Международно-правовая база нетарифного регулирования в Едином экономическом пространстве ЕврАзЭС
(Хрешкова В. В.) («Реформы и право», 2013, N 4)
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ БАЗА НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЕДИНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРАЗЭС <1>
В. В. ХРЕШКОВА
——————————— <1> Исследование выполнено в рамках проекта РГНФ N 13-33-01037 («Национальное и наднациональное правовое регулирование экономических отношений в рамках Единого экономического пространства ЕврАзЭС») при финансовой поддержке Научного фонда НИУ «Высшая школа экономики» (грант по софинансированию N 13-09-0122).
Хрешкова Виктория Валентиновна, старший преподаватель кафедры финансового права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
В работе исследована система международно-правовых источников нетарифного регулирования в Едином экономическом пространстве ЕврАзЭС. Исследованы основные международные соглашения, содержащие меры нетарифного регулирования. Проанализирована роль решений Евразийской экономической комиссии в сфере нетарифного регулирования.
Ключевые слова: нетарифное регулирование, нетарифные меры, международно-правовая база, ЕврАзЭС.
International legal basis for non-tariff regulation in the Common economic space of the EurAsEC V. V. Khreshkova
The system of international legal sources of non-tariff regulation in the EurAsEC was investigated. Author researched the basic international agreements containing non-tariff measures. The role of the Eurasian Economic Commission decisions in non-tariff regulation was discovered.
Key words: non-tariff regulation, non-tariff measures, the international legal framework, the EurAsEC.
При осуществлении регулирования внешнеэкономической деятельности применяется широкий спектр разнородных мер, действующих в отношении импорта и экспорта товаров. Традиционно данные меры делят на две самостоятельные группы: тарифные и нетарифные. Таможенно-тарифное регулирование осуществляется путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин <2>, нетарифное регулирование — путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера <3>. Таким образом, к мерам нетарифного регулирования следует относить все меры, кроме мер, связанных с применением таможенной пошлины. ——————————— <2> См.: п. 24 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Российская газета. 18.12.2003. N 254. <3> См.: п. 17 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
В зарубежной научной литературе средства нетарифного характера, ограничивающие международную торговлю, также принято называть нетарифными мерами. Встречаются и другие обозначения данного понятия: «нетарифные барьеры», «нетарифные ограничения», «нетарифные искажения», «нетарифные препятствия» <4>. ——————————— <4> Ванина И. С. Нетарифные ограничения в системе внешнеторгового регулирования: зарубежный и отечественный опыт. М., 2003.
Приведем несколько определений понятия «нетарифные меры». Прежде всего обратимся к научным исследованиям зарубежных ученых и международным правовым актам. Например, Дж. Уолтер определяет нетарифные барьеры как «все частные и правительственные средства и мероприятия, за исключением таможенного тарифа, которые служат ограничению размеров, деформации структуры и направлений мировых потоков товаров и услуг». Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) причисляет нетарифные ограничения ко «всем видам регуляций, действий и других процедур, предпринимаемых правительствами, которые могут оказывать ограничительное влияние на международную торговлю». ГАТТ характеризует нетарифные ограничения как «любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли» <5>. ——————————— <5> Цит. по: Ванина И. С. Нетарифные ограничения в системе внешнеторгового регулирования: зарубежный и отечественный опыт. М., 2003. С. 9 — 10.
Приведем некоторые из определений, сформулированных российскими исследователями. И. И. Дюмулен приводит следующее определение: «Нетарифные ограничения — любые распоряжения центральных и местных властей, включая методы реализации законов, постановлений и иных нормативных актов (кроме таможенно-тарифных мероприятий), которые воздействуют на экспорт и импорт товаров, объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для товаров иностранного происхождения по сравнению с товарами национального производства или различный режим для товаров разных стран» <6>. Под нетарифным регулированием в таможенном деле понимаются «различного рода меры контроля, которые создают препятствие для осуществления внешней торговли (за исключением таможенных пошлин)» <7>. Следующее определение также содержит в себе основные характеристики задачи нетарифных мер: «Меры нетарифного регулирования — это механизм государственного регулирования внешнеторговой политики, включающий экономические (кроме таможенного тарифа), административные и технические условия, ограничивающие или затрудняющие свободную торговлю между государствами» <8>. ——————————— <6> Дюмулен И. И. Нетарифные ограничения в международной торговле. Зарубежная практика. М., 1997. С. 4. <7> Подробнее см.: Ершов А. Д., Роденков А. И., Тараторин И. Г. Экспортный контроль и нетарифное регулирование ВЭД. СПб., 2001. <8> Свинухов Б. Г., Щербинина Г. П. Классификация мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности России // Право и экономика. 2001. N 8.
Исходя из вышеприведенных определений нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности выведем их основные параметры или признаки. 1. Нетарифные меры представляют собой комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. 2. Нетарифные меры устанавливаются исходя из соображений экономической политики и направлены на реализацию финансовой, технической, административной, кредитной и торговой политики. 3. Нетарифные меры вводятся по решению органов исполнительной и местной власти. 4. Предметом воздействия нетарифных мер является импорт и экспорт, объектом — система внешнеторговых отношений. Нетарифные меры за последние десятилетия стали довольно активным инструментом внешнеторгового регулирования. Широкое применение они получили не только в развитых странах, но и в развивающихся. Интенсивное использование в международной торговой практике нетарифных ограничений вызвало необходимость их систематизации и классификации. Как известно, в мире действуют официальные классификационные схемы нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, разработанные ГАТТ/ВТО, Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международной торговой палатой, Международным валютным фондом, Мировым банком, Тарифной комиссией США и рядом других авторитетных организаций. Эти системы классификации применяются для сбора информации, создания кодексов, регулирующих правила применения отдельных групп нетарифных ограничений, организации национальных систем регулирования внешней торговли. В рамках Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (далее — ТС ЕврАзЭС) понятие мер нетарифного регулирование раскрыто в подп. 17 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС <9> (далее — ТК ТС). К мерам нетарифного регулирования отнесены меры регулирования внешней торговли товарами, осуществляемые путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств — членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза. Меры нетарифного регулирования отнесены также к группе запретов и ограничений, куда также входят: меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств — членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза. ——————————— <9> Таможенный кодекс Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17) // Собрание законодательства РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.
Как следует из определения мер нетарифного регулирования в систему источников включены следующие акты: 1) международные договоры государств — членов Таможенного союза; 2) решения Комиссии Таможенного союза <10>; ——————————— <10> Со 2 февраля 2012 года полномочия Комиссии Таможенного союза были переданы Евразийской экономической комиссии, учрежденной Договором о Евразийской экономической комиссии.
3) нормативные правовые акты государств — членов ТС ЕврАзЭС, изданные в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза. В связи с тем, что непосредственным объектом настоящего исследования является систематизация международно-правовой базы нетарифного регулирования, в первую очередь рассмотрим основные акты, входящие в первую группу. В Соглашении между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» <11> установлено, что в отношении торговли с третьими странами на единой таможенной территории применяются единые меры нетарифного регулирования на основе принципов, изложенных в ст. ст. 3 — 6 и 9 Соглашения. Соглашение не распространяется на отношения государств — членов ТС ЕврАзЭС, касающиеся вопросов экспортного контроля, технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных требований и мер, а также специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. ——————————— <11> Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 255-ФЗ // Российская газета. 26.12.2008. N 265.
Порядок введения и применения единых мер нетарифного регулирования определяется отдельными соглашениями государств — членов ТС ЕврАзЭС. Во исполнение данного положения было принято Соглашение «О порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран» (заключено в г. Москве 9 июня 2009 года) <12>. ——————————— <12> Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 28 ноября 2009 года N 304-ФЗ // Российская газета. 02.12.2009. N 229.
Согласно ст. 9 Соглашения от 25 января 2008 года «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» и ст. 1 Соглашения от 9 июня 2009 года «О порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран» решения о применении мер нетарифного регулирования в отношении ввоза товаров на единую таможенную территорию и (или) вывоза их с этой территории принимаются Евразийской экономической комиссией, за исключением временных мер. К временным мерам относятся меры, вводимые в одностороннем порядке, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и не носящие экономического характера в тех случаях, когда они направлены, например, на: соблюдение общественной морали и правопорядка; обеспечение обороны и безопасности; охрану жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; защиту культурных ценностей и культурного наследия и т. д. Товары, в отношении которых применяются меры регулирования, включаются в единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами. Единый перечень утверждается Евразийской экономической комиссией. После принятия Комиссией решения о введении мер регулирования в отношении отдельного вида товара он включается Комиссией в единый перечень. Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, содержится в приложении N 1 к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 года N 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» <13>. ——————————— <13> Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: http://www. eurasiancommission. org/ru/Lists/EECDocs/K_P1_134.pdf (дата обращения: 28.11.2013).
К мерам нетарифного регулирования согласно Соглашению от 25 января 2008 года «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» отнесены: количественные ограничения, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, лицензирование в сфере внешней торговли, наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров. Количественные ограничения применяются в исключительных случаях. Экспорт и импорт товаров в ходе осуществления торговли с третьими странами должны осуществляться без количественных ограничений. К числу количественных ограничений относятся: 1) запреты и временные ограничения экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка; 2) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в любом виде, если необходимо: а) сократить производство или продажу аналогичного отечественного товара; б) сократить производство или продажу отечественного товара, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, в случае если не имеется значительного производства аналогичного отечественного товара; в) снять с рынка временный излишек аналогичного отечественного товара путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных; г) снять с рынка временный излишек отечественного товара, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если не имеется значительного производства аналогичного отечественного товара, путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных; д) ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых полностью или в основном зависит от импортируемого товара, если производство аналогичного отечественного товара является незначительным. Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основании лицензии. Участники внешнеторговой деятельности, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, совершают сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, основываясь на принципе недискриминации и руководствуясь только коммерческими соображениями. Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях: 1) введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров; 2) реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений; 3) предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров; 4) выполнение международных обязательств. Лицензия выдается уполномоченным государственным органом исполнительной власти. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами. Правила лицензирования определены Соглашением правительств государств — членов Евразийского экономического сообщества от 9 июня 2009 года «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами» <14>. Во исполнение указанного соглашения и в целях осуществления контроля за количеством и номенклатурой ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза и вывозимых с этой территории лицензируемых товаров Комиссией Таможенного союза было принято решение от 22 июня 2011 года N 687 «О Положении о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров» <15>. ——————————— <14> Собрание законодательства РФ. 2010. N 33. Ст. 4399. <15> Официальный сайт Комиссии Таможенного союза: http://www. tsouz. ru/KTS/KTS28/Documents/P_687.pdf (дата обращения: 28.11.2013).
Могут выдаваться лицензии следующих видов: 1) разовая — лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является лицензируемый товар, и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт этого товара в определенном количестве; 2) генеральная — лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании решения государства — члена ТС ЕврАзЭС и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт отдельного вида лицензируемого товара в определенном лицензией количестве; 3) исключительная — лицензия, предоставляющая участнику внешнеторговой деятельности исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара. Период действия разовой лицензии не может превышать 1 года с даты начала ее действия. Срок действия разовой лицензии может быть ограничен сроком действия внешнеторгового контракта (договора) или сроком действия документа, являющегося основанием для выдачи лицензии. Для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, период действия лицензии заканчивается в календарном году, на который установлена квота. Срок действия генеральной лицензии не может превышать одного года с даты начала ее действия, а для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, заканчивается в календарном году, на который установлена квота, если иное не оговорено решением Комиссии. Срок действия исключительной лицензии устанавливается решением Комиссии в каждом конкретном случае. Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров осуществляется посредством выдачи разрешений на экспорт и (или) импорт товаров. Разрешение — разрешительный документ, выдаваемый участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является товар, в отношении которого установлено наблюдение за экспортом и (или) импортом в определенном количестве. Порядок выдачи разрешений установлен в ст. 4 Соглашения правительств государств — членов Евразийского экономического сообщества от 9 июня 2009 года «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами». Кроме указанных нетарифных мер регулирования, ст. 7 Соглашения от 25 января 2008 года «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» могут применяться меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов. Введение таких мер может обусловлено следующим: 1) необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка; 2) необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; 3) относятся к экспорту и (или) импорту золота или серебра; 4) применяются для защиты культурных ценностей и культурного наследия; 5) необходимы для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов и проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов; 6) связаны с ограничением экспорта отечественных материалов для обеспечения достаточным количеством таких материалов внутренней обрабатывающей промышленности в течение периодов, когда внутренняя цена на такие материалы держится на более низком уровне, чем мировая цена, в результате осуществляемого правительством плана стабилизации; 7) необходимы для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците; 8) необходимы для выполнения международных обязательств; 9) необходимы для обеспечения обороны и безопасности; 10) необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным обязательствам правовых актов, касающихся применения таможенного законодательства, охраны окружающей среды, защиты интеллектуальной собственности, и иных правовых актов. Указанные меры не должны применяться, если способ их осуществления является средством произвольной или необоснованной дискриминации третьих стран, а также скрытого ограничения внешней торговли товарами. В ст. 8 Соглашения от 25 января 2008 года «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» также упомянуты особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами. Внешняя торговля товарами может быть ограничена мерами, принятие которых необходимо для участия государств — членов ТС ЕврАзЭС в международных санкциях в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Меры, ограничивающие внешнюю торговлю товарами, могут быть введены в целях защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса. Порядок применения на единой таможенной территории мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и вводимых исходя из национальных интересов и особых видов запретов и ограничений внешней торговли товарами, включая случаи их применения в одностороннем порядке, а также порядок применения иных запретов и ограничений внешней торговли, определяются отдельными соглашениями. К нетарифным мерам также относятся специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. Отношения, возникающие в связи с введением и применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении товаров, происходящих из иностранных государств и предназначенных для единой таможенной территории Таможенного союза, урегулированы следующими международно-правовыми актами: Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (заключено в г. Москве 25 января 2008 года) <16>; решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19 ноября 2010 года N 59 «О международных договорах в сфере применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС» <17>; Соглашение «О порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода» (заключено в г. Санкт-Петербурге 19 ноября 2010 года) <18>; Протокол о порядке предоставления органу, проводящему расследования, сведений, содержащих в том числе конфиденциальную информацию, для целей расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (подписан в г. Санкт-Петербурге 19 ноября 2010 года) <19>. ——————————— <16> Собрание законодательства РФ. 2012. N 42. Ст. 529. <17> Бюллетень международных договоров. 2011. N 6. <18> Собрание законодательства РФ. 2012. N 12. Ст. 1367. <19> Собрание законодательства РФ. 2011. N 38. Ст. 5324.
Антидемпинговой мерой является мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Евразийской экономической комиссии посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером. Антидемпинговая пошлина — пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от ввозной таможенной пошлины. Компенсационная мера — мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии экспортирующего иностранного государства на отрасль экономики государства — члена ТС ЕврАзЭС, применяемая по решению Евразийской экономической комиссии посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства или экспортером. Компенсационная пошлина — пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами независимо от ввозной таможенной пошлины. Специальная защитная мера — мера по ограничению возросшего импорта товара на единую таможенную территорию Таможенного союза, которая применяется по решению Евразийской экономической комиссии посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины. Специальная пошлина — пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами независимо от ввозной таможенной пошлины. Введению специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры при импорте товара предшествует расследование. В следующей группе нормативных правовых актов, регулирующих вопросы применения в ТС ЕврАзЭС нетарифных мер, указаны решения Комиссии Таможенного союза. Комиссия Таможенного союза до 2 февраля 2012 года была единым постоянно действующим регулирующим органом ТС ЕврАзЭС и создана в соответствии с Договором о Комиссии Таможенного союза <20>. Основной задачей Комиссии Таможенного союза было обеспечение условий функционирования и развития ТС ЕврАзЭС. Со 2 февраля 2012 года полномочия Комиссии Таможенного союза были переданы Евразийской экономической комиссии, учрежденной Договором о Евразийской экономической комиссии и являющейся наднациональным органом. ——————————— <20> Договор о Комиссии Таможенного союза (подписан в г. Душанбе 6 октября 2007 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 12. Ст. 1553.
Согласно ст. 1 Договора о Евразийской экономической комиссии Евразийская экономическая комиссия учреждена как единый постоянно действующий регулирующий орган ТС ЕврАзЭС и Единого экономического пространства. Основной задачей Комиссии является обеспечение условий функционирования и развития ТС ЕврАзЭС и Единого экономического пространства, а также выработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках ТС ЕврАзЭС и Единого экономического пространства. Полномочия Евразийской экономической комиссии содержатся в различных нормативных правовых актах в связи с тем, что в соответствии со ст. 39 Договора о Евразийской экономической комиссии полномочия упраздненной Комиссии Таможенного союза были переданы Евразийской экономической комиссии. Все источники, в которых определены полномочия Евразийской экономической комиссии, можно разделить на две группы <21>: ——————————— <21> Пащенко А. Б. Правоотношения по установлению и уплате таможенных пошлин в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС / Под ред. А. Н. Козырина. М.: ИППИ, 2013. С. 65.
1) устанавливающие полномочия Евразийской экономической комиссии; 2) определяющие полномочия Комиссии Таможенного союза, переданные Евразийской экономической комиссии. Первая группа нормативных правовых актов представлена Договором о Евразийской экономической комиссии, в соответствии со ст. 3 которого Евразийская экономическая комиссия осуществляет свою деятельность в пределах полномочий предусмотренных: — Договором о Евразийской экономической комиссии; — международными договорами, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства; — решениями Высшего Евразийского экономического совета. Порядок реализации полномочий Евразийский экономический комиссии определен Регламентом работы Евразийской экономической комиссии, утвержденным решением Высшего Евразийского экономического совета от 18 ноября 2011 года N 1 «О Регламенте работы Евразийской экономической комиссии» <22>. ——————————— <22> Решение Высшего Евразийского экономического совета от 18 ноября 2011 года N 1 «О Регламенте работы Евразийской экономической комиссии» // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».
Для выполнения своих полномочий Евразийская экономическая комиссия принимает решения, имеющие обязательный характер для государств — членов ТС ЕврАзЭС, подлежащие непосредственному применению на территориях государств — членов ТС ЕврАзЭС (ст. 5 Договора о Евразийской экономической комиссии). В ст. 3 Договора о Евразийской экономической комиссии закреплены сферы деятельности комиссии. По сравнению с полномочиями Комиссии Таможенного союза сфера деятельности Евразийской экономической комиссии дополнилась рядом вопросов <23>. Наряду с вопросами таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, таможенного администрирования Евразийская экономическая комиссия также осуществляет деятельность в следующих сферах: ——————————— <23> Козырин А. Н. Международные договоры и национальное законодательство в правовом механизме Таможенного союза ЕврАзЭС // Реформы и право. 2013. N 2. С. 33.
1) техническое регулирование; 2) санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры; 3) зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин; 4) установление торговых режимов в отношении третьих стран; 5) статистика внешней и взаимной торговли; 6) макроэкономическая политика; 7) конкурентная политика; 8) промышленные и сельскохозяйственные субсидии; 9) энергетическая политика; 10) естественные монополии; 11) государственные и (или) муниципальные закупки; 12) взаимная торговля услугами и инвестиции; 13) транспорт и перевозки; 14) валютная политика; 15) охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг; 16) трудовая миграция; 17) финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг); 18) иные сферы. Кроме решений, Евразийская экономическая комиссия также вправе давать рекомендации, которые обязательного характера не имеют. Комиссия может быть наделена Высшим Евразийским экономическим советом правом подписывать международные договоры по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии. Решения Комиссии входят в договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства и подлежат непосредственному применению на территориях государств — членов ТС ЕврАзЭС. При ра ссмотрении основных положений соглашений, регулирующих вопросы применения нетарифных мер, были упомянуты ряд решений Евразийской экономической комиссии и решения Комиссии Таможенного союза, в том числе: решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 года N 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования», решение Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 года N 687 «О Положении о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров». Кроме этого, согласно положениям упомянутых выше международных соглашений Евразийская экономическая комиссия наделена полномочиями о введении отдельных нетарифных мер. Что касается вопроса о месте решений Евразийской экономической комиссии в системе источников таможенного регулирования в ТС ЕврАзЭС, то необходимо упомянуть, что, во-первых, эти решения входят в таможенное законодательство ТС ЕврАзЭС (п. 1 ст. 3 ТК ТС ЕврАзЭС). Во-вторых, решения комиссии относятся к наднациональному уровню правового регулирования в ТС ЕврАзЭС <24>. В-третьих, решения комиссии входят в договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства и подлежат непосредственному применению на территориях государств — членов ТС ЕврАзЭС. В настоящее время активно исследуется вопрос о статусе решений Евразийской экономической комиссии, в том числе об их месте в системе источников правового регулирования <25>, что имеет весьма большое значение при разрешении возможных коллизий между актами ТС ЕврАзЭС и актами национального законодательства. ——————————— <24> Наднациональный уровень регулирования в ТС ЕврАзЭС составляют нормативные акты, принятые наднациональными органами в соответствии с ТК ТС ЕврАзЭС международными договорами государств — членов ТС ЕврАзЭС. К таким нормативным актам относятся решения Комиссии Таможенного союза и решения Евразийской экономической комиссии. Решения упраздненной Комиссии Таможенного союза, действующие на 1 января 2012 года, сохраняют свою юридическую силу (ст. 38 Договора о Евразийской экономической комиссии). В настоящее время п. 1 ст. 3 ТК ТС ЕврАзЭС не соответствует международным договорам государств — членов ТС ЕврАзЭС. Комиссия ТС ЕврАзЭС была упразднена, а ее полномочия переданы Евразийской экономической комиссии. <25> См., например: Козырин А. Н. Международные договоры и национальное законодательство в правовом механизме Таможенного союза ЕврАзЭС // Реформы и право. 2013. N 2. С. 33; Он же. К вопросу о соотношении наднационального и национального регулирования в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС // Правовые вопросы Евразийского таможенного союза. М., 2012. С. 54; Пащенко А. Б. Правоотношения по установлению и уплате таможенных пошлин в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС / Под ред. А. Н. Козырина. М.: ИППИ, 2013. С. 64 — 65; Пащенко А. Б., Хрешкова Б. Б. Евразийская экономическая комиссия: правовые основы, организационная структура, основные направления деятельности // Реформы и право. 2013. N 3. С. 28; Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию: Монография / Г. К. Дмитриева, И. Б. Ершова, А. Б. Карташов и др.; под ред. Г. К. Дмитриевой. М., 2013; Бекяшев К. А. Правовой статус Евразийской экономической комиссии // Lex russica. 2013. N 3. С. 286 — 290.
Национальное регулирование вопросов применения нетарифных мер на примере Российской Федерации состоит из законодательных и подзаконных актов. Основы нетарифного регулирования в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» <26>. ——————————— <26> Российская газета. 18.12.2003. N 254.
Следовательно, в систему источников нетарифного регулирования входят: международные договоры государств — членов ТС ЕврАзЭС, решения Комиссии Таможенного союза и Евразийской экономической комиссии, нормативные правовые акты государств — членов Таможенного союза, изданные в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза. В международно-правовую базу входят прежде всего международные договоры государств — членов ТС ЕврАзЭС. Вопрос о включении в международно-правовую базу решений наднационального органа регулирования является дискуссионным ввиду неопределенности правового статуса Евразийской экономической комиссии. Однако следует отметить, что по вопросам правового регулирования нетарифных мер решения Комиссии имеют большое значение, поскольку именно этот орган уполномочен вводить конкретные нетарифные меры.
Библиография
1. Бекяшев К. А. Правовой статус Евразийской экономической комиссии // Lex russica. 2013. N 3. 2. Ванина И. С. Нетарифные ограничения в системе внешнеторгового регулирования: зарубежный и отечественный опыт. М., 2003. 3. Дюмулен И. И. Нетарифные ограничения в международной торговле. Зарубежная практика. М., 1997. 4. Ершов А. Д., Роденков А. И., Тараторин И. Г. Экспортный контроль и нетарифное регулирование ВЭД. СПб., 2001. 5. Козырин А. Н. К вопросу о соотношении наднационального и национального регулирования в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС // Правовые вопросы Евразийского таможенного союза. М., 2012. 6. Козырин А. Н. Международные договоры и национальное законодательство в правовом механизме Таможенного союза ЕврАзЭС // Реформы и право. 2013. N 2. 7. Пащенко А. Б. Правоотношения по установлению и уплате таможенных пошлин в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС / Под ред. А. Н. Козырина. М.: ИППИ, 2013. 8. Пащенко А. Б., Хрешкова Б. Б. Евразийская экономическая комиссия: правовые основы, организационная структура, основные направления деятельности // Реформы и право. 2013. N 3. 9. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию: Монография / Г. К. Дмитриева, И. В. Ершова, А. В. Карташов и др.; под ред. Г. К. Дмитриевой. М., 2013. 10. Свинухов Б. Г., Щербинина Г. П. Классификация мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности России // Право и экономика. 2001. N 8.
——————————————————————