Принципы международного правового сотрудничества в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий

(Мороз Н. О.) («Российская юстиция», 2012, N 3)

ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В СФЕРЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Н. О. МОРОЗ

Мороз Н. О., преподаватель кафедры конституционного и международного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Статья посвящена теоретическому исследованию принципов международного правового сотрудничества по борьбе с преступностью. На его основе выделяется принцип оперативности. Принцип оперативности позиционируется как специальный принцип сотрудничества в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий. Выделяется два его аспекта: использование адекватных организационных форм сотрудничества в борьбе с киберпреступностью и упрощенный порядок сношений между органами уголовного преследования.

Ключевые слова: борьба с преступностью, международное сотрудничество в борьбе с преступностью, борьба с киберпреступностью, принципы международного правового сотрудничества по борьбе с преступностью, принцип оперативности.

The article devoted to theoretical investigation of the principles of international legal cooperation on combating crime. On its basis the efficiency principle is revealed. The efficiency principle is positioned as a special principle of cooperation in the fight against high-tech crime. Two its aspects are singled out: use of appropriate organizational forms of cooperation in the fight against cybercrimeand simplified order of the intercourses between prosecuting agencies.

Существуют различные определения принципов международного права, однако, на наш взгляд, наиболее удачным является дефиниция, данная И. И. Лукашуком: принципы международного права — это обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное содержание международного права и обладающие высшей юридической силой <1>. Исходя из этого, выявление принципов сотрудничества в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий позволит определить основы, на которых оно зиждется. ——————————— <1> Лукашук И. И. Международное право. Общая часть: Учеб. для студентов юрид. фак. и вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 156.

Актуальность настоящей статьи обусловлена тем, что возрастающий объем использования компьютерных и информационно-коммуникационных технологий в жизни общества имеет и свою негативную сторону — рост преступности в сфере высоких технологий. При этом зачастую такие правонарушения являются транснациональными. Однако многообразие подходов к организации правового сотрудничества в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий требует определения квинтэссенции такой кооперации. Понимание сути сотрудничества в данной области позволит наиболее эффективно выстраивать международные правоотношения в сфере борьбы с киберпреступности. А от этого, в свою очередь, будет зависеть, насколько будут защищены интересы человека, общества и государства. Таким образом, целью исследования является выявление принципов международного правового сотрудничества в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий. Следует отметить, что подобной проблематике специальные правовые исследования не посвящались. Тем не менее изучением принципов международного публичного права занимались многие ученые, среди которых Н. Г. Блатова, Р. Л. Бобров, Е. Ф. Довгань, А. Г. Тиковенко, Г. И. Тункин, Ю. М. Колосов, И. И. Лукашук, М. В. Филимонова, С. П. Чигринов и др. Специальные принципы международного сотрудничества в борьбе с преступностью были предметом исследования таких авторов, как А. И. Бойцов, И. П. Блищенко, Л. Н. Галенская, Н. Г. Гасымов, В. П. Зимин, А. Р. Каюмова, В. П. Панов, Н. А. Сафаров, И. В. Фисенко и др. В доктрине международного публичного права были предложены различные классификации принципов международного права (Н. Г. Блатова, Р. Л. Бобров, Г. И. Тункин, И. И. Лукашук, М. В. Филимонова и др.). Однако, принимая во внимание предмет исследования, принципы международного права применительно к сотрудничеству в сфере борьбы с преступностью можно разделить на 2 группы: общие и специальные. К первой группе общих принципов относятся целый ряд положений, по существу входящих в 10 общепризнанных принципов международного права. На основании классификаций, предложенных такими учеными, как Л. Н. Галенская, Н. Г. Гасымов, И. П. Блищенко, к специальным принципам сотрудничества в борьбе с преступностью можно отнести принцип неотвратимости наказания, принцип национальной юрисдикции, принцип защиты собственных граждан за границей, а также принцип взаимности. Безусловно прав Н. Г. Гасымов в том, что специальные принципы не могут противоречить общим, но должны находиться с ними в отношении субординации <2>. С. П. Чигринов отмечает определяющее значение общепризнанных принципов международного права для всей правовой системы государства <3>. А В. П. Зимин говорит о необходимости осуществления международного сотрудничества в борьбе с преступностью в рамках международной законности, т. е. при точном и неуклонном соблюдении международно-правовых норм и общепризнанных принципов международного права <4>. ——————————— <2> Гасымов Н. Г. Международные принципы сотрудничества государств в борьбе с преступностью // Российский следователь. 2002. N 6. С. 38. <3> Чигринов С. П. Общепризнанные принципы международного права в деятельности органов конституционного контроля / С. П. Чигринов. Использование международных правовых актов при реализации индивидуальных прав, свобод и законных интересов граждан в национальном законодательстве и право на судебную защиту в Беларуси: проблемы и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции. Минск, 24 апреля 2008 г. Минск: Белорусский Дом печати, 2008. С. 42 — 43. <4> Зимин В. П. Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью и охраны общественного порядка. М., 1993. С. 21.

Полагаем, что принципом, действующим по отношению исключительно к сотрудничеству в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий, может быть назван выделенный нами принцип оперативности. Во-первых, он вытекает из смысла Конвенции о киберпреступности от 23 ноября 2001 г. (далее — Конвенция). Из Преамбулы к Конвенции следует, что глубокие перемены, произошедшие в жизни общества, вызванные внедрением цифровых технологий, объединением и продолжающейся глобализацией компьютерных сетей, привели к тому, что компьютерные сети и электронная информация находятся под угрозой совершения преступлений, при этом доказательства совершения таких деяний могут храниться в этих сетях и передаваться по ним <5>. ——————————— <5> The European Convention on Cybercrime of 23 November 2001 // [Electronic resource]. Mode of access: http:// conventions. coe. int/ Treaty/ EN/ Treaties-/ Html/ 185.htm. Date of access: 22.10.2008.

Однако информация, имеющая исключительное значение для расследования преступлений в сфере высоких технологий, быстро удаляется или может быть быстро удалена. Например, если данные, необходимые для отслеживания действий и идентификации злоумышленника, сохраняются в течение определенного времени, органы уголовного преследования имеют больше шансов на успешное завершение расследования. Так, например, в соответствии с п. 6 Указа Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. N 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» поставщики интернет-услуг обязаны осуществлять идентификацию абонентских устройств при оказании интернет-услуг, учет и хранение сведений об абонентских устройствах, а также сведений об оказанных интернет-услугах. Собственники пунктов коллективного пользования интернет-услугами либо уполномоченные ими лица осуществляют идентификацию пользователей интернет-услуг в пунктах коллективного пользования интернет-услугами, учет и хранение персональных данных пользователей интернет-услуг, а также сведений об интернет-услугах, оказанных пунктами коллективного пользования интернет-услугами. Хранение указанных сведений осуществляется в течение одного года со дня оказания интернет-услуг <6>. Однако в том случае, если в государстве отсутствуют подобные нормы, при этом требуется соблюдение необходимых формальностей осуществления правовой помощи, необходимые доказательства (данные) могут быть безвозвратно утеряны. Возможен также и иной казус, когда расследование не может быть успешно завершено только от того, что данные, например о трафике, были удалены ввиду длительности этого расследования. ——————————— <6> Указ Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. N 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» // http://www. pravo. by/ webnpa/ text.

Именно поэтому требуется более широкое, оперативное и хорошо отлаженное международное сотрудничество в этой области. В ситуации описанной выше необходимо применение нормы международного соглашения, подобной ст. 29 Конвенции, «неотложное обеспечение сохранности компьютерных данных» <7>. ——————————— <7> The European Convention on Cybercrime of 23 November 2001 // [Electronic resource]. Mode of access: http://conventions. coe. int/Treaty/EN /Treaties-/Html/185.htm. Date of access: 22.10.2008.

Конвенция предусматривает достаточное количество современных мер процессуального характера, которые государства обязуются принять на национальном уровне, а также процессуальных норм, которыми государства будут руководствоваться при осуществлении международного сотрудничества, среди которых неотложное обеспечение сохранности компьютерных данных (ст. 29), обеспечение трансграничного доступа к компьютерным данным (ст. 32) и др. Кроме того, ст. 25 Конвенции предусматривает, что «каждая Сторона может в экстренных ситуациях направлять запросы о взаимной помощи или сообщения, связанные с такими запросами, используя оперативные средства связи, включая факсимильную связь или электронную почту, в той мере, в какой такие средства обеспечивают соответствующий уровень безопасности и подтверждения подлинности (включая, если необходимо, использование шифрования), с последующим официальным подтверждением, если того требует запрашиваемая Сторона». Данная норма обеспечивает возможность наиболее скорой «доставки» запроса, что позволяет эффективно сотрудничать органам, ведущим уголовный процесс. Подобное правовое регулирование является необходимым на настоящем этапе развития, в будущем его значение будет только возрастать. Так, в своем интервью Е. В. Касперский рассказал о том, что целью компьютерного вируса Stuxnet, обнаруженного осенью 2010 г. в компьютерах в Иране, могла быть иранская ядерная программа. По мнению специалистов, изучивших код Stuxnet, кибервирус был нацелен на вывод из строя центрифуг по обогащению урана. Е. В. Касперский делает прогноз о том, что киберпреступники будут все чаще атаковать корпоративных пользователей, и в особенности критически важные инфраструктуры <8>. ——————————— <8> «Лаборатория Касперского»: вирусы сегодня и завтра 27 января 2011 г. // http:// www. thg. ru/ technews/ 20110127_121500.html. Дата доступа: 25.03.2011.

Появится новый класс вредоносных программ — т. н. Spyware 2.0, — который будет нацелен на тотальную кражу любых данных. Spyware 2.0 станет инструментом не только традиционной киберпреступности, но и новых организаторов атак <9>. ——————————— <9> Там же.

В этой связи следует отметить недостаточность правовых средств сотрудничества, предусмотренных Соглашением о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с преступностью в сфере компьютерной информации от 1 июня 2001 г., поскольку она опирается лишь на традиционные формы оказания правовой помощи. Таким образом, первый из аспектов принципа оперативности — это использование адекватных организационных форм сотрудничества в борьбе с киберпреступностью при содействии новейших технических средств, их обеспечивающих. Второй аспект принципа выражается в упрощенном порядке сношений между органами уголовного преследования. Во-первых, это достигается через учреждаемые Конвенцией пункты связи 24/7, которые призваны обеспечить оказание неотложной помощи в целях расследований или судебных разбирательств уголовных преступлений, имеющих отношение к компьютерным системам и данным, а также сбор доказательств в электронной форме. Хотя Республика Беларусь и не является членов Совета Европы, она заинтересована в присоединении к данной Конвенции. Так, в п. 21.1 мероприятий по противодействию торговле людьми, нелегальной миграции и связанными с ними противоправными деяниями Указ Президента Республики Беларусь от 2 октября 2010 г. N 518 «О Государственной программе противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанными с ними противоправными деяниями на 2011 — 2013 гг.» предусматривает необходимость проработки вопроса присоединения к Конвенции Совета Европы о киберпреступности от 23 ноября 2001 г. в 2011 — 2013 гг. <10>. ——————————— <10> Указ Президента Республики Беларусь от 2 октября 2010 г. N 518 «О Государственной программе противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанными с ними противоправными деяниями на 2011 — 2013 гг.» // Бизнес Инфо: Версия 2.00.62 [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». Минск, 2011.

Мы поддерживаем мнение Ф. Кальдерони, который полагает, что хотя процесс имплементации Конвенции проходит довольно сложно и список участников, ратифицировавших ее, достаточно невелик, она явилась «вдохновением» для разработки документов, нацеленных на борьбу с киберпреступностью рядом институтов, организаций. Многие страны, не имеющие обязательства приведения своего законодательства в соответствии с нормами Конвенции о киберпреступности, приняли соответствующие нормативно-правовое акты. Это свидетельствует о том, что механизм имплементации Конвенции может иметь опосредованный характер. Расследование киберпреступлений требует немедленной реакции. Это особенно актуально, когда речь идет о данных о трафике, которые необходимы для идентификации подозреваемых, поскольку они часто удаляются в течение довольно короткого времени. В целях дальнейшего повышения эффективности запросов об оказании взаимопомощи составители конвенции обязали стороны назначить контактные центры для запросов об оказании помощи, которые доступны без каких-либо временных ограничений. Как указывается в подп. 3 ст. 35 Конвенции о киберпреступности, это включает подготовку и оснащение персонала <11>. ——————————— <11> Понимание киберпреступности: Руководство для развивающихся стран. Проект Отдела приложений ИКТ и кибербезопасности Департамента политики и стратегии Сектора развития электросвязи МСЭ, апрель 2009 г. // http:// www. itu. int/ dms_pub/ itu-d/ oth/ 01/ 0B/ D010B0000073301PDFR. pdf.

Идея сети 24/7 основана на существующей сети круглосуточных контактов по международной преступности в сфере высоких технологий Группы восьми. Относительно процесса создания контактного центра и в особенности основополагающих принципов данной структуры Конвенция позволяет максимальную гибкость государствам-членам. Конвенция не требует создания нового органа и не определяет, какие из существующих органов могут или должны быть наделены полномочиями контактного центра. Составители Конвенции также указывают на тот факт, что точки Сети 24/7 предназначены для оказания как технической, так и юридической помощи, что приведет к различным вариантам возможных решений ее осуществления. Так, полномочиями контактного центра наделены: в Албании — Министерство внутренних дел, государственная полиция, в Азербайджане — Министерство национальной безопасности, в Финляндии — Национальное бюро расследований, Отдел уголовной полиции, Центр коммуникаций, в ФРГ — Национальное подразделение по борьбе с преступностью в сфере высоких технологий Федерального министерства уголовной полиции, во Франции — Главное управление по борьбе с преступностью в сфере высоких технологий, в Литве — Управление полиции Министерства внутренних дел Литовской Республики. В соответствии с решением Совета министров внутренних дел (полиции) государств — участников СНГ от 7 сентября 2007 г. «О повышении эффективности сотрудничества в борьбе с преступностью в сфере информационных технологий» БСТМ МВД России определены каналы связи «горячей линии», предназначенные для оперативного взаимодействия с правоохранительными органами стран Содружества. Применительно к расследованию киберпреступлений установка контактных центров имеет две основные функции. Они включают в себя: — ускорение связи в результате предоставления единого контактного центра; — ускорение расследований при предоставлении контактному центру функций вывода основных прав расследования. Сочетание двух функций является потенциалом для приближения скорости международных расследований к уровню, достигаемому в рамках национальных расследований. Статья 35 Конвенции о киберпреступности определяет минимально необходимые показатели узла сети. Помимо технической помощи и предоставления правовой информации, основные задачи контактного пункта включают: — сохранение данных; — сбор доказательств; — определение местоположения подозреваемых. В этом контексте еще раз важно подчеркнуть, что Конвенция не определяет, какой орган должен отвечать за эксплуатацию контактного центра 24/7. Если контактным центром управляет один орган, обладающий компетенцией по сохранению компьютерных данных, а иностранный контактный центр запросил такие данные, эта мера может быть немедленно выполнена местным контактным центром. Если контактный центр находится в ведении органа, который не наделен полномочиями по обеспечению сохранности компьютерных данных, важно, чтобы контактный центр имел возможность сразу обратиться в компетентные органы и меры по сохранению данных были приняты. На 2-м Совещании комитета Конвенции о киберпреступности было четко указано, что участие в работе сети связи 24/7 не требует подписания и ратификации Конвенции. Во-вторых, это подтверждается практикой создания национальных контактных пунктов. Так, например, международное сотрудничество управления «К» МВД Республики Беларусь по оперативному обмену информацией в рамках противодействия преступлениям в сфере информационных технологий осуществляется посредством международной сети национальных контактных пунктов, функционирующей под эгидой Римско-Лионской подгруппы «Группы Восьми». В настоящее время указанная международная сеть национальных контактных пунктов имеется в 58 странах всего мира, среди которых Россия, Украина, Германия, Великобритания, США, Испания, Швеция, Бразилия и др. Следует отметить, что выделение принципа оперативности при опоре в основном на Конвенцию о киберпреступности от 23 ноября 2001 г. обусловлено тем, что это единственный международный договор, претендующий на роль универсального соглашения по вопросам борьбы с преступностью в сфере высоких технологий. Соглашение о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с преступностью в сфере компьютерной информации от 1 июня 2001 г., как уже упоминалось выше, опирается лишь на традиционные формы оказания правовой помощи, что не позволяет рассматривать его как эффективную правовую основу для осуществления сотрудничества в борьбе с киберпреступностью. В связи с этим, проведение правового анализа для выявления специальных принципов сотрудничества в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий не может основываться на нормах, содержащихся в данном Соглашении. Выделенный же принцип оперативности необходимо рассматривать как базисный для совершенствования действующего механизма правового сотрудничества в борьбе с киберпреступностью в рамках международно-правового поля СНГ, а также при решении вопроса о заключении универсального договора в рамках ООН. О правомерности выделения данного принципа можно говорить также и в ключе юридической силы, которой он обладает. Несоблюдение принципа оперативности ведет к невозможности реализации основного принципа сотрудничества в борьбе с преступностью — принципа неотвратимости наказания. Именно это позволяет говорить об императивности принципа оперативности. Таким образом, на основании изложенного выше, можно сделать следующие теоретические выводы. Специальным принципом сотрудничества в борьбе с преступностью высоких технологий является принцип оперативности. Он находится в отношениях субординации к основным принципам международного права, а также специальным принципам осуществления международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Принцип оперативности включает в себя два аспекта: использование адекватных организационных форм сотрудничества в борьбе с киберпреступностью при содействии новейших технических средств их обеспечивающих; упрощенный порядок сношений между органами уголовного преследования. Это достигается через учреждаемые пункты связи 24/7.

——————————————————————