Административно-правовая деятельность участкового уполномоченного полиции по противодействию экстремизму

(Анисимов Р. Ю., Иванов В. В.) («Административное право и процесс», 2013, N 11)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИЗМУ

Р. Ю. АНИСИМОВ, В. В. ИВАНОВ

Анисимов Роман Юрьевич, соискатель Академии управления МВД России, подполковник полиции.

Иванов Виктор Вениаминович, слушатель Академии управления МВД России.

Вопросы безопасности и противостояния экстремизму становятся все более актуальными. Борьба с этим видом может стать более эффективной, если она будет вестись комплексно. В числе составляющих комплексности стоят проблемы создания доброкачественной правовой основы, и комплексного пересмотра нормативной базы, и ведения работы по обеспечению пресечения экстремизма на местах.

Ключевые слова: безопасность, закон, полиция, общественный порядок, право, контроль, экстремизм.

Administrative-legal activities of the District Commissioner of police to counter extremism R. Y. Anisimov, V. V. Ivanov

Anisimov Roman Yurievich, degree-seeking student of Academy of Management attached to the Ministry of Internal Affairs of Russia, police semi-colonel.

Ivanov Viktor Veniaminovich, student of Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Security issues and countering extremism is becoming increasingly relevant. Combating this type could become more effective if it is carried out in an integrated manner. Among the components of integration challenges create sound legal framework and comprehensive revision of the regulatory framework, and work to ensure security in the regions at the local level.

Key words: security, State, the police, public order, right, control, extremism.

В последнее время обострились межнациональные отношения, произошел рост активности экстремистских групп, повысились радикальные настроения в стране. Статья 37 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента России от 12 мая 2009 г. N 537 <1>, относит экстремизм к числу основных источников угроз государственной и общественной безопасности. В Стратегии определено, что главным направлением государственной политики в данной сфере на долгосрочную перспективу должно стать совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с терроризмом и экстремизмом. ——————————— <1> СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

Президент России 10 февраля 2012 г. на коллегии МВД России назвал деятельность по предупреждению актов экстремизма среди основных задач МВД на ближайшее будущее <2>. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» <3> относит к обязанностям полиции (ст. 12) принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан. В соответствии с п. 1 Указа Президента России от 1 марта 2011 г. N 250 «Вопросы организации полиции» <4> противодействие экстремистской деятельности отнесено к деятельности подразделений, организаций и служб, входящих в полицию. Тем самым из этих и других ведомственных нормативных правовых актов следует, что непосредственные подразделения полиции и сотрудники, осуществляющие работу (в тесном контакте) с гражданами (в т. ч. и с лицами, имеющими психологические склонности к экстремистской деятельности), обязаны проводить индивидуально-профилактическую предупредительную работу. Данная работа должна проводиться только на основе соответствующих нормативных правовых актов (дифференцирования). К этому обязывают в какой-то степени требования ст. 13 Указа Президента страны от 1 марта 2011 г. N 249 <5>, в соответствии с которыми к полномочиям территориального органа МВД России по субъекту РФ отнесены на основании федерального закона меры, направленные на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности. ——————————— <2> URL: www. mvd. ru./news/show_101839/ (дата обращения: 26.04.2012). <3> СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900. <4> Российская газета. 2011. 2 марта. <5> Там же.

КоАП РФ определил категории должностных лиц ОВД, наделил их административно-юрисдикционными полномочиями, в т. ч. по рассмотрению дел об административных правонарушениях и составлению протоколов об административных правонарушениях, дела о которых уполномочены рассматривать другие органы административной юрисдикции (по более чем 220 статьям КоАП РФ). Кроме того, законы субъектов РФ об административной ответственности наделили сотрудников органов внутренних дел полномочиями по составлению подобных протоколов. Среди сотрудников полиции важное место занимают участковые уполномоченные полиции как основное звено в организации предупреждения и пресечения административных правонарушений, что обусловлено как их многочисленностью, так и наибольшей приближенностью к населению административного участка. В соответствии с Инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной Приказом МВД России от 16.09.2002 (в ред. от 12.04.2007), УУП должен планировать свою работу на основе изучения и анализа складывающейся на своем административном участке оперативной обстановки, знания законодательства и нормативных правовых актов РФ, ее субъектов, органов местного самоуправления, МВД России. Категория «административные правонарушения экстремистской направленности» еще не утвердились прочно в юриспруденции. Ряд ученых (А. С. Скудин, Н. В. Башкиров) <6> относят к данной группе противоправных деяний злоупотребление свободой массовой информации (ст. 13.15 КоАП РФ), пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ), организацию деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности (ст. 20.28 КоАП РФ), производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ). ——————————— <6> Скудин А. С. Правовые меры противодействия экстремизму: Автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08: МВД России. ВНИИ. М., 2011; Башкиров Н. В. Меры административно-правового противодействия политическому экстремизму: Автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14: ГОУ ВПО «Всероссийская гос. нал. акад. Министерства РФ по налогам и сборам». М., 2005.

Ежегодный прирост числа выявленных правонарушений данной линии составил около 20%. При анализе данных статистики видно, что выявляются в основном правонарушения, предусмотренные ст. 20.3 КоАП РФ (3/5 от числа всех ежегодных правонарушений данной направленности). Важным направлением противодействия экстремизму со стороны УУП является его обязанность выявлять лиц, склонных к совершению преступлений и правонарушений, вести с ними индивидуальную профилактическую работу. В соответствии с п. 12.3 Наставления по организации деятельности ОВД и ВВ МВД России, осуществляющих оперативно-профилактические мероприятия, пресечение и раскрытие преступлений и административных правонарушений экстремистской направленности, подразделения ООП территориальных органов при реализации своих задач и функций проводят мероприятия по выявлению лиц, причисляющих себя к молодежным экстремистским и неформальным группировкам. При этом в Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного не предусмотрена обязанность УУП выявлять, предупреждать и пресекать преступления и правонарушения экстремистской направленности. В 2011 г. было зарегистрировано более 600 преступлений экстремистской направленности, продолжили свою работу 34 организации экстремистского толка, 16 из которых носят межрегиональный характер <7>. И они в основном происходят именно на муниципальных территориях, обслуживаемых УУП. ——————————— <7> Решение коллегии МВД РФ от 22 мая 2011 г.

На профилактику и противодействие экстремизму выделяются средства как из федерального, так и из местных бюджетов. В числе последних нормативно-правовых актов о работе по профилактике экстремизма, например, распоряжение префектуры Юго-Восточного административного округа г. Москвы от 07.10.2011 N 946 <8>. Предусмотрены соответствующие мероприятия на 2012 г., при этом предусмотрено финансирование почти 4 млн. руб. ——————————— <8> Распоряжение префектуры ЮВАО г. Москвы от 07.10.2011 N 946 «О работе по профилактике экстремизма в молодежной среде в 2011 году и задачах на 2012 год» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 26.04.2012).

На наш взгляд, распространение идей экстремизма подтверждает необходимость федерального списка экстремистских материалов, периодически представляемого Минюстом России. На 23 января 2013 г. он содержит 1617 наименований материалов, признанных судом экстремистскими <9>. Кроме того, составлен Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, на основании подп. 6, 7 п. 2.1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Так, в течение 2012 г. выявлено 7 организаций (исключены из списка 2), исключены из списка на 11 мая 2011 г. 183 физических лица <10>. ——————————— <9> Российская газета. 2013. 23 января. <10> Российская газета. 2012. 11 мая.

Сотрудникам полиции в процессе проведения профилактических и иных правоприменительных действий следует обращать внимание на (делинквентов) закононепослушных субъектов — участников правоотношения. Беспечное отношение к вопросам распространения идей экстремизма, как отмечалось в юридической литературе, неприемлемо, это угрожает безопасности страны <11>. В данном случае участковый уполномоченный полиции должен выступать центральной фигурой, и, «следовательно, предупреждение правового конфликта в России будет проходить путем повышения правовой культуры и правосознания». Как справедливо указывают вышеназванные авторы, «чем выше правовая воспитанность, тем меньше правовых конфликтов» <12>. ——————————— <11> Дугенец А. С., Васильев Ф. П., Дашко М. Н. Вопросы административно-правового регулирования обеспечения безопасности современной России // Административное право и процесс. 2012. N 3. С. 65 — 67. <12> Бережкова Н. Ф., Емельянов Н. С. Правовое воспитание и предупреждение правового конфликта // Административное право и процесс. 2012. N 3. С. 74 — 77.

Литература

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: утв. Указом Президента России от 12 мая 2009 г. N 537 // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444. 2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900. 3. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 250 «Вопросы организации полиции» // Российская газета. 2011. 2 марта. 4. О работе по профилактике экстремизма в молодежной среде в 2011 году и задачах на 2012 год: распоряжение префектуры ЮВАО г. Москвы от 07.10.2011 N 946 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 26.04.2012). 5. Башкиров Н. В. Меры административно-правового противодействия политическому экстремизму: Автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14: ГОУ ВПО «Всероссийская гос. нал. акад. Министерства РФ по налогам и сборам». М., 2005. 6. Бережкова Н. Ф. Правовое воспитание и предупреждение правового конфликта / Н. Ф. Бережкова, Н. С. Емельянов // Административное право и процесс. 2012. N 3. 7. Дугенец А. С. Вопросы административно-правового регулирования обеспечения безопасности современной России / А. С. Дугенец, Ф. П. Васильев, М. Н. Дашко // Административное право и процесс. 2012. N 3. 8. Скудин А. С. Правовые меры противодействия экстремизму: Автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08: МВД России, ВНИИ. М., 2011.

——————————————————————