невозможно ценить собственность выше всего и пойти на преступление против чужого имущества. Уже на основе этих небольших примеров и обоснований обнаруживается та значительная роль, которая принадлежит правовым качествам в механизме правомерной деятельности субъекта права. Правовые качества личности — это одно из проявлений ценностных характеристик «образа права». Сформированный в общественном правосознании «образ права» играет значительную роль в психологическом опосредовании регулятивного правового воздействия. Его ценностные характеристики находят непосредственное воплощение в содержании правомерного поведения, проявляясь непосредственно либо в самих критериях правомерности, либо в правовых качествах личности, определяющих совершение лицом правомерного деяния. Психологические признаки правомерного поведения — это отражение прежде всего субъективной стороны данной формы социальной активности индивида. Наиболее значимым компонентом в психической регуляции поступка выступает мотив как побуждение к деянию, обусловленное целым комплексом факторов и условий. Обоснование собственной правомерной деятельности системой различных мотивов показывает наличие такого содержательного признака, как мотивированность правомерного поведения. Имеется в виду система побудительных факторов личности, ее убеждения, ценностные ориентации, положительное отношение к правовым предписаниям, стремление действовать в соответствии с ними. Правомерное поведение мотивируется, как правило, сознанием долга, общественной потребности либо личными интересами, которые соответствуют интересам других лиц (если это возможно) и общества в целом или, во всяком случае, не противоречат им <5>. В качестве мотивов могут выступать сами правовые качества, являясь наиболее устойчивым коррелятом восприятия правовой действительности и волеизъявлением субъекта, проявляющимся в конкретном правовом поступке. ——————————— <5> Кудрявцев В. Н., Малеин Н. С. Правовое поведение, его субъекты и пределы // Правоведение. 1980. N 3. С. 40.
По мнению Д. А. Липинского, правомерное поведение определяют следующие мотивы: нравственное согласие с законом, выраженное убежденностью в его необходимости и полезности; сложившаяся привычка соблюдать общепринятые правила поведения; пассивное принятие соответствующего правового порядка, боязнь утратить доверие окружающих; страх перед наказанием и личный расчет <6>. Данные мотивы не являются исчерпывающими при определении правомерного поведения, можно, в частности, указать и на конформизм и др. Но, по нашему мнению, перечисленные мотивы в основном используются в качестве критериев при определении видов правомерного поведения. ——————————— <6> Липинский Д. А. Проблемы юридической ответственности. СПб., 2007. С. 381.
Ценности сложным опосредованным образом включены в процесс детерминации деятельности субъекта. Ценности являются отражением общественного бытия, становятся внутренними побуждениями субъекта. Само превращение человека в общественного субъекта предполагает рост удельного веса ценностных норм в детерминации его поведения. В развитом обществе потребность в таких ценностях, как добро, красота, справедливость, становится такой же важной жизненной потребностью, как еда, тепло, жилье и т. д. В общественной практике создаются ценности, производятся и воспроизводятся потребности, которые отражаются в интересах субъекта и обусловливают выбор критерия оценки, активизируя его деятельность в определенном направлении. Через диалектику потребностей и ценностей разрешается противоречие между индивидуальным и общественным, наличным и должным. Ценности выступают необходимым условием социальной активности человека <7>. В частности, выступая формой, обусловливающей отношение к правовой ситуации, правовая ценность определяет мотивацию правомерного поведения субъекта. ——————————— <7> Ивин А. А. Аксиология: Научное издание. М., 2006. С. 46.
Помимо мотивов, правомерные действия совершаются для того, чтобы удовлетворить определенные потребности и интересы соответствующих субъектов. Потребность и интерес — основные побудительные импульсы правомерного поведения. Существует точка зрения, что мотивирующее значение социальных императивов и норм можно признавать только в определенной связи с потребностями личности <8>. Правомерное поведение, как и любое другое волевое поведение, не является для личности самоцелью, а представляет собой одно из средств удовлетворения определенной потребности и детерминируется субъективно этой потребностью <9>. ——————————— <8> Кудрявцев В. Н. Причины правонарушений. М., 1976. С. 105. <9> Нурпеисов Е. К. Психология правомерного поведения. Алма-Ата, 1984. С. 48.
Деятельность личности в праве, определяемая через потребности и установки, объединяется с правовой системой, заданной через ролевые ожидания посредством культурных стандартов ценностных ориентаций. Ценностные стандарты могут быть определены не только по своему социальному значению, но и с точки зрения их функциональных связей с действием индивида. Все ценностные стандарты, рассматриваемые в связи с мотивацией, имеют оценочный характер. В сфере правового поведения наиболее распространенной является так называемая телеологическая детерминация, которая не только не отвергает свободы воли, но непосредственно на ней основывается. Телеологическая детерминация означает, что деятельность субъекта обусловливается не просто сочетанием внешних обстоятельств, но и конкретной целью, которую он ставит перед собой с учетом этих условий; «он полагает определенный эффект в качестве «цели», т. е. соединяет с ним некоторую ценность» <10>. Правомерному поведению свойственна целенаправленность. ——————————— <10> Риккерт Г. Философия жизни. М., 2000. С. 150.
Правомерное поведение находится под актуальным или потенциальным контролем сознания и воли лица. Даже если этот контроль в данный момент и не осуществляется, то он потенциально может быть осуществлен, иначе говорить о правовом поведении нет оснований. Этот психологический признак обусловлен самой природой права. Но право в состоянии вызвать к жизни, стимулировать и обеспечить полезные для общества виды человеческих поступков и предупредить или пресечь другие, общественно вредные, лишь в том случае, если такие поступки способны регулироваться и контролироваться сознанием и волей человека, в ином случае право бессильно повлиять на человеческое поведение. Как подчеркивал М. Ф. Орзих, «…к правовому поведению относятся те проявления активности людей, которые поддаются социальному (внешнему или внутренне-личностному) контролю в его специфических юридических формах» <11>. И если нормативным компонентом в содержании правомерного поведения будет являться внешний контроль со стороны государства, то в качестве ценностного элемента в содержании правомерного поступка можно выделить самоконтроль. Механизм саморегуляции основан на этом контроле, без него поступки человека были бы хаотичными, не поддавались бы объяснению даже им самим. Это в целом противоречит рациональности мышления индивида и не может быть характеристикой человека как существа разумного, рационального. Нормативное мышление — это своего рода мышление о границах, о гранях, которые индивид не видит возможности переступить иначе как поступившись чем-то значимым, благим, то, что он соотносит с пользой для себя, общества. ——————————— <11> Орзих М. Ф. Личность и право. М., 1975. С. 12.
Механизм самоконтроля обеспечивает участие воли в сознании индивида. Правомерное поведение — это поведение волевое. Степень свободного волеизъявления субъекта, воздействие на волю факторов, стимулирующих или же, наоборот, ограничивающих его, зависят от сферы правового регулирования, от возможности субъекта проявлять самостоятельность и инициативность при выборе поступка в правовой сфере. Данный аспект наиболее наглядно можно рассмотреть через призму частноправового и публично-правового регулирования. Воля выполняет важные функции в механизме формирования правомерного поступка. В качестве основных можно выделить выбор мотивов (доминирующего мотива) и целей политико-правовой активности; регуляцию побуждений при недостаточности их мотивации; организацию психических процессов в адекватно выполняемой человеком политико-правовой деятельности в соответствии с основными идеалами и ценностями прав человека <12>. ——————————— <12> Крупеня Е. М. Действенность статусного публичного права как правовая, психологическая и социокультурная проблема. М., 2010. С. 247.
Волевой характер деяния проявляется в самодетерминации и саморегуляции. Данный признак выражает состояние свободы индивида в праве, что определяется наличием выбора определенных возможностей. В данном контексте уместно говорить о таком правовом качестве индивида, как свобода. Правомерное поведение — это поведение добровольное. Субъект не только осознает характер совершаемого деяния, но и способен предвидеть возможные последствия своих действий. Определяющую роль здесь, как отмечалось ранее, играют мотивы, цели, внутреннее отношение индивида к требованиям юридических норм. Поведенческие акты человека (действия, поступки) при всей их индивидуальности всегда относительно самостоятельны, поскольку они подчиняются определенному регулированию со стороны общества, класса, социальной группы в соответствии с принятыми в них правилами поведения — социальными нормами <13>. ——————————— <13> Оксамытный В. В. Правомерное поведение личности. Киев, 1985. С. 35.
Основная масса населения ведет себя правомерно в силу личных убеждений, понимания выгод правомерного поведения. Убежденность, т. е. глубокая и обоснованная уверенность субъекта в необходимости действовать именно правомерным образом, положительное отношение субъекта к правовым требованиям, авторитету государства и государственной власти, выступает как идейная направленность индивида. Ее основу составляет свойственная данной личности система взаимосвязанных убеждений, то есть осознанных и побуждающих к действию интересов <14>. В содержание убеждений входят знания как объективно-достоверное отражение внешнего мира и оценка как субъективное отношение к действительности в соответствии с интересами и потребностями человека. Следствием убежденности индивида в чем-либо являются привычные формы реагирования на ситуацию, соответствующую реализации данных убеждений. ——————————— <14> Вопленко Н. Н. Индивидуально-психологические особенности формирования правомерного поведения // Вопросы теории государства и права. Государство, право и правопорядок развитого социализма: Межвузовский научный сборник. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1980. С. 125.
Процесс интеграции индивида в правовое пространство обусловлен не только степенью его свободы, но и чувством ответственности, которое проявляется в способности личности осознавать социальные последствия своих поступков. Речь идет об ответственности не только за действия, но и за бездействие, в результате которого часть предоставленных возможностей остается нереализованными. Современная жизнь все острее ставит проблему ответственности пользования своими правами и свободами, исключения их применения во вред другим субъектам права <15>. Ответственность — это прежде всего качество, состояние человека, не всегда предусматривающее наказание, принуждение. ——————————— <15> Общая теория государства и права. Академический курс. Т. 3. М., 2002. С. 393.
Правомерное поведение — это поведение должное. Долженствование можно указать в качестве социально значимого качества человека <16>. Человек — существо «долженствующее», постоянно соотносящее свои действия с идеальными образцами и тем самым устремляющееся к этим образцам, трансцендирующее к ним. Этим ценностно-ориентированное поведение человека отличается от простой целенаправленности поведения животных <17>. ——————————— <16> Жинкин С. А. Указ. соч. С. 276. <17> Философия права: Учебник / О. П. Данильян, Л. Д. Байрачная, С. И. Максимов и др. М., 2005. С. 235 — 236.
Долженствование — это стремление жить в определенных рамках, в границах известного порядка. Правота, чувство долга, служение, честность, нравственность, порядочность составляют сущность долженствования. Трансгрессивность вместе со своей противоположностью — идеей долженствования, нахождения в известных поведенческих рамках — представляют собой качества, лежащие в основе существования социальных регуляторов, в том числе права, а также их эффективности. Было бы неправильно рассматривать большинство из указанных признаков изолированно друг от друга. Совокупность этих черт придает качественную определенность правомерному поведению, в целом показывая отношение субъекта права к своему поступку и детерминируя правомерный поступок. Всякое деяние имеет в своей основе ценностные предпосылки. Другое дело, что не всегда они входят в мотивацию деяния, а присутствуют как духовный шаблон, требующий реализации в любом деянии, а не в отдельном, определенно мотивированном деянии. Ценностный строй правомерного поведения не позволяет рассматривать данный феномен как нечто однородное, статичное. В большинстве своем психологические характеристики задают тон правомерности, придают ей содержательную окраску. Ценности придают смысл поведению индивида, что, несомненно, является содержательным компонентом правомерности. По мнению Л. В. Кондратюка, именно воля к смыслу является обобщающим уровнем для определения всех других частных проявлений человеческой воли. Правовые ценности, позволяющие личности оценивать окружающий мир с точки зрения права, а также выбирать и формировать свое правовое поведение, органично вплетаются в систему нормативного регулирования общества, проявляясь на всех уровнях нормативной регуляции общественных отношений. Ценность — основной побудитель полновесного правомерного поведения, поэтому наряду с нормативным строем правомерного поведения его содержание включает и ценностный строй со всем многообразием элементов, придающих правомерности определенную специфичность, уникальность в среде правовых поступков. Ценностный строй правомерного поведения показывает, что, собственно говоря, лежит в основании целесообразной правовой деятельности человека как таковой. В рамках данного подхода право выступает не просто как идея или принцип, но как действительная цель и движущий мотив поведения человека, т. е. ценность, благо.
——————————————————————