Система образовательных учреждений в Курской губернии во второй половине XIX — начале XX в

(Шипачев А. В.) («История государства и права», 2013, N 21) Текст документа

СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX — НАЧАЛЕ XX В.

А. В. ШИПАЧЕВ

Шипачев Андрей Владимирович, аспирант ЮЗГУ (г. Курск).

Реформы 1860 — 1870-х гг. XIX в. в стране способствовали развитию экономики Курской губернии с техническим перевооружением отраслей, возможностью ведения индивидуального хозяйства, а это требовало наличия большого количества хорошо подготовленных кадров, что способствовало прогрессивному развитию образовательной сферы губернии. К концу XIX — началу XX в. в Курской губернии сложилась система образования, лишенная высших учебных заведений. Были распространены учебные заведения, обеспечивающие начальное образование выходцам всех сословий и обоих полов, а также земские и церковно-приходские школы. Продолжить общее образование было возможно в реальных училищах и гимназиях, а получить профессиональные навыки — в низших и средних профессиональных училищах, что обеспечивало увеличение количества грамотных и профессионально подготовленных людей для развития Курской губернии.

Ключевые слова: типы начальных учебных заведений в Курской губернии во второй половине XIX — начале XX в., учебные заведения Святейшего Синода — церковно-приходские школы и школы грамоты, Суджанская учительская семинария.

System of educational institutions in the Kursk governorate during the second half of the XIX — beginning of the XX centuries A. V. Shipachev

The reforms of 1860 — 1870 promoted development of economy of the Kursk governorate with technical renovation of branches, possibility of running individual households, which required a great number of well-trained people which in its turn promoted a progress in educational sphere of the governorate. By the end of the XIX — beginning of the XX centuries the Kursk governorate formed a system of education which lacked higher educational institutions. There were numerous educational institutions ensuring primary education for representatives of all social classes of both genders as well as territorial and parochial schools. The general education can be continued in non-classical secondary schools and grammar schools, professional skills can be obtained in low and middle professional schools, the fact that ensured increase of the number of literal and professionally trained people for development of the Kursk governorate.

Key words: types of primary schools in the Kursk governorate during the second half of the XIX century — beginning of the XX century, educational institutions of the Holy Sinod — parochial schools and literacy schools, Sudzhansk Teachers’ Institution.

В Курской губернии во второй половине XIX — начале XX в. существовало несколько типов начальных учебных заведений, имевших свои уставы и программы. Данные учебные заведения отличались уровнем преподавания, образовательным цензом учителей и организационной принадлежностью <1>. ——————————— <1> Днепров Э. Д. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. С. 100.

Стоит отметить, что наиболее многочисленными были начальные народные училища, относящиеся к Министерству народного просвещения с трехлетней либо четырехлетней длительностью обучения <2>. ——————————— <2> Камоско Л. В. Политика правительства в области среднего образования в 60 — 70-е гг. XIX века. М., 1970.

Дети сельского населения проходили обучение в одноклассных и двухклассных министерских училищах, что позволяло им получить базовое образование в законченном виде. Обязательными для изучения предметами в них являлись: для православных — Закон Божий, русский язык, арифметика (одноклассное обучение), а также история, география, естествоведение, церковное пение и черчение (двухклассное обучение) <3>. ——————————— <3> Составлено по: Обзор Курской губернии за 1910 год. Курск, 1911; Рашин А. Г. Грамотность и народное образование в России XIX и начале XX в. // Исторические записки АН СССР. М., 1951.

Выпускники начальной одноклассной школы получали в итоге знания об истории России, о жизни социума и о строении вселенной в общем понимании. В дополнение Министерство народного просвещения требовало от учителей Курской губернии, как и всей России, не выходить за рамки и так достаточно скудной программы <4>. ——————————— <4> Шмид Г. К. История средних учебных заведений в России. СПб., 1878.

Отметим, что основным конкурентом министерских начальных училищ в Курской губернии были учебные заведения Святейшего Синода — церковно-приходские школы и школы грамоты. Эти школы осуществляли образовательные и воспитательные функции, обеспечивая профессиональную подготовку учащихся. Всего к 1915 г. в Курской губернии было 937 церковно-приходских школ и школ грамоты, в которых проходили обучение 51453 учащихся (40% — девочек) <5>. На предметы, связанные с религией, выделялось 46% учебного времени <6>. ——————————— <5> Минаков А. А. Церковно-приходские школы Курской губернии на рубеже XIX — XX столетий // Курский край. Краеведческие чтения. Вып. 1. Курск, 1989. С. 127. <6> Подсчитано по: Белоконский И. П. Народное начальное образование Курской губернии. 2-е изд., доп. Курск, 1897.

При этом стоит указать, что в церковноприходских школах отводилось времени меньше, чем в министерских программах 1897 г., что фактически не давало возможности расширить кругозор учащихся. Так, в программе по русскому языку были указания на то, что учитель в ходе объяснительного чтения не должен задаваться «побочными целями, например, сообщением учащимся сведений из окружающего мира» <7>. ——————————— <7> Чувашев Е. П. История училищ в России. М., 1943.

В Курске основным типом начальных учебных заведений по Положению 31 мая 1872 г. были городские училища. Их целью было «доставление детям всех сословий начального умственного и религиозно-нравственного образования». Городские училища находились под надзором попечителей учебных округов и функционировали под общим руководством инспекторов народных училищ. В городских училищах, получавших содержание из фонда казны, с учащихся собиралась не очень большая (от 2 до 20 руб. в год) плата за обучение, величина которой определялась попечителем учебного округа <8>. ——————————— <8> Там же. С. 67.

В Курской губернии в начале XX в. было уже более 10 городских училищ <9>. ——————————— <9> Златоверховников Н. И. Учебные заведения Курской губернии. С. 8.

В Курской губернии учителей для начальной школы готовили в Курской и Суджанской учительских семинариях, 22 женских гимназиях с 8-м педагогическим классом, трех женских епархиальных училищах и трех мужских духовных семинариях. Они полностью обеспечивали выпускникам трудоустройство по губернии, так как на каждого учителя Курской губернии в среднем было 55 учеников <10>. ——————————— <10> Константинов Н. А. Очерки по истории средней школы (гимназии и реальные училища с конца XIX в. до Февральской революции 1917 года). М., 1947. С. 35.

Общественное неудовлетворение казенной школой стимулировало попытки организации альтернативных учебных заведений, в большей мере отвечавших требованиям времени. Данная инициатива исходила от разных социальных слоев и групп, имевших различные цели. Молодая российская буржуазия, испытывающая потребность в энергичных, хорошо подготовленных работниках для торговли и промышленности, выделяла средства на открытие и развитие частных школ для своих детей, а также на содержание подготовленного учительского состава. По Положению 1896 г. в Курской губернии появилась новая разновидность средней школы — коммерческие училища. Они содержались и организовывались во многом благодаря общественной инициативе, подчиняясь Министерству финансов, а после Министерству торговли и промышленности, давая возможность по-новому организовывать учебно-воспитательный процесс и осуществлять совместное обучение мальчиков и девочек <11>. Все это обеспечивало приток в коммерческие училища прогрессивных педагогов, настроенных на творческую работу <12>. ——————————— <11> Там же. С. 38. <12> Маслов Ю. Н. Коммерческое образование в России в конце XIX — начале XX в.: Автореф. дис. … к. и.н. Курск, 2001.

В дополнение к вышесказанному стоит заметить, что именно ввиду недостаточного количества в Курской губернии государственных школ был отмечен рост количества частных учебных заведений, в которых учебные планы и программы утверждались попечителями учебных округов. Выбор преподаваемых в них предметов предоставлялся учредителям школ, что было противоположностью городским училищам. Контроль деятельности частных училищ в Курской губернии принадлежал дирекции и инспекции народных училищ <13>. ——————————— <13> Днепров Э. Д. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. С. 110.

Кроме учительских семинарий и школ, относящихся к ведомству Министерства просвещения, в Курской губернии существовали еще земские и частные учебные заведения. Так, в 1873 г. в г. Курске была организована земская учительская школа. С целью преподавания в ней необходимых предметов за достойное вознаграждение были приглашены преподаватели из многих учреждений. Окончившие Курскую земскую учительскую школу были весьма востребованы <14>. ——————————— <14> ГАКО. Ф. 193. Оп. 1. Д. 18. Л. 42.

На фоне проведения либеральных реформ в 60 — 70-х гг. XIX в. в России Курская губерния столкнулась с острой нехваткой специалистов по техническому профилю, что дало импульс к развитию технических учебных заведений. В основе этого во многом лежала инициатива местного самоуправления и представителей бизнеса, самостоятельно основавших учебные заведения по подготовке требующихся специалистов. Так, в 1895 г. Курское благотворительное общество при доме трудолюбия и работных домах стало открывать учебные художественно-промышленные и ремесленные мастерские, являющиеся, по сути, низшими учебными заведениями. Объективной причиной данного хода была потребность развивающегося городского хозяйства в типографских, переплетных и столярных работниках, находившихся в помещении благотворительного общества. Так, в Тиме в 1903 г. была открыта низшая ремесленная школа, готовившая специалистов по столярно-токарному и слесарно-кузнечному делу. Она содержалась на средства государства и земства, а также частично на деньги, вырученные от продажи изделий училища. На деньги губернского и Суджанского земства в Судже была организована школа ткачества, развивавшая традиции Суджанского уезда по производству ковровых изделий и кушаков, известных по всей европейской России. Аналогичным учебным заведением была Курская ремесленная учебная мастерская, возникшая в 1907 г. в городе в результате усилий Курского городского общественного управления и относящаяся к ведомству Министерства торговли и промышленности. Во второй половине XIX в. в связи с развитием сельского хозяйства возрос интерес к профильному образованию. После отмены крепостного права в 1861 г. сильно изменились все условия хозяйствования на селе. Требовалось все больше специалистов по сельскому хозяйству, причем из числа наиболее способных учеников, имевших склонность к агрономическому мышлению <15>. ——————————— <15> Галкин И. А. Становление и развитие ремесленного сельскохозяйственного образования в России в конце XIX — начале XX в.: Автореф. дис. … к. и.н. Курск, 1999.

Это обусловило открытие в Курской губернии профессиональных сельскохозяйственных учебных заведений. Ярким примером была открытая в августе 1896 г. в городе Короче Курской губернии Корочанская школа садовых рабочих, являющаяся наиболее типичным низшим сельскохозяйственным учебным заведением Курской губернии. В основе ее открытия лежала значительная потребность в сельхозрабочих для обслуживания яблоневых садов в Короче <16>. ——————————— <16> Третьяков А. В. Низшее профессиональное образование Курской губернии (конец XIX — начало XX в.) // Юг России в прошлом и настоящем: история, экономика, культура. Белгород, 1996.

В 1907 г. в городе Короче открывается Корочанским земством школа сходного профиля — Корочанская практическая школа садоводства. Она находилась в ведении Главного управления землеустройства и земледелия и была предназначена для подготовки «разумно и сознательно относящихся к своему делу садовых работников». Финансирование этой школы велось из средств Главного управления землеустройства и земледелия (1420 руб.) и Курского губернского земства (5800 руб.), а также на средства от продажи корзиночных изделий, цветов, различных овощей и меда <17>. ——————————— <17> Там же. С. 254.

Продолжая мысль развития коммерческой составляющей в системе образования, стоит отметить, что коммерческие школы успешно сочетали общеобразовательную и профессиональную подготовку. Они принадлежали в основном к Министерству торговли и промышленности, и только Суджанская торговая школа подчинялась ведомству Министерства финансов <18>. В уездных городах Курской губернии коммерческое образование велось в низших специальных учебных заведениях, организованных городским и земским общественным управлением и предпринимателями Курска, Суджи и Рыльска в 1901 — 1907 гг. Так, торговые школы и курсы коммерческих знаний обучали на приказчиков, бухгалтеров и коммерсантов <19>. ——————————— <18> ГАКО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 159. Л. 50 — 50 об. <19> Златоверховников Н. И. Учебные заведения Курской губернии. С. 5.

В Курской губернии имелись: Курское землемерное училище, земская фельдшерская школа в городе Курске и Белгородская учительская семинария. Качественное профессиональное сельскохозяйственное образование в Курской губернии можно было получить в землемерном училище, готовившем специалистов по земельным отношениям России. В то же время кроме государственного финансирования училище получало средства в виде платы за обучение и взносов отдельных благотворителей. Кроме того, деньги на работу училища давало Управление землеустройства и земледелия Министерства государственных имуществ. Имевшаяся в конце XIX в. в Курской губернии нехватка медицинских кадров оказалась весьма ощутимой, что продиктовало необходимость открытия при Курской губернской больнице фельдшерской школы. Ее программа включала широкий круг предметов: богословие, латынь, физику, химию, анатомию, физиологию, гистологию, патологию, терапию, хирургию, фармакологию, гигиену и неотложную медицинскую помощь. В этой связи экстренное Курское губернское земское собрание (11 июня 1897 г.) решило ходатайствовать перед губернатором об открытии губернской земской больницы фельдшерской школы <20>. ——————————— <20> ГАКО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 4. Л. 1 об.

Курский губернатор поддержал решение губернского земства 16 июня 1897 г. и сам ходатайствовал перед министром внутренних дел об открытии Курской фельдшерской школы <21>, на что получил быстрый положительный ответ. ——————————— <21> Там же.

Список использованной литературы

1. Белоконский И. П. Народное начальное образование Курской губернии. 2-е изд., доп. Курск, 1897. 2. ГАКО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 4. Л. 1 об. 3. ГАКО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 159. Л. 50 — 50 об. 4. ГАКО. Ф. 193. Оп. 1. Д. 18. Л. 42. 5. Галкин И. А. Становление и развитие ремесленного сельскохозяйственного образования в России в конце XIX — начале XX в.: Автореф. дис. … к. и.н. Курск, 1999. 6. Днепров Э. Д. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. М.: Педагогика, 2008. 7. Златоверховников Н. И. Учебные заведения Курской губернии. С. 5, 8. 8. Камоско Л. В. Политика правительства в области среднего образования в 60 — 70-е гг. XIX в. М., 1970. 9. Константинов Н. А. Очерки по истории средней школы (гимназии и реальные училища с конца XIX в. до Февральской революции 1917 года). М., 1947. С. 35. 10. Маслов Ю. Н. Коммерческое образование в России в конце XIX — начале XX в.: Автореф. дис. … к. и.н. Курск, 2001. 11. Минаков А. А. Церковно-приходские школы Курской губернии на рубеже XIX — XX столетий // Курский край. Краеведческие чтения. Вып. 1. Курск, 1989. С. 127. 12. Обзор Курской губернии за 1910 год. Курск, 1911. 13. Рашин А. Г. Грамотность и народное образование в России XIX и начала XX в. // Исторические записки АН СССР. М., 1951. 14. Третьяков А. В. Низшее профессиональное образование Курской губернии (конец XIX — начало XX в.) // Юг России в прошлом и настоящем: история, экономика, культура. Белгород, 1996. 15. Чувашев Е. П. История училищ в России. М., 1943. 16. Шмид Г. К. История средних учебных заведений в России. СПб., 1878.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *