Правосубъектность объединений работодателей в Российской Федерации

(Романовская О. В.) («Административное право», 2009, N 3)

ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ОБЪЕДИНЕНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О. В. РОМАНОВСКАЯ

Романовская О. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права Пензенского государственного университета.

Одним из видов объединений, имеющих свою специфику, выступают объединения работодателей. Прежде чем приступить к характеристике специфических черт, необходимо отметить, что их правовой статус вытекает из ряда международных документов. Конвенция Международной организации труда (МОТ) от 9 июля 1948 г. N 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» в статье 2 устанавливает право предпринимателей без какого бы то ни было различия создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения <1>. Конвенция МОТ от 1 июля 1949 г. N 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных переговоров» закрепляет гарантии правового статуса организаций предпринимателей. Статья 5 Европейской социальной хартии также предусматривает обязанность государств обеспечивать и поощрять свободу ассоциации как трудящихся, так и работодателей. Принцип обеспечения права работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов производен также от положений ст. 30 Конституции Российской Федерации. ——————————— <1> Текст Конвенций МОТ по: Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М., 1990.

Советское законодательство не могло выделять объединения работодателей, поскольку в основе экономической системы находилась государственная собственность. Только с появлением новых собственников не только изменилась роль профессиональных союзов, но и возникла потребность в объединении работодателей. В правовой обиход стали вовлекаться такие институты, как социальное партнерство, коллективные переговоры, трудовой арбитраж и др. Впервые об объединениях работодателей упоминает Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» (ст. ст. 2, 19) <2>. В последующем Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» <3> определил в числе ее участников представителей общероссийских объединений работодателей. Однако в действовавшем на тот момент Кодексе законов о труде РСФСР отсутствовали нормы, определяющие порядок создания и деятельности объединения работодателей, что порождало противоречивую практику. Функции объединений работодателей нередко приписывали себе ассоциации (союзы) хозяйствующих субъектов, создаваемых для достижения своих отраслевых коммерческих интересов. В юридической литературе отмечается, что в 90-х годах XX столетия становление объединений работодателей протекало по двум основным направлениям: ——————————— <2> Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 17. Ст. 890. <3> Собрание законодательства РФ. 1999. N 18. Ст. 2218.

1) объединения директоров или предпринимателей, созданные для осуществления преимущественно лоббистских функций; 2) организации, возникающие в производственных комплексах или отраслях как объединения работодателей <4>. В качестве объединений работодателей воспринимали также торгово-промышленные палаты (ТПП). Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» <5> давал этому объективные основания. Само понятие ТПП имеет общие черты с объединением работодателей: «Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей» (ст. 1), тем более что одной из целей создания ТПП Закон устанавливал урегулирование отношений предпринимателей с их социальными партнерами. Общероссийским объединением работодателей считали также Российский союз промышленников и предпринимателей. Отметим, что с 2001 г. генеральные соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ подписывал от имени объединения работодателей именно Российский союз промышленников и предпринимателей. Зарубежная практика свидетельствует о возможном объединении «коммерческих» и «социально-трудовых» функций в рамках одной организации (Франция, Великобритания, Италия, Бельгия) <6>. Однако ни ТПП, ни РСПП не признавались объединениями работодателей «в чистом виде» из-за их уставного целевого предназначения <7>. Более того, как отмечается в научной литературе, становление организаций работодателей в России было связано не столько с необходимостью участия в отношениях социального партнерства с профессиональными союзами, а со стремлением сообща отстаивать свои интересы во взаимоотношениях с государством. И лишь в дальнейшем объединения работодателей стали выступать (и выступают сейчас) сторонами при заключении соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения <8>. ——————————— <4> Зайцева Г. Защита работодателей — дело рук самих работодателей // Бизнес-адвокат. 2005. N 20. <5> Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 33. Ст. 1309. <6> Киселев И. Я. Сравнительное и международное трудовое право: Учебник для вузов. М., 1999. С. 235. <7> Нуртдинова А. Ф. Объединения работодателей: их права и обязанности в системе социального партнерства // СПС «КонсультантПлюс». <8> Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный). Издание второе, дополненное / Отв. ред. А. М. Куренной, С. П. Маврин, Е. Б. Хохлов. М., 2007.

Трудовой кодекс РФ, принятый в декабре 2001 года, вобрав в себя правила социального партнерства, в ст. 33 четко определил, что при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. Однако Трудовой кодекс РФ дал только краткую характеристику объединению работодателей, это некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Определялось, что особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законом, который был принят спустя год. Статья 34 Трудового кодекса РФ внесла коррективы в понятие представителей работодателей — федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности таковыми являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления. В то же время возможность представления указанных работодателей органами исполнительной власти, органами местного самоуправления не исключает представительство со стороны объединения работодателей <9>. ——————————— <9> Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) (комментарий к статье 34). Издание второе, дополненное / Отв. ред. А. М. Куренной, С. П. Маврин, Е. Б. Хохлов. М., 2007.

В развитие положений Трудового кодекса РФ принят Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей», реализующий общие положения международных актов о праве работодателей без предварительного разрешения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов на добровольной основе создавать объединения работодателей в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления (ст. 2). Государство берет на себя обязательство содействовать реализации права работодателей на объединение в целях развития социального партнерства, обеспечения участия работодателей в установленном порядке в формировании и проведении согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений. Следует подчеркнуть, что государство только содействует праву работодателей на самоорганизацию, но не инициирует создание объединений работодателей, хотя в юридической науке высказывалась позиция о более активной роли государства в этом процессе. Предлагалось Министерству здравоохранения и социального развития РФ взять в свои руки процесс создания как отраслевых, так и территориальных объединений работодателей <10>. С таким предложением не следует соглашаться. Превращение социального партнерства в государственный патернализм приведет к выхолащиванию самой идеи, имеющей основу в принципах социально-рыночной экономики. Зачем тогда вообще объединения работодателей, если государство и так возьмет все в свои руки? ——————————— <10> Сошникова Т. Л. Проблемы совершенствования законодательства о социальном партнерстве // Трудовое право. 2008. N 12.

Следует отметить, что ст. 3 Федерального закона «Об объединениях работодателей» не решила вопрос о форме юридического лица, определив, что объединение работодателей — форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц)». Формы некоммерческих организаций определены Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» <11>. Это общественные или религиозные организации (объединения), общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы (ст. 2). Но Закон не указывает, что этот перечень носит исключительный характер, некоммерческие организации создаются и в других формах, предусмотренных федеральными законами. В данном случае возникает проблема, будет ли объединение работодателей новой формой некоммерческой организации, или оно должно вписаться в вышеприведенный перечень. Если это новая форма, то тогда следует согласиться с Е. Ю. Валявиной, что «законодательство в области некоммерческих организаций не отличается последовательностью и логичностью. Принятие специальных законов привело к неоправданному увеличению количества форм, видов, типов некоммерческих организаций, и сложившееся таким образом многообразие не представляет собой стройной системы. Принципы организации и деятельности некоммерческих организаций оказываются настолько разнородными, что невозможно выделить для них единые квалифицирующие признаки» <12>. Действительно, законодательная практика показывает, что самый легкий путь — это провозглашение новой формы некоммерческой организации. Но при таком подходе в специальном законе должны четко определяться пределы распространения общих норм Федерального закона «О некоммерческих организациях». К сожалению, дальше констатации, что такое-то юридическое лицо — некоммерческая организация, не происходит. Более того, внимательное прочтение специального Закона показывает, что сложно «вписать» новую форму в устоявшуюся систему. Приходится в чем-то додумывать, где-то определять, что действуют правила Закона «О некоммерческих организациях», а где-то действуют правила специального закона, а где-то налицо пробел в правовом регулировании. Такое положение вещей не свидетельствует о высоком уровне законотворческой техники. ——————————— <11> Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 145. <12> Валявина Е. Ю. Развитие законодательства о некоммерческих организациях // Журнал российского права. 2009. N 1.

Если объединения работодателей привести к общей классификации некоммерческих организаций, возникают трудности, в какой именно организационно-правовой форме должны они создаваться. Так, А. В. Мазуров, анализируя практику Конституционного Суда РФ относительно трактовки понятия «объединения граждан», приходит к выводу, что таковым будет также объединение работодателей <13>. В. И. Шкатулла также характеризует объединения работодателей как разновидность общественных объединений <14>. Кстати, п. 4.1.16 Устава Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз машиностроителей России» предусматривает право осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях, хотя в иных положениях устава не говорится о данном союзе как общественном объединении. Однако с данными выводами нельзя согласиться. Согласно ст. 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» учредителями общественного объединения могут быть только физические лица и юридические лица, сами являющиеся общественными объединениями. Статья 4 данного Закона хоть и допускает специальное регулирование отдельным законом деятельности некоторых общественных объединений, но уточняет приоритет норм Федерального закона «Об общественных объединениях». Исходя из этого, общественную организацию, являющуюся одновременно объединением работодателей, могут создать только либо граждане — индивидуальные предприниматели, либо юридические лица — общественные объединения. ——————————— <13> Мазуров А. В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» (постатейный). М., 2006. <14> Данная позиция изложена в комментарии к статье 4 Федерального закона «Об общественных объединениях», посвященной Законам об общественных объединениях. См.: Комментарий к Федеральному закону «Об общественных объединениях» (постатейный) / Под ред. В. И. Шкатуллы. М., 2003.

Т. Ю. Коршунова считает, что наиболее предпочтительным для объединения работодателей представляется некоммерческое партнерство: «Форма некоммерческого партнерства позволяет объединить работодателей — юридических лиц (коммерческие организации) и работодателей — физических лиц (индивидуальных предпринимателей) в одно некоммерческое объединение. К примеру, общественная организация может объединять только физических лиц или объединения физических лиц» <15>. Необходимо сказать, что данный вывод заслуживает внимание. Статья 8 Федерального закона «О некоммерческих организациях» дает общую формулу некоммерческого партнерства — основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных и иных общественно значимых целей. Однако анализ уставов существующих объединений работодателей свидетельствует о том, что именно этот путь выбран в самую последнюю очередь. Так, п. 1.1 Устава Общероссийского отраслевого объединения работодателей мебельной и деревообрабатывающей промышленности <16> закрепляет: «Общероссийское отраслевое объединение работодателей мебельной и деревообрабатывающей промышленности, в дальнейшем именуемое «Объединение работодателей», является некоммерческой организацией, основанной на добровольном членстве работодателей, созданной на добровольной основе для достижения и реализации целей и задач, определенных Федеральным законом «Об объединениях работодателей» и настоящим Уставом». Пункт 1 Устава регионального отраслевого объединения работодателей «Союз строителей Республики Марий Эл <17> также предельно краток: «Региональное отраслевое объединение работодателей «Союз строителей Республики Марий Эл» (в дальнейшем именуемое РООР «Союз строителей РМЭ») является некоммерческой организацией, созданной в форме объединения работодателей в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об объединениях работодателей» и Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Пункт 1.1 Устава Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз машиностроителей России» <18> также обозначает его как некоммерческую организацию, созданную на добровольной основе работодателями (юридическими и физическими лицами), осуществляющими деятельность в различных отраслях машиностроительного комплекса Российской Федерации. Как видно, в уставах нет ни одного упоминания на существующие формы некоммерческих организаций, используется только формулировка Федерального закона «Об объединениях работодателей». Примеров можно приводить много: Общероссийское отраслевое объединение работодателей железнодорожного транспорта (объединение «Желдортранс») <19>, Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» <20> и др. Более того, есть другой пример, свидетельствующий о несоотносимости понятий «некоммерческое партнерство» и «объединение работодателей». Региональное объединение работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Ульяновской области» согласно его уставу создано путем реорганизации некоммерческого партнерства «Совет директоров Ульяновской области» в форме преобразования на основе решения общего собрания членов некоммерческого партнерства «Совет директоров Ульяновской области» (Протокол от 20.12.2005) и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Созданное объединение работодателей обозначено как правопреемник некоммерческого партнерства «Совет директоров Ульяновской области» в части всех имущественных и неимущественных прав и обязанностей согласно передаточному акту <21>. ——————————— <15> Коршунова Т. Ю. О представителях работников и работодателей в социальном партнерстве // Трудовое право. 2006. N 11. <16> Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности // http://www. amedoro. com/320-10.htm (16 марта 2009 г.). <17> Союз строителей Республики Марий Эл // http://www. ssrme. ru/files/docs/statute. doc (16 марта 2009 г.). <18> Союз машиностроителей России // http://www. soyuzmash. ru/ (13 марта 2009 г.). <19> ОАО «РЖД» // http://social. rzd. ru/wps/portal/social? STRUCTURE_ID=5157 (13 марта 2009 г.). <20> Российский союз промышленников и предпринимателей // http://www. rspp. ru (13 марта 2009 г.). <21> Региональное объединение работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Ульяновской области» // http://www. ul-rspp. ru/ (14 марта 2009 г.).

Оригинальной является используемая в уставе характеристика Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз коммунальных предприятий»: саморегулируемая некоммерческая организация, основанная на членстве работодателей (юридических и физических лиц) Российской Федерации, созданная на добровольной основе (п. 1.1) <22>. Дело в том, что саморегулируемая организация — еще один вид некоммерческой организации, вокруг статуса которого немало противоречий в российском законодательстве. Действует специальный Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» <23>. Причем, как и с объединениями работодателей, из содержания Закона непонятно, вводится ли им самостоятельный субъект правоотношений, или саморегулируемая организация — лишь наименование, которое должно «вписаться» в уже устоявшуюся систему некоммерческих организаций. Есть различные точки зрения на данную проблематику. Например, письмо Российского общества оценщиков <24>, разъясняет, что саморегулируемая организация оценщиков — это статус некоммерческой организации, а не организационно-правовая форма юридического лица. Статья 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» устанавливает, что некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой с даты внесения сведений о некоммерческой организации в Государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного Реестра. Постановлением Правительства РФ от 29.09.2008 N 724 <25> утверждены Правила ведения Государственного реестра саморегулируемых организаций. Союз коммунальных предприятий не подпадает под понятие саморегулируемой организации также из-за различий в целях функционирования. Согласно п. 1.4 Устава Союза коммунальных предприятий его главными целями являются координация действий своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, представление их законных интересов и защита прав во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также взаимодействие с другими объединениями работодателей. Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Соотношение законов, регулирующих деятельность объединений работодателей и саморегулируемых организаций, приводит к однозначному выводу об их принципиальном различии. Следует сказать, что в дальнейшем в тексте Устава Союза коммунальных предприятий нет ни одного положения, свидетельствующего о специальном статусе саморегулируемой организации. Можно лишь с долей условности говорить об объединении работодателей как структуре, близкой саморегулируемой организации, имеющей ряд сходных черт, но не тождественной <26>. Отметим, что как раз для некоторых саморегулируемых организаций федеральное законодательство предусматривает единственную форму юридического лица — некоммерческое партнерство. Например, ст. 55.2 Градостроительного кодекса РФ <27> прямо указывает, что статус саморегулируемой организации может приобрести некоммерческая организация, созданная в форме некоммерческого партнерства, при условии ее соответствия определенным требованиям. ——————————— <22> Союз коммунальных предприятий // http://www. unioncom. ru/ (11 марта 2009 г.). <23> Собрание законодательства РФ. 2007. N 49. Ст. 6076. <24> Сайт «Саморегулируемые организации» // http://sro. su/index. php? option=com_content&task;=view&id;=71<emid;=1 (19.11.2008). <25> Собрание законодательства РФ. 2008. N 40. Ст. 4543. <26> См.: Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс». <27> Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 16.

Такому неоднозначному пониманию формы объединения работодателей способствует краткость норм закона, посвященных созданию объединений работодателей. Статья 10 Федерального закона «Об объединениях работодателей» указывает, что объединение создается на основании решения его учредителей, которых должно быть не менее двух (либо работодателей, либо объединений работодателей). Эта же статья Закона дополняет, что правоспособность объединения работодателей в качестве юридического лица возникает с момента его государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Это означает, что не может быть объединений работодателей без создания юридического лица, созданных на основании договора о координации деятельности в сфере социального партнерства. Возникают проблемы при определении перечня учредительных документов объединений работодателей. Статья 11 называет среди таковых только устав. В самом Гражданском кодексе РФ именно устав назван единственно необходимым учредительным документом для производственных кооперативов (п. 1 ст. 108 ГК) и потребительских кооперативов (п. 2 ст. 116 ГК). Однако законодательная практика закрепления устава как достаточного учредительного документа является распространенной <28>. В то же время проблема перечня учредительных документов раскрывается и в распространении статуса ассоциации (союза) на объединение работодателей. Часть 4 ст. 50 ГК РФ устанавливает общий принцип: «Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов». Содержание нормы показывает, что возможно объединение коммерческих и некоммерческих организаций как по отдельности, так и в смешанном порядке. Кроме того, § 1 главы 4 ГК РФ, в котором находится ст. 50, называется «Основные положения». В этом параграфе закреплены базовые элементы, определяющие понятие, статус юридического лица, классификацию их видов, порядок создания, реорганизации, ликвидации и др. Статья 121 ГК РФ посвящена объединениям юридических лиц (ассоциациям и союзам). Получается, ст. 50 и ст. 121 ГК РФ вообще не допускают каких-либо иных форм объединений юридических лиц, кроме как ассоциация или союз. Объединение юридических лиц: ——————————— <28> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Договоры о займе, банковском кредите и факторинге. Договоры, направленные на создание коллективных образований. Книга 5. В 2-х томах. Том 1. М., 2006.

— общее наименование, ассоциация или союз; — его организационно-правовая форма. Между тем ст. 121 ГК РФ предусматривает, что объединяться коммерческие и некоммерческие организации могут только в раздельные объединения <29>. «Смешанное обучение» (если проводить аналогию со школьным образованием в давние времена) не допускается. Объединения же работодателей создаются по иному принципу, который зависит от статуса, закрепленного в Трудовом кодексе РФ. Вид юридического лица не имеет значения. На этот недостаток ст. 121 ГК РФ обращает внимание Г. Д. Отнюкова, добавляя, что создание смешанных организаций востребовано в юридической практике <30>. Примером такой смешанной организации является Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР), учрежденная делегатами Учредительного съезда АККОР 23 января 1990 г. как добровольное объединение на принципах индивидуального членства крестьянских (фермерских)хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов, товариществ и других фермерских организаций. Пункт 3.1 Устава закрепляет: «Ассоциация объединяет коммерческие и некоммерческие организации» <31>. Добавим, что относительно статуса данной организации также возникают проблемы, считать ли ее объединением работодателей. Статья 20 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» <32> устанавливает: «Фермерские хозяйства в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств по территориальному и отраслевому признакам, а также могут быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций». Как видно, предназначение ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств отличается от целей и задач объединений работодателей. ——————————— <29> Гражданское право. Часть первая: Учебник / Отв. ред. В. П. Мозолин, А. И. Масляев. М., 2005. <30> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) (комментарий к статье 121) / Под ред. С. П. Гришаева, А. М. Эрделевского // СПС «КонсультантПлюс». <31> Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов // http://www. akkor. ru/?id=27 (20 марта 2009 г.). <32> Собрание законодательства РФ. 2003. N 24. Ст. 2249.

Статья 122 ГК РФ предусматривает, что учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав. Пункт 5 ст. 121 ГК РФ предусматривает, что наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» или «союз». Это означает, что объединение работодателей должно в обязательном порядке включать в свое наименование вышеуказанные слова. Отметим, что в юридической науке обоснованно многие авторы считают объединения работодателей именно ассоциациями (союзами) <33>. Однако анализ уставов объединений работодателей показывает, что не все объединения работодателей идут по такому пути. Достаточно взглянуть на наименования. В Российской Федерации созданы Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей», Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных предприятий». В то же время действуют Общероссийское отраслевое объединение работодателей железнодорожного транспорта, Региональное объединение работодателей малого и среднего предпринимательства Свердловской области. ——————————— <33> См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 3 т. Т. 1: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) (комментарий к статье 121). Издание третье, переработанное и дополненное / Под ред. Т. Е. Абовой, А. Ю. Кабалкина. М., 2007.

Обобщив, следует все-таки определиться, что объединение работодателей — это объединение юридических лиц и предпринимателей в форме ассоциации (союза). Одним из обязательных учредительных документов, помимо устава, должен быть учредительный договор <34>. Косвенное подтверждение этому выводу можно найти в Федеральном законе «Об объединениях работодателей», ст. 10 которого предусматривает, что объединение работодателей создается на основании решения его учредителей (т. е. учредительного договора). В то же время необходимо внесение изменений и дополнений в российское законодательство: в ГК РФ требуется уточнить понятие объединения юридических лиц (ст. 121), в Федеральном законе «Об объединениях работодателей» необходимо четкое указание, что данные объединения не что иное, как ассоциации (союзы). В этой части следует согласиться с И. С. Шиткиной: «Следует заметить, что в законодательстве и предпринимательской практике имеется множество видов некоммерческих организаций, не охватываемых понятием «объединение юридических лиц», используемых в ГК РФ применительно к ассоциациям (союзам), но весьма близких к ним по своей сущности и целям образования… Представляется, что указанные объединения предпринимателей <автор приводит, в том числе и объединение работодателей)>, создаваемые в различных организационно-правовых формах (поскольку ГК РФ и Закон о некоммерческих организациях не содержат закрытого перечня форм некоммерческих организаций), могут быть без особых проблем сведены к единой унифицированной форме ассоциации (союза), несколько расширенной по сравнению с одноименной формой, ныне закрепленной в ст. 121 ГК РФ » <35>. ——————————— <34> Аналогичный вывод, как и подтверждение тому, что объединение работодателей — это ассоциация (союз), см.: Сумской Д. А. Статус юридических лиц: Учебное пособие для вузов. М., 2006. <35> Шиткина И. С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: Научно-практическое издание. М., 2006.

Обобщая вышеизложенное, сформулируем следующие выводы: 1. Специальный правовой статус объединений работодателей определяется нормами Трудового кодекса РФ и Федерального закона «Об объединениях работодателей». В то же время краткость норм, посвященных общему правовому статусу объединения работодателей, позволяет делать неоднозначные выводы о его организационно-правовой форме. Наиболее распространенными точками зрения являются: объединение работодателей представляет собой особую форму некоммерческой организации; объединение работодателей — общественное объединение; объединение работодателей — некоммерческое партнерство; объединение работодателей — объединение юридических лиц (ассоциация (союз)). 2. Представляется, что объединения работодателей по своей сущности являются объединением юридических лиц и предпринимателей в форме ассоциации (союза). Приведение их к единой унифицированной форме требует уточнения норм Федерального закона «Об объединениях работодателей». В то же время нормы Гражданского кодекса РФ (в частности, ст. 121) должны быть изменены в целях возможности создания смешанных объединений юридических лиц, включающих в себя как коммерческие, так и некоммерческие организации. 3. Государство не должно брать на себя активную роль по инициативе создания объединения работодателей, тем более по искусственному формированию этого нового элемента социального партнерства. Объединение работодателей — форма самоорганизации, она не может насаждаться без волеизъявления самих работодателей. Право на объединение — это право, а не обязанность. Государство может только косвенным путем активизировать создание объединений работодателей, вовлекая их в систему публичного управления в сфере регулирования социально-экономических отношений. 4. Объединение работодателей не является саморегулируемой организацией. Функция контроля за соблюдением коллективных трудовых соглашений, принадлежащая объединению работодателей, не указывает одновременно на то, что оно включается в систему носителей публичной власти. Объединение работодателей не выполняет функции саморегулирования, оно участвует в разработке коллективных трудовых соглашений, а не разрабатывает их самостоятельно без каких-либо иных субъектов социального партнерства.

——————————————————————