Вопросы административно-правового регулирования деятельности полиции в Российской Федерации

(Попугаев Ю. И.) («Административное право и процесс», 2012, N 3)

ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ю. И. ПОПУГАЕВ

Попугаев Юрий Ильич, первый заместитель начальника ВНИИ МВД России, кандидат юридических наук, доцент, генерал-майор полиции.

На протяжении всего периода существования цивилизации человечество стремилось и стремится к эффективному использованию социальных норм как регуляторов общественных отношений для достижения желаемых задач общества в целом и правомерного поведения каждого гражданина, индивидуума в отдельности.

Ключевые слова: полиция, административно-правовое регулирование, правомерное поведение, дозволение, обязывание и запрещение.

Issues of administrative-law regulation of activity of police in the Russian Federation Yu. I. Popugaev

During the whole period of existence of civilization the mankind strove and strives to efficient use of social norms as regulators of social relations for achievement of desired tasks of society as a whole and lawful behavior of every citizen, individual separately.

Key words: police, administrative-law regulation, lawful behavior, permission, obliging, prohibition.

1. В общей теории права всегда придавалось важное значение исследованию правового инструментария воздействия на общественные отношения, методам, способам, приемам, типам правового регулирования <1>. При этом традиционно сложилась точка зрения о наличии только таких способов правового регулирования, как дозволение, обязывание и запрещение. ——————————— <1> См.: Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966; Алексеев С. С. Общая теория права: Курс лекций: В 2 т. М., 1982; Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989; Алексеев С. С. Общая теория права: Учебник. М., 2008; Горшенев В. М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972.

Постоянное совершенствование, изменение, динамика правового материала в целом и правового инструментария в частности, появление новых специфических норм права, отдельных правовых институтов, в том числе не принудительного, стимулирующего характера, позволяет, на наш взгляд, говорить и о появлении новых форм, методов, способов и типов правового регулирования. Причем, с учетом возникновения и развития новых позитивных, не принудительных, стимулирующих правовых институтов, появления поощрительных, рекомендательных правовых норм; в недостаточной степени исследованы, на наш взгляд, соответственно, и такие правовые способы, как поощрение и рекомендация. 2. В теории административного права всегда значимым являлся и является постоянный поиск эффективных правовых методов, способов, приемов, правовых мер, направленных на достижение эффективного управленческого воздействия. За последние десятилетия активно совершенствуется административное законодательство, развиваются административно-правовые институты. Проведены исследования механизма административно-правового регулирования общественных отношений. При этом большое внимание было уделено таким элементам механизма административно-правового регулирования, как административно-правовые нормы, административно-правовые отношения, акты применения норм административного права <2>. ——————————— <2> См.: Веремеенко И. И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. М., 1981; Курагин Г. Г. Механизм ведомственного правового регулирования деятельности органов внутренних дел. М., 1976. Отдельные аспекты рассматриваемых вопросов нашли отражение в работах Д. Н. Бахраха, К. С. Вельского, И. И. Веремеенко, А. С. Дугенца, И. Ш. Килясханова, Ю. М. Козлова, А. П. Коренева, Г. И. Петрова, Н. И. Побежимовой, Л. Л. Попова, Ю. Н. Старилова, С. А. Старостина, Ю. В. Степаненко, С. С. Студеникина, Ю. А. Тихомирова, А. П. Шергина, С. В. Штатского, А. Ю. Якимова.

Ряд административистов в состав элементов механизма административно-правового регулирования в последнее время стали включать и способы правового регулирования, но, как правило, без их подробного, обстоятельного анализа <3>. ——————————— <3> См.: Шергин А. П. Понятие и содержание механизма административно-правового регулирования // Научный портал МВД России. М., 2009. N 1(5).

Так, следует констатировать, что способы административно-правового регулирования не получили комплексного правового исследования, упоминаются, как правило, штрихом, без правового анализа их юридической природы, сочетания с другими элементами механизма административно-правового регулирования, прикладного характера их реализации в повседневной деятельности органов исполнительной власти. При этом отдельные правовые способы, направленные на стимулирующее воздействие, реализовывающиеся через позитивную управленческую деятельность, практически не анализировались. 3. В Федеральном законе «О полиции» закреплена партнерская модель взаимоотношений полиции с обществом, предусматривающая, что полиция не стоит над обществом, а служит ему с учетом тесного взаимодействия и сотрудничества с институтами гражданского сообщества и гражданами в процессе защиты прав и свобод граждан, противодействия преступности и охраны общественного порядка. В ст. 9 указанного Закона говорится об общественном доверии и поддержке граждан при осуществлении полицией своей деятельности. Предусматривается возможность привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции. Новое законодательство о полиции, формирование партнерской модели взаимоотношений полиции с гражданами обусловливают необходимость разработки соответствующего правового инструментария, нового осмысления с точки зрения эффективного управомочивания граждан и общественных объединений на участие в охране правопорядка, реализации стимулирующих способов их задействования в совместной деятельности, поощрительных мер и т. п. Таким образом, требуется, на наш взгляд, постановка и решение следующих исследовательских задач: — уточнение юридической природы способов административно-правового регулирования и их места и роли в механизме административно-правового регулирования общественных отношений; — выявление специфики способов административно-правового регулирования, их сочетания с другими элементами механизма административно-правового регулирования; — осуществление юридической характеристики отдельных способов административно-правового регулирования, выделение их отличительных признаков и проведение соответствующей классификации; — исследование способов административно-правового регулирования, направленных на регулирование позитивных управленческих отношений, оказание стимулирующего воздействия; — проведение анализа прикладного значения способов административно-правового регулирования в повседневной деятельности государственных управленческих структур; — анализ реализации способов административно-правового регулирования в деятельности органов исполнительной власти, правоохранительных органов, в особенности полиции, учитывая создание новой нормативно-правовой базы, регламентирующей ее деятельность.

——————————————————————