Особенности гражданско-правовой ответственности военных бюджетных учреждений
(Бараненкова И. В.) («За права военнослужащих», 2009)
ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
И. В. БАРАНЕНКОВА
Бараненкова И. В., преподаватель Московской академии сферы социальных отношений.
Военные организации, как правило, создаются с использованием организационно-правовой формы учреждения, что предопределяет ряд особенностей гражданско-правовой ответственности таких организаций. Так, в частности, в отличие от иных некоммерческих организаций, учреждение согласно п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) отвечает по своим обязательствам не всем принадлежащим ему имуществом, а исключительно находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Собственником имущества, принадлежащего военным учреждениям на праве оперативного управления, является Российская Федерация, которая и становится субсидиарным ответчиком по обязательствам военных учреждений. Согласно ст. 399 ГК РФ, определяющей порядок применения субсидиарной ответственности, до предъявления требований к Российской Федерации, которая в соответствии с законом несет ответственность дополнительно к ответственности военного учреждения, являющегося основным должником, кредитор должен предъявить требование к основному должнику, т. е. к самому военному учреждению. И только если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность, т. е. к Российской Федерации. На основании изложенного можно сделать вывод о необходимости обязательного прохождения двух этапов привлечения собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения. Вначале кредитор должен предъявить соответствующее требование к самому учреждению, которое вправе в разумный срок дать ответ о своей готовности удовлетворить предъявленное требование или расценить его как неправомерное, принимая соответствующие меры по организации защиты своих гражданских прав. В случае проигрыша дела учреждением, если судом будет вынесено решение о привлечении его к гражданско-правовой ответственности, учреждение будет вынуждено удовлетворить требования кредитора. И лишь в случае, когда подтвержденные решением суда требования кредитора не будут выполнены и это будет установлено в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», к ответственности может быть привлечен субсидиарный должник. Такой подход позволяет выстраивать двухуровневую организацию защиты гражданских прав учреждений, при которой в случае проигрыша дела на первом уровне можно успеть исправить ситуацию на втором. При этом при организации судебной защиты следует учитывать и то, что согласно ст. 399 ГК РФ кредитор не вправе требовать удовлетворения своего требования к основному должнику от лица, несущего субсидиарную ответственность, если это требование может быть удовлетворено путем зачета встречного требования к основному должнику либо бесспорного взыскания средств с основного должника. Военные учреждения по своей природе относятся к типу бюджетных учреждений, что также определяет некоторые типовые особенности их гражданско-правовой ответственности, а Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее — БК РФ) установлены особенности их гражданско-правового положения как федеральных бюджетных учреждений. В частности, согласно ст. 242.3 БК РФ исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ), предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения — должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 БК РФ, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее — лицевые счета должника). Орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя. При наличии оснований, указанных в БК РФ, орган Федерального казначейства возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата. Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года. Для исполнения исполнительного документа за счет средств федерального бюджета должник одновременно с указанной информацией представляет в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации. Следует отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 242.3 БК РФ при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Такой подход наглядно показывает позицию законодателя и Российской Федерации как собственника имущества бюджетных учреждений в затянувшейся теоретической дискуссии о правовом режиме средств, полученных учреждением от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и возможности обращения на них взыскания по обязательствам учреждения, возникшим в сфере основной (финансируемой из бюджета) деятельности. Если же задолженность образовалась в результате осуществления должником предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, то для исполнения исполнительного документа по ней должник представляет в орган Федерального казначейства платежное поручение на перечисление средств, полученных от такой деятельности, в пределах общего остатка указанных средств, учтенных на его лицевом счете. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства. Согласно п. 6 ст. 242.3 БК РФ главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием. В свою очередь, учреждение-должник обязано представить в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации и (или) средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган Федерального казначейства указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя. В случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств федерального бюджета исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с п. 10 ст. 242.3 БК РФ направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю лицевого счета как получателю средств федерального бюджета для исполнения в порядке, установленном БК РФ. Орган Федерального казначейства при полном исполнении исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ. Орган Федерального казначейства ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, в порядке, установленном Федеральным казначейством. При этом следует учитывать, что БК РФ создан весьма эффективный механизм принуждения бюджетного учреждения — должника к строгому соблюдению предусмотренного им порядка. Так, при неисполнении в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, а также при нарушении учреждением-должником срока и (или) порядка выплат, определенных ст. 242.3 БК РФ, орган Федерального казначейства приостанавливает <1> до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. ——————————— <1> Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган Федерального казначейства документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
Таким образом, установленный БК РФ порядок по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения делает такой тип организации абсолютно надежным для контрагентов участником гражданских правоотношений. В то время как гражданско-правовая ответственность организаций иных организационно-правовых форм, так или иначе ограничена пределами их собственного имущества (акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, фонды, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства и многие иные некоммерческие организации) или пределами имущества самих организаций и имущества их участников (хозяйственные товарищества, общества с дополнительной ответственностью, кооперативы и т. п.), ответственность федерального бюджетного учреждения фактически беспрецедентно неограниченна, так как при нехватке его собственных денежных средств по денежным обязательствам такого учреждения всегда может быть привлечен к субсидиарной ответственности собственник его имущества — Российская Федерация, гарантируя исполнение обязательств фактически любого объема в строго установленные сроки и в четко установленном порядке. Беспрецедентная надежность федерального бюджетного учреждения в отличие от организаций иных организационно-правовых форм (и связанная с этим уязвимость средств федерального бюджета), в свою очередь, повышает необходимость четкой организации финансово-хозяйственной деятельности (в особенности договорной работы) военных учреждений, важность умелой правовой защиты их гражданских прав.
——————————————————————