Правовые основы формирования и государственной регистрации российских кредитных организаций

(Ерпылева Н. Ю., Клевченкова М. Н.) («Банковское право», 2011, N 6)

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ РОССИЙСКИХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Н. Ю. ЕРПЫЛЕВА, М. Н. КЛЕВЧЕНКОВА

Ерпылева Наталья Юрьевна, заведующая кафедрой международного частного права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор юридических наук, профессор.

Клевченкова Мария Николаевна, старший преподаватель кафедры международного частного права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Настоящая статья посвящена рассмотрению ключевых вопросов формирования и государственной регистрации российских кредитных организаций, включающих правовой режим уставного капитала кредитной организации, правовой статус ее учредителей, а также порядок представления комплекта документов для государственной регистрации кредитной организации.

Ключевые слова: кредитная организация, уставный капитал, учредители — физические и юридические лица, государственная регистрация, учредительные документы.

Legal fundamentals of formation and state registration of russian credit organizations N. Yu. Erpyleva, M. N. Klevchenkova

Present article is dedicated to the consideration of the key issues concerning the formation and authorization of russian credit institutions which include the legal regime of charter capital of credit institution, legal status of its founders and process of submission of documents for the authorization.

Key words: credit institution, charter capital, founders — physical and legal persons, authorization, authorization documents.

Весомым результатом проводимых в России экономических реформ стало формирование не существовавшей ранее, абсолютно новой банковской системы, построенной на рыночных принципах разнообразия форм собственности, многообразия организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов и полисистемного характера складывающихся между ними экономических взаимосвязей. Сама банковская система выступает как ключевое звено и краеугольный камень финансовой системы государства. Ее роль и значение в социально-экономическом развитии страны определяются теми макроэкономическими функциями, которые она выполняет, и прежде всего функцией обеспечения стабильного и надежно функционирующего платежного механизма в государстве, который опосредует движение финансовых потоков и тем самым дает возможность осуществления всего объема экономической деятельности в государстве. Совершенно очевидно, что выполнение банковской системой имманентно присущих ей функций возможно только в условиях адекватного правового регулирования, которое выступает в этом контексте как содержательная форма функционирования банковской системы. При формулировании правовых норм требуется учитывать необходимость всеобъемлющего и всестороннего регулирования и банковской системы, и осуществляемой в ее рамках банковской деятельности, а для этого в первую очередь нужно учитывать базисную конфигурацию и элементную структуру банковской системы, которые прежде всего характеризуются полисубъектным составом. Основным элементом российской банковской системы выступает кредитная организация. В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. в редакции от 11 июля 2011 г. <1> кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (ч. 1 ст. 1). ——————————— <1> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 2011. N 29. Ст. 4291. См.: Пулова Л. В. Кредитные организации. Виды кредитных организаций // Банковское право. 2008. N 1. Новая редакция настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2012 г. Настоящая статья подготовлена при поддержке правовой информационно-справочной системы «КонсультантПлюс».

Из данного определения следует, что российские кредитные организации как юридические лица по своей организационно-правовой форме являются коммерческими организациями в виде хозяйственных обществ — общества с ограниченной ответственностью (ООО), общества с дополнительной ответственностью (ОДО), акционерного общества (АО) в форме закрытого акционерного общества (ЗАО) и открытого акционерного общества (ОАО) <2>. Наряду с ФЗ «О банках и банковской деятельности» правовой основой создания российских кредитных организаций, их государственной регистрации и лицензирования выступает Инструкция ЦБ РФ N 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» от 2 апреля 2010 г. в редакции от 17 мая 2011 г. <3>. ——————————— <2> См. об этом более подробно: Рыбакова С. Организационные формы юридических лиц (банков) в банковской системе России // Хозяйство и право. 2010. N 1. <3> Вестник Банка России. 2010. N 23; 2011. N 33. Новая редакция настоящей Инструкции вступила в силу с 3 июля 2011 г.

1. Учредители кредитной организации

Учредителями кредитной организации (далее — КО) могут быть юридические и/или физические лица, участие которых в КО не запрещено федеральными законами. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации (п. 2.1 Инструкции ЦБ РФ N 135-И). Учредитель КО — юридическое лицо — должен иметь устойчивое финансовое положение, достаточно собственных средств для внесения в уставный капитал КО, осуществлять деятельность в течение не менее трех лет, выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом соответствующего субъекта РФ и местным бюджетом за последние три года. Финансовое положение банка-учредителя должно определяться его отнесением к первой или второй классификационной группе согласно указанию ЦБ РФ N 2005-У «Об оценке экономического положения банков» от 30 апреля 2008 г. в редакции от 29 апреля 2011 г. <4> Финансовое положение небанковской кредитной организации — учредителя должно определяться в соответствии с нормативным актом Банка России, устанавливающим критерии определения финансового состояния КО. При этом небанковская кредитная организация должна относиться к категории финансово стабильных кредитных организаций. ——————————— <4> Вестник Банка России. 2008. N 28; 2011. N 30. Новая редакция настоящего указания вступила в силу с 12 июня 2011 г. Согласно данному указанию к первой классификационной группе относятся банки, в деятельности которых не выявлены текущие трудности, а именно банки, по которым капитал, активы, доходность, ликвидность и качество управления оцениваются как «хорошие», а структура собственности в соответствии признается прозрачной либо достаточно прозрачной. Ко второй классификационной группе относятся банки, не имеющие текущих трудностей, но в деятельности которых выявлены недостатки, которые в случае их неустранения могут привести к возникновению трудностей в ближайшие 12 месяцев, а именно банки, по которым имеется в том числе хотя бы одно из следующих оснований: — капитал, активы, доходность, ликвидность или качество управления оцениваются как «удовлетворительные», а структура собственности признается прозрачной или достаточно прозрачной; — не соблюдается хотя бы один из обязательных нормативов (за исключением норматива достаточности собственных средств (капитала) банка) по совокупности за 6 и более операционных дней в течение хотя бы одного из месяцев отчетного квартала (п. 2.1 — 2.2).

Финансовое положение кредитной организации — учредителя (далее — КО-учредителя) не может быть признано удовлетворительным, если кредитная организация не выполняет обязательные резервные требования Банка России и имеет просроченные денежные обязательства перед Банком России. Достаточность средств КО-учредителя определяется исходя из показателя собственных средств (капитала) (п. 2.2.1). КО-учредитель должна соответствовать вышеуказанным требованиям в течение последних шести месяцев, предшествующих дате представления документов для государственной регистрации КО и получения лицензии на осуществление банковских операций, а также до принятия Банком России решения о государственной регистрации КО (п. 2.2.2). Порядок и критерии оценки финансового положения учредителей КО — юридических лиц определяются Положением ЦБ РФ N 337-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц — учредителей (участников) кредитной организации» от 19 июня 2009 г. <5> Согласно данному документу в случае если одно или несколько лиц, входящих в состав группы лиц (группы юридических и физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группы юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу), имеет намерение (имеют намерение) приобрести акции (доли) КО, оценка финансового положения осуществляется в отношении юридических лиц, оплачивающих акции (доли) КО (п. 4.1.1). Финансовое положение юридического лица признается удовлетворительным при условии достаточности чистых активов (собственных средств) юридического лица и при отсутствии иных оснований для признания финансового положения юридического лица неудовлетворительным (п. 1.2). Для целей оценки финансового положения юридических лиц Банк России (территориальное учреждение Банка России) вправе запрашивать у учредителей КО любую информацию о финансовом положении и деятельности лиц, способных прямо или косвенно (через третьих лиц) определять решения, принимаемые учредителями КО (п. 2.3 Инструкции N 135-И). ——————————— <5> Вестник Банка России. 2009. N 45.

Порядок и критерии оценки финансового положения учредителей КО — физических лиц определяются Положением ЦБ РФ N 338-П «О порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц — учредителей (участников) кредитной организации» от 19 июня 2009 г. <6> Согласно данному документу оценка финансового положения физического лица, которое единолично или в составе группы юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, становится учредителем (участником) создаваемой путем учреждения КО, осуществляется в целях установления: ——————————— <6> Вестник Банка России. 2009. N 45.

— достаточности собственных средств (имущества) физического лица для приобретения акций (долей) КО в целях контроля за отсутствием фактов приобретения акций (долей) КО за счет привлеченных средств; — отсутствия оснований для отказа в приобретении акций (долей) КО в связи с неудовлетворительным финансовым положением физического лица. Финансовое положение физического лица признается удовлетворительным, если собственных средств (имущества) физического лица достаточно для приобретения акций (долей) КО и отсутствуют иные основания, предусмотренные законодательством РФ для признания его финансового положения неудовлетворительным (п. 1.1). Порядок контроля за оплатой акций (долей) КО за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления, устанавливается указанием ЦБ РФ N 1186-У «Об оплате уставного капитала кредитных организаций за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления» от 14 августа 2002 г. в редакции от 15 декабря 2010 г. <7>. Согласно данному документу Российская Федерация (федеральные органы государственной власти, осуществляющие в рамках своей компетенции от имени Российской Федерации права собственника имущества) вправе выступать в качестве приобретателя акций (долей) КО за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, в случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 1). Субъекты РФ (органы государственной власти, осуществляющие в рамках своей компетенции от имени субъектов РФ права собственника имущества) вправе выступать в качестве приобретателей акций (долей) КО за счет средств бюджетов субъектов РФ, свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ, на основании соответствующего законодательного акта субъекта РФ (п. 2). Муниципальные образования (органы местного самоуправления, осуществляющие в рамках своей компетенции от имени муниципальных образований права собственника имущества) вправе выступать в качестве приобретателей акций (долей) КО на основании решения органа местного самоуправления (п. 3). ——————————— <7> Вестник Банка России. 2002. N 54; 2011. N 2. Новая редакция настоящего указания вступила в силу с 30 января 2011 г.

2. Документы, представляемые в Банк России для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций

Для государственной регистрации КО и получения лицензии на осуществление банковских операций ее учредители не позднее чем через один месяц после заключения учредительного договора и утверждения устава КО в форме общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью либо после заключения договора о создании и утверждения устава КО в форме акционерного общества представляют в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению создаваемой КО следующие документы: 1) заявление с ходатайством о государственной регистрации КО и выдаче лицензии на осуществление банковских операций; в заявлении также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа КО, по которому осуществляется связь с ней; 2) учредительный договор (подлинник или нотариально удостоверенная копия), если его подписание предусмотрено федеральным законом; 3) устав (подлинник или нотариально удостоверенная копия). Примерный Устав банка утвержден письмом ЦБ РФ N 15-4-1/1342 от 15 апреля 1996 г. <8>; ——————————— <8> Вестник Банка России. 1996. N 18.

4) бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) КО, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решения об утверждении устава КО, а также кандидатуры для назначения на должности руководителя и главного бухгалтера КО. Порядок составления бизнес-плана КО и критерии его оценки устанавливаются нормативными актами Банка России (см. указание ЦБ РФ N 1176-У «О бизнес-планах кредитных организаций» от 5 июля 2002 г. в редакции от 5 ноября 2009 г. <9>); ——————————— <9> Вестник Банка России. 2002. N 39; 2009. N 63.

5) документы об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию КО и за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании КО (госпошлина за государственную регистрацию КО взимается в размере 4000 рублей согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.33 второй части Налогового кодекса РФ от 5 августа 2000 г. в редакции от 21 июля 2011 г. <10>; госпошлина за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании банка взимается в размере 0,1% заявленного уставного капитала создаваемого банка, но не более 80 000 рублей согласно пп. 93 п. 1 ст. 333.33 НК РФ); ——————————— <10> СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340; 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4606. Новая редакция настоящего Кодекса вступает в силу с 1 января 2012 г.

6) копии документов о государственной регистрации учредителей — юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения налоговыми органами выполнения учредителями — юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами за последние три года; 7) документы, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями — физическими лицами в уставный капитал КО; 8) анкеты кандидатов на должности руководителя КО, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера КО, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала КО. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно и должны содержать сведения, установленные нормативными актами Банка России, а также сведения: — о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением КО, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования — опыта руководства таким подразделением не менее двух лет; — о наличии (отсутствии) судимости (ст. 14 ФЗ «О банках и банковской деятельности»). К вышеупомянутым документам Инструкция ЦБ РФ N 135-И добавляет: 1) надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих право собственности (право аренды, субаренды) учредителя или иного лица на завершенное строительством здание (помещение), в котором будет располагаться КО; 2) документы, необходимые для подготовки заключения о соблюдении КО требований Положения ЦБ РФ N 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории РФ» от 24 апреля 2008 г. в редакции от 27 февраля 2010 г. <11> (техническая укрепленность, охранно-пожарная и тревожная сигнализация и т. д.); ——————————— <11> Вестник Банка России. 2008. N 29 — 30; 2010. N 18.

3) надлежащим образом заверенная копия документа, выданного федеральным антимонопольным органом и подтверждающего удовлетворение ходатайства о даче согласия на создание КО (если в соответствии с федеральными законами создание КО требует предварительного согласия федерального антимонопольного органа); 4) надлежащим образом заверенную копию документа, выдаваемого Министерством финансов РФ и подтверждающего согласование осуществления КО операций с драгоценными металлами, а также справку КО о наличии весоизмерительных приборов и разновесов; 5) документы, необходимые для регистрации первого выпуска акций КО (при ходатайстве о государственной регистрации КО в форме акционерного общества); 6) полный список учредителей КО (п. 3.1.8 — 3.1.13 Инструкции ЦБ РФ N 135-И).

3. Уставный капитал кредитной организации

Уставный капитал КО, создаваемой в форме акционерного общества, составляется из номинальной стоимости ее акций, приобретенных учредителями КО. Уставный капитал КО, создаваемой в форме общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью, составляется из номинальной стоимости долей ее учредителей <12>. Вкладом в уставный капитал КО могут быть: ——————————— <12> См. работу, специально посвященную этому узкому вопросу: Кравцова С. Ю. Специфика правового регулирования уставного капитала банка // Государство и право. 1999. N 11. В российской науке банковского права отмечалось, что уставным капиталом организации называется количественная величина, которая представляет собой часть стоимости имущества в распоряжении организации, внесенного его учредителями и участниками, установленная в денежном выражении и определяющая количественно правомочия участников по отношению к организации. См.: Саперов С. А. Банковское право: теория и практика. М., 2003. С. 75.

— денежные средства в валюте РФ; — денежные средства в иностранной валюте <13>; ——————————— <13> См.: указание ЦБ РФ N 513-У «О порядке оплаты уставного капитала кредитных организаций иностранной валютой и отражения соответствующих операций по счетам бухгалтерского учета» от 19 марта 1999 г. в редакции от 18 декабря 2000 г. // Вестник Банка России. 1999. N 7; 2000. N 70.

— принадлежащее учредителю КО на праве собственности здание (помещение), завершенное строительством, в котором может располагаться КО; — принадлежащее учредителю КО на праве собственности имущество в виде банкоматов и терминалов, функционирующих в автоматическом режиме и предназначенных для приема денежной наличности от клиентов и ее хранения. Имущество в неденежной форме, вносимое в качестве вклада в уставный капитал КО, должно быть оценено и отражено в балансе КО в валюте РФ. Вклад в уставный капитал КО не может быть в виде имущества, если право распоряжения им ограничено в соответствии с федеральными законами или заключенными ранее договорами (п. 4.2 — 4.5 Инструкции ЦБ РФ N 135-И). Денежная оценка имущества в неденежной форме, вносимого в качестве вклада в уставный капитал КО при ее учреждении, утверждается общим собранием учредителей. При оплате дополнительных акций КО имуществом в неденежной форме денежная оценка такого имущества производится советом директоров (наблюдательным советом) КО. Денежная оценка имущества в неденежной форме, вносимого в качестве дополнительного вклада в уставный капитал КО в форме общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью, утверждается общим собранием участников КО. При оплате части уставного капитала имуществом в неденежной форме для определения стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик. Если владельцем от 2% до 50% включительно голосующих акций КО является государство и (или) муниципальное образование, и определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения эмиссионных ценных бумаг КО, цены выкупа акций КО осуществляется советом директоров (наблюдательным советом) КО, обязательным является уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ (таким органом выступает Федеральная антимонопольная служба РФ). Величина денежной оценки имущества, осуществленной учредителями (участниками) или советом директоров (наблюдательным советом) кредитной КО, не может быть выше величины оценки, осуществленной независимым оценщиком. Для формирования уставного капитала КО не могут использоваться привлеченные денежные средства, а в случаях, установленных федеральными законами, — иное имущество. Стоимость имущества в неденежной форме, направляемого на оплату акций (долей в уставном капитале) создаваемой путем учреждения КО, не может превышать 20% цены размещения акций (долей в уставном капитале) (п. 4.6 — 4.9 Инструкции ЦБ РФ N 135-И) <14>. ——————————— <14> См.: Постановление Правительства РФ N 335 «Об установлении величин активов кредитных организаций в целях осуществления антимонопольного контроля» от 30 мая 2007 г. в редакции от 1 июня 2010 г. // СЗ РФ. 2007. N 23. Ст. 2800; 2010. N 23. Ст. 2845. Новая редакция настоящего Постановления вступила в силу с 15 июня 2010 г. Согласно данному документу стоимость активов по последнему балансу КО, при превышении которой требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок с акциями (долями), активами КО или правами в отношении КО, установлена в размере 33 млрд. рублей (п. 3). Величина активов КО, приобретаемых лицом (группой лиц) в результате одной сделки или нескольких сделок, при превышении которой требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа, установлена в размере 10% стоимости активов по последнему балансу КО (п. 5).

Приобретение и/или получение в доверительное управление в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и/или физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, свыше 1% акций (долей) КО требуют уведомления Банка России. Если участнику (группе участников) КО принадлежит свыше 1% акций (долей) КО (лицу) передано в доверительное управление свыше 1% акций (долей) КО, Банк России должен быть уведомлен о любом последующем приобретении акций (долей) той же КО. Уведомление направляется в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью КО, в течение 30 календарных дней с момента данного приобретения. Уведомление о приобретении свыше 1% акций (долей) КО при ее создании (увеличении уставного капитала) направляется приобретателем, доверительным управляющим либо уполномоченным лицом в территориальное учреждение Банка России по местонахождению КО в срок, не превышающий одного месяца с даты полной оплаты уставного капитала КО (п. 5.1 — 5.2; 7.2; 17.4 Инструкции ЦБ РФ N 135-И). Приобретение и/или получение в доверительное управление в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 20% акций (долей) КО требует предварительного согласия Банка России. Банк России не позднее 30 дней с момента получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении — согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, приобретение акций (долей) КО считается разрешенным. Банк России имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20% акций (долей) КО при установлении неудовлетворительного финансового положения приобретателей акций (долей), нарушении антимонопольных правил, а также в случаях, когда в отношении лица, приобретающего акции (доли) КО, имеются вступившие в силу судебные решения, установившие факты совершения указанным лицом неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и (или) фиктивного банкротства. Банк России отказывает в даче согласия на приобретение более 20% акций (долей) КО, если ранее судом была установлена вина лица, приобретающего акции (доли) КО, в причинении убытков какой-либо КО при исполнении им обязанностей члена совета директоров (наблюдательного совета) КО, единоличного исполнительного органа, его заместителя и (или) члена коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции) (ч. 8 — 10 ст. 11 ФЗ «О банках и банковской деятельности»). Более детально порядок получения согласия Банка России на приобретение более 20% акций (долей) КО установлен в Инструкции ЦБ РФ N 130-И «О порядке получения предварительного согласия Банка России на приобретение и (или) получение в доверительное управление акций (долей) кредитной организации» от 21 февраля 2007 г. в редакции от 2 апреля 2010 г. <15>. Согласно данному документу предварительное согласие Банка России на приобретение акций (долей) КО должно быть получено юридическим или физическим лицом либо группой лиц (далее — приобретатель) при приобретении, в том числе на вторичном рынке, и (или) получении в доверительное управление акций (долей) КО (далее — приобретение) в результате одной или нескольких сделок, в том числе: ——————————— <15> Вестник Банка России. 2007. N 16; 2010. N 23. Новая редакция настоящей Инструкции вступила в силу с 1 января 2011 г.

— сделок, в результате которых акции (доли) КО окажутся в собственности приобретателей — акционеров (участников) КО; — сделок, в результате которых акции (доли) КО перейдут во владение или распоряжение иных лиц (группы лиц), включая приобретение более 50% голосующих акций (долей в уставном капитале) хозяйственного общества (хозяйственных обществ), оказывающего (оказывающих) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления КО; — конвертации эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции КО; — исполнения обязательств по опционам, решением о выпуске которых предусмотрено право их конвертации в акции КО; — распределения доли, принадлежащей КО, действующей в форме общества с ограниченной ответственностью, между участниками этой КО; — приобретения права собственности на акции (доли) КО в порядке правопреемства в результате реорганизации акционеров (участников) КО в формах присоединения, выделения, разделения, слияния; — внесения акций (долей) КО в уставный капитал юридических лиц, не являющихся КО. Предварительное согласие Банка России должно быть получено до момента совершения сделки (сделок), в результате которой (которых) юридическое или физическое лицо (группа лиц) окажется приобретателем акций (долей) КО. Банк России выдает приобретателю предварительное согласие, на основании которого приобретатель вправе приобретать акции (доли) КО в следующих размерах: 1) свыше 20% акций, но не более 25% акций КО (включительно); 2) свыше 20% долей, но не более одной трети долей КО (включительно); 3) свыше 25% акций КО, но не более 50% акций (включительно); 4) свыше одной трети долей КО, но не более 50% долей (включительно); 5) свыше 50% акций КО, но не более 75% акций (включительно); 6) свыше 50% долей КО, но не более двух третей долей (включительно); 7) свыше 75% акций КО, но менее 100% акций; 8) свыше двух третей долей КО, но менее 100% долей; 9) 100% акций (долей) КО (п. 1.1 — 1.3).

4. Порядок государственной регистрации кредитной организации

КО подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. в редакции от 18 июля 2011 г. <16> с учетом установленного специального порядка государственной регистрации КО <17>. Решение о государственной регистрации КО принимается Банком России. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации КО осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации (уполномоченным регистрирующим органом выступает Федеральная налоговая служба РФ). Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. За государственную регистрацию КО взимается государственная пошлина в размере 4000 рублей. Лицензия на осуществление банковских операций КО выдается после ее государственной регистрации. КО имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России. За предоставление лицензии при создании банка взимается государственная пошлина в размере 0,1% заявленного уставного капитала создаваемого банка, но не более 80 000 рублей (ст. 12 ФЗ «О банках и банковской деятельности»). ——————————— <16> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431; 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4576. Новая редакция настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2012 г. <17> Вопросам госуд арственной регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности уделено большое внимание в следующих работах: Алексеева Д. Г., Пыхтин С. В. (отв. ред.). Банковское право: Учебник. М., 2010; Братко А. Г. Банковское право России: Учеб. пособие. М., 2003; Скороходова В. В. Государственная регистрация коммерческих банков и лицензирование банковской деятельности // Банковское право. 2009. N 2; Тосунян Г. А. Теория банковского права: В 2 т. М., 2004.

Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации <18>. Для государственной регистрации создаваемой путем учреждения КО и получения лицензии на осуществление банковских операций учредители направляют в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению КО документы, указанные в главе 3 Инструкции ЦБ РФ N 135-И. Срок рассмотрения документов не должен превышать трех месяцев с даты представления этих документов. При отсутствии замечаний территориальное учреждение направляет в Банк России положительное заключение с приложением представленных документов. Банк России рассматривает полученные документы в срок, не превышающий шесть месяцев с даты представления в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению создаваемой путем учреждения КО всех необходимых документов (п. 6.4 — 6.12 Инструкции ЦБ РФ N 135-И). ——————————— <18> Важнейшей характеристикой правового статуса юридического лица является его правоспособность. Применительно к кредитным организациям по этому вопросу см. более подробно: Трофимов К. Проблемы правоспособности банка // Хозяйство и право. 2005. N 4.

Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций) в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о государственной регистрации КО направляет с сопроводительным письмом в уполномоченный регистрирующий орган по предполагаемому местонахождению создаваемой путем учреждения КО все необходимые документы, предусмотренные ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В сопроводительном письме указывается на необходимость направления уполномоченным регистрирующим органом сообщения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации КО и свидетельства о государственной регистрации КО в территориальное учреждение Банка России по местонахождению КО, которое не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от уполномоченного регистрирующего органа указанных документов, направляет в Банк России (Департамент лицензирования) посредством факсимильной связи (иной связи, обеспечивающей оперативное поступление информации) уведомление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации КО с указанием в нем основного государственного регистрационного номера КО и даты его присвоения. Одновременно в Банк России посредством почтовой связи направляются копии документов, полученных от уполномоченного регистрирующего органа, а также оригинал указанного выше уведомления. Банк России (Департамент лицензирования): — не позднее рабочего дня, следующего за днем получения уведомления, осуществляет государственную регистрацию первого выпуска акций КО и направляет посредством факсимильной связи (иной связи, обеспечивающей оперативное поступление информации) соответствующее уведомление в территориальное учреждение Банка России по ее местонахождению. В тот же срок в данное территориальное учреждение Банка России посредством почтовой связи направляется оригинал указанного уведомления; — не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций сведения о государственной регистрации КО, ставит на титульном листе каждого из представленных экземпляров устава КО штамп с указанием даты государственной регистрации и основного государственного регистрационного номера, а также направляет в территориальное учреждение Банка России по местонахождению КО следующие документы: два экземпляра свидетельства о государственной регистрации КО по форме, установленной Банком России, и два экземпляра ее устава (п. 6.13 — 6.15 Инструкции ЦБ РФ N 135-И).

——————————————————————