Росавиация хочет изменить правила Чикагской конвенции

После начала СВО Ирландия и Бермуды в одностороннем порядке отозвали сертификаты летной годности лайнеров российских авиаперевозчиков. В общей сложности в этих юрисдикциях было зарегистрировано порядка 800 воздушных судов. Никаких консультаций с Россией по поводу аннулирования сертификатов Ирландия и Бермуды не проводили.

Международные авиаперевозки регулируются положениями Чикагской конвенции. В соответствии с документом Ирландия и Бермуды считаются государствами регистрации самолетов, в то время как Россия является государством эксплуатантом. В случае если государство регистрации оказывается не в состоянии выполнять свои функции, то полномочия по техническому регулированию передаются государству эксплуатанту. Проблема заключается в том, что возможность автоматической передачи полномочий Чикагской конвенцией не предусмотрена.

Самолеты российских авиакомпаний были перерегистрированы в национальном реестре. Дожидаться их исключения из реестров Ирландии и Бермуд официальная Москва не стала. В результате лайнеры получили двойную регистрацию. ICAO признала самолеты с двойной регистрацией небезопасными для полетов. Это привело к тому, что многие страны мира отказались принимать их в своих аэропортах.

Росавиация предложила прописать в Чикагской конвенции меры ответственности для государств регистрации, которые отказываются выполнять договорные обязательства. Это позволит странам эксплуатантам беспрепятственно перерегистрировать лайнеры в национальных реестрах. В результате они больше не будут иметь двойную регистрацию.