Полномочия прокурора по предупреждению, выявлению и устранению нарушений закона, допускаемых дознавателями при избрании и применении меры пресечения в виде заключения под стражу
(Буланова Н. В.) («Уголовное судопроизводство», 2009, N 3)
ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ, ВЫЯВЛЕНИЮ И УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНА, ДОПУСКАЕМЫХ ДОЗНАВАТЕЛЯМИ ПРИ ИЗБРАНИИ И ПРИМЕНЕНИИ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ В ВИДЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПОД СТРАЖУ
Н. В. БУЛАНОВА
Буланова Н. В., ведущий научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук.
Избрание меры пресечения является важной составляющей уголовного преследования, уголовно-процессуальной деятельности по изобличению лица в совершении преступления. Эти меры, носящие превентивный и обеспечительный характер, направленные на предупреждение возможного противодействия производству по уголовному делу, реализуют в уголовном процессе материально-правовой принцип крайней необходимости: причинение зла меньшего для предотвращения зла большего <1>. ——————————— <1> Михайлов В. А. Уголовно-процессуальные меры пресечения в судопроизводстве Российской Федерации. М., 1997. С. 19.
Несмотря на то что арест допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ, п. 1 ч. 2 ст. 29 УПК РФ), прокурорский надзор занимает важное место в системе процессуальных гарантий его законности и обоснованности. Выделяют следующие направления надзора за законностью процессуальной деятельности органов дознания и дознавателей: — надзор за исполнением предписаний закона, на которые не распространяется контрольная деятельность суда; — надзор за законностью деятельности до обращения в суд с соответствующим ходатайством, а также поддержание последнего в судебном заседании в установленных законом случаях; — надзор за законностью производства разрешенного судом следственного или иного процессуального действия, применением меры пресечения <2>. ——————————— <2> См.: Соловьев А. Б., Токарева М. Е. К вопросу о статусе прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса по УПК РФ // Уголовное право. 2002. N 3. С. 86.
В соответствии с УПК РФ при осуществлении надзора за законностью арестов прокурор уполномочен: 1) проверять законность и обоснованность постановления дознавателя о возбуждении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, продлении срока содержания под стражей; давать согласие (отказывать в даче согласия) на обращение в суд с соответствующим ходатайством (п. 5 ч. 2 ст. 37, ч. 3 ст. 108 УПК РФ); 2) давать письменные указания дознавателю о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, продлении срока содержания под стражей (п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ); 3) участвовать в судебном заседании при рассмотрении судом соответствующего ходатайства, обосновывать данное ходатайство в судебном заседании (ч. 6 ст. 108 УПК РФ); 4) обжаловать незаконное и необоснованное, по мнению прокурора, решение суда об отказе в удовлетворении ходатайства (ч. 11 ст. 108, ч. 4 ст. 255 УПК РФ); 5) проверять исполнение закона при применении данной меры пресечения; освобождать всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного законом (ч. 2 ст. 10 УПК РФ). Кроме того, вышестоящий прокурор вправе рассматривать письменные возражения дознавателя в случае несогласия последнего с указаниями нижестоящего надзирающего прокурора об избрании, изменении либо отмене меры пресечения, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, о продлении срока ее действия (ч. 4 ст. 41 УПК РФ). При разрешении вопроса о заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу деятельность прокурора направлена на предупреждение ошибок при избрании данной меры пресечения; его задача — предотвратить не вызванные объективными обстоятельствами дела ограничения конституционных прав и свобод подозреваемых и обвиняемых. Действуя от имени государства, прокурор руководствуется при выполнении своих обязанностей интересами общества, соблюдая при этом баланс между правами человека, с одной стороны, и эффективностью системы уголовного судопроизводства — с другой <3>. ——————————— <3> См.: Роль прокуратуры в системе уголовного судопроизводства. Рекомендация Rec (2000) 19, принята Комитетом министров Совета Европы 6 октября 2000 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Процедура рассмотрения прокурором ходатайства дознавателя о заключении под стражу (продлении срока содержания под стражей) и дачи согласия на обращение в суд либо отказе в этом законом не регламентирована. Однако очевидно, что проверить законность и обоснованность процессуального решения дознавателя об обращении в суд с соответствующим ходатайством можно только одним путем — личным изучением материалов уголовного дела и оценкой имеющихся доказательств с точки зрения относимости, допустимости, а всей их совокупности — достаточности для избрания меры пресечения (продления срока ее действия). При этом следует учитывать предписания ч. 1 ст. 108 УПК РФ, согласно которым данные оперативно-розыскной деятельности, представленные в нарушение требований ст. 89 УПК РФ, не могут быть положены в основу решения суда об аресте <4>. ——————————— <4> См.: Федеральный закон от 02.12.2008 N 226-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. 05.12.2008.
Используя предоставленные п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ полномочия, при рассмотрении соответствующего ходатайства прокурор вправе дать дознавателю обязательные для исполнения письменные указания о производстве дополнительных следственных действий по проверке наличия или отсутствия оснований для заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу, учитывая при этом необходимость соблюдения предусмотренного ч. 3 ст. 108 УПК РФ 8-часового срока представления ходатайства и обосновывающих его материалов в суд. Если прокурором будут установлены основания для применения в отношении лица иной, более мягкой, меры пресечения, то, отказывая в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об аресте, он должен дать по уголовному делу соответствующие письменные указания. Генеральный прокурор РФ предписывает подчиненным прокурорам давать согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу при производстве дознания в соответствии со ст. 224 УПК РФ лишь при наличии оснований и обстоятельств, предусмотренных ст. 97, 99, 100, ч. 1 — 3 ст. 108 УПК РФ; с особой тщательностью рассматривать вопросы о необходимости применения меры пресечения в отношении несовершеннолетних, лиц пожилого возраста и других граждан, к которым может быть применена иная мера пресечения, исходя из обстоятельств дела и данных о личности, учитывая при этом, что арест в отношении лиц, совершивших преступления небольшой тяжести, может быть применен лишь в исключительных случаях при наличии обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 108 УПК РФ, перечень которых является исчерпывающим, а к несовершеннолетним — не применяется <5>. ——————————— <5> См.: Приказ Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 N 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» // Законность. 2007. N 11.
В случае несогласия дознавателя с отказом прокурора на обращение в суд он вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений (ч. 4 ст. 41 УПК РФ). Однако такое обращение не приостанавливает исполнение обжалуемого решения, и задержанный подлежит немедленному освобождению из-под стражи в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 94 УПК РФ в связи с отсутствием оснований для применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу. Полномочия прокурора не ограничиваются только предварительной проверкой законности и обоснованности ходатайства дознавателя, он участвует в судебном заседании при рассмотрении вопроса об избрании меры пресечения, обосновывает направленное в суд ходатайство, вправе обжаловать незаконное и необоснованное, по его мнению, судебное решение об отказе в удовлетворении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. В соответствии с действующим законодательством на прокурора возложено и осуществление надзора за исполнением законов при применении данной меры пресечения, в том числе за соблюдением сроков содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей. Учитывая важность этого направления надзорной деятельности, Генеральный прокурор РФ в Приказе от 05.08.2003 N 27 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах» предписал рассматривать надзор за соблюдением требований уголовно-исполнительного законодательства и Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» как важную составную часть общей функции защиты конституционных прав и законных интересов граждан, находящихся в местах лишения свободы и содержания под стражей. В соответствии с п. 1.4 названного Приказа на прокуроров возложена обязанность ежемесячно проверять законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах; руководствуясь ч. 2 ст. 10 УПК РФ, безотлагательно принимать меры к освобождению незаконно подвергнутых заключению под стражу, а также лиц, срок содержания которых под стражей истек. При этом выявление нарушений закона возможно как в результате инициируемых самим прокурором надзорных мероприятий, так и в результате рассмотрения жалоб подозреваемого, обвиняемого, их защитников и законных представителей в соответствии с главой 16 УПК РФ.
——————————————————————