Евразийская экономическая комиссия: правовые основы, организационная структура, основные направления деятельности
(Пащенко А. В., Хрешкова В. В.) («Реформы и право», 2013, N 3)
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ <1>
А. В. ПАЩЕНКО, В. В. ХРЕШКОВА
——————————— <1> Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований («Национальное и наднациональное правовое регулирование экономических отношений в рамках Единого экономического пространства ЕврАзЭС»), проект N 13-33-01037.
Пащенко Андрей Владимирович, старший преподаватель кафедры финансового права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Хрешкова Виктория Валентиновна, старший преподаватель кафедры финансового права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
В работе впервые подробно исследованы правовой статус Евразийского экономической комиссии, ее структура и роль в интеграционных процессах в рамках ЕврАзЭС.
Ключевые слова: Евразийская экономическая комиссия, правовой статус, структура.
Eurasian Economic Commission: the legal framework, organizational structure and main directions of activity A. V. Pashchenko, V. V. Khreshkova
Legal status and organization structure of Eurasian commission was investigated. Role of Eurasian commission in integration process was review within EurAsEC.
Key words: Eurasian commission, legal status, organization structure.
В рамках Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (далее — ТС ЕврАзЭС) сформированы органы и определены их полномочия для обеспечения реализации целей и задач международных договоров. Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года <2> установлено, что Межгосударственный Совет является высшим органом ЕврАзЭС и в его состав входят главы государств и главы правительств государств — членов ТС ЕврАзЭС. ——————————— <2> Собрание законодательства Российской Федерации РФ. 2002. N 7. Ст. 632.
В настоящее время полномочия Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества по вопросам ТС ЕврАзЭС и Единого экономического пространства переданы Высшему Евразийскому экономическому совету (ст. 38 Договора о Евразийской экономической комиссии <3>). ——————————— <3> Договор о Евразийской экономической комиссии (подписан в г. Москве 18 ноября 2011 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 11. Ст. 1275. Договор ратифицирован Федеральным законом от 1 декабря 2011 года N 374-ФЗ.
До 2 февраля 2012 года единым постоянно действующим регулирующим органом ТС ЕврАзЭС была Комиссия Таможенного союза, учрежденная в соответствии с Договором о Комиссии Таможенного союза <4>. Основной задачей Комиссии Таможенного союза было обеспечение условий функционирования и развития ТС ЕврАзЭС. Со 2 февраля 2012 года полномочия Комиссии Таможенного союза были переданы Евразийской экономической комиссии, учрежденной Договором о Евразийской экономической комиссии и являющейся наднациональным органом. ——————————— <4> Договор о Комиссии Таможенного союза (подписан в г. Душанбе 6 октября 2007 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 12. Ст. 1553.
Согласно ст. 1 Договора о Евразийской экономической комиссии Евразийская экономическая комиссия учреждена как единый постоянно действующий регулирующий орган ТС ЕврАзЭС и Единого экономического пространства. Основной задачей Комиссии является обеспечение условий функционирования и развития ТС ЕврАзЭС и Единого экономического пространства, а также выработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках ТС ЕврАзЭС и Единого экономического пространства. К принципам деятельности Евразийской экономической комиссии отнесены: обеспечение взаимной выгоды, равноправия и учета национальных интересов государств — членов ТС ЕврАзЭС; экономическая обоснованность принимаемых решений; открытость, гласность и объективность. В соответствии со ст. 4 Договора о Евразийской экономической комиссии Евразийская экономическая комиссия пользуется правами юридического лица. Полномочия Евразийской экономической комиссии содержатся в различных нормативных правовых актах в связи с тем, что в соответствии со ст. 39 Договора о Евразийской экономической комиссии полномочия упраздненной Комиссии Таможенного союза были переданы Евразийской экономической комиссии. Все источники, в которых определены полномочия Евразийской экономической комиссии, можно разделить на две группы <5>: ——————————— <5> Пащенко А. В. Правоотношения по установлению и уплате таможенных пошлин в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС / Под ред. А. Н. Козырина. М., 2013. С. 65.
1) устанавливающие полномочия Евразийской экономической комиссии; 2) определяющие полномочия Комиссии Таможенного союза, переданные Евразийской экономической комиссии. Первая группа нормативных правовых актов представлена Договором о Евразийской экономической комиссии, в соответствии со ст. 3 которого Евразийская экономическая комиссия осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных: — Договором о Евразийской экономической комиссии; — международными договорами, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства; — решениями Высшего Евразийского экономического совета. Порядок реализации полномочий Евразийский экономический комиссии определен Регламентом работы Евразийской экономической комиссии, утвержденным решением Высшего Евразийского экономического совета от 18 ноября 2011 года N 1 «О Регламенте работы Евразийской экономической комиссии» <6>. ——————————— <6> Решение Высшего Евразийского экономического совета от 18 ноября 2011 года N 1 «О регламенте работы Евразийской экономической комиссии» // СПС «КонсультантПлюс».
Для выполнения своих полномочий Евразийская экономическая комиссия принимает решения, имеющие обязательный характер для государств — членов ТС ЕврАзЭС, подлежащие непосредственному применению на территориях государств — членов ТС ЕврАзЭС (ст. 5 Договора о Евразийской экономической комиссии) и относящиеся к наднациональному уровню правового регулирования в ТС ЕврАзЭС <7>. ——————————— <7> В соответствии с п. 1 ст. 3 Таможенного кодекса Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее — ТК ТС ЕврАзЭС) таможенное законодательство ТС ЕврАзЭС состоит из: ТК ТС ЕврАзЭС; международных договоров государств — членов ТС ЕврАзЭС, регулирующих таможенные правоотношения в ТС ЕврАзЭС, и решений Комиссии Таможенного союза, регулирующих правоотношения в ТС ЕврАзЭС, принимаемых в соответствии с ТК ТС ЕврАзЭС и международными договорами государств — членов Таможенного союза. Наднациональный уровень регулирования в ТС ЕврАзЭС составляют нормативные акты, принятые наднациональными органами в соответствии с ТК ТС ЕврАзЭС и международными договорами государств — членов ТС ЕврАзЭС. К таким нормативным актам относятся решения Комиссия Таможенного союза и решения Евразийской экономической комиссии. Решения упраздненной Комиссии Таможенного союза, действующие на 1 января 2012 года, сохраняют свою юридическую силу (ст. 38 Договора о Евразийской экономической комиссии). В настоящее время п. 1 ст. 3 ТК ТС ЕврАзЭС не соответствует международным договорам государств — членов ТС ЕврАзЭС. Комиссия ТС ЕврАзЭС была упразднена, а ее полномочия переданы Евразийской экономической комиссии.
В ст. 3 Договора о Евразийской экономической комиссии закреплены сферы деятельности комиссии. По сравнению с полномочиями Комиссии Таможенного союза сфера деятельности Евразийской экономической комиссии дополнилась рядом вопросов <8>. Наряду с вопросами таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, таможенного администрирования Евразийская экономическая комиссия также осуществляет деятельность в следующих сферах: ——————————— <8> Козырин А. Н. Международные договоры и национальное законодательство в правовом механизме Таможенного союза ЕврАзЭС // Реформы и право. 2013. N 2. С. 33.
1) техническое регулирование; 2) санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры; 3) зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин; 4) установление торговых режимов в отношении третьих стран; 5) статистика внешней и взаимной торговли; 6) макроэкономическая политика; 7) конкурентная политика; 8) промышленные и сельскохозяйственные субсидии; 9) энергетическая политика; 10) естественные монополии; 11) государственные и (или) муниципальные закупки; 12) взаимная торговля услугами и инвестиции; 13) транспорт и перевозки; 14) валютная политика; 15) охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг; 16) трудовая миграция; 17) финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг); 18) иные сферы. Кроме решений Евразийская экономическая комиссия также вправе давать рекомендации, которые обязательного характера не имеют. В ст. 6 Договора о Евразийской экономической комиссии установлен механизм реализации полномочий Евразийской экономической комиссии. Так, Комиссия в пределах своих полномочий обеспечивает реализацию международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства. Комиссия выполняет функции депозитария международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и решений Высшего Евразийского экономического совета. Комиссия может быть наделена Высшим Евразийским экономическим советом правом подписывать международные договоры по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии. При этом в полномочия Высшего Евразийского экономического совета также входит одобрение договоров, подписанных Евразийской экономической комиссией. В целях обеспечения эффективного функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства Комиссия вправе создавать консультативные органы для проведения консультаций по отдельным вопросам, принятие решений по которым относится к компетенции Комиссии. Согласно п. 94 Регламента о Евразийской экономической комиссии Совет вправе определить вопросы, для рассмотрения которых в обязательном порядке требуется получение заключения консультативного органа. Вопросы, определенные Советом как вопросы, по которым Коллегия обязана провести консультации в соответствии со ст. 9 Договора о Евразийской экономической Комиссии, рассматриваются в рамках соответствующего консультативного органа до рассмотрения данных вопросов на заседании Коллегии. Деятельность каждого консультативного органа при Коллегии определяется Положением. Положение консультативного органа утверждается Коллегией. При формировании консультативного органа Коллегия запрашивает государства — члены ТС ЕврАзЭС о кандидатурах уполномоченных представителей органов исполнительной власти для включения в состав создаваемого консультативного органа. В состав консультативных органов могут включаться независимые эксперты. Решения Комиссии принимаются Советом Комиссии и Коллегией Комиссии в пределах полномочий, установленных Договором о Евразийской экономической комиссии, и в порядке, предусмотренном этим Договором и Регламентом Комиссии. Комиссия имеет право запрашивать у органов власти государств — членов ТС ЕврАзЭС, юридических и физических лиц информацию, необходимую для осуществления Комиссией своих полномочий. Евразийская экономическая комиссия состоит из Совета и Коллегии. Совет осуществляет общее регулирование интеграционными процессами в ТС ЕврАзЭС и руководство деятельностью Евразийской экономической комиссии. В Совет Комиссии входят по одному представителю от каждого государства — члена ТС ЕврАзЭС, являющегося заместителем главы правительства, наделенному необходимыми полномочиями в соответствии с законодательством соответствующего государства — члена ТС ЕврАзЭС. Совет Комиссии осуществляет следующие функции и полномочия: — вносит на одобрение Высшего Евразийского экономического совета проекты международных договоров, подписываемых Комиссией; — организует работу по совершенствованию нормативной правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства; — вносит на утверждение Высшего Евразийского экономического совета основные направления интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства; — рассматривает вопрос об отмене или изменении решений Комиссии, принятых Коллегией Комиссии; — рассматривает вопрос о мониторинге и контроле за исполнением международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства; — утверждает по представлению Председателя Коллегии Комиссии перечень департаментов Комиссии, их штатную численность, а также их распределение между членами Коллегии Комиссии; — утверждает квалификационные требования к сотрудникам департаментов Комиссии; — принимает решение о снятии привилегий и иммунитетов с сотрудников Комиссии по основаниям, предусмотренным Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества от 31 мая 2001 года; — одобряет бюджет Комиссии; — одобряет порядок оплаты труда членов Коллегии Комиссии и сотрудников департаментов Комиссии; — одобряет общую предельную штатную численность департаментов Комиссии и выносит эту штатную численность на утверждение Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств; — принимает решение об образовании представительств Комиссии в государствах — членах ТС ЕврАзЭС; — в целях обеспечения соблюдения прав граждан государств — членов ТС ЕврАзЭС на трудоустройство в департаменты Комиссии, предусмотренных Договором о Евразийской экономической комиссии, образовывает при Совете Комиссии комиссию по этике и утверждает ее положение; — дает поручения Коллегии Комиссии; — осуществляет иные функции и полномочия в соответствии с Регламентом работы Евразийской экономической комиссии. Исполнительным органом является Коллегия, которая вырабатывает предложения в сфере дальнейшей интеграции. Деятельность Евразийской экономической комиссии обеспечивается департаментами. Коллегия Комиссии состоит из девяти членов, по три члена Коллегии комиссии от каждого государства — члена ТС ЕврАзЭС, один из которых является Председателем Коллегии Комиссии. Полномочия Председателя установлены в ст. 23 Договора о Евразийской экономической комиссии. Коллегия Комиссии осуществляет руководство департаментами Комиссии. В ст. 15 Договора о Евразийской экономической комиссии установлены требования к членам. Член Коллегии Комиссии должен являться гражданином того государства — члена ТС ЕврАзЭС, которого он представляет. Члены Коллегии Комиссии должны иметь профессиональную подготовку (квалификацию), соответствующую должностным обязанностям, а также стаж работы по профилю должностных обязанностей не менее семи лет, в том числе не менее одного года замещать должность в государственных органах государств — членов ТС ЕврАзЭС. Члены Коллегии Комиссии работают в Комиссии на постоянной основе. Члены Коллегии Комиссии при исполнении своих служебных обязанностей независимы от государственных органов и должностных лиц государств — членов ТС ЕврАзЭС и не могут запрашивать или получать указания от органов власти или официальных лиц государств — членов ТС ЕврАзЭС. Члены Коллегии Комиссии назначаются сроком на 4 года с возможным продлением полномочий решением Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств. Председатель Коллегии Комиссии назначается сроком на четыре года решением Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств. Ротация Председателя Коллегии Комиссии осуществляется поочередно в порядке русского алфавита по наименованию государства — члена ТС ЕврАзЭС. Члены Коллегии Комиссии не имеют права совмещать эту работу с другой работой или заниматься прочей оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, в течение всего срока действия своих полномочий. В ст. 16 Договора о Евразийской экономической комиссии установлены виды деятельности, которые не вправе осуществлять члены Комиссии. Любое нарушение этих принципов является основанием для досрочного прекращения полномочий члена Коллегии Комиссии. Согласно ст. 18 Договора о Евразийской экономической комиссии Коллегия Комиссии обеспечивает реализацию следующих функций и полномочий: — осуществляет выработку предложений в сфере интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, включая разработку и реализацию основных направлений интеграции; — принимает решения и рекомендации; — исполняет решения, принятые Высшим Евразийским экономическим советом, и решения, принятые Советом Комиссии; — осуществляет мониторинг и контроль за исполнением международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства; — осуществляет мониторинг и контроль за исполнением государствами — членами ТС ЕврАзЭС решений Комиссии; — направляет государствам — членам ТС ЕврАзЭС обязательные для исполнения уведомления об устранении нарушений при исполнении международных договоров и решений Комиссии; — ежегодно отчитывается в Совете Комиссии о реализации основных направлений интеграции; — разрабатывает рекомендации по вопросам формирования, функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства; — обеспечивает реализацию полномочий Комиссии по вопросам, отнесенным к ее компетенции; — подготавливает экспертные заключения в письменном виде на поступившие в Комиссию предложения государств — членов ТС ЕврАзЭС; — оказывает содействие государствам — членам ТС ЕврАзЭС в урегулировании споров в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства до обращения в Суд Евразийского экономического сообщества; — обеспечивает представление интересов Комиссии в судебных инстанциях, включая Суд Евразийского экономического сообщества; — осуществляет в пределах своих полномочий взаимодействие с органами государственной власти государств — членов ТС ЕврАзЭС; — осуществляет разработку проекта бюджета Комиссии и его исполнение, а также подготовку проектов отчетов о его исполнении; — разрабатывает проекты международных договоров и решений Комиссии, принимаемых Советом Комиссии, а также иные документы, необходимые для реализации полномочий Комиссии; — создает консультативные органы при Коллегии Комиссии; — обеспечивает проведение заседаний Совета Комиссии и Высшего Евразийского экономического совета; — представляет в Совет Комиссии предложения о снятии привилегий и иммунитетов с должностных лиц и сотрудников Комиссии, предоставляемых Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества от 31 мая 2001 года; — осуществляет руководство представительствами Комиссии; — размещает заказы и заключает договоры на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Комиссии в порядке, установленном положением, утверждаемым Советом Комиссии по представлению Коллегии Комиссии; — обеспечивает соблюдение порядка работы с документами ограниченного распространения (конфиденциальные и для служебного пользования), утверждаемого Советом Комиссии по представлению Коллегии Комиссии. Коллегия Комиссии имеет право запрашивать у органов власти государств — членов ТС ЕврАзЭС, юридических и физических лиц информацию, необходимую для осуществления Комиссией своих полномочий. Коллегия Комиссии своим решением вправе создавать консультативные органы при Коллегии Комиссии, деятельность и порядок работы которых определяются положениями о консультативных органах, утверждаемыми Коллегией Комиссии. В состав консультативных органов при Коллегии Комиссии входят уполномоченные представители органов исполнительной власти государств — членов ТС ЕврАзЭС. В состав консультативных органов при Коллегии Комиссии могут включаться независимые эксперты. Консультативные органы при Коллегии Комиссии в пределах своих полномочий осуществляют выработку предложений для Коллегии Комиссии по вопросам, которые входят в их компетенцию и по которым Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения. Организационно-техническое и финансовое обеспечение деятельности консультативных органов при Коллегии Комиссии осуществляется Комиссией. Расходы, связанные с участием уполномоченных представителей государственных органов государств — членов ТС ЕврАзЭС в работе консультативных органов при Коллегии Комиссии, несут направляющие государства — члены ТС ЕврАзЭС. Коллегия Комиссии наделена определенными полномочиями по результатам проведения мониторинга исполнения международных договоров. В случае если в результате проводимого Коллегией Комиссии мониторинга исполнения международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, возникают основания полагать, что одно из государств — членов ТС ЕврАзЭС не исполняет международные договоры, формирующие договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и (или) решения Комиссии, Коллегия Комиссии решением, принятым двумя третями голосов, направляет государству — члену ТС ЕврАзЭС уведомление о необходимости обязательного исполнения соответствующего международного договора и (или) решения Комиссии и устанавливает разумный срок, в течение которого государство — член ТС ЕврАзЭС обязан устранить такое нарушение. В случае если в установленный срок государство — член ТС ЕврАзЭС не исполняет решение, Коллегия Комиссии выносит соответствующий вопрос на рассмотрение Совета Комиссии. В случае если государство — член ТС ЕврАзЭС не исполняет в установленные сроки решение Совета Комиссии о необходимости исполнения соответствующего международного договора и (или) решения Комиссии, Коллегия Комиссии от имени Комиссии имеет право обратиться в Суд Евразийского экономического сообщества с заявлением о неисполнении этим государством — членом ТС ЕврАзЭС международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и (или) решений Комиссии. Одновременно Коллегия Комиссии уведомляет Высший Евразийский экономический совет и Совет Комиссии о направлении соответствующего заявления в Суд Евразийского экономического сообщества. На любой стадии рассмотрения Судом Евразийского экономического сообщества заявления Суд Евразийского экономического сообщества по ходатайству Коллегии Комиссии от имени Комиссии, обратившейся с этим заявлением, или государства — члена ТС ЕврАзЭС, права которого нарушены в связи с неисполнением международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и (или) решений Комиссии, указанных в заявлении, в течение 45 календарных дней с даты поступления ходатайства в Суд Евразийского экономического сообщества рассматривает вопрос о введении разумных временных мер, в том числе обеспечительного характера, в целях обеспечения исполнения решения Суда Евразийского экономического сообщества или предотвращения возможного нарушения прав и законных интересов, предусмотренных международными договорами, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и (или) решениями Комиссии. До подачи ходатайства государство — член ТС ЕврАзЭС, не являющееся стороной по делу, должно обратиться в Суд Евразийского экономического сообщества с ходатайством о разрешении вступить в дело в качестве заинтересованной стороны. Коллегия Комиссии в пределах своих полномочий принимает решения и рекомендации. Член Коллегии Комиссии в соответствии с распределением обязанностей: — осуществляет подготовку предложений по углублению интеграции по вопросам, отнесенным к его компетенции; — докладывает на заседаниях Коллегии Комиссии и Совета Комиссии по вопросам, отнесенным к его компетенции; — координирует и контролирует деятельность курируемых департаментов Комиссии; — подготавливает проекты решений и рекомендаций Коллегии Комиссии по вопросам, отнесенным к его компетенции; — осуществляет мониторинг исполнения международных договоров по формированию ТС ЕврАзЭС и Единого экономического пространства по вопросам, отнесенным к его компетенции; — осуществляет мониторинг исполнения государствами — членами ТС ЕврАзЭС решений Комиссии по вопросам, отнесенным к его компетенции; — подготавливает проекты экспертных заключений в письменном виде на поступившие в Комиссию предложения государств — членов ТС ЕврАзЭС по вопросам, отнесенным к его компетенции; — осуществляет в пределах полномочий Коллегии Комиссии взаимодействие с органами государственной власти государств — членов ТС ЕврАзЭС по вопросам, отнесенным к его компетенции, в том числе запрашивает у органов власти государств — членов ТС ЕврАзЭС, юридических и физических лиц информацию, необходимую для осуществления своих полномочий; — обеспечивает разработку проектов международных договоров, решений и рекомендаций Комиссии, принимаемых Советом Комиссии, а также иных документов, необходимых для реализации полномочий Комиссии по вопросам, отнесенным к его компетенции; — вносит на рассмотрение Коллегии Комиссии предложения о создании консультативных органов при Коллегии Комиссии по вопросам, отнесенным к его компетенции. Основной массив нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус Евразийской экономической комиссии, относится ко второй группе — нормативные правовые акты, определяющие полномочия Комиссии Таможенного союза, переданные Евразийской экономической комиссии. В эту группу входят международные договоры, формирующие договорно-правовую базу ТС ЕврАзЭС, и решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества. Рассмотрим некоторые из них на примере регулирования таможенно-тарифных правоотношений <9>. ——————————— <9> Подробнее о понятии таможенно-тарифных правоотношений см.: Пащенко А. В., Хрешкова В. В. Таможенно-тарифные правоотношения в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Реформы и право. 2012. N 1. С. 15 — 22.
К этой группе относится Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года «О едином таможенно-тарифном регулировании» <10>, в ст. 8 которого определены полномочия Евразийской экономической комиссии в сфере таможенно-тарифного регулирования. К ним относятся: ——————————— <10> Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 24. Ст. 2935.
1) осуществление ведения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее — ТН ВЭД); 2) установление ставок ввозных таможенных пошлин (включая сезонные); 3) введение тарифных квот и установление порядка их распределения; 4) определение единой системы тарифных преференций; 5) установление порядка применения тарифных льгот, предусмотренных ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года «О едином таможенно-тарифном регулировании». В соответствии с п. 7 решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» <11> Евразийская экономическая комиссия осуществляет ведение Единого таможенного тарифа ТС ЕврАзЭС (далее — ЕТТ ТС ЕврАзЭС). Для этого в Евразийскую экономическую комиссию не реже одного раза в квартал направляются протоколы переговоров государств — членов ТС ЕврАзЭС по согласованию ставок ввозных таможенных пошлин (ст. 4 Соглашения от 25 января 2008 года «О едином таможенно-тарифном регулировании»). На основании представленных протоколов был сформирован базовый перечень ЕТТ ТС ЕврАзЭС. В настоящее время эта процедура применяется для изменения ставок ввозных таможенных пошлин. Критерием, в соответствии с которым Единый таможенный тариф считается сформированным, является совпадение ставок ввозных таможенных пошлин, представленных каждым из государств — членов ТС ЕврАзЭС, по всей номенклатуре товаров (п. 6 ст. 4 Соглашения от 25 января 2008 года «О едином таможенно-тарифном регулировании»). ——————————— <11> Российская газета. 30.11.2009. N 227.
Помимо ставок ввозных таможенных пошлин на наднациональном уровне формируется перечень товаров, для которых законодательством государств — членов ТС ЕврАзЭС установлены вывозные таможенные пошлины (п. 2 ст. 77 Таможенного кодекса ТС ЕврАзЭС). Порядок формирования данного перечня закреплен в Соглашении между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран» <12>, однако единый перечень товаров, в отношении которых законодательством государств — членов ТС ЕврАзЭС установлены вывозные таможенные пошлины, пока не сформирован. Вероятно, это связано с тем, что Соглашение от 25 января 2008 года «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран» планируется заменить Соглашением «Об определении порядка уплаты вывозных таможенных пошлины (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе товаров с единой таможенной территории Таможенного союза», находящимся на рассмотрении <13>. ——————————— <12> Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс». Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 254-ФЗ. <13> Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества N 80 «О докладе ответственного секретаря Комиссии Таможенного союза «Основные итоги функционирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и первоочередные задачи на 2011 — 2012 годы» // СПС «КонсультантПлюс». Доклад Ответственного секретаря Комиссии Таможенного союза об основных итогах функционирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и первоочередных задачах на 2011 — 2012 годы // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».
Формирование Единого таможенного тарифа невозможно без ТН ВЭД, ведение которой осуществляется Евразийской экономической комиссией. Ведение единой ТН ВЭД включает в себя утверждение ТН ВЭД, внесение в нее изменений (п. п. 2, 3 ст. 51 Таможенного кодекса ТС ЕврАзЭС) и опубликование. Для реализации этих полномочий Евразийская экономическая комиссия определяет порядок внесения предложений о классификации отдельных видов товаров, их рассмотрения и согласования проектов решений и разъяснений с таможенными органами государств — членов ТС ЕврАзЭС (п. 7 ст. 52 Таможенного кодекса ТС ЕврАзЭС). Единообразное толкование ТН ВЭД обеспечено правом Евразийской экономической комиссии принимать и публиковать решения и разъяснения по клас сификации отдельных видов товаров (п. 7 ст. 52 Таможенного кодекса ТС ЕврАзЭС). В связи с тем что большинство ставок таможенных пошлин являются адвалорными, расчет таможенных пошлин невозможен без корректного и единообразного определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС ЕврАзЭС. Общий порядок определения таможенной стоимости товаров установлен Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» <14>. Однако в некоторых случаях точное определение таможенной стоимости товара в соответствии с общим порядком затруднено. Для решения некоторых из таких случаев Евразийская экономическая комиссия наделена полномочиями устанавливать особенности исчисления и уплаты таможенных пошлин. Во-первых, это право Евразийской экономической комиссии относится к товарам, таможенная стоимость которых не может быть определена в связи с отсутствием документов, подтверждающих точные сведения, необходимые для расчета (п. 5 ст. 64 Таможенного кодекса ТС ЕврАзЭС). Во-вторых — к отходам (п. 2 ст. 246 Таможенного кодекса ТС ЕврАзЭС), которые образовались от иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления (п. 2 ст. 271 Таможенного кодекса ТС ЕврАзЭС). Например, особенности определения таможенной стоимости таких отходов определены в решении Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 года N 512 «О Положении об особенностях определения таможенной стоимости отходов, образовавшихся в результате переработки иностранных товаров». ——————————— <14> Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 258-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ст. 83 Таможенного кодекса ТС ЕврАзЭС основания, условия и порядок изменения сроков уплаты таможенных пошлин определяются Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21 мая 2010 года «Об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин» <15>. Евразийская экономическая комиссия уполномочена определять иные, чем указаны в Соглашении, основания для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, либо приостановить действие оснований, указанных в соглашении, для предоставления отсрочки или рассрочки (п. 3 ст. 6 Соглашения от 21 мая 2010 года «Об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин»). ——————————— <15> Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21 мая 2010 года «Об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин» // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс». Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 4 октября 2010 года N 268-ФЗ.
Определение некоторых условий, в связи с которыми возможно освобождение от уплаты таможенных пошлин или предоставление тарифных преференций, также входит в компетенцию Евразийской экономической комиссии. Например, согласно п. 1 ст. 282 Таможенного кодекса ТС ЕврАзЭС Евразийская экономическая комиссия определяет перечень товаров, временно ввозимых на территорию ТС ЕврАзЭС с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, условия такого освобождения и его предельные сроки. Данное полномочие было реализовано в решении Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 331 «Об утверждении Перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки» <16>. Порядок применения и освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин также устанавливается Евразийской экономической комиссией (п. 3 ст. 6 Соглашения «О едином таможенно-тарифном регулировании»). ——————————— <16> Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 331 «Об утверждении Перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки» // http://www. tsouz. ru/KTS/KTS17/Pages/R_331.aspx — официальный сайт Комиссии Таможенного союза (дата обращения: 02.10.2013).
Вывозные таможенные пошлины могут не уплачиваться за товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, и товары, помещенные под таможенную процедуру временного вывоза, если они перечислены в Перечне товаров, утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 815 «Об утверждении Перечня товаров, при помещении которых под таможенную процедуру временного вывоза применяются положения части второй пункта 1 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза» <17>. ——————————— <17> Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 815 «Об утверждении Перечня товаров, при помещении которых под таможенную процедуру временного вывоза применяются положения части второй пункта 1 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза» // http://www. tsouz. ru/KTS/KTS32/Pages/R_815.aspx — официальный сайт Комиссии Таможенного союза (дата обращения: 02.10.2013).
В п. 5 ст. 200 Таможенного кодекса ТС ЕврАзЭС определен закрытый перечень условий, при которых условно выпущенные товары приобретают статус товаров Таможенного союза. Однако Евразийская экономическая комиссия в соответствии с п. 6 ст. 200 Таможенного кодекса ТС ЕврАзЭС наделена полномочием устанавливать иные обстоятельства, при которых условно выпущенные товары приобретают статус товаров Таможенного союза. Такая формулировка не исключает толкования указанного положения как наделения Евразийской экономической комиссии правом определять условия, отличные от Таможенного кодекса ТС ЕврАзЭС, при которых условно выпущенные товары освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин. К этой же категории необходимо отнести право Евразийской экономической комиссии устанавливать количественные нормы припасов, перемещаемых через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин (п. 4 ст. 363 Таможенного кодекса ТС ЕврАзЭС). Евразийская экономическая комиссия обязана осуществлять контроль за зачислением и распределением ввозных таможенных пошлин в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 20 мая 2010 года «Об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)» <18>. Контроль осуществляется в том числе путем предоставления ежегодного отчета в Высший Евразийский экономический совет о выполнении этого соглашения. В случае если обязательства о зачислении и распределении ввозных таможенных пошлин не выполняются государствами — членами ТС ЕврАзЭС, Евразийская экономическая комиссия должна способствовать разрешению такой ситуации путем проведения консультаций с органами исполнительной власти государств — членов ТС ЕврАзЭС для возобновления функционирования механизма распределения сумм ввозных таможенных пошлин (п. 7 ст. 7 Соглашения от 20 мая 2010 года «Об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)»). ——————————— <18> Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 40. Ст. 4990. Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 230-ФЗ.
Следовательно, единого нормативного акта, устанавливающего правовой статус Евразийской экономической комиссии, не существует, поэтому правовой статус может быть определен через анализ нормативных актов: международных договоров, включая Таможенный кодекс ТС ЕврАзЭС, решений Межгосударственного Совета и решений Высшего Евразийского экономического совета. Эти нормативные акты можно разбить на две группы: нормативные акты, непосредственно устанавливающие полномочия Евразийского экономической комиссии, и нормативные акты, определяющие полномочия Евразийской экономической комиссии через полномочия Комиссии Таможенного союза. По своему характеру полномочия Евразийской экономической комиссии в целом носят регулирующий характер. К основным сферам регулирования можно отнести экономическую и таможенную. Действующие нормативные правовые акты, которыми установлены полномочия Евразийской экономической комиссии, представляют собой огромный массив, поэтому задача определить правовой статус Евразийской экономической комиссии требует нетривиального решения, требующего больших затрат. В связи с этим становятся актуальными разработка и принятие единого нормативного правового акта, устанавливающего полномочия Евразийской экономической комиссии.
Библиография
1. Козырин А. Н. Международные договоры и национальное законодательство в правовом механизме Таможенного союза ЕврАзЭС // Реформы и право. 2013. N 2. С. 33. 2. Пащенко А. В. Правоотношения по установлению и уплате таможенных пошлин в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС / Под ред. А. Н. Козырина. М., 2013. С. 65. 3. Пащенко А. В., Хрешкова В. В. Таможенно-тарифные правоотношения в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Реформы и право. 2012. N 1. С. 15 — 22.
——————————————————————