Особенности полицейского дознания в уголовном судопроизводстве США
(Пастухов П. С.) («Международное уголовное право и международная юстиция», 2013, N 5)
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИЦЕЙСКОГО ДОЗНАНИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ США
П. С. ПАСТУХОВ
Пастухов Павел Сысоевич, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Пермского государственного национального исследовательского университета, кандидат юридических наук, доцент.
В статье раскрываются особенности полицейского дознания по уголовным делам в Соединенных Штатах Америки. Исследуется специфика производства оперативно-розыскных и следственных действий, направленных на исследование обстоятельств преступления и собирание доказательств по делу.
Ключевые слова: полицейское дознание, доказательства, доказывание, правила полицейского расследования.
Features of police inquiry in criminal procedure of the USA P. S. Pastukhov
The article describes the features of a police inquiry in criminal cases in the United States. There is investigated the specificity of special operative and investigative proceedings aimed at examination the circumstances of the crime and collecting evidence.
Key words: police inquiry, evidence, proof, the rules of the police investigation.
Изучение уголовно-процессуального законодательства континентальной и англо-американской правовых систем показывает, что дознание является важной частью досудебного производства и присутствует в уголовном процессе независимо от формы судопроизводства, хотя и имеет в разных странах определенные особенности. Кроме того, процессуальное законодательство зарубежных стран в стремлении сделать расследование менее формальным не регламентирует в полной мере деятельность полиции и не дает исчерпывающего перечня процессуальных действий, проводимых в ходе досудебного производства. Следовательно, законодатель приоритет отдает содержанию права, а не форме. Предварительное следствие как форма расследования, как правило, отсутствует либо отменена в связи с дублированием расследования, проводимого полицией или прокурором. Ярким представителем англо-американской правовой системы права выступают Соединенные Штаты Америки, где основным органом досудебного производства является полиция, на которую возложены функции поддержания общественного порядка и расследования преступлений. Помимо полиции, к расследованию может приступить магистратура, большое жюри и ряд других структур <1>. Такой участник уголовного судопроизводства, как следователь, законодательству США не известен. При отыскании и закреплении доказательств без его помощи вполне обходятся. В связи с этим на досудебной стадии именно полицейский преследователь — истинный хозяин уголовного дела. ——————————— <1> См.: Деришев Ю. В. Концепция уголовного досудебного производства в правовой доктрине современной России: Монография. Омск, 2004. С. 83; Стойко Н. Г., Шагинян А. С. Уголовный процесс Англии и Уэльса, Бельгии и Дании (Сравнительно-правовой аспект). Красноярск, 1997. С. 19, 21, 27.
Отличительной чертой организации расследования в США является то, что в этой стране не существует законодательства, которое единообразно регламентировало бы порядок и условия деятельности сотрудников органов расследования, действовало бы на всей территории страны и распространялось на все территориальные юрисдикции. Однако это не означает, что расследование по уголовным делам не регламентировано вообще, а его формы и методы целиком зависят от свободного усмотрения детективов <2>. ——————————— <2> Единой правовой системы в США нет. Существует федеральная правовая система и 50 правовых систем штатов. В каждом штате имеется своя конституция, которая по аналогии с федеральной Конституцией регламентирует ряд вопросов уголовного судопроизводства. Существуют и иные законодательные акты, направленные на регламентацию конкретных вопросов уголовного судопроизводства. Более подробно об этом см.: Ларичев В. В. Законодательство, регулирующее расследование преступлений в США и Германии (сравнительно-правовой анализ) // Проблемы предварительного следствия и дознания: Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 2003. С. 64.
В США институт возбуждения уголовного дела в понимании российского судопроизводства отсутствует. Предварительное расследование включает в себя полицейское дознание, возбуждение уголовного преследования, после которого проводится предварительное судебное следствие. Полицейское дознание представляет собой предварительную проверку полицией гласными и негласными методами поступившей информации о преступлении <3>. Производство по конкретному делу принято считать начатым с момента получения полицией информации о совершенном преступлении <4>. Следует отметить, что ряд ученых начало производства по уголовному делу связывает с моментом получения информации о преступлении и ее регистрации в полиции <5>. ——————————— <3> См.: Ларичев В. В. Предварительное расследование преступлений в США и Германии: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 83 — 84; Пешков М. А. Особенности возбуждения уголовного дела в уголовном процессе США // Следователь. 1997. N 2. С. 77. <4> См.: Власова Н. А. Первоначальный этап уголовного процесса по законодательству дореволюционной России и зарубежных стран // Проблемы предварительного следствия и дознания: Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД России. 2001. С. 57. <5> См.: Гуценко К. Ф., Головко Л. В., Филимонов В. А. Уголовный процесс западных государств. М., 2002. С. 161, 162.
Правила полицейского расследования законодательно не регламентированы, полиция в своих действиях не связана какими-либо формальными требованиями. Основными задачами этого этапа являются сбор сведений для обоснования ордера на обыск или арест, а также сбор сведений о преступлении и лице, его совершившем. Как правило, полиция в этих целях осуществляет негласные оперативные мероприятия, а также получает объяснения, необходимые материалы (предметы и документы), составляет протоколы и заключения, в которых формулирует свои выводы. Полиция вправе производить следственные действия. Время осуществления расследования законом не регулируется. Деятельность полицейских по расследованию преступлений меньше всего связана с составлением процессуальных документов и соблюдением процессуальной формы. На месте происшествия они обязаны собрать информацию о преступлении, если есть хоть какая-то вероятность, что преступник впоследствии будет найден и привлечен к уголовной ответственности. Издание ордера означает формальное начало возбуждения уголовного преследования, а сам ордер на арест или обыск выступает первоначальным (а по менее серьезным преступлениям — единственным и окончательным) актом обвинения и единственным документом, фиксирующим начало официального производства по делу <6>. В некоторых случаях по просьбе прокурора вместо ордера на арест судьей издается повестка о вызове в суд <7>, что также считается формальным актом возбуждения уголовного преследования. После того как полиция произвела арест и завершила необходимые следственные процедуры в полицейском участке, расследование большинства преступлений фактически заканчивается <8>. ——————————— <6> См.: Власихин В. А. Служба обвинения в США: Закон и политика. М., 1981. С. 122. <7> См.: Власова Н. А. Указ. соч. С. 60. <8> См.: Ларичев В. В. Указ. соч. С. 91.
Представляется, что особенностью рассматриваемого производства является тот факт, что оправдывающие обвиняемого и смягчающие его ответственность доказательства полностью представляют обвиняемый и его защитник, вступающий в процесс при первых «шагах» полиции <9>. ——————————— <9> См.: Булатов Б. Б., Николюк В. В. Уголовный процесс зарубежных стран. Лекция. Омск, 1999. С. 14.
На завершающем этапе полицейский, который выполнял оперативно-розыскные и следственные действия, представляет своему непосредственному начальнику полицейский отчет <10> о том, что было сделано по делу и что было установлено. Начальник органа дознания проверяет материалы и правильность квалификации содеянного. Он вправе уточнить или изменить первоначальную квалификацию и в зависимости от этого принять решение о дальнейшем продвижении дела (передать в суд для дальнейшего разбирательства). Либо ввиду недостаточности доказательств дело может быть прекращено или разрешено на уровне полицейского участка (так называемое «полицейское урегулирование признанного установленным криминального конфликта» <11>). ——————————— <10> Принятие решения об обвинении. <11> См.: Ларичев В. В. Указ. соч. С. 93; Уголовно-процессуальное право Российской Федерации / Отв. ред. Ю. К. Якимович. СПб., 2007. С. 839.
Для формулирования обвинения материалы направляются прокурору. Прокурор составляет обвинительный документ <12>, в котором кратко излагается суть обвинения. Обвинительный документ подается судье или иному судебному должностному лицу, наделенному полномочиями по решению вопросов, возникающих до передачи уголовного дела в суд, где оно будет разрешаться по существу. ——————————— <12> Как правило, этот документ называют претензией или жалобой. На последующих этапах судопроизводства он может быть заменен процессуальным документом, называемым обвинительным актом.
Таким образом, предварительное следствие в понимании, свойственном континентальному праву, в США вообще не ведется. Письменного процесса на этой стадии не существует, добытые сведения оформляются соответствующими полицейскими документами, которые сами по себе доказательствами не являются и силы протоколов следственных действий не имеют. Сроки производства предварительного следствия также не установлены. Передача собранных материалов полицией прокурору является венцом длительного полицейского расследования, которое завершается составлением рапорта, аналогичного по смыслу «нашему» обвинительному заключению. Полицейское дознание не предусматривает глубокого и всестороннего исследования обстоятельств дела. Достаточно собрать для суда доказательства, которые указывают на причастность лица к совершению преступления. Характерной особенностью англо-американской модели является то, что в ней нет четкого деления на досудебное и окончательное производство, хотя некоторые ученые <13> делят уголовный процесс США на досудебное и судебное производство. ——————————— <13> См., например: Стойко Н. Г. Уголовный процесс западных государств и России: англо-американской и романо-германской правовых систем. СПб., 2006. С. 147.
——————————————————————