Российская система гарантий и правоограничений педагогических работников середины XIX — начала XX веков

(Шипачев А. В.) («История государства и права», 2012, N 22)

РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ГАРАНТИЙ И ПРАВООГРАНИЧЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СЕРЕДИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКОВ <*>

А. В. ШИПАЧЕВ

——————————— <*> Shipachev A. V. Russian system of guarantees and legal restrictions of teachers from the middle of XIX — early XX centuries.

Шипачев Андрей Владимирович, Юго-западный государственный университет.

Во второй половине XIX — начале XX вв. в системе образования вырабатывается и закрепляется система гарантий в виде правительственных награждений и поощрений, присуждаемых поэтапно, во многом зависящих от выслуги определенного срока, которые позволяли награжденному педагогу улучшить свое общественное и материально положение.

Ключевые слова: система образования в России в середине XIX — начале XX вв., система гарантий и правоограничений.

In the second half of XIX — early XX centuries the system of guarantees was developed and fixed in the educational system of Russia. This system existed in the form of awards and rewards that were given stepwise depending largely on a certain period of service that allowed the awarded teacher to improve his social and economic status.

Key words: educational system of Russia in the middle of XIX — early XX centuries, system of guarantees and legal restrictions.

С середины XIX по начало XX в. в системе образования меняется взгляд на образовательную деятельность и непосредственно на сам статус педагогического работника. В отношении педагогических работников законодательством Российской империи предусматривались определенные гарантии в виде социальных льгот и преимуществ. Государственные гарантии, причитавшиеся педагогу, показывали, какое значение придает государство правовому статусу и роли педагога в обществе. К середине XIX в. появилась льгота освобождения от рекрутской повинности на все время нахождения в должности для сельского педагогического работника, выгодная в некоторой степени государству при осуществлении реформ в сфере образования, которые были разработаны и начинали реализовываться в начале XX в. Такая норма закреплялась в различных нормативно-правовых актах, но основным законодательным актом являлся Устав о воинской повинности. В нем согласно п. 3 ст. 80 учителя освобождались от действительной военной службы в мирное время и зачислялись в запас с обязательством прослужить в должности учителя не менее 5 лет; в течение этого периода времени они должны были ежегодно представлять в соответствующее воинское присутствие удостоверение от директоров училищ по представлению инспекторов этих училищ, подтверждающее факт их учительской службы <1>. А в случае прекращения преподавательской деятельности до истечения требуемого законом пятилетнего срока учителя не могли поступить в высшие учебные заведения до тех пор, пока не исполнят воинскую повинность <2>. ——————————— <1> Устав о воинской повинности // Свод законов Российской империи. СПб., 1897. Т. IV. Кн. 1. <2> Известия по высшим, средним и низшим учебным заведениям // Министерство нар. просвещения. 1911. N 5 — 7. С. 143.

Во второй половине XIX в. Министерство народного просвещения постановило в экстремальных случаях, таких как болезнь, смерть и другие, выделять начальным училищам денежные средства, расходование которых могло осуществляться директорами и инспекторами народных училищ с разрешения попечителя округа. А специальными узаконениями в начале XX в. Министерство увеличивало размеры кредитов на пособия учителям в указанных целях <3>. ——————————— <3> Фармаковский В. Деятельность Министерства народного просвещения в области начального народного образования в последнее десятилетие (1894 — 1903 гг.) // Журнал министерства нар. просвещения. 1904. N 4. С. 47 — 48.

К концу XIX в. в Российской империи приобретают положительное развитие объединения учителей в обществах взаимопомощи. По сведениям В. Чарнолуского, в 1901 г. в России существовало 65 учительских обществ взаимопомощи <4>, а к 1912 г. в России было отмечено уже 12 учительских обществ взаимопомощи <5>. Участникам такого общества предоставлялась возможность получения беспроцентной ссуды и безвозмездного пособия, обеспечивали их товарами первой необходимости по сниженной стоимости, выделяли средства на лечение. ——————————— <4> Учительские общества, кассы, курсы и съезды: систематический свод законов, распоряжений, правил, инструкций и справочных сведений / Сост. Г. Фальборк и В. Чарнолуский. СПб., 1901. С. 8 — 9. <5> Рус. учитель. 1912. N 1. С. 61.

В связи с необходимостью регулирования обществ взаимопомощи учителей и контроля за их деятельностью Министерство народного просвещения 10 марта 1900 г. утвердило Устав Общества взаимного вспомоществования учащим и учившим, согласно которому основной целью общества было оказание помощи нуждающимся учителям начальных училищ, состоящим в членстве не менее двух лет. Стоит отметить, что данной социальной гарантией могли также воспользоваться и ближайшие родственники учителя, «оставшиеся без всяких средств вследствие его смерти». Также параграфом 26 вышеуказанного Устава предусматривались: услуги сиделки в случае болезни, обеспечение льготной медицинской помощи, оказание помощи в поиске работы <6>. ——————————— <6> Учительские общества, кассы, курсы и съезды… С. 39.

Услуги профессиональной сиделки в Москве проще всего заказать в агентстве http://sidelka-vdom.ru/, так как цены невысокие, а кадры проверенные. Услуги сиделки в Москве часто требуются в больнице для ухода за лежачим или послеоперационным больным. А также в период восстановления можно нанять сиделку с проживанием. Кроме этого предлагаются услуги няни и все это имеет низкую стоимость так как предлагается напрямую, без посредников.

Учительские общества взаимопомощи оказывали помощь работникам начальных народных школ в обучении их детей в губернских образовательных учреждениях, и с этой целью учителям выдавались пособия. Отметим, что поддержка педагогов в деле обучения и воспитания их детей порой исходила и от самих земств. Так, в Курской губернии практиковалась выдача пособий на воспитание детей педагогов, и к 1902 г. Курское губернское земство израсходовало на эти цели 5300 рублей <7>. ——————————— <7> Акимов В. В. Деятельность тульского земства по народному образованию // Известия по нар. образованию. 1909. N 11. С. 191.

Статус педагога с непосредственными образующими элементами прав и гарантий к середине XIX в. находился в слаборазвитом состоянии, что предоставляло волю для критики как зарубежным, так и отечественным общественным деятелям. В качестве примера стоит отметить критику членов училищного совета от земства по этому поводу в 1873 г.: «учительство в сельской и даже городской школе есть в конце концов подвиг, которому нужно удивляться: с одной стороны, учителя наши, хотя и не получили специального образования для своей профессии, но все-таки довольно удовлетворительно и удачно усвоили себе все внешние приемы преподавания; с другой же стороны, это какие-то самоотверженные подвижники, только взявшиеся за подвижничество не по принципу, а под давлением безысходной нужды, вынужденные на незавидную долю сельского учителя горькой необходимостью. Возьмем, например, средние цифры: учитель получает жалование 75 руб. в год, из этих денег он уплачивает за квартиру со столом и освещением по меньшей мере по 4 руб. в месяц, помещаясь большей частью в семье, состоящей из 5 — 8 человек, на все остальные нужды ему остается 27 руб.; при особом счастии, его экономия немного увеличится, если ему удастся поместиться на печке при училище» <8>. ——————————— <8> Савельев А. А. Очерк развития народного образования в Нижегородском уезде. Н. Новгород, 1900. С. 57.

Для развития системы образования в отдаленных местностях и на окраинах Российской империи государство заинтересовывало педагогических работников путем предоставления льгот и гарантий, выгодно дававших преимущества по сравнению с обычным положением учителя. Таким педагогам устанавливались льготные, особые условия службы, а также особые сокращенные сроки по присвоению чинов, которые, в свою очередь, предоставляли право учителю на должность и устанавливали определенные выгодные права и привилегии. В пример сказанному стоит привести следующее: на основании п. 4 ст. 4 Высочайше утвержденных 13 июня 1886 г. Правил об особых преимуществах гражданской службы в отдаленных местностях, а также губерниях западных и Царстве Польском Министерство народного просвещения по соглашению с Министерством финансов признало необходимым предоставить особые преимущества службы в отдаленных местностях лицам, назначаемым на должности учителей городских и уездных училищ, положенные в X классе <9>. ——————————— <9> Городские, уездные и Мариинские училища. СПб., 1903. С. 109.

В развитие темы упомянем, что по Своду законов Российской империи 1896 г. со времени утверждения в чинах домашние наставники по истечении трех, домашние учителя — шести лет примерной службы могли быть произведены в следующий чин. Дальнейшее производство в чины домашних наставников происходило на основании Правил о производстве в чины учителей гимназии, а домашних учителей — на основании Правил о производстве в чины учителей уездных училищ <10>. ——————————— <10> Свод законов Российской империи. СПб., 1896. Т. 3. Ст. 422.

Для учебно-воспитательного состава в средних и низших казенных учебных заведениях с 1913 г. вводилась юбилейная нагрудная медаль, что впоследствии распространилось и на другие категории педагогов как начальных училищ (ведомственных, общественных, частных), так и частных учебных заведений, которые пользовались привилегиями государственных учебных заведений. Но заметим, что право ношения медали вышеуказанных лиц осуществлялось лишь на основании свидетельства, которое приобреталось ими за собственный счет <11>. ——————————— <11> НА РАО. Ф. 19. Оп. 1. Д. 42. Л. 153, 170.

Такая обязанность по уплате определенного взноса за предоставленные им знаки отличия существовала до начала XX в., и можно отметить, что в законодательстве того времени отсутствовали какие-либо возможности освобождения учителей от подобных сборов. Лишь к 1909 г. педагогические работники низших учебных заведений Министерства народного просвещения стали освобождаться от уплаты закрепленного сбора за пожалование им золотых медалей <12>. ——————————— <12> Сборник узаконений и распоряжений правительства. 1909. N 98. Ст. 844.

В нашем исследовании стоит упомянуть и о гарантии в виде присвоения специальных наградных норм для лиц, находившихся на государственной службе по ведомству Министерства народного просвещения. Условно их можно разделить на три категории: 1) лица учено-учебной службы в ученых учреждениях и высших и средних учебных заведениях; 2) лица учебной службы, служащие в низших учебных заведениях, учителя приготовительных классов средних учебных заведений, не получившие высшего образования, а также директора и инспектора народных училищ; 3) лица, которые не пользовались правами учебной службы, — к ним можно отнести почетных попечителей, почетных смотрителей, делопроизводителей и многих других <13>. ——————————— <13> НА РАО. Ф. 19. Оп. 1. Д. 42. Л. 166.

По Закону о высших начальных училищах от 25 июня 1912 г. учителя имели привилегию бесплатного обучения своих детей в правительственных мужских и женских средних учебных заведениях. Данное право распространялось и на учительниц указанных училищ, от которых не требовалось подтверждения их низкого уровня доходов <14>. ——————————— <14> Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1912. Отд. 1. N 92. Ст. 790.

Стоит сказать, что привилегия бесплатного образования детей педагога не зависела от наличия статуса государственного служащего, а находилась в непосредственной связи с исполнением педагогом служебных обязанностей в учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения. Кроме предоставляемых гарантий и прав педагогам, существовали и нормативные правоограничения, часть которых носила явный, открыто-закрепленный характер. Положение учителей огранивалось многочисленными циркулярными распоряжениями, которые зачастую были не согласованы между собой или полностью противоречили друг другу. Таким образом, фактическое осуществление предоставленных законом гарантий и прав педагогическому работнику часто зависело от произвола власти, а также непосредственного учебного начальства, способного также воздействовать на правовое положение учителя. Ранее в нашем исследовании мы отмечали ограниченность педагога в осуществлении защиты своих прав. Так, перемещение и увольнение педагогического работника зависело от многих лиц: инспекторов народных училищ; председателя и членов училищного Совета, где в состав совета входили представители различных ведомств: учебного, духовного, дворянства, земства, города и Министерства внутренних дел. Фактически положение педагога зависело и от других лиц, как то: помещиков, священников, приставов, урядников, писарей, богатых крестьян, которые при необходимости через того или иного члена совета могли предъявить претензии в отношении поведения учителя вплоть до его неблагонадежности. Данный аспект ранее был отмечен в ряде нормативно-правовых актов того времени, к примеру, в Сборнике узаконений и правительственных распоряжений, касающихся домашних наставников, учителей, учительниц и наставниц; в Своде законов Российской империи. Преподаватели, которые были отнесены к категории «неблагонадежных», отстранялись от исполнения своих обязанностей решением председателей училищного совета или инспектора народных училищ. Для нашего исследования стоит отметить важный факт, что при увольнении учителя уездные губернские советы не выдавали копий своих постановлений, которые фактически являлись юридическими документами, дающими право на обжалование, тем самым педагог не имел возможности, не зная причин, послуживших перемещению или увольнению, реализовать свое право на защиту. Фактически учитель был лишен возможности сформулировать в своих жалобах причину беззакония в отношении его. Стоит указать на правоограничения педагога, которые зависели и от национальной принадлежности, вероисповедания. Так, В. Чарнолуский отмечал, что 12 октября 1900 г. Департамент народного просвещения в своем отношении N 26721 давал обязательства не вносить в свидетельства на звание учителя начального училища, выдаваемые лицам иудейского вероисповедания, выдержавшим испытания по всем предметам, слова «с правом преподавать в двухклассных училищах Министерства народного просвещения», т. к. лица еврейской национальности не могли быть преподавателями в училищах, предназначенных для детей христианских вероисповеданий <15>. ——————————— <15> Испытания на звание начального учителя / Сост. Г. Фальборк, В. Чарнолуский. М., 1907. С. 24.

До конца XIX в. в Российской империи к педагогам относилось неофициальное требование с ограничением возможности участия в политической деятельности, в особенности — быть не партийным и политически лояльным. Данный факт обусловлен спецификой работы педагога, которая взаимосвязана с обучением молодого поколения и местного населения, и тем самым обеспечивает возможность влияния на сознание населения в условиях роста общественно-политической активности, революционных настроений народных масс. Официальным ограничением был один из Циркуляров Совета министров от 14 сентября 1906 г., в котором всем должностным лицам, как состоящим на государственной службе, так и вольнонаемным было запрещено «всякое участие в политических партиях, обществах, союзах, не только революционных, но и таких, которые хотя и не причисляют себя открыто к революционным, тем не менее в программах своих, в воззваниях своих вожаков и в других проявлениях своей деятельности обнаруживают стремление к борьбе с правительством или призывают к таковой борьбе население». В итоге подлежали немедленному увольнению со службы все должностные лица и служащие в правительственных органах по вольному найму, принимающие участие в организациях, отрицательно настроенных к государственному аппарату или ведущих противогосударственную агитацию <16>. ——————————— <16> Устав о службе по определению от правительства, исправленный по продолжениям 1906 и 1908 годов и по позднейшим узаконениям, с разъяснениями из указов Правительствующего Сената и циркуляров министерств / Сост. А. М. Нюренберг. СПб., 1910.

К 1917 г. Указом Сената о всеобщей амнистии по делам политического характера издано циркулярное распоряжение для попечителей учебных округов, датируемое 14 марта 1917 г. N 1926, сутью которого являлось восстановление в ранее ограниченных правах. В нем указывалось на «беспрепятственное допущение к преподавательской деятельности в случае возбуждения ходатайств об этом и при наличии соответствующих вакансий» <17>. ——————————— <17> НА РАО. Ф. 19. Оп. 1. Д. 31. Л. 16.

Таким образом, во второй половине XIX — начале XX в. в системе образования вырабатывается и закрепляется система гарантий в виде правительственных награждений и поощрений, присуждаемых поэтапно, во многом зависящих от выслуги определенного срока, которые позволяли награжденному педагогу улучшить свое общественное и материальное положение.

——————————————————————