Содержание, структура ценностных ориентаций и их формирование у подростков
(Крапивка И. А.)
(«Общество и право», 2011, N 2)
СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ
И. А. КРАПИВКА
Крапивка Ирина Анатольевна, соискатель кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России.
Статья раскрывает основные подходы к определению содержания ценностных ориентаций подростков, складывающихся в процессе семейного взаимодействия, представляет результаты проведенного социологического исследования системы ценностных предпочтений в учебных заведениях г. Краснодара, определяются некоторые тенденции становления и развития ценностных предпочтений подростков в современной России.
Ключевые слова: семья, подросток, ценности.
Article opens the basic approaches to definition of the maintenance of valuable orientations of the teenagers developing in the course of family interaction, represents results of the conducted sociological research of system of valuable preferences in educational institutions of Krasnodar, some tendencies of formation and development of valuable preferences of teenagers in modern Russia are defined.
Key words: a family, the teenager, values.
Существует большое количество классификаций и подходов к изучению ценностных ориентаций. Можно утверждать, что определение ценностных ориентаций начинается с попытки их соотнесения с другими понятиями. Тем не менее, в каждом теоретическом подходе можно наблюдать определенный фиксированный набор ценностей, который структурируется путем предпочтения индивидом каждой из них.
Для более целостного понимания ценностных ориентаций ученые выделяют типы систем ценностей, основные виды по уровню их организации. Так В. В. Гаврилюк и Н. А. Трикоз в одной из своих публикаций выделяют четыре основных типа систем ценностей: «…смысло-жизненную систему, объединяющую ценности человеческой жизни, определяющую цели бытия, человеческой сущности, ценности свободы, правды, красоты, т. е. общечеловеческие ценности; — витальную систему — это ценности сохранения и поддержания повседневной жизни, здоровья, безопасности, комфорта; — интеракционистскую систему — это ценности и суждения важные в межличностном и групповом общении: хорошие отношения, спокойная совесть, власть, взаимопомощь.; — социализационную систему — ценности, которые определяют процесс формирования личности: социально одобряемые и наоборот» [1. С. 96 — 105].
Барабанщиков Б. А. в своей статье «Системная организация и развитие психики» в результате анализа основных видов ценностей специалистами выделяет три уровня их организации: «Наиболее обобщенные, абстрактные ценности: духовные, социальные, материальные; духовные ценности в свою очередь дифференцируются на познавательные, эстетические, гуманистические и др., социальные — на ценности социального уважения, социальных достижений, социальной активности и т. д. Ценности, закрепляющиеся в жизнедеятельности и проявляющиеся как свойства личности: общительность, любознательность, активность, доминантность и т. п. Наиболее характерные способы поведения личности, выраженные в реализации и закреплении ценностных свойств» [2. С. 28 — 38].
В этой же статье автор отмечает, что «получены эмпирические данные, доказывающие, что ценности-идеалы связаны с конкретными формами и способами поведения; формированию этих ценностей способствуют определенные личностные свойства, хотя связь личностных свойств и ценностей носит многозначный характер. Так, одно и то же свойство соотносимо с разными ценностями, а последние — одновременно с несколькими способами поведения. Установлено, что ценности-идеалы могут реализоваться через поведение, либо обусловленное данной ценностью, либо направленное на реализацию других ценностей. Вместе с тем они могут оставаться не реализованными, что может явиться причиной внутриличностного конфликта. Конкретное проявление ценностей в поведении человека зависит от особенностей структуры ценностей данной личности» [2. С. 30]. Таковы, по мнению ученого-психолога, состав, структура и динамика ценностных ориентаций личности.
Мы опираемся на положения концепции М. Рокича, то есть рассматриваем иерархию ценностей как структуру предпочтений индивидом каждой ценности. Согласно классификации ценностей Рокича мы рассматривали два класса ценностей — терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства). В рамках данной теории общее число ценностей сравнительно невелико, и в связи с этим люди обладают одними и теми же ценностями, но различия можно наблюдать не в самих ценностях, а в системе их организации. То есть изучать необходимо именно ценностные ориентации.
Этой же задаче служит и разработанная Шварцем типология различного содержания ценностей, необходимых для формирования сознательных целей человека, а также описание условий согласования потребностей индивида с интересами общества (удовлетворение биологических потребностей, потребностей в социальных контактах и потребностей выживания, благополучия группы).
Индивид осознает мир через призму ценностей; социальный мир, естественно, рассматривается через призму социальных ценностей. Они могут быть разного уровня: глобальные — добро, красота, свобода и пр. и приближенные к обыденной жизни — хорошая семья, благополучие, дети и т. п. Для каждого конкретного человека существует проблема соотнесения ценностей общества, культуры с его собственными ценностями [3. С. 51].
МакГвайром предложено понятие «ценностное поле» личности, которым обозначается тот репертуар ценностей, который значим для каждого человека. Своеобразную трактовку практической значимости личностного репертуара ценностей дал в свое время Г. Олпорт, который назвал такой репертуар «ключом», «намеком», при помощи которого человек может, например, лучше понять своего врага [4. С. 162].
Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.
Опираясь на эти теоретические выводы и обобщения нами в целях определения ценностных предпочтений подростков и возможностей их формирования был проведен ряд исследований в учебных заведениях г. Краснодара. Участники исследования — группа подростков 14 — 15 лет (9 класс гимназии N 40) в количестве 30 человек. Из них — 18 девочек и 12 мальчиков.
Для подбора адекватного инструментария нами был проведен анализ техник и методик, направленных на изучение ценностных ориентаций подростков. Следует отметить, что их в настоящее время существует достаточно много. Остановимся на краткой характеристике некоторых из них.
Ученый-психолог С. С. Бубнова разработала оригинальный подход к исследованию ценностных ориентаций личности, включающий: концепцию ценностных ориентаций как системообразующего фактора личности; методологические принципы исследования (нелинейность, иерархичность и динамичность) [5].
Исследователи используют различные методики для изучения ценностных ориентаций молодежи. Социологи, как правило, проводят: анкетирование, углубленное интервью, используют метод фокус-групп, применяя часто и такие методики, как:
тест М. Рокича в модификации Д. А. Леонтьева — для изучения уровней структуры системы ценностных ориентаций;
тест смысло-жизненных ориентаций (СЖО), разработанный Д. А. Леонтьевым, который наряду с общим показателем осмысленности жизни включает пять субшкал, отражающих три конкретные ориентации: цели жизни, процесс жизни, результативность жизни и два аспекта-локуса контроля;
самоактуализированный тест (САТ) Л. Я. Гозмана — для изучения степени соответствия ценности испытуемых ценностным ориентациям самоактуализирующейся личности;
опросник уровня субъективного контроля (УСК) над разнообразными жизненными ситуациями;
опросник самоотношения (ОСО) С. Р. Пантелеева и В. В. Столина — для изучения особенностей самооценки и Я-концепции;
русифицированная методика для изучения ценностей личности Ш. Шварца, которая разработана с использованием типов ценностей М. Рокича, но охватывает более широкий круг ценностей;
тест мотивации достижений Т. А. Махрабяна; опросник потребности в достижениях Ю. М. Орлова — для изучения основных характеристик мотивационно-потребностной сферы и многие другие.
Исходя из цели нашего исследования, нами выбраны анкетирование, углубленное интервьюирование, методика М. Рокича «Ценностные ориентации» и методика для изучения ценностей личности Ш. Шварца.
Если сравнить полученные данные с данными исследований, проводимых в 90-х гг. прошлого века, то можно сказать, что у современных подростков среди «терминальных ценностей» преобладают индивидуалистические ценности межличностных отношений (любовь, хорошие друзья, здоровье). Значимые в прошлом такие ценности, как «счастье других», «безопасность, мир», «красота природы», у современных подростков значимости не имеют. Тем не менее, молодежь сохраняет устойчивую ориентацию на знание, устойчивые личные отношения, настоящую любовь, верную дружбу.
Результаты, полученные с помощью методик М. Рокича и Ш. Шварца, согласованы между собой: во всех группах испытуемых верхнюю часть рейтинга занимают ценности «интересная работа», «наличие хороших и верных друзей», «любовь», «счастливая семейная жизнь», «здоровье». Нижнюю часть рейтинга занимают ценности сохранения («безопасность» «конформность», «традиции») и ценности самовозвышения («власть», гедонизм»).
Отсутствие позитивных установок на семью и дом сегодня может привести завтра к формированию негативного отношения к семье как социальному институту. Установка на самореализацию, независимость в обществе (карьера и обеспеченность жизни) могут привести молодое поколение к нежеланию заниматься воспитанием детей, а то и на отказ от деторождения вообще.
Необходимо знакомить родителей и педагогов с данными диагностики, развивать сотрудничество родителей и педагогов, возрождать школы и лектории для родителей, вводить в образовательный процесс уроки «этической грамматики» в младших и «этики семейной жизни» в старших классах.
Единство школы и семьи в воспитании — главнейшее условие формирования гармонично развитой личности ребенка, имеющего правильные понятия о жизненных целях, о духовно-нравственных ценностях. Умение педагогов донести до родителей учеников эту истину поможет восстановить единое воспитательное пространство семьи и школы.
На основании изучения и анализа научной литературы и полученных данных мы сделали следующие выводы.
Проблема формирования ценностных ориентаций особую актуальность приобретает в отроческие годы. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру, который проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, мыслями, кризисе прежнего, детского отношения к самому себе и к миру, негативизме, неопределенности, крушении авторитетов. В подростковый период осуществляется переход от сознания к самосознанию, «выкристаллизовывается» личность.
В современной России наблюдается некоторое падение нравственности молодежи, что означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств. Можно сказать, что на сегодняшний день в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, происходит переоценка ценностей, их творческое переосмысление, развернулись споры о преобразованиях во многих сферах человеческой жизни, в том числе и духовно-нравственной, моральной. В этой связи становится понятным особое значение ценностных ориентаций молодежи. Поэтому возникает задача целостной организации воспитательного и образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. Особая роль в ее решении принадлежит духовно-нравственному воспитанию, направленному на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности.
В наше время, когда так много беспорядка и хаоса, напряженности, комплексное педагогическое и воспитательное влияние жизненно необходимо подросткам для формирования у них приоритета общечеловеческих ценностей для глубокого наслаждения здоровой и уравновешенной жизнью, богатой красотой и ведущей к гармонии всех живых существ, даже в наши сложные времена.
Литература
1. Гаврилюк В. В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. 2002. N 1.
2. Барабанщиков Б. А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. 2003. N 1.
3. Там же.
4. Киприянова Е. В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности // Обществознание в школе. 1999. N 2.
5. Цит. по: Психология: Учебник / Под ред. А. А. Крылова. М.: Проспект, 2005. С. 162.
6. Бубнова С. С. Методика диагностики ценностных ориентаций личности. М., 1995; Она же. Принципы и методы изучения ценностных ориентаций личности как системы с нелинейной структурой // Психологическое обозрение. 1997. N 1.
——————————————————————