Правовая помощь в международном гражданском процессе

(Ерпылева Н. Ю., Клевченкова М. Н.) («Арбитражный и гражданский процесс», 2011, NN 11, 12)

ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ <*>

/»Арбитражный и гражданский процесс», 2011, N 11/

Н. Ю. ЕРПЫЛЕВА, М. Н. КЛЕВЧЕНКОВА

——————————— <*> Erpyleva N. Yu., Klevchenkova M. N. Legal assistance in international civil procedure.

Ерпылева Наталия Юрьевна, профессор, заведующая кафедрой международного частного права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор юридических наук.

Клевченкова Мария Николаевна, старший преподаватель кафедры международного частного права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

В настоящей статье рассматриваются ключевые вопросы оказания международной правовой помощи в гражданском судопроизводстве с иностранным элементом. Предмет исследования включает анализ основных источников, регулирующих виды, принципы и порядок оказания правовой помощи, как универсального, так и регионального характера.

Ключевые слова: международный гражданский процесс, международная правовая помощь, участники гражданского судопроизводства, судебное поручение, апостиль.

Present article is dedicated to the consideration of the key issues of legal assistance in civil litigation with foreign element. The subject of research includes the analysis of fundamental sources regulating types, principles and rendering of legal assistance and having either universal, or regional character.

Key words: International civil procedure, international legal assistance, subjects of civil procedure, judicial order, apostile.

При осуществлении гражданского судопроизводства по делам с участием иностранных физических или юридических лиц суд часто сталкивается с необходимостью получения доказательства за пределами своей юрисдикции, т. е. на территории иностранных государств. В силу принципа государственного суверенитета суд не может осуществлять процессуальные действия на территории иностранного государства, но без их проведения невозможно получить доказательства, необходимые для разрешения международного коммерческого спора по существу. В этом случае выходом из сложившейся ситуации является правовая помощь, с просьбой об оказании которой обращается суд, рассматривающий спор и именуемый судом запрашивающего государства. Суд, к которому обращена просьба об оказании правовой помощи, именуемый судом запрашиваемого государства, выполняет требуемые процессуальные действия по получению доказательств и направляет полученные результаты суду запрашивающего государства. При получении доказательств он обычно руководствуется собственными процессуальными нормами, однако по просьбе суда запрашивающего государства может применить нормы иностранного процессуального права <1>. ——————————— <1> См.: Лесин А. В. Частные и публичные начала в международном праве (на примере института международной правовой помощи) // Российский ежегодник международного права. 2002. СПб., 2002; Лукашенкова Т. В. Правовое регулирование арбитражно-процессуального статуса субъектов международной правовой помощи // Законодательство и экономика. 2007. N 4; Лукашенкова Т. Статус субъектов международной правовой помощи в арбитражном процессе // Арбитражный и гражданский процесс. 2007. N 6.

Оказание правовой помощи возможно на основании норм внутригосударственного права и международных договоров, которые устанавливают случаи, виды и порядок оказания правовой помощи, включая порядок сношения судов соответствующих государств. В российском законодательстве этому посвящена ст. 256 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. в редакции от 12 июля 2011 г. <2> (далее — АПК РФ) «Поручения о выполнении отдельных процессуальных действий» и ст. 407 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. в редакции от 14 июня 2011 г. <3> (далее — ГПК РФ) «Судебные поручения». Согласно ст. 256 АПК РФ арбитражный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, производство экспертизы, осмотр на месте и другие). Поручение иностранного суда или компетентного органа иностранного государства не подлежит исполнению, если: ——————————— <2> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012; 2011. N 29. Ст. 4301. Новая редакция настоящего Кодекса вступила в силу с 15 августа 2011 г. <3> СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532; 2011. N 25. Ст. 3533. Новая редакция настоящего Кодекса вступает в силу с 1 января 2012 г.

— исполнение поручения нарушает основополагающие принципы российского права или иным образом противоречит публичному порядку Российской Федерации; — исполнение поручения не относится к компетенции арбитражного суда в Российской Федерации; — не установлена подлинность документа, содержащего поручение о выполнении отдельных процессуальных действий. Исполнение арбитражным судом поручений о выполнении отдельных процессуальных действий производится в порядке, установленном АПК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Арбитражные суды могут в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, обращаться к иностранным судам или компетентным органам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий. Согласно ст. 407 ГПК РФ суды общей юрисдикции России исполняют переданные им в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, поручения иностранных судов о совершении отдельных процессуальных действий (вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключений экспертов, осмотр на месте и другие). Поручение иностранного суда о совершении отдельных процессуальных действий не подлежит исполнению, если: — исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности России; — исполнение поручения не входит в компетенцию суда. Исполнение поручений иностранных судов производится в порядке, установленном российским правом, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Суды России могут обращаться в иностранные суды с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений судов Российской Федерации с иностранными судами определяется международным договором Российской Федерации или федеральным законом. В процессе оказания международной правовой помощи (всех ее видов) возникают следующие тесно связанные между собой и в то же время самостоятельные правоотношения: 1) между запрашиваемым учреждением юстиции и лицами, в отношении которых выполняются действия в порядке оказания международной правовой помощи, носящие процессуальный характер. Между исполняющим поручение судом и находящимися в иностранном государстве, где ведется основной процесс, участниками дела правоотношение не возникает; 2) между субъектами международной правовой помощи — учреждениями юстиции двух государств. Эти отношения носят международный публично-правовой характер и могут быть отношениями между запрашиваемым и запрашивающим судом, между запрашивающим судом и центральным учреждением юстиции другого государства, между центральными учреждениями юстиции двух государств; 3) между судом или другим учреждением юстиции, исполняющим поручение иностранного учреждения (или обращающимся с поручением к иностранному учреждению), и его вышестоящим органом (например, суд — Министерство юстиции Российской Федерации). Данные отношения носят административный характер <4>. ——————————— <4> См.: Марышева Н. И. Международная правовая помощь и ее виды // Проблемы международного частного права: Сб. ст. М., 2000. С. 194 — 195.

В науке МЧП выделяются несколько общих принципов оказания международной правовой помощи, отражающих начала как международного права, так и внутренних отраслей права процессуального характера: 1) выполнение действий по оказанию международной правовой помощи, как правило, на основании законодательства государства, учреждения которого эти действия осуществляют; 2) оценка запрашивающим учреждением полученных путем оказания международной правовой помощи доказательств на общих основаниях его национального права; 3) сотрудничество учреждений юстиции государств при оказании взаимной правовой помощи путем обеспечения наиболее благоприятного подхода к просьбам о ее оказании; 4) признание, соблюдение и защита процессуальных прав иностранных граждан наравне с правами граждан данного государства (принцип национального режима); 5) невмешательство при оказании международной правовой помощи в сферу компетенции иностранных учреждений юстиции и допустимость отказа в оказании международной правовой помощи в случае угрозы суверенитету или безопасности государства, к учреждению которого обращена просьба <5>. ——————————— <5> Там же. С. 195 — 196.

В силу прямого указания закона для российских судов важное значение имеют нормы международных договоров об оказании правовой помощи как двустороннего, так и многостороннего характера. Россия является участницей большого числа двусторонних договоров, упомянутых выше, получив этот статус либо в результате правопреемства в отношении договоров, заключенных бывшим СССР с рядом стран, либо заключив их уже от своего имени. К 2011 г. Россия стала участницей около 40 двусторонних договоров об оказании правовой помощи по гражданским, торговым и семейным делам. Наиболее важными многосторонними международными договорами, в которых участвует Россия, являются уже упоминавшиеся Минская конвенция СНГ 1993 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (далее — Минская конвенция) в редакции Московского протокола 1997 г. <6> и Киевское соглашение СНГ 1992 г. о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности <7> (далее — Киевское соглашение). ——————————— <6> БМД. 1995. N 2; 2008. N 4. Минская конвенция вступила в силу 19 мая 1994 г. После ратификации для России она вступила в силу 10 декабря 1994 г. Московский протокол вступил в силу 17 сентября 1999 г. После ратификации для России он вступил в силу 9 января 2001 г. <7> Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1992. N 4. Киевское соглашение вступило в силу 19 декабря 1992 г. После ратификации для России оно вступило в силу 19 декабря 1992 г.

Оказание правовой помощи на территории государств — членов СНГ регулируется нормами части II «Правовая помощь» Минской конвенции. Согласно ее требованиям учреждения юстиции Договаривающихся сторон оказывают правовую помощь по гражданским и семейным делам в соответствии с положениями настоящей Конвенции. При выполнении настоящей Конвенции компетентные учреждения юстиции Договаривающихся сторон сносятся друг с другом через свои центральные органы, если только Конвенцией не установлен иной порядок сношений (ст. 5). Договаривающиеся стороны оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Договаривающейся стороны, в частности: составления и пересылки документов, проведения обысков, изъятия, пересылки и выдачи вещественных доказательств, проведения экспертизы, допроса сторон, свидетелей, экспертов, признания и исполнения судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов (ст. 6). В поручении об оказании правовой помощи должны быть указаны: а) наименование запрашиваемого учреждения; б) наименование запрашивающего учреждения; в) наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь; г) имена и фамилии сторон, свидетелей, их местожительство и местопребывание, гражданство, занятие, для юридических лиц — их наименование и местонахождение; д) при наличии представителей вышеуказанных лиц их имена, фамилии и адреса; е) содержание поручения, а также другие сведения, необходимые для его исполнения. В поручении о вручении документа должны быть также указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа. Поручение должно быть подписано и скреплено гербовой печатью запрашивающего учреждения (ст. 7) <8>. ——————————— <8> См. об этом более подробно: Медведев И. Г. Судебное поручение как механизм международного взаимодействия в области гражданской юрисдикции // Актуальные проблемы международного гражданского процесса: Материалы международной конференции / Под ред. С. В. Бахина. СПб., 2003. С. 145 — 162.

При исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение применяет законодательство своей страны. По просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающей Договаривающейся стороны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой Договаривающейся стороны. Если запрашиваемое учреждение не компетентно исполнить поручение, оно пересылает его компетентному учреждению и уведомляет об этом запрашивающее учреждение. По просьбе запрашивающего учреждения запрашиваемое учреждение своевременно сообщает ему и заинтересованным сторонам о времени и месте исполнения поручения в соответствии с законодательством запрашиваемой Договаривающейся стороны. После выполнения поручения запрашиваемое учреждение возвращает документы запрашивающему учреждению; в том случае, если правовая помощь не могла быть оказана, оно одновременно уведомляет об обстоятельствах, которые препятствуют исполнению поручения, и возвращает документы запрашивающему учреждению (ст. 8). Свидетель, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, а также эксперт, который по вызову, врученному учреждением запрашиваемой Договаривающейся стороны, явится в учреждение юстиции запрашивающей Договаривающейся стороны, не может быть независимо от своего гражданства привлечен на ее территории к уголовной или административной ответственности, взят под стражу и подвергнут наказанию за деяние, совершенное до пересечения ее государственной границы. Свидетелю, эксперту запрашивающей Договаривающейся стороной возмещаются расходы, связанные с проездом и пребыванием в запрашивающем государстве, как и неполученная заработная плата за дни отвлечения от работы; эксперт имеет также право на вознаграждение за проведение экспертизы <9>. В вызове должно быть указано, какие выплаты вправе получить вызванные лица; по их ходатайству учреждение юстиции запрашивающей Договаривающейся стороны выплачивает аванс на покрытие соответствующих расходов. ——————————— <9> См. об этом более подробно: Кольцов А. А. Особенности участия иностранных лиц в арбитражном процессе в качестве экспертов и свидетелей // Право и экономика. 2007. N 5.

Запрашиваемое учреждение юстиции осуществляет вручение документов в соответствии с порядком, действующим в его государстве, если вручаемые документы написаны на его языке или на русском языке либо снабжены заверенным переводом на эти языки. В противном случае оно передает документы получателю, если он согласен добровольно их принять. Если документы не могут быть вручены по адресу, указанному в поручении, запрашиваемое учреждение юстиции по своей инициативе принимает меры, необходимые для установления адреса. Если установление адреса запрашиваемым учреждением юстиции окажется невозможным, оно уведомляет об этом запрашивающее учреждение и возвращает ему документы, подлежащие вручению. Вручение документов удостоверяется подтверждением, подписанным лицом, которому вручен документ, и скрепленным официальной печатью запрашиваемого учреждения, и содержащим указание даты вручения и подпись работника учреждения, вручающего документ, или выданным этим учреждением иным документом, в котором должны быть указаны способ, место и время вручения. Договаривающиеся стороны имеют право вручать документы собственным гражданам через свои дипломатические представительства или консульские учреждения. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся сторон доказательной силой официальных документов (ст. 13). Договаривающиеся стороны обязуются пересылать друг другу по просьбе без перевода и бесплатно свидетельства о регистрации актов гражданского состояния, документы об образовании, трудовом стаже и другие документы, касающиеся личных или имущественных прав и интересов граждан запрашиваемой Договаривающейся стороны и иных лиц, проживающих на ее территории. Договаривающиеся стороны по просьбе оказывают друг другу в соответствии со своим законодательством помощь при установлении адресов лиц, проживающих на их территориях, если это требуется для осуществления прав их граждан. При этом запрашивающая Договаривающаяся сторона сообщает имеющиеся у нее данные для определения адреса лица, указанного в просьбе. Учреждения юстиции Договаривающихся сторон оказывают друг другу помощь в установлении места работы и доходов проживающих на территории запрашиваемой Договаривающейся стороны лиц, которым в учреждениях юстиции запрашивающей Договаривающейся стороны предъявлены имущественные требования по гражданским делам (ст. ст. 15 — 16). В отношениях друг с другом при выполнении Конвенции учреждения юстиции Договаривающихся сторон пользуются государственными языками Договаривающихся сторон или русским языком. Запрашиваемая Договаривающаяся сторона не будет требовать возмещения расходов по оказанию правовой помощи. Договаривающиеся стороны сами несут все расходы, возникшие при оказании правовой помощи на их территориях. Просьба об оказании правовой помощи может быть отклонена, если оказание такой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит законодательству запрашиваемой Договаривающейся стороны.

/»Арбитражный и гражданский процесс», 2011, N 12/

Согласно ст. 5 Киевского соглашения компетентные суды и иные органы государств — участников СНГ обязуются оказывать взаимную правовую помощь. Взаимное оказание правовой помощи включает вручение и пересылку документов и выполнение процессуальных действий, в частности проведение экспертизы, заслушивание сторон, свидетелей, экспертов и других лиц. При оказании правовой помощи компетентные суды и другие органы государств — участников СНГ сносятся друг с другом непосредственно. При исполнении поручения об оказании правовой помощи компетентные суды и иные органы, у которых испрашивается помощь, применяют законодательство своего государства. При обращении об оказании правовой помощи и исполнении решений прилагаемые документы излагаются на языке запрашивающего государства или на русском языке. Оказание международной правовой помощи невозможно представить без всеобъемлющего документооборота, в котором документы, выданные в одном государстве с учетом имеющихся в нем юридических требований, должны быть представлены на территории другого государства, в котором действует иной правовой режим и где их юридическая сила должна найти свое подтверждение со стороны иностранного (по отношению к их происхождению) государства <1>. Основные требования, предъявляемые к документам иностранного происхождения со стороны российского законодательства, сводятся к следующему. Согласно ст. 255 АПК РФ документы, выданные, составленные или удостоверенные по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов Российской Федерации по нормам иностранного права в отношении российских организаций и граждан или иностранных лиц, принимаются арбитражными судами в России при наличии легализации указанных документов или проставлении апостиля, если иное не установлено международным договором. Документы, составленные на иностранном языке, при представлении в арбитражный суд в Российской Федерации должны сопровождаться их надлежащим образом заверенным переводом на русский язык. ——————————— <1> См. об этом более подробно: Сидоренко Д. В. Признание юридической силы нотариальных документов в международном частном праве // Нотариальный вестник. 2006. N 1.

Согласно ст. 408 ГПК РФ документы, выданные, составленные или удостоверенные в соответствии с иностранным правом по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов России в отношении российских граждан или организаций либо иностранных лиц, принимаются судами в Российской Федерации при наличии легализации, если иное не предусмотрено международным договором или федеральным законом. Документы, составленные на иностранном языке, должны представляться в суды в Российской Федерации с надлежащим образом заверенным их переводом на русский язык. Международным договором, заменяющим процедуру легализации документов иностранного происхождения на проставление особой удостоверительной отметки — апостиля, выступает Гаагская конвенция 1961 г., отменяющая требование легализации иностранных официальных документов <2> (далее — Гаагская конвенция 1961 г.). Она распространяется на следующие официальные документы, выданные на территории одного из договаривающихся государств и предъявляемые в другом Договаривающемся государстве: ——————————— <2> БМД. 1993. N 6. Гаагская конвенция 1961 г. вступила в силу 24 января 1965 г. После присоединения она вступила в силу для России 31 мая 1992 г.

1) документы, исходящие от органа правосудия, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда и судебного исполнителя; 2) административные документы; 3) нотариальные документы; 4) официальные удостоверения частных документов, подтверждающие их регистрацию, а также фактов, в них содержащихся; официальное и нотариальное заверение подписей (ст. 1). Гаагская конвенция 1961 г. не применяется к документам, выданным дипломатическими или консульскими представителями, а также к административным документам, имеющим прямое отношение к коммерческим или таможенным операциям. Смысл конвенции заключается в отмене требования легализации перечисленных в ней официальных документов. Под легализацией понимается порядок, при котором дипломатическое или консульские представительство государства, на территории которого должен быть предъявлен документ, удостоверяет, подлинна ли подпись его составителя, в каком качестве действовало лицо, подписавшее документ, и идентичность печати и штампа. Установленная Конвенцией отмена легализации значительно упрощает и удешевляет дело. Единственной формальностью для подтверждения подлинности иностранного официального документа признается специальная удостоверительная отметка — апостиль, проставляемая компетентным органом государства, в котором документ был выдан. Форма апостиля унифицирована для всех государств-участников (образец формы служит приложением к конвенции). Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом и носящем название аллонжа (ст. ст. 3 — 4). Проставление апостиля отнесено уже не к компетенции дипломатического или консульского представительства государства места предъявления документа, а к компетенции внутренних органов страны места составления документа. Каждое Договаривающееся государство уведомляет МИД Нидерландов (государства — депозитария конвенции) о назначении органов, выполняющих функцию проставления апостиля (ст. 6). В России к числу таких органов относятся Министерство обороны; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; Министерство юстиции и его территориальные органы; органы записи актов гражданского состояния. Следует отметить, что в Конвенции не решен вопрос о доказательственной силе апостиля. Это связано с тем, что в государствах-участниках доказательственная сила официальных документов регулируется по-разному: в одних — по праву страны места составления документа (например, во Франции), в других — по праву страны, где документ был предъявлен (например, в Австрии). Стороны согласились лишь в том, что апостиль удостоверяет подлинность подписи; качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ; подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ (ст. 5). За проставление апостиля российское законодательство предусматривает взимание государственной пошлины. Глава 25.3 «Государственная пошлина» второй части Налогового кодекса РФ от 5 августа 2000 г. в редакции от 21 июля 2011 г. <3> устанавливает, что госпошлина за проставление апостиля взимается в размере 1500 рублей за каждый документ, подлежащий апостилированию (п. 1(48) ст. 333.33.). ——————————— <3> СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340; 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4606. Новая редакция настоящего Кодекса вступает в силу с 1 января 2012 г.

Согласно ст. 6 Киевского соглашения документы, выданные или засвидетельствованные учреждением или специально уполномоченным лицом в пределах их компетенции по установленной форме и скрепленные официальной печатью на территории одного из государств — участников СНГ, принимаются на территории других государств — участников СНГ без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одного из государств — участников СНГ рассматриваются как официальные документы, пользуются на территории других государств — участников СНГ доказательной силой официальных документов. Таким образом, Киевское соглашение не только отменило требование легализации официальных документов, составленных на территории какого-либо государства — участника СНГ, но и устранило необходимость их апостилирования, что в значительной степени облегчило оказание правовой помощи по частноправовым делам экономического характера <4>. ——————————— <4> Следует отметить, что аналогичной позиции придерживается и Гаагская конвенция 2005 г., согласно которой никакие документы, направляемые или вручаемые в соответствии с Конвенцией, не требуют легализации или аналогичных формальностей, включая проставление апостиля (ст. 18).

Гаагская конвенция 1965 г. о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам <5> (далее — Гаагская конвенция 1965 г.) и Гаагская конвенция 1970 г. о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам <6> (далее — Гаагская конвенция 1970 г.) заменили собой две главы Гаагской конвенции 1954 г. по вопросам гражданского процесса <7> (далее — Гаагская конвенция 1954 г.): Гаагская конвенция 1965 г. — главу I «Вручение судебных и внесудебных документов»; Гаагская конвенция 1970 г. — главу II «Судебные поручения» — в отношениях между государствами-участниками. Главным новшеством, касающимся порядка вручения документов, зафиксированным в Гаагской конвенции 1965 г. по сравнению с Гаагской конвенцией 1954 г., является назначение каждым государством-участником центрального органа, призванного принимать просьбы о вручении, поступающие из других государств-участников, и распоряжаться об их исполнении (ст. 2). Подлежащие вручению судебные документы направляются компетентным (в соответствии с правом места составления документов) органом и не нуждаются в легализации (ст. 3). Допускается вручение документов находящимся за границей лицам через собственные дипломатические или консульские учреждения непосредственно без применения мер принуждения (ст. 8). Если государство места вручения не заявит возражений, Конвенция не препятствует: ——————————— <5> БМД. 2005. N 3. Гаагская конвенция 1965 г. вступила в силу 10 февраля 1969 г. После присоединения она вступила в силу для России 1 декабря 2001 г. <6> Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2000. N 10. Специальное приложение. С. 18 — 28. Гаагская конвенция 1970 г. вступила в силу 7 октября 1972 г. После присоединения она вступила в силу для России 30 июня 2001 г. <7> СП СССР. 1967. N 20. Ст. 145. Гаагская конвенция 1954 г. вступила в силу 12 апреля 1957 г. После присоединения она вступила в силу для СССР 26 июля 1967 г. Россия является ее участницей в порядке международного правопреемства.

1) пересылке судебных документов почтой непосредственно лицам, находящимся за границей; 2) осуществлению вручения судебных документов по усмотрению должностных лиц, судебных чиновников или других компетентных лиц непосредственно соответствующими работниками государства места вручения; 3) праву участника судебного процесса организовать вручение судебного документа непосредственно должностными лицами, судебными чиновниками или другими компетентными лицами государства места вручения (ст. 10). Государство может отказать в просьбе о вручении судебного документа только в том случае, если сочтет, что исполнение просьбы нарушит его суверенитет или безопасность. Положения внутреннего права об исключительной компетенции суда данного государства в отношении разрешения дела по существу не являются основанием для отказа в просьбе о вручении судебного документа (ст. 13). Внесудебные документы, исходящие от судебных органов и должностных лиц государств-участников, передаются для вручения в порядке, предусмотренном Конвенцией для вручения судебных документов <8>. ——————————— <8> См. об этом более подробно: Жильцов А. Н. (отв. ред.). Практическое руководство по применению Гаагской конвенции от 15 ноября 1965 г. о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам. М., 2007.

Гаагская конвенция 1970 г. ставит своей целью создание единой системы пересылки и исполнения судебных поручений о совершении отдельных процессуальных действий в целях сбора доказательств на территории иностранного государства. Именно эта цель позволила объединить в рядах участников Конвенции как страны романо-германской системы права (Италию, Францию, ФРГ, Швецию и т. д.), так и страны англосаксонской системы права (Великобританию, США и др.). В соответствии со ст. 1 суды одного из Договаривающихся государств могут обращаться к компетентным органам другого Договаривающегося государства с поручениями об истребовании доказательств или о проведении иных судебных действий. В отличие от Минской конвенции выра жение «другие судебные действия» не охватывает ни вручения судебных документов, ни мер по исполнению судебного решения или обеспечению иска. Гаагская конвенция 1970 г. предусматривает назначение каждым из государств-участников центрального органа, который принимает исходящие от иностранных судов поручения об оказании правовой помощи и направляет их компетентным органам для исполнения. Как правило, в качестве центрального органа назначаются центральные учреждения юстиции или высшие судебные органы. Кроме этого, Конвенция предусматривает возможность сбора доказательств дипломатическими или консульскими представителями запрашивающего государства на территории запрашиваемого государства (ст. ст. 15 — 22). В отличие от Гаагской конвенции 1970 г. Минская конвенция предполагает осуществление правовой помощи через компетентные учреждения юстиции. Гаагская конвенция подробно определяет перечень реквизитов поручения об оказании правовой помощи, отменяя требование о легализации документов (ст. 3), а также отменяет требование о возмещении пошлин и издержек какого-либо рода (ст. 14). Процессуальные действия при выполнении поручения производятся в форме, предусмотренной правом запрашиваемого государства. Однако исполняющий поручение суд может удовлетворить просьбу об их осуществлении в особой форме, если такая форма соответствует праву запрашиваемого государства, и суд не видит препятствий к ее применению в связи со сложившейся судебной практикой (ст. 9). Отказ в исполнении поручения об оказании правовой помощи может последовать только в двух случаях: 1) если исполнение поручения в запрашиваемом государстве не входит в компетенцию судебных органов; 2) если, по мнению запрашиваемого государства, выполнение поручения наносит ущерб его суверенитету и безопасности (ст. 12). Можно выделить ряд новелл, внесенных Гаагской конвенцией 1970 г. в процесс оказания правовой помощи при получении доказательств за границей, по сравнению с Гаагской конвенцией 1954 г.: 1) наряду с оказанием правовой помощи в связи с уже возникшим судебным делом Гаагская конвенция 1970 г. предусматривает возможность ее оказания и применительно к «намечаемому судебному процессу». Цель таких действий — сохранение доказательств на будущее (например, свидетельских показаний), если есть основания опасаться, что получение доказательств впоследствии окажется невозможным или затруднительным; 2) новым является правило о том, что при исполнении поручения лицо, которого оно касается, может отказаться от дачи показаний в той мере, в какой оно имеет привилегии или служебный долг отказаться от дачи показаний по законодательству запрашиваемого или запрашивающего государства (речь идет о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, супруга и близких родственников; не несут ответственность и лица, отказывающиеся свидетельствовать об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с выполнением ими функций представителей или защитников); 3) расширена возможность получения доказательств дипломатическими или консульскими представителями и уполномоченными лицами, которая предполагает совершение процессуальных действий не только в отношении собственных граждан, находящихся за границей, но и в отношении граждан страны пребывания, а также третьих стран. Вместе с тем совершение предусмотренных в ст. ст. 16 — 17 Конвенции отдельных процессуальных действий в помощь судебному разбирательству дипломатическим или консульским представительством, а также уполномоченными лицами возможно лишь при наличии разрешения компетентного органа страны пребывания и при соблюдении указанных этим органом условий <9>. ——————————— <9> См.: Марышева Н. И. Присоединение России к Гаагским конвенциям 1965 и 1970 гг. по вопросам гражданского процесса // Журнал российского права. 2001. N 6. С. 70 — 72.

Завершая рассмотрение системы Гаагских конвенций, хотелось бы подчеркнуть, что ряд европейских государств в рамках Гаагской конференции по международному частному праву заключили Гаагскую конвенцию 1980 г. о международном доступе к правосудию <10> (далее — Гаагская конвенция 1980 г.),которая призвана заменить в отношениях между государствами-участниками главы Гаагской конвенции 1954 г., оставшиеся не отмененными после принятия Гаагских конвенций 1965 г. и 1970 г. Эти главы касаются внесения залога и исполнения судебных решений о расходах, неприкосновенности свидетелей и экспертов, случаев оказания бесплатной правовой помощи и др. Данную конвенцию, значительно облегчающую процессуально-правовое положение граждан одного государства-участника в судах других государств-участников, можно рассматривать как завершающий этап модернизации Гаагской конвенции 1954 г. В силу вышеизложенного можно было бы считать целесообразным присоединение России к Гаагской конвенции 1980 г., тем более что представители нашего государства участвовали в разработке ее норм <11>. ——————————— <10> Гаагская конвенция 1980 г. вступила в силу 1 мая 1988. Россия в ней не участвует. <11> См. об этом более подробно: Берестенев Ю. К вопросу о присоединении Российской Федерации к Гаагским конвенциям от 15 ноября 1965 г., 15 марта 1970 г. и 25 октября 1980 г., посвященным проблемам гражданского процесса // Арбитражный и гражданский процесс. 2000. N 1.

——————————————————————