Реформа правового положения государственных (муниципальных) учреждений
(Кузнецов И. В.)
(«Муниципальная служба: правовые вопросы», 2011, N 3)
РЕФОРМА ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ)
УЧРЕЖДЕНИЙ
И. В. КУЗНЕЦОВ
Кузнецов И. В., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Юридического института ОрелГТУ.
8 мая 2010 г. был принят Федеральный закон N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», согласно которому будет изменено правовое положение бюджетных учреждений и механизмы их финансирования.
Закон предусматривает внесение изменений в 18 законодательных актов, из которых 15 — в сфере образования, науки, культуры, архивного дела, обороны и других сферах; а также в Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ.
Согласно документу все государственные и муниципальные бюджетные учреждения разделяются на три типа — казенные, автономные и бюджетные учреждения.
Казенные учреждения — государственные (муниципальные) учреждения нового типа, которые будут перечислять все доходы, полученные от приносящей доходы деятельности, в бюджет. При этом казенное учреждение будет отвечать по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, полученными в рамках сметного финансирования. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно Закону перечень казенных учреждений будет ограничен. В их число войдут воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, учреждения, исполняющие наказания, учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации, психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением и ряд других согласно перечню.
В целом казенное учреждение будет иметь статус, близкий к тому, который в настоящее время имеют бюджетные учреждения, и дополнительно устанавливаются ограничения, что для них предоставляется право выполнять деятельность, приносящую доходы, но они будут изыматься в бюджет.
Особенности правового положения казенных учреждений будут следующие:
— казенное учреждение будет находиться в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;
— финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения будет осуществляться за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы;
— казенное учреждение сможет осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации;
— заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, будут производиться от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Все остальные госучреждения получат статус автономных и так называемых новых бюджетных учреждений. Для этого вводится упрощенный порядок изменения типа государственного и муниципального учреждения, не требующий реорганизации и предусматривающий лишь внесение соответствующих изменений в учредительные документы.
Автономное учреждение, согласно документу, избавляется от необходимости отчитываться перед государством по заработанным средствам, а также получает право распоряжаться всем своим имуществом, за исключением особо ценного. При этом государство избавляется от ответственности за такое учреждение.
Новые бюджетные учреждения будут финансироваться на основе государственного задания в форме субсидии, а заключать крупные сделки смогут только с согласия учредителя (государства или региональной власти, муниципалитета).
Закон также лишает бюджетные учреждения права распоряжения недвижимым или особо ценным движимым имуществом, закрепленным за учреждением, а также тем имуществом, которое было приобретено за счет средств, выделенных учредителем на покупку такого имущества. Недвижимым имуществом бюджетное учреждение распоряжается только с согласия учредителя, причем вне зависимости от оснований приобретения бюджетного учреждения.
Движимое имущество, приобретенное за счет доходов от самостоятельной деятельности, может находиться в полном распоряжении бюджетного учреждения, а особо ценным имуществом можно будет распоряжаться только с согласия учредителя. Иное имущество, специально приобретенное для бюджетного учреждения, тоже выпадает из объектов распоряжения учреждений.
Бюджетные учреждения могут осуществлять работы (оказывать услуги) за плату только сверх установленного госзаказом норматива. Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания будут определяться Правительством Российской Федерации в отношении федеральных бюджетных учреждений; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации; местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
Учредителем бюджетного или казенного учреждения будут являться: Российская Федерация — в отношении федерального бюджетного или казенного учреждения; субъект Российской Федерации — в отношении бюджетного или казенного учреждения субъекта Российской Федерации; муниципальное образование — в отношении муниципального бюджетного или казенного учреждения.
Цель Закона — создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и получения доходов из внебюджетных источников. Для этого вводится расширение объемов прав части бюджетных учреждений по аналоги с автономными учреждениями, переход на субсидии для обеспечения государственных заданий, снятие субсидиарной ответственности со стороны учредителя — государства как правового образования, полученные доходы поступают в распоряжение самого бюджетного образования, остальные бюджетные учреждения, которые не получат новый статус, перейдут в состав казенных учреждений с минимальными правами по распоряжению доходами и имуществом. Кроме того, и для самого правительственного аппарата ставятся задачи по оптимизации сети бюджетных учреждений, некоторые из них перейдут в ведение других публично-правовых образований, для различных уровней будут отличающиеся нормативы.
——————————————————————