Цель конституционного права на объединение для работников и работодателей: защита или представительство?

(Драчук М. А.) («Социальное и пенсионное право», 2009, N 2)

ЦЕЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОБЪЕДИНЕНИЕ ДЛЯ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ: ЗАЩИТА ИЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО?

М. А. ДРАЧУК

Драчук М. А., доцент кафедры трудового права Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского, кандидат юридических наук.

Статья 30 Конституции Российской Федерации 1993 г. закрепляет право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Именно эта функция — защитная — традиционно является для профсоюзов системообразующей и объективно формирует комплекс их прав и обязанностей, закрепляемых в законодательстве. Но часто ее путают с функцией представительства либо подменяют одной другую, что требует более внимательного изучения данного вопроса. Защитная функция профсоюзов, по мнению И. О. Снигиревой, с которым следует согласиться, может рассматриваться в двух аспектах: «в широком смысле — это деятельность профсоюзов, направленная на выявление и формирование интересов трудящихся, закрепление их прав, а также обеспечение соблюдения прав и интересов трудящихся… В узком (собственном) смысле — это деятельность профсоюзов, направленная на предупреждение нарушений и восстановление прав трудящихся, а также на соблюдение их интересов» <1>. Источником защитной функции профсоюзов выступает защитная функция всего трудового права в целом как отрасли, о которой говорили в свое время Н. Г. Александров, В. С. Андреев, С. А. Иванов <2>, И. Я. Киселев <3>, А. С. Пашков и другие ученые <4>. ——————————— <1> Снигирева И. О. К вопросу о профсоюзах как субъектах советского трудового права // Проблемы трудового права и права социального обеспечения. М.: Институт государства и права АН СССР, 1975. С. 88. <2> Иванов С. А. Трудовое право переходного периода: некоторые проблемы // Государство и право. 1994. N 4. С. 54. <3> Киселев И. Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование: Учебное пособие. М.: Изд-во НОРМА, 2001. С. 282 — 287. <4> Подробный обзор и анализ литературы по данному вопросу см.: Пашков А. С. Основные функции советского трудового права // Правоведение. 1977. N 5. С. 67 — 78.

В отличие от профессиональных союзов, для объединений работодателей с 2002 г. законодатель разрабатывает и совершенствует элементы другой — представительской — функции, практически не делая акцента на необходимости осуществления защиты интересов членов объединений. Это является следствием того, что государство требует от своих социальных партнеров исполнения только одной роли — представительства интересов и организации соответствующих социальных групп и своими социальными партнерами обычно считает только представительные (репрезентативные) объединения, которые могут принимать решения и принимать обязательства от имени членов этих объединений. А вот своим членам соответствующие объединения работодателей (так же как и профсоюзы) нужны для защиты их прав и законных интересов и получения информации. Как следствие и суммарный итог сказанному, по нормам международного права и национального законодательства практически всех современных государств уставная деятельность профсоюзов и объединений работодателей предполагает выполнение следующих функций: — представительство членов объединений; — защита (охрана) интересов членов объединений; — консультационная деятельность и информационный обмен. Первая функция требуется и предполагается для социально-партнерского взаимодействия, две другие — для достижения корпоративных целей объединения. Защитную функцию уже поэтому нельзя включить в состав представительской. Однако есть и еще аргументы против того, чтобы их отождествляли. Так, государство защищает работника от произвола работодателя, т. е. от такого усиления хозяйской власти последнего, которое становится формой явного злоупотребления правом. Работник обычно не имеет достаточных материальных запасов для пережидания трудных времен, в отличие от собственников средств производства, и потому возможности сторон трудового договора даже на современном этапе развития общества несравнимы между собой. Кроме того, работники обычно не обладают тем уровнем интеллектуального, образовательного и информационного потенциала, который характерен для самозанятых предпринимателей или совокупной юридической личности отдельной корпорации. А если учесть, что самый крупный собственник и работодатель на своей территории — это государство, то силы и возможности отдельных лиц — граждан или работников — часто напрямую зависят от фактического состояния законодательной базы. Это обстоятельство сегодня исключает прямую взаимосвязь трудоспособности работника и его дееспособности как гражданина и позволяет вовлекать в общественную организацию производства инвалидов по психическому заболеванию. В трудовом праве не декларируется аналогичная гражданскому праву (ст. 10 ГК РФ) презумпция разумности, и поэтому в нем следовало бы выделить обратный принцип «неразумности» наемного работника, на котором построена, к примеру, пенсионная система, исходящая из презумпции неспособности работника не поддаться искушениям жизни и скопить сколько-нибудь достойную сумму для обеспечения собственной старости; то же самое можно сказать об оплате отпуска — особой принудительной аккумуляции части заработка, системе государственного социального страхования. Презумпция неразумности заложена в видах дисциплинарных наказаний, пределах материальной ответственности работника, конструкции срока трудового договора и т. д. Как следствие, в своем Постановлении от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» <5> (п. 23) Верховный Суд Российской Федерации отмечает, что при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя. ——————————— <5> Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2004. N 6; 2007. N 3.

Так может ли работник низкого квалификационного уровня достойно противостоять работодателю? Ответом на этот вопрос стало объективное появление профессионального союза, где слово «профессиональный» имеет, безусловно, несколько значений. Как следствие этого, для профсоюза защитная функция имеет конституирующее значение. Но и работодатель не всегда может противостоять государству без соответствующей корпоративной поддержки. Как следствие, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 ноября 2002 г. «Об объединениях работодателей» <6> также устанавливает, что работодатели имеют право без предварительного разрешения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов на добровольной основе создавать объединения работодателей в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления. ——————————— <6> СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4741 (с послед. изм. и доп.).

Вообще защиту можно было бы считать особым случаем представительства. Под представительством, как мы знаем, следует понимать особое правовое отношение, при котором праву представителя совершить определенные юридические действия от имени и в интересах представляемого соответствует обязанность представляемого признать правовые последствия таких действий представителя <7> в пределах содержания поручения (договора) или в силу и в пределах прямого указания закона (юридической нормы). Но любая форма профсоюзного представительства существенно отличается от гражданско-правового, «имеет специфические основания возникновения» <8> и интересна уже тем, что от имени одного коллективного субъекта права выступает другой коллективный субъект, сам объективно требующий наличия представителя. Поэтому следует в этой части согласиться с мнением В. М. Догадова, который еще в 1928 г. сказал, что «профсоюзное представительство ничего общего, кроме названия, не имеет с представительством в области гражданских отношений» <9>, но отмечал свойство представительности не у всех профсоюзов, а только у «профсоюзов большинства». ——————————— <7> Кузьмишин А. А. Основания возникновения представительства и полномочия в гражданском праве // Журнал российского права. 2000. N 8. С. 103. <8> Гинцбург Л. Я. Комитет профсоюза и трудовое правоотношение // Советское государство и право. 1970. N 11. С. 57 — 59. <9> Догадов В. М. Правовое положение профессиональных союзов в СССР (очерки профсоюзного права). Л., 1928. С. 26.

Уголовное и административное процессуальное законодательство именуют субъекта представительских отношений защитником именно потому, что начала активности представителя в этих отраслях права изменены. Именно защитник сможет добиться встречи с задержанным без выданной последним доверенности, только защитнику характерны право самостоятельного обжалования всех процессуальных действий и решений и право на собственную позицию при самооговоре подзащитного. Думается, что отдельные элементы защиты должны быть и у объединений работодателей, так как в их состав могут входить и предприниматели, и организации малого бизнеса, которые еще только встают на ноги и не имеют достаточного уровня подготовленности к борьбе за свои права. А функция представительства — это, во-первых, оставшиеся правомочия от защитной функции (не всех работников и работодателей нужно защищать), а во-вторых, модель образования представительного социального партнера, легитимно созданного для ведения диалога с государством. Иными словами, объединение работодателей или работников выступает и самостоятельной организованной стороной социального партнерства, и представителем субъективных интересов конкретных лиц — членов соответствующих объединений. И представительскую роль этих организаций в отношении своих членов в некоторых случаях следует определять не через понятие «представительство», а через термин «представительность» — авторитетность и легитимность.

——————————————————————