Проблемы взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации Кыргызской Республики в сфере противодействия экстремизму

(Тагаева А. М.) («Международное публичное и частное право», 2010, N 6)

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ <*>

А. М. ТАГАЕВА

——————————— <*> Tagaeva A. M. Problems of interaction of agencies of internal affairs with the mass media of Kyrgyz Republic in the sphere of counteraction of extremism.

Тагаева Асель Манаповна, адъюнкт кафедры теории и социологии управления в органах внутренних дел Академии управления МВД России.

Статья об основных проблемах (правового, ресурсного и социально-культурного характера) взаимодействия ОВД и СМИ в Кыргызской Республике и мерах, предлагаемых автором для их решения.

Ключевые слова: взаимодействие, экстремизм, средства массовой информации, противодействие, институты гражданского общества, органы внутренних дел, Кыргызская Республика.

The article deals with basic problems (of legal, resources and social-culture character) of interaction of the agencies of internal affairs and mass media in Kyrgyz Republic and on the measures proposed by the author for solution thereof.

Key words: interaction, extremism, mass media, counteraction, institutes of civil society, agencies of internal affairs, Kyrgyz Republic.

В условиях независимости ситуация в Кыргызской Республике сильно осложнилась, страна превратилась в арену деятельности иностранных миссионеров самых разных направлений. Сложная социально-экономическая ситуация, низкий уровень жизни большинства местного населения способствовали повышению эффективности проповедей новых религиозных учений, сделали богатые иностранные группы и религиозные объединения социально привлекательными для значительной части местного населения <1>. Распространение экстремизма в Кыргызстане, совершенствование экстремистской деятельности предъявляют к правоохранительным органам новые требования, в том числе связанные с активизацией деятельности институтов гражданского общества, включая средства массовой информации. Наиболее важным, регулирующим взаимоотношения в сфере СМИ является Закон «О средствах массовой информации» <2>. Настоящий Закон направлен на свободное функционирование средств массовой информации, регулирует их отношения с государственными органами, общественными объединениями, предприятиями, организациями и гражданами. ——————————— <1> Конгантиев М. Т., Иманкулов Т. И. Правоохранительная деятельность ОВД города Бишкек: Учебно-методическое пособие. Бишкек, 2007. С. 337. <2> Закон Республики Кыргызстан «О средствах массовой информации», в ред. Закона КР от 8 мая 1993 г. N 1228-XII. Введен в действие Постановлением Верховного Совета Республики Кыргызстан от 2 июля 1992 г. N 939-XII // Свободные горы. 1992. 4 авг. N 99.

Вместе с тем имеется целый ряд проблем, которые условно можно разделить на следующие группы: 1) правового характера: — ОВД должны обращаться к СМИ как мощному орудию идеологического противостояния идеям экстремизма. Однако в Законе Кыргызской Республики «Об органах внутренних дел Кыргызской Республики» <3> конкретно взаимодействие ОВД со СМИ не рассматривается. А как известно, СМИ оказывают большое влияние на формирование и стабильность общественного мнения <4>. В частности, поэтому так важно сотрудничество ОВД и СМИ <5>; ——————————— <3> Закон Кыргызской Республики от 11 января 1994 г. N 131 «Об органах внутренних дел Кыргызской Республики». <4> Давыдченко В. Т. Роль газет в формировании и выражении общественного мнения // Пресса и общественное мнение. М., 1986. С. 49. <5> Малушкина Н. С. Теоретико-правовые основы взаимодействия ОВД и СМИ: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1992. С. 82.

— в Законе Республики Кыргызстан «О средствах массовой информации» нет норм, регламентирующих работу прессы в кризисных ситуациях, о взаимодействии СМИ с ОВД. Нужно четко понимать, что такой действенный «инструмент», как СМИ может быть использован не только в благих целях — предупреждения экстремизма, но и оказать «медвежью услугу». Как правильно было отмечено, СМИ обязаны сознавать свою ответственность при освещении террористического акта и понимать, что представляемая ими информация может помешать мирному разрешению конфликта, привести к человеческим жертвам <6>; ——————————— <6> Чикинова О. В. Роль и место СМИ в сфере противодействия экстремизму (организационно-правовые аспекты) // Современный экстремизм в РФ: особенности проявления и средства противодействия: Материалы всероссийской научно-практической конференции в Академии управления МВД России. 16 июня 2006 г. М., 2006. С. 311 — 312.

— фактическими хозяевами некоторых зарегистрированных в республике телерадиокомпаний становятся иностранные граждане. Пока эти телерадиокомпании не работают в эфире. Но они уже зарегистрированы в Министерстве юстиции и могут претендовать на получение частоты. А что будет пропагандировать в эфире телекомпания «Звезда Муна», предположить нетрудно <7>. В связи с этим необходимо в законодательном порядке рассмотреть условия и порядок владения или совладения иностранными гражданами СМИ в Кыргызстане. А также при распределении частотного ресурса в регионах, где есть угроза информационной экспансии соседних государств, непременно учитывать интересы информационной безопасности страны; ——————————— <7> СМИ Кыргызстана: состояние, проблемы, тенденции, перспективы развития. Доклад подготовлен Управлением информационной политики Министерства культуры и информации Кыргызской Республики, г. Бишкек, март 2008 г.

— с повсеместным распространением сети Интернет стихийно появляются сайты с демонстрацией группового насилия, пропагандируется национальное превосходство одной нации над другой. Проблема законодательного регулирования интернет-сферы, а также вопрос о том, является ли Интернет средством массовой информации, обсуждаются во всем мире. Каждая страна старается решить данную проблему по-своему. Депутат Жогорку Кенеша А. Сабиров разработал законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон КР «О СМИ», где предлагалось дополнить этот закон словами «иными формами распространения информации, в т. ч. посредством информационных сетей». По его мнению, это создало бы условия, чтобы осуществлять государственный контроль относительно неправомерной информации. Предлагаемая депутатом поправка, однако, не нашла поддержки в неправительственных организациях. В данное время в Кыргызстане Интернет не относится к СМИ. Но он широко используется именно как средство распространения информации и средство обмена ею. А потому остро стоит вопрос о правовом регулировании данной сферы. Но контроль над мировой сетью в отдельно взятой стране абсолютно невозможен. Это международная проблема, и решать ее надо общими усилиями <8>; ——————————— <8> Конгантиев М. Т., Иманкулов Т. И. Указ. соч. С. 336.

2) ресурсного характера: — на действующих телеканалах материалы темы экстремизма в основном носят информационный характер. Аналитические материалы, напрямую касающиеся темы экстремизма, встречаются крайне редко. Эта тема практически не рассматривается самостоятельно. Отсутствуют специальные корреспонденты, работающие в этом направлении. Этому могут быть несколько причин. Так, тема экстремизма требует опыта и наличия авторитетных источников для сбалансированной подачи информации. Для подготовки аналитических материалов требуется также не только много времени, но и наличие материальных ресурсов на оплату междугородних телефонных звонков, Интернета, транспорта и т. д. И самая главная причина — безопасность журналистов. Никто не может гарантировать, что вышедший материал на тему экстремизма не повлечет за собой негативных последствий в отношении журналиста. Данная тематика также требует широких знаний в юриспруденции, конфликтологии, безопасной работе журналиста и т. д. <9>. Это еще раз подтверждает необходимость взаимодействия ОВД и СМИ в сфере противодействия экстремизму; ——————————— <9> Токоев М., Бекешова М., Касаболотов Ж., Орозбаков С., Карыпбеков И. Исследовательский проект «Защита демократических принципов свободы слова в странах Центральной Азии». Бишкек, 2008. monitor@elcat. kg.

3) социально-культурного характера: — к сожалению, кыргызстанцы уже не читают газет так много, как раньше. Так, по результатам опросов, почти 40% респондентов ответили, что вообще не читают газеты. В регионах этот показатель еще выше — 54,3%. 92% опрошенных по всей республике предпочитают получать информацию по телевидению <10>. Это означает, что ОВД частично «теряют» такой действенный инструмент формирования общественного мнения, как печатные СМИ. ——————————— <10> СМИ Кыргызстана: состояние, проблемы, тенденции, перспективы развития. Доклад подготовлен Управлением информационной политики Министерства культуры и информации Кыргызской Республики, г. Бишкек, март 2008 г.

Таким образом, необходимо отметить, что в Кыргызстане нет четкой политики взаимодействия ОВД со СМИ в освещении и предупреждении экстремизма, отсюда вытекают и разночтения в данных и сведениях, предоставляемых госорганами СМИ. И справедливо указали В. Г. Гриб и А. В. Ростокинский на то, что весь комплекс законодательных, организационных и собственно правоохранительных мероприятий, направленных на противодействие экстремистской деятельности, возможен лишь при тесном взаимодействии государственных структур и различных институтов гражданского общества <11>. ——————————— <11> Гриб В. Г., Ростокинский А. В. О некоторых направлениях совершенствования системы мер профилактики экстремизма // Труды ВНИИ МВД России: Научный журнал. М., 2007. С. 121 — 125.

В связи с этим целесообразно на постоянной основе осуществлять в СМИ пропаганду необходимости совместных усилий милиции и населения с тем, чтобы отношения между ними не были «потребительскими» со стороны населения и «присматривающими» со стороны работников ОВД <12>. ——————————— <12> Галеев В. Р. Основные проблемы и направления взаимодействия гражданского общества и ОВД // Гражданское общество и ОВД: проблемы, противоречия, формы взаимодействия: Материалы научно-практической конференции. М., 2008. С. 188 — 189.

Особое внимание следует уделить новым формам взаимодействия ОВД со СМИ в сфере противодействия экстремизму (например, проводить тренинги и семинары на постоянной основе), чего невозможно достигнуть без соответствующего качественно проработанного законодательного подкрепления, что также должно найти свое отражение в ведомственных подзаконных актах. Считаем необходимым создание единой базы данных по экстремизму и терроризму, которая включала бы в себя: законодательные акты КР, международные акты, ратифицированные Кыргызстаном, а также акты зарубежных государств, регулирующие отношения в этой сфере; информацию об экстремистских и террористических организациях мира; информацию об организациях, занимающихся противодействием этим явлениям; информацию об экспертах (зарубежных и отечественных) в этой области, журналистах, специализирующихся по этой тематике, и другую информацию и новости, которые необходимы для грамотного освещения этого явления.

——————————————————————