Роль органов внутренних дел в системе противодействия молодежному экстремизму

(Сергеева Ю. В.) («Административное право и процесс», 2014, N 1) Текст документа

РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОЛОДЕЖНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Ю. В. СЕРГЕЕВА

Сергеева Юлия Валерьевна, заместитель начальника центра по противодействию экстремизму УМВД России по Ульяновской области.

Обосновывается актуальность проблемы распространения молодежного экстремизма в Российской Федерации, определяется роль органов внутренних дел в системе противодействия экстремизму, основные направления деятельности, проблемы и предложения по совершенствованию механизма противодействия молодежному экстремизму.

Ключевые слова: государство, закон, МВД России, молодежь, органы внутренних дел, экстремизм.

Role of agencies of internal affairs in the system of counteraction of youth extremism Yu. V. Sergeeva

Sergeeva Yuliya Valer’evna, Deputy Head of the Centre for Counteraction of Extremism of the Administration of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Ulyanovsk Region.

The article explains the importance of the problem of sharing youth extremism in the Russian Federation, defines the role of law enforcement bodies in the fight against extremism, the main activities, problems and suggestions to improve mechanism to combat youth extremism.

Key words: the State, government, law, the Russian Interior Ministry, youth, police, extremism.

Россия — многонациональное, поликонфессиональное государство, и характер складывающихся отношений между различными этническими и религиозными группами во многом определяет общественно-политическую стабильность в государстве. Среди факторов и угроз, оказывающих негативное влияние на обеспечение национальных интересов России, в утвержденной в мае 2009 г. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года неслучайно выделяется развитие «националистических настроений, ксенофобии, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгом религиозного радикализма» <1>. В Стратегии национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной в декабре 2012 г., указывается на необходимость создания эффективных механизмов урегулирования межнациональных конфликтов, активизацию работы по недопущению проявлений национального и религиозного экстремизма <2>. ——————————— <1> Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 2009. 19 мая. <2> Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 «О Стратегии национальной политики Российской Федерации до 2025 года» // Российская газета. 2012. 26 декабря.

Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано в первую очередь с тенденцией к росту его масштабности и «омоложению», многообразием форм проявления, использованием последних достижений науки и техники для подготовки, совершения и придания общественного резонанса противоправным деяниям; стремлением экстремистских группировок оказать влияние на политическую жизнь страны. В последние годы в России отмечается тенденция неуклонного роста числа преступлений и иных противоправных проявлений, совершенных по мотивам национальной, расовой и религиозной ненависти или вражды, а также активизация ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. Так, по данным ГИАЦ МВД России, за последние десять лет число преступлений экстремистской направленности увеличилось со 157 преступных деяний, совершенных в 2003 г., до 696 — в 2012 г. Кроме того, анализ статистических данных показывает, что более 80% лиц, совершивших преступления экстремистской направленности, — молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет. На учете органов внутренних дел состоит 302 неформальных молодежных объединения, 50 из которых представляют наибольшую общественную опасность. По экспертным оценкам, в среднем 80% участников организаций экстремистского характера составляют лица, возраст которых не превышает 30 лет <3>. ——————————— <3> Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде (разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России) // Наша молодежь. 2011. N 6. С. 40.

Молодежная среда в силу своих возрастных особенностей наиболее подвержена негативному влиянию. В современных условиях глобализированного информационного общества молодежный экстремизм является питательной средой наиболее тяжких криминальных проявлений — терроризма, массовых беспорядков, средством внешнего давления на государство. В тех случаях, когда государство способно контролировать и перенаправлять энергию подрастающего поколения в необходимом для себя направлении, оно получает дополнительный источник своего развития, в противном случае эта энергия становится деструктивной, порождающей различные противоправные действия. Тенденция втягивания молодежи в экстремистскую деятельность во многом обусловлена недостаточно эффективной реализацией государственной политики в сфере противодействия молодежному экстремизму. В результате часть молодежи подпадает под влияние чуждых идеологических установок, что приводит в ряде случаев к восприятию государственных органов как врага, а не партнера. Противодействие проявлениям экстремизма, формирование у молодежи установок толерантного сознания и поведения, достижение гражданского мира и согласия в обществе является одной из главных задач современного Российского государства и всех его органов. При этом основная роль в реализации этих задач возложена на органы исполнительной власти, в правовом регулировании которых существенный объем занимают нормы административного права. МВД России, являясь федеральным органом исполнительной власти, выступает в роли составляющей системы противодействия экстремизму. Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. N 1316 на органы внутренних дел возложена функция головного координатора всей деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений экстремистской направленности <4>. Президентом Российской Федерации на расширенном заседании коллегии МВД России, прошедшем в феврале 2013 г., обозначено, что «ключевой задачей органов внутренних дел остается борьба с экстремизмом… Самым жестким образом необходимо пресекать деятельность экстремистских организаций, оперативно реагировать на любые экстремистские проявления, от кого бы ни исходили» <5>. ——————————— <4> Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. N 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 2008. 13 сентября. <5> Вступительное слово Президента Российской Федерации В. В. Путина на расширенном заседании коллегии МВД России от 08.02.2013. URL: http://president. kremlin. ru.

Органы внутренних дел, располагая наибольшими среди иных правоохранительных структур возможностями по противодействию экстремистским проявлениям в молодежной среде, принимают меры, направленные на оздоровление криминогенной ситуации. Основным условием указанных мероприятий является создание и обеспечение эффективной системы противодействия экстремизму, позволяющей поддерживать высокую готовность к выявлению, предупреждению и пресечению фактов экстремизма, а также установлению причин и условий совершения правонарушений экстремистской направленности, своевременному раскрытию и расследованию подобных преступлений <6>. ——————————— <6> Шарипов Ф. Р. Место и роль органов внутренних дел в противодействии экстремизму в Таджикистане // Международное уголовное право и международная юстиция. М.: Юрист, 2010. N 4. С. 26 — 30.

Органы внутренних дел в сфере противодействия проявлениям молодежного экстремизма осуществляют следующие мероприятия: — налаживание оперативных контактов и обмена информацией со всеми органами, осуществляющими противодействие экстремизму; — анализ факторов и условий, способствующих возникновению проявлений экстремизма, и прогнозирование тенденций их развития и проявления на территории Российской Федерации; — предупреждение, предотвращение, пресечение проявлений экстремизма; — выявление, раскрытие и расследование преступлений экстремистского характера; — противодействие финансированию экстремистской деятельности; — взаимодействие с учебными заведениями, общественными организациями и средствами массовой информации в целях повышения эффективности противодействия проявлениям экстремизма; — организация пропагандистского обеспечения антиэкстремистской деятельности, воспитательная и разъяснительная работа органов внутренних дел, создание положительного имиджа всех правоохранительных структур; — участие в антиэкстремистской деятельности международного сообщества, включая взаимодействие в рамках международных организаций, и коллективных антиэкстремистских операциях. Таковы меры правоохранительных органов по противодействию экстремизму. Тем не менее их эффективность не в полной мере адекватна складывающимся объективным реалиям. Реформированная полиция продолжает нуждаться как в совершенствовании нормативной правовой базы, регулирующей ее деятельность в сфере противодействия экстремизму, расширении сотрудничества с общественными и религиозными организациями, иными структурами гражданского общества для использования их потенциала в профилактике молодежного экстремизма, так и в разработке ведомственной методики оценки своей деятельности в рассматриваемом направлении оперативно-служебной деятельности. Как отмечает С. Е. Пролетенкова, до настоящего времени «не удается реализовать и требования Федерального закона «О полиции» в части создания методики изучения общественного мнения о деятельности полиции в целом и подразделений по противодействию экстремизму в частности» <7>. ——————————— <7> Пролетенкова С. Е. Административно-правовое регулирование противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М.: ВНИИ МВД России, 2013. С. 57.

Совершенствование деятельности органов внутренних дел, взаимосвязей между государственными и общественными структурами в вопросах профилактики экстремистских проявлений в целом позволит постепенно переориентировать тенденцию развития молодежного экстремизма в сторону его снижения, а также увеличит возможность использовать потенциал молодежи в конструктивных целях.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 2009. 19 мая. 2. Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 «О Стратегии национальной политики Российской Федерации до 2025 года» // Российская газета. 2012. 26 декабря. 3. Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. N 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 2008. 13 сентября. 4. Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде (разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России) // Наша молодежь. 2011. N 6. С. 40. 5. Вступительное слово Президента Российской Федерации В. В. Путина на расширенном заседании коллегии МВД России от 08.02.2013. URL: http://president. kremlin. ru. 6. Пролетенкова С. Е. Административно-правовое регулирование противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М.: ВНИИ МВД России, 2013. 7. Шарипов Ф. Р. Место и роль органов внутренних дел в противодействии экстремизму в Таджикистане // Международное уголовное право и международная юстиция. М.: Юрист, 2010. N 4.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *