Совершенствование деятельности Федеральной таможенной службы

(Грачев О. В.)

(«Юридический мир», 2013, N 2)

Текст документа

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ

О. В. ГРАЧЕВ

Грачев Олег Викторович, доцент кафедры Социально-гуманитарного университета, кандидат юридических наук.

Решение проблем обеспечения безопасности Российской Федерации в таможенной сфере вызвано образованием Таможенного союза с участием трех государств в составе России, Беларуси и Казахстана. Этот Союз является беспрецедентной интеграционной структурой на постсоветском пространстве. Особую роль в предупреждении преступлений, посягающих на экономическую безопасность Российской Федерации, выполняет Федеральная таможенная служба.

Ключевые слова: экономическая безопасность, таможенная сфера, преступность, предупреждение преступлений, Федеральная таможенная служба.

Improvement of activities of the Federal customs service

O. V. Grachev

The solution of problems of ensuring security of the Russian Federation in customs sphere is conditioned by formation of the Customs Union with participation of three states Russia, Belarus and Kazakhstan, which is an unprecedented integrational structure on post-soviet territory. The special role in prevention of crimes encroaching on economic security of the Russian Federation is played by the Federal customs service.

Key words: economic security, customs sphere, criminality, prevention of crimes, Federal customs service.

Федеральная таможенная служба России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через таможенные органы и представительства Службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ТС и органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

Соответственно, особую актуальность приобретают тесное, оперативное взаимодействие между правоохранительными подразделениями таможенных структур государств Таможенного союза и незамедлительный обмен информацией об изменениях оперативной обстановки на единой таможенной территории Таможенного союза с последующим анализом поступившей информации в целях определения внутренних и внешних угроз для экономик государств Союза, проведение совместных разработок и мероприятий по выявлению незаконных схем на едином таможенном пространстве, совместное пресечение каналов контрабанды, установление организаторов и лиц, причастных к данным преступлениям, борьба с коррупционными проявлениями в таможенных органах Таможенного союза.

На этом фоне для скорейшей интеграции правоохранительных подразделений государств Таможенного союза и реализации общих программ по борьбе с трансграничной преступностью возрастает роль активной деятельности международных подразделений таможенных органов, обеспечивающих налаживание рабочих взаимоотношений между правоохранительными структурами и создание устойчивых оперативных каналов по обмену оперативной информацией в рамках единого таможенного пространства.

Курс на сближение является стратегической задачей государств ТС, и для всеобъемлющего ее решения необходимо активное взаимодействие между правоохранительными системами таможенных органов государств Таможенного союза.

Однако в настоящее время международная правоохранительная служба ГУБК ФТС России не решает всех задач, диктуемых складывающейся обстановкой и для наращивания своей эффективности требует проведения внутренней реорганизации.

Целью совершенствования деятельности Федеральной таможенной службы РФ является повышение эффективности реализации экономической политики и стратегии государства по развитию ТС, всемерное способствование развитию внешней торговли. Эта цель предопределила задачи реформирования ФТС РФ.

Решение основных задач реформирования таможенной службы обеспечит развитие внешнеэкономических связей государств ТС, повышение качества и сокращение времени обслуживания участников ВЭД, увеличение поступлений платежей в бюджет, повышение эффективности в пресечении контрабанды наркотиков, оружия, культурных ценностей, выведение из теневого оборота материальных ресурсов, ослабление организованной преступности, выполнение обязательств Российской Федерации, предусмотренных трехсторонними и международными договорами, содействие вступлению РФ во Всемирную торговую организацию и постепенного вхождения в систему мирохозяйственных связей. Для решения предлагаемых задач необходим ресурс времени, поэтому реформирование должно проходить поэтапно.

Этапы проведения реформирования.

Первый этап — организационный. Формирование организационно-правового и экономического механизмов обеспечения реформирования (2012 г.).

Второй этап — проектный. Диагностика и системный анализ, проведение эксперимента в отдельно взятых таможенных учреждениях. Разработка целевых программ реформирования таможенной системы различных уровней (2013 г.).

Третий этап — реализационный. Формирование и реализация программ реформирования таможенной службы по всей системе. Создание информационно-аналитической системы и банка таможенных технологий (2015 г.).

В условиях экономических реформ, проводимых в Российской Федерации, характеризующихся новой инвестиционной политикой, интеграцией в международные торговые и таможенные организации, в том числе в ТС, возникает необходимость создания современной таможенной службы, способной эффективно решать следующие задачи:

1) участие в разработке и реализации мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, формирование таможенной политики ТС в интересах Российской Федерации, наряду с другими государственными органами содействие развитию национальной экономики, обеспечению внешней экономической, научно-технической, продовольственной, экологической и финансовой безопасности страны;

2) обеспечение полного поступления в бюджет страны доходов от ВЭД, повышение контроля над ввозом/вывозом товаров;

3) обеспечение эффективной борьбы с таможенными правонарушениями, контрабандой, незаконным перемещением наркотических препаратов, вредных и опасных для населения товаров;

4) вхождение в систему мирохозяйственных связей путем активного участия в разработке внешнеторговой политики Российской Федерации.

Анализ показывает, что решение указанных задач для современной таможенной службы является актуальной проблемой. Назрела настоятельная необходимость в широкомасштабной модернизации таможенной службы, приведение ее в соответствие с растущим объемом и многообразием внешнеэкономической деятельности, адаптации таможенной службы к постоянно изменяющимся условиям и задачам внешней и внутренней политики Российской Федерации, к правилам, нормам, стандартам и процедурам, принятым в ТС и международной таможенной практике.

Изучение деятельности таможенных органов показало, что за достаточно короткий срок в Российской Федерации произошло становление дееспособной таможенной службы. Создана и совершенствуется законодательная база таможенного дела. Сформированы механизмы наполнения доходной части государственного бюджета, регулирования внешнеэкономической деятельности, борьбы с контрабандой и правонарушениями в сфере таможенного дела. Формируется разветвленная таможенная инфраструктура. Завершается становление системы управления таможенными органами. Сформирован кадровый состав таможенной службы. Внедряются элементы компьютеризации и информационного обеспечения в практическую деятельность таможенных органов.

Современная таможенная служба занимает важное место в проведении внешнеэкономической политики государства и выполняет контрольную и фискальную функции при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и ТС. Как и всякая система, она не может быть совершенной, результаты проведенного исследования выявили основные недостатки современной таможенной системы РФ и ТС:

1) несовершенство информационного обеспечения внутри системы;

2) незавершенность формирования системы управления;

3) несовершенство законодательной базы;

4) отсутствие достаточно эффективных мер борьбы с контрабандой и преступлениями в сфере таможенного дела;

5) нерешенность комплекса вопросов социальной защиты, нехватка квалифицированных профессиональных кадров;

6) недостаточная материально-техническая база.

Все это входит в противоречие с решаемыми задачами и разнообразием внешнеэкономической деятельности, отражается на качестве и оперативности таможенного обслуживания участников ВЭД, создает проблемы с наполнением доходной части государственного бюджета, приводит к нарушениям таможенных правил и увеличению числа преступлений в сфере таможенной деятельности.

Приоритетным направлением и основной задачей реформирования таможенной службы Российской Федерации является дальнейшее совершенствование законодательной и правовой базы деятельности таможенных органов ТС. Государство через таможенные органы должно осуществлять контроль и регулирование внешнеторговой деятельности, при этом приоритет должен отдаваться экономическим методам регулирования над правовыми методами. В новых условиях хозяйственной деятельности государственный контроль в сфере внешнеторговой деятельности должен не препятствовать, а способствовать развитию внешней торговли как источника пополнения бюджета.

Реалии функционирования ТС диктуют необходимость разработки методологических основ и научно-прикладных методов обеспечения эффективного управления таможенной деятельностью с точки зрения менеджмента, реорганизации должны подвергнуться центральные органы управления ФТС с целью устранения дублирования и параллелизма управленческих функций. Для принятия оптимальных управленческих решений потребуется формирование достоверных данных таможенной статистики. Дальнейшего развития требует материально-техническая база таможенной системы, структура и инфраструктура ТС с целью соответствия возросшего объема товаро — и пассажиропотоков.

Таможенный контроль и оформление документов необходимо подвергнуть унификации и стандартизации на всем пространстве ТС, таможенные посты должны быть оснащены эффективными средствами телекоммуникаций и связи. Успешность и эффективность работы ФТС РФ в условиях ТС предопределяют создание единой аналитической информационно-поисковой системы (ЕАИПС), оснащенной современными количественными методами, информационной базой и технологиями для оперативной подготовки управленческих решений. ФТС РФ совместно с таможенными органами РБ и РК рекомендуется начать разработку мер по совершенствованию взаимодействия таможенных органов государств в целях обеспечения единого подхода в регулировании внешнеторговой деятельности. В целях вывода службы на уровень, позволяющий решать стоящие задачи в принципиально новых условиях, необходимо в кратчайшие сроки наделить международную правоохранительную службы ГУБК ФТС России функцией координатора действий таможенных правоохранительных систем Таможенного союза в борьбе с трансграничной преступностью и иными негативными проявлениями в таможенной сфере государств ТС. Создать на базе указанной службы оперативно-аналитический центр для обработки и анализа оперативной информации о процессах, происходящих в таможенной и околотаможенной сферах единого таможенного пространства, а также непрерывного изучения изменений оперативной обстановки, прогнозирования ее дальнейшего развития, выявления угрозообразующих факторов и выработки мер по их локализации.

Реформирование ФТС РФ невозможно без высококвалифицированных сотрудников, а это означает подготовку специалистов в специализированных высших учебных заведениях. Безотлагательно надо подготовить кадровую политику по оптимизации структуры и штатной численности ФТС РФ, за счет грамотной оптимизации штатной численности ФТС РФ появятся финансовые резервы для повышения денежного содержания персонала. С 1 января 2013 г. планируется повышение на 50% денежного содержания сотрудников ФТС РФ. Главными задачами в этой области являются совершенствование системы управления таможенной службой, создание структуры, отвечающей современным требованиям, выработка механизмов профессионального отбора, профессиональной ориентации, подготовки и повышения квалификации кадров. Предполагается усиление центрального аппарата таможенных органов путем эффективного перераспределения имеющейся штатной численности внутри системы. Основной задачей руководства таможенными органами в этом случае должно стать создание условий труда, которые способствовали бы постоянному улучшению качества выполнения своих функций персоналом таможенного органа.

Основными целями реформирования кадровой работы являются:

1) обеспечение отбора в таможенную систему кадров, соответствующих современному статусу таможенных органов и их роли во внешнеэкономической деятельности;

2) обеспечение работникам таможенных органов возможности в наибольшей степени реализовывать свои профессиональные возможности и творческие способности;

3) повышение эффективности процессов профессиональной подготовки на основе использования информационных технологий в учебном процессе, освоенных модульных систем обучения, внедрения в учебный процесс активных и дистанционных методов обучения.

Важнейшими проблемами, которые должны быть решены в ходе реформирования кадровой системы, являются:

1) разработка и внедрение системы планового перемещения кадров по службе на основе новых подходов к работе с резервом, подготовке и переподготовке личного состава, в том числе руководящего звена, обновления аппарата управления за счет кадров таможенных органов;

2) принятие превентивных мер по борьбе с коррупцией в таможенных органах путем проведения ротации и несения службы вахтовым методом;

3) разработка должностных стандартов и нормативов профессионального соответствия сотрудника выполняемым должностным обязанностям;

4) переход на систему подготовки и переподготовки кадров, способную обеспечить обучение кадров на базе среднего специального и высшего образования, а также переподготовку и повышение квалификации должностных лиц таможенных органов в рамках системы таможенных органов Республики Казахстан;

5) разработка и реализация комплекса правовых, оперативных, воспитательно-предупредительных, идеологических мер, направленных на обеспечение законности в деятельности таможенных органов и их сотрудников, дисциплины и высокой ответственности кадров.

ФТС РФ надо принять решение о создании на базе подразделения по взаимодействию с таможенными и правоохранительными органами других государств обновленного органа, осуществляющего сбор и оценку информации о процессах во внешнеэкономической деятельности иностранных государств, также о ведении оперативного производства по трансграничным делам, имеющим наиболее важное значение для экономической безопасности государства, проведении специальных международных операций.

Реализация перечисленных мероприятий будет способствовать предотвращению импорта недоброкачественных и вредных товаров, экологически опасной продукции, пресечению контрабанды наркотических веществ, оружия, валюты и культурных ценностей на территорию РФ и стран Таможенного союза.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *