Соотношение понятий «правомерное поведение» и «правовой нигилизм»
(Чайка Я. В.) («Российская юстиция», 2011, N 3)
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ» И «ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ»
Я. В. ЧАЙКА
Чайка Я. В., старший преподаватель Кисловодского гуманитарно-технического института.
В ходе анализа понятий «правомерное поведение» и «правовой нигилизм» определено, что основой обоих явлений выступает поведение личности. Исследование понятий «правомерное поведение» и «правовой нигилизм», проводимое с помощью основных законов диалектики, позволило выявить специфические и общие черты данных понятий, на основании чего делается закономерный вывод о том, что указанные понятия выступают по отношению к друг к другу как антиподы.
Ключевые слова: личность, правомерное поведение, правовой нигилизм, поступок, действие, массовость, сознательность, активность.
In an analysis of the concepts of «good behavior» and «legal nihilism» determined that the basis of both phenomena serves individual behavior. Study the concepts of «good behavior» and «legal nihilism», conducted by the basic laws of dialectics, revealed the specific and general features of these concepts, on what basis is the logical conclusion is that these notions are relative to each other as polar opposites.
В сегодняшних условиях, когда одним из направлений государственной политики выступает активизация процессов правового просвещения населения (например, проводится разработка программ развития правовой грамотности и правосознания граждан), остро стоит вопрос о том, каким образом возможно достичь наиболее эффективных результатов, устранение каких явлений общественной жизни будет этому способствовать. Ответ на него звучал в выступлениях Президента РФ, в частности, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 05.11.2008 указывалось, что для формирования качественно новой правовой системы и независимого суда необходимо избавление от правового нигилизма <1>. И здесь же «однако справедливо и то, что этой проблемой — проблемой пренебрежения к праву — мы еще системно и глубоко не занимались». Определяя пути преодоления данного явления, считаю необходимым в первую очередь выявить взаимосвязь таких правовых явлений, как «правомерное поведение» и «правовой нигилизм» и их влияние друг на друга. ——————————— <1> Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 05.11.2008 // Российская газета. 2008. 6 ноября.
Отправной точкой при определении понятий «правомерное поведение» и «правовой нигилизм» следует считать то, что оба эти явления не могут существовать абстрактно, без участия личности — субъекта, носителя прав и обязанностей. Только его воля превращает то или иное действие в правомерное либо указывает на отношение субъекта, в том числе и отрицательное, к существующим правовым нормам. Соответственно, выделяя общие и индивидуальные черты, присущие указанным явлениям, противопоставляя их друг другу, и можно установить степень их влияния друг на друга. Таким образом, основой обоих явлений выступает поведение личности, которое выступает центральной социальной характеристикой личности. Можно выделить различные виды поведения в зависимости от его формы. По данному основанию различают вербальное поведение, которое складывается из различных высказываний, оценок и мнений, дающих представление о внутреннем состоянии индивида, и реальное, которое заключает в себе определенные действия людей. На основании сравнения этих действий с представлениями о должном и неправильном, закрепленных в нормах морали, эстетических канонах, в иных социальных предписаниях, человеческое поведение воспринимается обществом положительно, если оно не противоречит общепринятым эталонам поступков, а человек руководствуется ими в своей повседневной жизни. В то же время поведение людей, не совпадающее с нормами, нарушающее общественные правила, квалифицируется как отклоняющееся и антиобщественное. В свою очередь, поступок как вид человеческого поведения — это не просто действие, но сознательное, целенаправленное действие, т. е. действие, взятое в неразрывном единстве субъективных побуждений и общественно-значимых последствий <2>. «Поступок — это действие, которое воспринимается и сознается самим действующим субъектом как общественный акт, как проявление субъекта, которое выражает отношение человека к другим людям» <3>. Например, оказание помощи пострадавшему в результате несчастного случая (или неоказание таковой). Термин «поступок», таким образом, относится к таким актам поведения, которые приобретают положительную или отрицательную социальную (в том числе правовую) оценку <4>. ——————————— <2> Казаков В. Н. Правомерное поведение и правопорядок: Автореф. дис. … к. ю.н. М., 1999. <3> Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. С. 543. <4> См.: Кудрявцев В. Н. Право и поведение. М., 1976. С. 13.
Принципиальным фактором, определяющим место личности в обществе, является ее отношение к праву, социально-правовой действительности. О характере действий человека в сфере правового регулирования можно судить, исходя из оценок, зафиксированных в юридических нормах. Такими правовыми действиями лица, как вытекает из вышесказанного, являются поступки — правомерные или противоправные. Все остальные действия могут быть причислены к юридически безразличным (индифферентным по отношению к праву), т. е. не отнесенным к категории действий, нуждающихся в каком-либо правовом опосредовании <5>. ——————————— <5> Правонарушение и юридическая ответственность // http://www. xserver. ru/user/pijuo/2.shtml по состоянию на 05.11.09.
Поведение человека всегда является сознательным волевым проявлением, тем самым отличаясь от иных действий, которые носят, например, инстинктивный либо рефлекторный характер. Подвергаясь воздействию со стороны права, человек соотносит с ним свои поступки и может соответственно выполнять его предписания либо действовать в их нарушение. Конкретные поступки в рамках закона основываются на различной степени активности. Правовая норма предписывает в определенных ситуациях как воздерживаться от каких-либо действий (соблюдать правовые требования), так и совершать действия (исполнять указания норм права). В его положениях также могут содержаться указания, которые дают субъекту права возможность выбора того или иного действия (т. е. использовать правовые нормы по своему усмотрению). Они уполномочивают человека самому принимать решения, на основании которых могут возникать соответствующие права и обязанности. Основные черты правомерного поведения, определяющие его социальную ценность: общественная полезность и массовость, добровольность и сознательность, убежденность и ответственность личности в своих действиях, ее активность в выполнении обусловленных правом действий. Правомерное поведение является связующим звеном между правовой нормой и тем социальным эффектом, на достижение которого рассчитана данная норма. Путь человека в общество, подлинность его личной свободы значительной мерой характеризует то, насколько он в своем поведении руководствуется чувством ответственности, которая проявляется в способности личности осознавать социальные последствия своей деятельности. Причем не только осуществленных поступков, но и неиспользованных возможностей, которые общество представило для совершения социально полезных дел. Ответственность позволяет поведение человека поставить под контроль его собственного сознания, а таких понятий, как честь, достоинство, гордость, стыд, — под контроль его совести. Таким, образом, правомерное поведение (англ. legitimate / legal conduct) — одна из основополагающих категорий теории права, подразумевающая надлежащую реализацию субъектом права правовых установлений путем совершения положительных действий в сфере исполнения, использования и применения норм права или положительного бездействия, состоящего в воздержании от действий, которые признаны правом социально вредными или опасными и поэтому недопустимыми <6>. ——————————— <6> http://www. pravoteka. ru/enc/4614.html по состоянию на 05.11.09.
Исследованию проблем правомерного поведения были посвящены работы многих отечественных ученых-юристов, среди которых можно выделить С. С. Алексеева, В. В. Оксамытного, В. Л. Кулаповой, В. М. Сырых, М. Н. Марченко и др. Согласно С. С. Алексееву, под правомерным поведением понимается массовое по масштабам социально полезное осознанное поведение людей и организаций, соответствующее правовым нормам и гарантируемое государством <7>. В. Л. Кулапова под правомерным поведением понимает «такое поведение, которое, во-первых, отвечает интересам общества, государства и отдельных лиц; во-вторых, соответствует требованиям правовых предписаний; в-третьих, обеспечивается государством» <8>. По мнению В. М. Сырых, правомерное поведение характеризуется такими действиями и поступками субъектов, которые соответствуют действующим законам, иным нормативным правовым актам <9>. ——————————— <7> Алексеев С. С. Теория государства и права. Учебник. М., 1998. С. 337. <8> Кулапов В. Л. Правомерное поведение и правонарушение // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2001. С. 580. <9> Сырых В. М. Теория государства и права. М., 2004. С. 372.
М. Н. Марченко полагает, что правомерное поведение можно определить как такое поведение людей, которое в полной мере согласуется со всеми требованиями норм права <10>. ——————————— <10> Марченко М. Н. Теория государства и права. М., 2003. С. 621.
Можно согласиться с Е. Ю. Зубаревой <11>, что наиболее обоснованным следует признать определение, сформулированное В. В. Оксамытным: это обусловленная культурно-нравственными воззрениями и жизненным опытом человека деятельность в сфере социального действия права, основанная на сознательном выполнении его целей и требований. Таким образом, подчеркивается, что: ——————————— <11> Зарубаева Е. Ю. Правомерное поведение: подходы к определению дефиниции, социальная значимость и типология // Сибирский юридический вестник. 2005. N 1.
— правомерное поведение является сознательным волевым проявлением; — поведение оценивается путем его сопоставления с целями и требованиями права; — внутренние регуляторы или мотивы поведения определяются культурно-нравственными качествами и ориентациями личности, а также ее жизненным опытом. Понятие «правомерное поведение» в конечном итоге можно сформулировать как совокупность следующих составляющих: — совпадающее с требованиями норм права, соответствующее правовым предписаниям и не выходящее за их пределы; — не запрещенное нормами права. Форма правомерного поведения в каждом отдельном случае индивидуальна, но несмотря на данное обстоятельство существуют качества, одинаково свойственные всем формам: — сознательное следование праву для достижения необходимого результата; — уклонение от неблагоприятных последствий, которые могут наступить вследствие нарушения правовых норм <12>. ——————————— <12> Там же.
Среди признаков правомерного поведения С. С. Алексеев выделяет следующие: правомерное поведение соответствует требованиям правовых норм; правомерное поведение обычно социально полезно; правомерному поведению присущ признак, характеризующий его субъективную сторону, которую, как и у любого другого действия, составляют мотивы и цели, степень осознания возможных последствий поступка и внутреннее отношение к ним индивида. В свою очередь, В. В. Оксамытный определяет следующие основные черты, присущие правомерному поведению: общественная полезность, массовость проявления, сознательность, активность в выполнении установленных правом требований. Противоположным в отношении правомерного поведения выступает правовой нигилизм, выражающий отрицательное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Под правовым нигилизмом можно понимать разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его — в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин — в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения <13>. ——————————— <13> Донченко Р. Н. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление // Юрист. 2005. N 6. С. 14.
Правовой нигилизм — показатель, отражение, своего рода лакмусовая бумажка реального качества нормотворческой, интерпретационной и правоприменительной деятельности <14>. Его проявление свидетельствует об уровне профессионализма органов государственной власти и местного самоуправления, их месте и роли в жизни общества. Это своего рода обратная связь, оценка населением работы властных органов, их реальных действий. ——————————— <14> Сафонов В. Г. Понятие правового нигилизма // Государство и право. 2004. N 12. С. 65.
Если рассматривать субъективную (личностную) структуру, то правовой нигилизм — это не просто отрицание. Например, В. Г. Сафонов выделяет совокупность трех его составляющих: — внутреннего понимания (личностно мотивированного) либо признания (интуитивно или опытно подтвержденного) несостоятельности права (его норм, институтов, отраслей) как объективной ценности; — личного отношения к праву или правооценивающей позиции (активной либо пассивной), которая зависит от уровня развития и качеств личности и является поведенческим стимулом; — мотивированного поведения (правомерного или неправомерного) субъекта, направленного на достижение своей цели наиболее выгодным путем <15>. ——————————— <15> Сафонов В. Г. Указ. соч. С. 65 — 66.
Правовой нигилизм — самостоятельный, автономно существующий и развивающийся компонент бытия права. Право первично, правовой нигилизм вторичен. Право порождает правовой нигилизм. Правовой нигилизм, по сути, есть отчуждение права. В данном случае можно говорить не об отторжении самого права, а об отторжении трех следующих составляющих правового государства. Во-первых, о действующем законодательстве. При этом господствует негативное отношение к законам и оправдывается противозаконное поведение. Во-вторых, о правопорядке, когда люди считают реально существующий правопорядок (который далеко не всегда совпадает с предписаниями законом) неправильным и несправедливым. В-третьих, о базовых идеях и принципах законодательного регулирования. Это проявляется как невосприятие массовым сознанием существа и значения свободы и формального равенства участников социального взаимодействия. Отметаются базовые идеи и основополагающие принципы законодательного регулирования, отсутствуют навыки и желание строить отношения на их основе. Правовой нигилизм возникает как следствие несовершенства права, его инструментария, дисгармонии социальных преференций, государственной реализации права, существующего правопорядка в обществе. Но есть и положительный момент — нигилизм вскрывает слабости права и тем самым стимулирует его развитие, приближает закон к общественным потребностям. С одной стороны, чем выше уровень нигилизма, тем несовершеннее законодательство, тем дальше оно от общественной потребности существующего состояния социально-экономического развития. С другой стороны, чем динамичнее право, тем шире его охват правовым нигилизмом. Таким образом, раскрывается взаимосвязь права и правового нигилизма. Сафонов В. Г. выделяет следующие общие черты современного правового нигилизма: — имеет подчеркнуто демонстративный, вызывающий и неуправляемый характер; — является глобальным, массовым, широко распространенным не только среди граждан, социальных профессиональных групп, слоев, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эшелонах власти; — имеет многообразие форм проявления — от криминальных до легальных (легитимных), от парламентско-конституционных до митиного-охлократических, от «верхушечных» до бытовых; — обладает особой степенью разрушительности, оппозиционной или популистической направленностью, регионально-национальной окраской; — сливается с политическим, нравственным, духовным и экономическим нигилизмом, образующим вместе единый деструктивный процесс; — способствует формированию негативизма. Выделения подобных черт, характеризующих современный правовой нигилизм, придерживается и Р. Н. Донченко <16>. ——————————— <16> Донченко Р. Н. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление // Юрист. 2005. N 6. С. 14 — 16.
Таким образом, среди указанных признаков правомерного поведения и правового нигилизма, общими можно назвать: массовость, которая в первом случае определяется тем, что правомерное поведение присуще многим или даже большинству людей, иначе общество не могло бы нормально функционировать, хотя в то же время те же люди могут высказывать отрицательное отношение или даже вообще не воспринимать те или иные правовые нормы, которые не используются ими в повседневной жизни, не затрагивают их профессиональную сферу деятельности; общественная полезность правомерного поведения означает заинтересованность общества в соблюдении установленного правопорядка, в уважении к закону, с другой стороны — правовой нигилизм, в определенной степени, также обладает признаком позитивности, поскольку он выступает показателем качества нормотворческой, интерпретационной и правоприменительной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, их места и роли в жизни общества. Общим признаком рассматриваемых понятий можно назвать и сознательность, которая в конечном итоге сводится к выбору человеком варианта поведения: правомерного или противоправного, либо к непринятию существующей правовой базы, поскольку он свободен в этом выборе, делает его сознательно, руководствуясь своими интересами и потребностями, вырабатывая в своем сознании модель (программу) поведения. Активность же, в свою очередь, предполагает самостоятельность гражданской и нравственной позиции человека, осознание им социальных последствий своих поступков, соизмерение собственных интересов с интересами других людей, общества в целом. Таким образом, руководствуясь при исследовании понятий «правомерное поведение» и «правовой нигилизм» диалектическими законами «единичного и общего», «единства и борьбы противоположностей», «отрицание отрицания», можно сделать вывод, что указанные понятия выступают по отношению к друг к другу как антиподы <17>. ——————————— <17> Антипод (греч. antipodes, от анти… и греч. p s, род. падеж pods — нога — «противоположные ноги» или «противостоящие ноги») в общем смысле что-нибудь, расположенное противоположно чему-нибудь другому.
И поскольку борьба противоположностей завязывается на основе отрицания и преследует цель определить качественные параметры явления, чтобы через противоречия установить истину, постольку отрицание существует во имя созидания, правовой нигилизм существует во имя права <18>. А применение к рассматриваемым понятиям закона «единства и борьбы противоположностей» позволяет утверждать, что оба явления рассматриваются как возможный вариант поведения и отторжение права (нигилизм) появляется не в момент рождения, а формируется со временем и лишь при отсутствии положительных результатов взаимодействия с юридическими нормами. ——————————— <18> Полищук Н. И. К вопросу о влиянии правового нигилизма на эволюцию права // Современное право. 2007. N 2. С. 43.
——————————————————————