Полномочия прокурора в досудебном производстве по УПК Республики Вьетнам
(Семенцов В. А., Май Д. Б.)
(«Общество и право», 2010, N 3)
ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА В ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
ПО УПК РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ
В. А. СЕМЕНЦОВ, Д. Б. МАЙ
Семенцов Владимир Александрович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного процесса Кубанского государственного университета.
Май Дак Биен, аспирант кафедры уголовного процесса Кубанского государственного университета.
В статье проведен анализ процессуальных полномочий прокурора Республики Вьетнам в досудебном производстве по уголовному делу, имеющих некоторые общие черты с компетенцией прокурора РФ, что исторически обусловлено влиянием законодательства СССР и РСФСР на становление и развитие уголовно-процессуального законодательства Вьетнама.
Ключевые слова: реформа, прокурор, письменные указания, прокурорское обвинение, дополнительное расследование, прекращение и приостановление уголовного дела.
In the article the analysis of the procedural authority of the public prosecutor of the Republic of Vietnam in the pre-trial procedure of the criminal case that has some common features with the conusance of the public prosecutor of the Russian Federation has been carried out. That is historically conditioned by the influence of the legislation of the USSR and the RF on the formation and development of the criminal procedure legislation in Vietnam.
Key words: reform, public prosecutor, written instructions, public prosecutor’s accusation, additional investigation, termination of case, suspension of proceedings.
После принятия Конституции 1959 г. и Закона «Об организации прокуратуры» от 26 июля 1960 г. во Вьетнаме создана система органов народной прокуратуры, структура и организация которой опиралась на форму деятельности прокуратуры СССР и РСФСР. На прокуратуру Вьетнама было возложено решение двух основных задач:
надзор за соблюдением законов министерствами, государственными комитетами, службами и иными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами военного управления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
осуществление уголовного преследования и надзор за исполнением законов в сфере уголовного процесса.
В 1975 г. Север и Юг Вьетнама объединились, что привело к образованию Социалистической Республики Вьетнам (СРВ), а 28 июня 1988 г. принят первый УПК СРВ, определивший наряду с другими задачи, функции, права и обязанности прокурора в уголовном процессе.
В конце 1980-х — начале 1990-х гг. во Вьетнаме реализована политика обновления страны, укрепления демократии, расширения связи и сотрудничества с другими государствами, в том числе в сфере уголовного процесса. В 2001 г. в стране начинается судебная реформа, в рамках которой упразднена такая функция прокуратуры, как надзор за соблюдением законов министерствами, государственными комитетами и иными органами исполнительной власти и местного самоуправления. В то же время происходит усиление функций уголовного преследования и надзора за деятельностью органов, осуществляющих досудебное производство по уголовному делу.
В настоящее время нормативную основу деятельности прокуратуры в уголовном процессе составляют Конституция Республики Вьетнам 1992 г. (с изм. и доп. от 25 декабря 2001 г.), УПК 2003 г. и Закон об организации народной прокуратуры 2003 г. В УПК Республики Вьетнам (УПК РВ) полномочия прокурора определены для всех стадий уголовного процесса (от возбуждения уголовного дела до рассмотрения дела судом по существу), а также проверочных судебных производств. Полномочия прокурора по УПК РВ в определенной части совпадают или близки по смыслу тем, которые заложены в УПК РФ 2001 г., и позволяют своевременно устранять недочеты досудебного производства и решительно пресекать всякие нарушения закона.
В структуре прокуратуры Вьетнама действует трехзвенная система: прокуратура района, прокуратура провинции и Генеральная прокуратура. В прокуратурах районов и провинций не предусмотрена должность следователя, поскольку следственный орган создан и действует только при Генеральной прокуратуре. Следователи при Генеральной прокуратуре уполномочены расследовать лишь те преступления, которые отнесены к их подследственности: посягающие на правосудие и совершенные работниками суда и других правоохранительных органов.
В рамках досудебного производства на прокурора возлагается задача принятия и рассмотрения в полном объеме (наряду со следственными органами) сообщения о любом преступлении, поступившего от граждан, организаций и государственных органов. Полученные материалы проверки сообщения о преступлении прокурор направляет в следственный орган, который обязан вынести постановление о возбуждении уголовного дела при наличии признаков преступления (ст. 103 УПК РВ).
В соответствии со ст. 104 УПК РВ прокурор правомочен лично возбуждать уголовное дело в двух случаях:
при отмене незаконного или необоснованного постановления следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела;
при обнаружении новых составов преступлений или новых обвиняемых в ходе судебного разбирательства.
В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются: дата, время и место его составления, кем оно вынесено, повод и основание для возбуждения уголовного дела, пункт, часть, статья УК РВ, на основании которых возбуждается уголовное дело. При этом прокурор обязан в течение 24 часов с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела направить его в следственный орган для расследования совершенного преступления.
Если следственный орган принимает необоснованное решение о возбуждении уголовного дела, то прокурор отменяет его. В случае вынесения необоснованного постановления о возбуждении уголовного дела судебной коллегией прокурор направляет свой протест в вышестоящий суд (ст. 109 УПК РВ).
Важным полномочием прокурора в ходе предварительного расследования является утверждение постановления следователя о возбуждении обвинения в совершении преступлении (аналогично постановлению о привлечении в качестве обвиняемого по УПК РФ). Цель данного утверждения — обеспечение законности и обоснованности привлечения лица, совершившего преступление, в качестве обвиняемого. Одновременно с этим обычно принимается решение о применении меры пресечения.
Ходатайство об утверждении постановления о возбуждении обвинения и избрании меры пресечения (залога или заключения под стражу) направляется прокурору. Прокурор не позднее 3 суток со дня поступления ходатайства следователя проверяет наличие достаточной совокупности доказательств, отвечает на вопросы о наличии состава преступления, виновности обвиняемого и необходимости применения указанной меры пресечения. При наличии к тому оснований прокурор принимает решение об утверждении постановления следователя о возбуждении обвинения и постановления о применении меры пресечения в виде залога или заключения под стражу. В случае необходимости прокурор вправе допросить обвиняемого для выяснения обстоятельств совершенного им преступления.
Если постановление следователя о возбуждении обвинения не отвечает требованиям законности и обоснованности (например, отсутствует достаточная совокупность доказательств, дающая основание для обвинения лица в совершении преступления), то прокурор выносит постановление об отказе в утверждении данного постановления следователя, что влечет за собой его недействительность и прекращение производства по этому обвинению.
Осуществляя надзор за процессуальной деятельностью следственных органов, прокурор вправе: давать письменные указания о направлении расследования, проверять законность задержания, заключения и содержания под стражей, требовать осуществления розыска скрывшегося обвиняемого, направлять начальнику органа следствия требование об отстранении следователя от дальнейшего производства расследования по уголовному делу, принимать меры к устранению причин и условий, которые способствовали совершению преступления, и др. Пользуясь такими широкими полномочиями, прокурор выявляет не только нарушения закона в действиях и решениях следователя, но и факты его преступного бездействия, недобросовестного отношения к службе и прочих отклонений от требований закона.
В отличие от российского следователя, во вьетнамском уголовном процессе следователь обязан выполнять указания и требования прокурора, даже в случае их обжалования вышестоящему прокурору (без права приостановления исполнения), который в течение 20 суток рассматривает и разрешает спорный вопрос, о чем сообщает инициатору (ст. 114 УПК РВ). По предложению следственного органа, установившего, что уголовное дело ему не подследственно, прокурор в течение 3 суток выносит постановление о направлении дела другому органу расследования. Решение о направлении уголовного дела по подследственности за пределы провинции принимает прокурор провинции (ст. 116 УПК РВ).
Прокурор вправе участвовать, а также лично производить в случае необходимости отдельные следственные действия.
Не позднее чем за 10 суток до окончания срока расследования, если расследование не может быть закончено в установленный законом срок и нет оснований для отмены меры пресечения в виде содержания под стражей, следователь обращается к прокурору с ходатайством о продлении срока расследования и содержания обвиняемого под стражей. Прокурор проверяет обоснованность ходатайства, наличие доказательств виновности лица в совершении преступления и принимает решение о продлении срока расследования и содержания обвиняемого под стражей. Если прокурор не выносит постановление о продлении срока расследования, то уголовное дело подлежит окончанию в установленном порядке.
При наличии достаточной совокупности доказательств следователь принимает решение об окончании производства по уголовному делу и составляет заключение о расследовании, в котором предлагает прокурору осуществлять уголовное преследование обвиняемого перед судом. При наличии основания для приостановления или прекращения производства по уголовному делу следователь выносит соответствующее постановление. Заключение о расследовании, постановление о приостановлении или прекращении вместе с материалами уголовного дела направляются прокурору.
Согласно ст. 166 УПК РВ после получения уголовного дела с заключением о расследовании прокурор в течение 20 суток по преступлениям небольшой и средней тяжести и 30 суток для преступлений тяжких и особо тяжких проверяет собранные доказательства, оценивает законность их получения и принимает одно из следующих решений:
о преследовании обвиняемого перед судом на основании прокурорского обвинения, когда имеются достаточные доказательства, изобличающие обвиняемого в совершении преступления;
о возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования;
о прекращении или приостановлении уголовного дела.
В прокурорском обвинении должны быть указаны дата, время и место совершения преступления, способ, цель, мотив, последствия преступления, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, характеризующие личность обвиняемого и иные обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, доказательства, подтверждающие обвинение, пункт, часть и статья Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за данное преступление (ст. 167 УПК РВ). В течение 3 суток с момента составления прокурорского обвинения прокуратура должна направить материалы уголовного дела в суд.
Возвращение уголовного дела прокурором для производства дополнительного расследования имеет место, когда обнаружено:
отсутствие важных для уголовного дела доказательств, которые прокуратура не может получить самостоятельно;
наличие основания для возбуждения обвинения по другому преступлению или обнаружение сообщника обвиняемого;
наличие существенных нарушений при производстве по уголовному делу.
Уголовное дело прекращается прокурором при наличии оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 105 и ст. 107 УПК РВ либо ст. ст. 19, 25 и ч. 2 ст. 69 УК РВ. Если вышестоящий прокурор признает постановление о прекращении дела незаконным и необоснованным, то он вправе отменить его и потребовать от нижестоящего прокурора вынесения постановления об уголовном преследовании.
Постановление о приостановлении уголовного дела прокурор выносит в следующих случаях:
когда обвиняемый страдает психическим либо иным тяжелым заболеванием, что удостоверено медицинским заключением;
когда обвиняемый скрылся от следствия и место его нахождения не известно.
Если по уголовному делу привлечено несколько обвиняемых, а основания приостановления относятся не ко всем из них, то уголовное дело может быть приостановлено в отношении отдельных обвиняемых.
В заключение следует отметить, что ряд полномочий прокурора Республики Вьетнам аналогичен полномочиям, предоставленным прокурору РФ, что обусловлено влиянием законодательства СССР и РСФСР в период становления и развития уголовно-процессуального законодательства Вьетнама.
——————————————————————