Электронные доказательства
(Панкратова Е.)
(«ЭЖ-Юрист», 2013, N 22)
ЭЛЕКТРОННЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
Е. ПАНКРАТОВА
Екатерина Панкратова, помощник судьи Арбитражного суда Хабаровского края.
Развитие информационных технологий нашло свое отражение и в судопроизводстве. Все чаще суд оценивает такие доказательства, как электронные документы. Рассмотрим арбитражную практику допустимости и достоверности доказательств, поданных в электронном виде.
Самостоятельного определения нет
Определение электронного документа закреплено в ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Под электронным документом понимается документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.
АПК РФ в п. 3 ст. 75 допускает использование электронных документов в качестве средств доказывания, указывая, что документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также документы, подписанные электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или договором либо определены в пределах своих полномочий ВАС РФ.
Анализ положений АПК РФ позволяет предположить, что законодатель относит электронные документы к письменным доказательствам.
Однако АПК РФ не дает самостоятельного определения такого средства доказывания, как электронный документ, а использует бланкетный метод, отсылающий пользователя к иным специальным актам. Это влечет за собой необходимость решения проблем, связанных с определением допустимости электронных документов.
Форма электронного документа
Первые трудности видны уже на этапе приобщения электронных документов к материалам дела. В законе отсутствуют требования относительно формы и формата представления любых фактических данных в электронной форме, по порядку исследования форм представления электронных документов и по порядку приобщения их к судебному делу.
Зачастую электронные документы должны представляться в суде не на техническом, а на бумажном носителе, то есть преобразованном в печатный вид, позволяющий визуально исследовать и обсудить доказательство.
В связи с этим возникает ситуация, когда электронные доказательства не исследуются судом как прямые доказательства в силу технической неподготовленности суда или существующего в течение длительного времени бумажного документооборота в судах.
Одной из основных задач при определении критериев допустимости электронных доказательств является установление таких параметров, которые бы обеспечивали максимальную достоверность этих доказательств.
Форма электронного документа как способа существования и выражения различных вариантов предмета, безусловно, отличается от обычного бумажного носителя информации.
Нормативным регулированием требований к составу и содержанию реквизитов электронного документа является Государственный стандарт СССР ГОСТ 6.10.4.-84 «Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения».
Согласно указанному Стандарту электронный документ должен содержать: регистрационный номер, регистрационную дату, подпись (код) лица, ответственного за правильность изготовления документа или утвердившего документ, содержание документа, наименование организации — создателя документа, местонахождение организации — создателя документа или почтовый адрес.
Электронная подпись
Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью (письмо ВАС РФ от 07.06.1995 N С1-7/О3-316).
Также юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования.
Право удостоверять идентичность электронной цифровой подписи осуществляется на основании лицензии. При соблюдении данных условий документ может признаваться в качестве доказательств по делу.
Определение и порядок использования электронной цифровой подписи установлены в Законе N 1-ФЗ.
Под электронной цифровой подписью понимается реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
Понятие электронной подписи дано в Федеральном законе от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Электронная подпись представляет собой информацию в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией, которая используется для определения лица, подписавшего информацию.
В связи с принятием Закона N 63-ФЗ, Закон N 1-ФЗ признается утратившим силу с 1 июля 2013 года.
Судебная практика
Несмотря на существующие сложности в использовании электронных доказательств, в России начинает постепенно формироваться судебная практика, в которой суд и стороны исследуют и оценивают юридическую силу электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью.
Согласно решению Арбитражного суда Хабаровского края от 12.03.2013 ООО «Бастион строй» обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к ОАО «Банк ВТБ» о взыскании убытков в результате необоснованного списания денежных средств с расчетного счета. В соответствии с договором банковского счета от 05.12.2008 N 7741/810 списание денежных средств со счета клиента производится только по поручению или с согласия клиента. Списание производится на основании договора от 05.12.2008 N 7741/810 в режиме прямого доступа «банк — клиент». Истец ссылается на то, что в договоре от 05.12.2008 N 7741/810 отсутствовали условия о возможности списания денежных средств на основании электронных платежных документов с использованием электронной цифровой подписи для удостоверения права клиента.
Однако электронный платежный документ является основанием для списания денежных средств со счета истца на основании договора от 05.12.2008 N 7741/810.
Суд установил, что спорные платежные поручения были получены в электронном виде от истца по системе «банк — клиент» и подписаны электронной цифровой подписью уполномоченного лица.
Для удостоверения факта авторства, времени и места создания или получения электронного документа могут быть использованы нотариальные процедуры, закрепленные в Основах законодательства о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1).
Процедура обеспечения электронного доказательства будет выглядеть следующим образом. Лицо, нуждающееся в обеспечении доказательств, должно направить нотариусу запрос, где указывает сведения, интернет-страницу, файл, которые необходимо обеспечить. Нотариус описывает содержащуюся в электронном документе информацию. Желательно, чтобы он распечатал информацию и вместе с распечаткой, протоколом осмотра документа в суде был представлен электронный носитель информации.
Электронный документооборот должен гарантировать защиту передаваемой информации от несанкционированного изменения со стороны третьих лиц и обеспечить проверку отсутствия искажения в электронном документе.
Считаем, что на нормативном уровне нужно четко прописать критерии допустимости данных доказательств. Например, чтобы электронный документ был читаемым, обладал необходимыми реквизитами, в том числе электронной цифровой подписью, что позволит избежать правоприменителям ошибок.
——————————————————————