Социальные предпосылки актуализации миграции в теории и практике государственного управления и выработка эффективных механизмов воздействия на миграционные процессы

(Бормотова Т. М., Меркурьев А. В.) («Миграционное право», 2011, N 4)

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ АКТУАЛИЗАЦИИ МИГРАЦИИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ВЫРАБОТКА ЭФФЕКТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Т. М. БОРМОТОВА, А. В. МЕРКУРЬЕВ

Бормотова Т. М., заместитель начальника отдела Центра информационно-телекоммуникационного обеспечения ФМС России, кандидат социологических наук.

Меркурьев А. В., доцент кафедры «Государственное, муниципальное управление, правоведение и психология» «МАТИ» — Российского государственного технологического университета им. К. А. Циолковского, кандидат социологических наук.

Такое явление, как миграция, играет важную роль в общественных изменениях, которые происходят в мире. Миграция между народами изменяет людей, их поведение, расширяет кругозор в различных областях жизни. Благодаря этому происходит обмен трудовыми навыками и производственным опытом, развивается личность, ее материальные, социальные и духовные потребности, происходит слияние национальных культур. Мигранты находят возможность получать образование и работу. Под воздействием миграции происходит регулирование течений, идущих в социуме. Миграция зачастую позволяет человеку найти свое место в жизни. Современная ситуация требует новых подходов к регулированию миграционных процессов. Управление ими должно проводиться при строгом соблюдении международных обязательств, потребностей экономики, интересов национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения. Для этого необходимо классифицировать виды и типы миграционных потоков, различающихся по целям, параметрам и динамике развития. В России миграционные процессы изначально играли огромную политическую и социально-экономическую роль. Миграционные процессы в России должны быть оптимизированы и сбалансированы с точки зрения интересов граждан Российской Федерации, заявил Президент России Дмитрий Медведев. «Надо оптимизировать организацию миграционных процессов внутри страны и создать реальные условия для повышения мобильности российских граждан как системного способа перераспределения трудовых ресурсов, так и обеспечения права граждан на труд. Его совершенствование требует механизма регулирования внешней миграции, они должны, наконец, получить правовое оформление, адекватное потребностям нашей страны, масштабам самой миграции», — сказал Медведев. Он отметил, что в Россию продолжает прибывать поток мигрантов, особенно из стран Содружества. «Известно, что многие из них стремятся получить российское гражданство. В целом это позитивный процесс, однако получение гражданства должно стать доказательством их успешной интеграции в жизнь нашего общества и восприятия его культуры и традиций», — добавил Президент. «Мы должны, прежде всего, сохранять баланс на рынке труда и обеспечивать интересы российских граждан», — сказал Медведев <1>. ——————————— <1> Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 05.11.2008.

Современная ситуация в России обусловлена сложным переплетением миграционных процессов и связанным с этим явлением множеством проблем. В современных российских социально-экономических условиях под влиянием мирового финансово-экономического кризиса миграции стали присущи следующие признаки: ярко выраженный национальный и этнический характер; широкомасштабность и интенсивность; трансформация направлений ее потоков. Существующая миграционная политика и практика ее реализации создала ряд серьезных проблем. К наиболее серьезным можно отнести следующие: — наплыв нелегальных мигрантов, неконтролируемый их приток в Сибирь и на Дальний Восток, в Москву и Подмосковье, в Санкт-Петербург и другие крупные города; — обострение криминогенной обстановки; — усложнение эпидемиологической обстановки; — в условиях современной России речь идет только о трудовой миграции, которая не может решить проблемы демографии, практически отсутствуют разговоры о привлечении трудоспособного и высококвалифицированного иностранного населения переезжать в Россию, получать здесь гражданство и становиться полноправными гражданами нашей страны; — отсутствие регулирования внутренней миграции, что приводит к упадку деревень и сельского хозяйства, массовое переселение селян в города; — маргинализация социально-культурных ценностей российского общества под воздействием миграции; — приток в страну неквалифицированной рабочей силы, которая не способна адекватно компенсировать отток специалистов, «утечку мозгов»; — приток дешевой рабочей силы тормозит процесс подготовки своих собственных трудовых кадров, который требует капиталовложений; — приток в страну людей, рассматривающих свою трудовую деятельность в России исключительно с точки зрения заработка и перевода денежных средств на свою родину; — отсутствие желания и необходимости со стороны приезжих встраиваться в российское общество, что приводит к возникновению стихийных поселений и замкнутых социальных групп иммигрантов, зачастую маргинальных; — обострение межнациональных и межконфессиональных отношений. Складывающаяся миграционная обстановка оказала и продолжает оказывать неоднозначное воздействие на социально-экономическую ситуацию в стране, требует в гораздо большей мере сконцентрировать внимание на решении тех назревших задач, которые вплотную связаны с дальнейшим развитием государственных и негосударственных институтов современного российского социума, с поисками новых, оптимальных средств и методов их взаимодействия. По мере развития рыночной экономики назрела объективная необходимость эффективного регулирования миграционных процессов. Однако практика показала, что эффективных инструментов, соответствующих сложившимся условиям, не было. Использовались и продолжают использоваться проверенные административные методы и показатели, которые достаточно наглядны, понятны и привычны. Вместе с тем их эффективность в нынешних условиях весьма низкая. Тем самым актуализировалась проблема перехода на иные, качественные показатели и новые методы регулирования миграционных процессов. Социальные предпосылки актуализации миграции в теории и практике государственного управления сегодня обретают все большее значение, поскольку в последнее время возрастает роль социальных отношений между группами мигрантов и принимающего общества, все более заметным становится социальный эффект миграционных процессов. В миграционных процессах существенно возросла роль межличностных и межгрупповых связей, референтных групп и личностей. Разработка и реализация миграционной политики только частично относится к сфере государственного управления. Несомненно, что государственное управление является единственной легальной и легитимной силой, которая наделена властью, способна выступать на международной арене от лица всей страны и обладает соответствующей организационной структурой. Однако в наличии эффективной миграционной политики заинтересовано и общество как таковое, а также и бизнес-сообщество, работодатели. Кроме того, имеется еще одна заинтересованная сторона — сами мигранты, их объединения. Естественно, что каждая из сторон имеет свои интересы и преследует свои цели, которые не всегда совпадают друг с другом. Для разработки действенной миграционной политики необходимо учитывать эти цели, вырабатывать компромиссные решения и вовлекать в их реализацию все стороны. Институты гражданского общества, будучи системой самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей как отдельных граждан, так и их различных объединений. Совокупность этих институтов, разнородных социальных сил, организаций образует единство, объединенное общим стремлением к совместной жизни. Охватывая совокупность моральных, духовных, правовых, экономических и политических отношений, гражданское общество представляет собой не только значимого, но и весьма действенного участника процесса формирования и реализации миграционной политики. В социальном механизме формирования и реализации государственного управления миграционными потоками значительную роль играют институты гражданского общества. Различные общественные организации, союзы, партии и церковь представляют собой организованную часть общества, которая способна не только формулировать вытекающие из потребностей и интересов общества цели, но и участвовать в механизме взаимодействия с органами государственной власти и государственного управления по выработке миграционной политики, методов и средств ее реализации. Современная миграционная ситуация в социальной, экономической, духовной и политической сферах России характеризуется кризисным состоянием. И чтобы выжить и сохранить перспективы самостоятельного развития, Россия вынуждена следовать своим специфическим особенностям и в большей степени опираться на собственные силы. С другой стороны, необходимо включение в общемировые тенденции современного технологического развития, а именно стремление укрепить свою конкурентоспособность путем постепенного перехода от традиционных факторов производства к инвестициям, вкладываемым не только в развитие инновационной деятельности, бурный рост наукоемких отраслей, широкое распространение информационных технологий, но в значительной мере это относится к инвестированию образования, культуры, здравоохранения и духовного развития общества.

——————————————————————

Интервью: Интервью с президентом НП «Объединение Корпоративных Юристов» Александрой Константиновной Нестеренко («Юрист», 2011, N 21)

ИНТЕРВЬЮ С ПРЕЗИДЕНТОМ НП «ОБЪЕДИНЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ ЮРИСТОВ» АЛЕКСАНДРОЙ КОНСТАНТИНОВНОЙ НЕСТЕРЕНКО

А. ОВОДОВ

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ

Родилась в Ленинграде. С отличием окончила юридический факультет ЛГУ им. А. А. Жданова. По окончании работала адвокатом в Ленинградской городской коллегии адвокатов. После стажировки в Коллегии адвокатов Парижа работала в международной юридической фирме «Гид Луарэт Нуэль» в Париже. В мае 1992 г. открыла отделение этой фирмы в Санкт-Петербурге. В 1998 г. возглавила правовое управление международного концерна «Юнилевер». В 2004 г. стала членом совета директоров, директором по правовой поддержке бизнеса компании «Бритиш Американ Тобакко Россия». Затем создала и возглавила юридический департамент в международной банковской группе «БНП Париба Восток» в качестве вице-президента по правовым вопросам и корпоративным отношениям. В 2007 г. стала заместителем генерального директора по правовым вопросам ГК «Российская корпорация нанотехнологий» и создала правовой департамент ГК «Роснанотех». В настоящее время является заместителем директора правового департамента ОАО «РОСНАНО». С 2005 г. — президент некоммерческого партнерства «Объединение Корпоративных Юристов». В 2006 г. была награждена Европейским комитетом по наградам и премиям при ООН орденом Екатерины Великой «За выдающиеся заслуги перед народами» за существенный вклад в развитие международного юридического сообщества. В 2010 г. удостоена премии ОКЮР «Успех» в номинации «Лидер года».

— Александра Константиновна, Вы обладаете уникальными знаниями в сфере построения юридического бизнеса. Чем отличается отечественный юридический бизнес от западного? — Для начала давайте договоримся о том, что мы имеем в виду под термином «юридический бизнес». Юридический бизнес представлен юридическими консалтинговыми фирмами, российскими и иностранными, которые практикуют в России, СНГ и за границей. Российский юридический бизнес корнями уходит в начало 90-х годов, и мне довелось в мае 1992 г. открыть офис французской юридической фирмы в Санкт-Петербурге, а затем в течение шести лет руководить им. Поэтому я хорошо представляю то время. Фирмы, которые тогда создавались, сегодня отмечают 20-летие своей деятельности. А это уже совершеннолетие. Те, кто был в начале истории создания юридического бизнеса, имели много сложностей, но и больше возможностей. Такова судьба первопроходцев. В то время законодательство только формировалось, и нужно было состыковать, скажем, нормы Постановления N 601 «Об утверждении Положения об акционерных обществах» с новым Законом о собственности и со старым Гражданским кодексом. Юридические фирмы, пережившие и преодолевшие то время, обладают особым запасом прочности. Поэтому они выросли на наших глазах и продолжают расширять свой бизнес. История юридического бизнеса за границей намного старше, она насчитывает столетия. Конечно, за это время бизнес прошел разные этапы от одиночных фирм до ассоциаций и союзов, как знаменитое Law society в Великобритании. Там выработаны этические стандарты профессии, и те, кто их нарушает, исключаются из юридического сообщества. Репутация стоит очень дорого, и ее берегут. У нас тем временем ведутся обсуждения законопроектов о реформировании юридической профессии. Жаркие споры вызывает вопрос, быть или не быть адвокатской монополии. Пока ломаются копья в дискуссиях, кропотливо и последовательно развивается рынок юридических консалтинговых услуг. Юридические фирмы, созданные двадцать лет назад, открывают свои отделения в странах СНГ. Более молодые фирмы, которые отпочковываются от «старых» фирм, начинают свою деятельность с нуля, умно используя опыт, накопленный в «материнской» фирме. И если ранее юридическая фирма старалась охватить все сферы бизнеса, то сегодня ввиду нарастания конкуренции создается и развивается немало фирм, специализирующихся в оказании определенного вида услуг, например налоговых, таможенных, в сфере интеллектуальной собственности, трудового права. Мы видим, как российские юридические фирмы начинают конкурировать с иностранными. Конечно, им порой не хватает опыта, заморских тренингов, знания иностранного законодательства. Но это их не смущает. Они на полном серьезе предлагают свои услуги крупным организациям. Когда их не выбирают, они выясняют почему и добиваются того, что им дается работа «на пробу». Удивительно, но они выполняют эту работу качественно и в срок. А что еще нужно клиенту? Мне кажется, что нынешний рынок юридических услуг отличается большой диверсификацией предложений. Есть фирмы на любой вкус и с любой системой оплаты. Такую ситуацию мы видим в Москве и Петербурге. За их пределами ситуация иная, но и там появляется все большее количество юридических фирм, претендующих на конкуренцию с мэтрами жанра.

— С каких шагов нужно начать при создании юридического бизнеса? Каких ошибок посоветуете избежать? — Я бы начала с постановки задач: какой бизнес мы хотим построить, каких результатов достичь и в какой срок, какие области права охватить и какую целевую аудиторию-клиентуру мы бы хотели привлечь. Когда на эти вопросы есть ответ, начинаем подбирать команду. Успешное решение этой задачи гарантирует достижение поставленных целей. Для начала я бы выбрала отличного помощника, который технически разгрузил бы меня и помог организовать рабочий день. Далее искала бы «правую» руку — свою главную опору, юриста, который смог бы выполнять поручения клиентов, пока я занимаюсь поиском этих самых клиентов. И уже потом этот юрист подбирает помощника себе. Вообще принцип, который я всегда исповедую, строя любую команду — в консалтинге или правовой департамент компании, — уважение ко всем. Такая простая вещь, которая дает колоссальный результат. «Относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе». И это работает! Конечно, порой приходится принимать жесткие решения, но даже и в этом случае следует первому сообщать об этих решениях тому, в отношении кого они принимаются, а уже потом всем остальным. Такое вот управленческое правило. И вновь в основе этого правила лежит уважение к человеку. Когда команда обретает контур, важно задать тон работы этой команды. Создатель фирмы сам должен много работать, чтобы показывать пример своим сотрудникам. Банально говорить, что он должен быть образцом во всем, но это так! Ведь за ним смотрят столько глаз: от старшего юриста до уборщицы. Конечно, ему приходится решать массу проблем, но он всегда должен быть в форме. Мне вспоминается, как, готовясь к важной встрече с финансовым директором «Юнилевера», мы изучали документы по сделке, а заодно проверяли чистоту лестничной площадки, так как тогда снимали для офиса старинную квартиру на Суворовском проспекте в Петербурге. Клиенты очень ценят отношение к ним: как профессионально выполненную работу, так и радушный прием, который они встречают в офисе юридической фирмы. Вспоминаю, как после долгих переговоров шведский клиент — топ-менеджер ходил у нас по офису, сняв обувь, и было видно, что ему хорошо в нашем уютном офисе, он удовлетворен нашей работой и чувствует себя как дома. Итак, к пониманию целей развития фирмы, созданию дружной команды, оборудованию удобного для работы и приема клиентов офиса следует добавить необходимость установления высоких стандартов обслуживания клиента. Каков же он, высокий стандарт обслуживания? Всегда понимай, что хочет клиент. Сверь свое понимание задачи с клиентом в письменном виде. Представь клиенту команду, которая будет делать для него эту работу. Клиент хочет посмотреть «в глаза» своим консультантам и доверить им свою проблему. Обязательно назначь руководителя команды, который должен быть в курсе выполнения работы и которому клиент может позвонить в любое время. Оговори размер гонорара и порядок оплаты с клиентом до начала работы, а также все условия, при которых гонорар может быть пересмотрен. Оговори сроки выполнения работы и порядок ее приема клиентом. Когда работа сделана, клиент должен быть ею удовлетворен. Если он не доволен, работа не сделана. Никогда не бери больше работы, чем можешь выполнить. Лучше откажись, но не делай работу плохо. Честность высоко ценится в мире бизнеса. Если совершил ошибку, признайся, не крути. Клиент оценит твою открытость. Но больше ошибок старайся не делать! Буду признательна за дополнение этого перечня!

— Маркетинг юридических услуг весьма специфичен. Что бы Вы посоветовали предпринять для продвижения компании на «рынке юридических услуг»? — Думаю, что нижеприведенная совокупность всех приемов и мероприятий по продвижению фирмы даст оптимальный эффект. Написание статей сотрудниками фирмы, размещение их в юридических и деловых СМИ, дача комментариев по острым вопросам в различные СМИ обращают на себя внимание и заставляют присмотреться к этой юридической фирме. Издание профессиональных книг, журналов, сборников, соавторство с другими фирмами и организациями. Проведение юридической фирмой семинаров, конференций и круглых столов для клиентов, а также участие в конференциях, проводимых СМИ, общественными организациями. Семинары могут проводиться как в своем офисе, на площадке организаций, так и в офисе у клиентов. В ходе подготовки к семинарам, проводимым у клиента или совместно с клиентом, консультанты лучше узнают своего клиента, понимают его нужды и просто по-человечески сдруживаются. Кстати, подобное взаимодействие укладывается в схему «know your client». Проведение опроса удовлетворенности клиента очень полезно, если клиент готов ответить на вопросы письменно и правдиво. В ряде случаев личное общение руководителя фирмы продуктивнее и информативнее, чем заполненная по просьбе маркетолога фирмы анкета. Празднование годовщин создания фирмы также позволяет собрать своих клиентов и провести с ними вечер, познакомив их со всеми сотрудниками фирмы, а не только с той командой, которую он уже знает. Регулярные встречи с клиентом, понимание его забот и тревог. Знаю точно, что этот список не конечный, и была бы рада услышать от коллег другие идеи.

— В чем секрет особой успешности некоторых российских юридических компаний, на Ваш взгляд? — Мне кажется, если выполнять все вышеуказанные рекомендации, то фирма просто обречена на успех. Считаю, что успех приходит к трудолюбивым и любящим свою работу. Ведь если посмотреть на успешные юридические фирмы, то они похожи друг на друга, как счастливые семьи. Эти фирмы живут, именно живут, я не случайно употребила это слово, по похожим правилам. Прежде всего они очень ценят своих сотрудников. Юристы в этих компаниях понимают свои задачи и осознают свой вклад в развитие фирмы, который является и вкладом в их личностное развитие. Все вместе они представляют собой сплоченную команду, руководство такой фирмы поддерживает командный дух и стремится поощрить своих сотрудников. Есть множество способов мотивации — от выездов на природу до стажировок в головном офисе за границей. Руководство выражает признательность своим сотрудникам, а сотрудники, в свою очередь, гордятся своей фирмой и работают на повышение ее авторитета. К этому добавлю доверие между руководителем фирмы и сотрудниками, обе стороны полагаются друг на друга и знают, что ни при каких обстоятельствах руководитель не поведет себя некрасиво по отношению к ним. Эта взаимная вера помогает команде переживать непростые времена, которые случаются у всех. Доверие, как и репутация, — хрупкое понятие, с ним нужно быть очень осторожным. Из сказанного выше складывается корпоративная культура данной фирмы. В фирме должна царить деловая доброжелательная атмосфера. Можно много говорить о необходимости улучшения внутреннего климата, но если люди разделяют разные ценности, то у них не получится слаженной работы. Ценности фирмы должны разделяться ее сотрудниками, тогда она будет успешна. Работники фирмы, ценя отношение фирмы к себе, осознают свои обязательства по отношению к ней. Добросовестный работник никогда не подведет своего руководителя, ведь он уверен, что и руководитель поступит точно так же. У меня был случай, когда мой главный юрист в юридической фирме, которую я возглавляла, сообщил мне, что принял решение перейти руководителем юридической функции к нашему клиенту, при этом уведомил меня об этом за две недели. Понимая, что мне не найти ему замену за две недели, я договорилась с ним и нашим клиентом о том, что главный юрист перейдет к нему через два месяца. За это время главный юрист помог мне найти себе замену — опытного юриста, передал ему дела и перешел к клиенту. Нужно ли говорить, что мы дружим до сих пор — я, мой главный юрист и наш клиент! И наконец, настоящая юридическая фирма способствует повышению самооценки своего сотрудника. Приветствует его инициативы, дает право на ошибку, позволяет быть рискованным и любознательным. В результате она получает творческого, креативного, пытливого работника, который верит в себя, верит в фирму и настроен на успех. А сообщество успешных талантливых юристов, ведомых умным руководителем, и представляет собой успешную юридическую фирму!

— Есть ли перспективы для российских юридических компаний по развитию за пределами России? И если да, то в каких странах? — Полагаю, российские юридические фирмы имеют будущее вне России. Для начала им нужно охватить нашу необъятную страну, а затем уже думать о выходе за пределы России. Прежде всего это страны СНГ, в которых есть локальные фирмы, и российский клиент, приезжая в эти страны, обращается в эти фирмы за советом по законодательству этой страны. Законодательство стран СНГ выросло из Основ законодательства Союза ССР, и, несмотря на изменения последних лет, многие проблемы имеют схожие решения. К тому же в связи с созданием Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС все большее количество законодательных актов будет сближаться и взаимопроникновение правовых систем будет усиливаться. Недалек тот день, когда российские фирмы откроют свои отделения и за пределами СНГ.

— Управлять высокоинтеллектуальными сотрудниками весьма непросто. На каких принципах должен базироваться менеджмент юридической компании? — К уже упомянутым мною «секретам успеха» следует добавить заботу фирмы о построении карьеры и развитии ее сотрудников. С самого первого дня сотрудник должен знать, как фирма видит его развитие. Он рассматривает отношения с фирмой как партнерство и хочет быть уверен, что его упорный труд будет вознагражден. Заботливая фирма представляет сотруднику свое видение его развития, а тот старается оправдать ожидания фирмы и, в свою очередь, ожидает признания от фирмы. Если такого признания не наступает, то фирма теряет сотрудника. Это как качаться на качелях: вниз и вверх, и наоборот. Если баланс нарушен и тот, что внизу, не дает тому, что наверху, спуститься, то верхнему становится неуютно, он начинает ерзать, потом кричать, чтобы нижний дал ему возможность спуститься. Такова человеческая натура: не терпит насилия. Зато если сотрудник чувствует признание и развивается вместе с фирмой, например становится ее партнером, то это ли не лучший пример для новых сотрудников — видеть, как растут в коллективе, и понимать свои перспективы. Кстати, сотрудники всегда ценят, когда на более высокие позиции продвигаются собственные сотрудники, а не приводят «варягов». Считаю это правильной практикой. А если фирма не способна вырастить людей, то что-то в ней неладно. Считаю, что руководитель должен сделать все возможное для продвижения талантливых сотрудников. Если его возможности иссякли, а бывает и такое, лучше честно признаться в этом и помочь реализовать себя сотруднику в другом месте. Для меня высшей оценкой доверия сотрудника ко мне является то, что он приходит ко мне и спрашивает моего совета по поводу поступившего ему звонка от хедхантера. Мы всегда вместе разбираем такие ситуации и стараемся находить решение в интересах фирмы и сотрудника.

— На рынке труда найти профессионалов бывает сложно. Каким образом Вы посоветуете решать эту задачу? — Создавая Объединение Корпоративных Юристов в 2003 г., мы испытывали потребность узнать своих коллег, расширить круг контактов в различных индустриях, и сейчас у нас более 500 членов, представителей сотни российских и международных компаний, а в орбите ОКЮР более 2000 корпоративных юристов. Объединение тесно взаимодействует с юридическими фирмами, мы проводим совместные конференции, мастер-классы, на которых видим и слышим наших коллег из консалтинга, а они видят и слушают нас. Такое общение дает возможность оценить профессионализм обеих сторон. Как важно быть в гуще профессионального сообщества, видеть и знать звездных людей в нашем юридическом мире! Такая вовлеченность позволяет лучше понимать карьерные и личностные устремления наших коллег. Мне, например, неплохо известно, кто заскучал в своей нынешней роли, кому хочется новых вызовов, а кто не против сменить позицию внутреннего юриста на консультанта. В последнее время свершилось несколько интересных переходов из консалтинга в in house и наоборот. Помимо этих кадровых источников стоит обратить внимание на представителей государственных органов, где работает много способных людей. Неудивительно, что юридические фирмы внимательно наблюдают за ростом таких экспертов и с удовольствием приглашают их к себе на работу. Одним из преимуществ членства в ОКЮР является получение широкого взгляда на мир и возможность найти работу по душе.

— Вы являетесь президентом Объединения Корпоративных Юристов. Какие компании наиболее успешны по оказанию юридических услуг в области корпоративного права в России? — Хочу уточнить, что под словами «корпоративный юрист» в названии Объединения Корпоративных Юристов имеются в виду юристы внутренних юридических служб компаний или корпораций, а не только юристы, занимающиеся корпоративным правом. С удовольствием отвечу на Ваш вопрос и сообщу, что ОКЮР замечательно сотрудничает с лучшими юридическими фирмами, такими, как White&Case;, «Бейкер и Макензи», «Пепеляев Групп», «Гольцблат БЛП», «Саланс», «Фрешфилдс», «АЛРУД», «Линия права», «Юст», «Эрнст энд Янг», «ПрайсуотерхаусКуперс», «Хоган Лавеллз», «Монастырский», «Зюба», «Степанов и Партнеры».

— Расскажите, пожалуйста, чем занимается ОКЮР? Что посоветуете предпринять юристу, желающему поучаствовать в мероприятиях, ОКЮР организуемых? — Объединение Корпоративных Юристов на сегодняшний день является ведущим объединением юристов-профессионалов в России. Деятельность ОКЮР весьма разнообразна. Это проведение конференций, мастер-классов, семинаров для юристов компаний с привлечением ведущих экспертов; продвижение законодательных инициатив: предоставление площадки для выражения мнения юридического сообщества по наиболее актуальным вопросам законотворчества и правоприменения, взаимодействие с высшими органами государственной власти; предоставление возможностей для неформального общения: ежегодный Торжественный прием в честь Дня Конституции РФ, на который традиционно приглашаются вице-президенты, директора правовых департаментов крупных российских и зарубежных компаний, представители высших органов государственной власти, ведущие СМИ. В рамках Приема проводится ежегодная церемония награждения премией «Успех. Лучший корпоративный юрист года». Премия «Успех» учреждена в 2008 г. с целью укрепления престижа юридической профессии и освещения ее социальной значимости, а также с целью поощрения корпоративных юристов, ведущих активную просветительскую, научную, образовательную работу, участвующих в формировании правоприменительной практики, развитии профессии корпоративного юриста и активно участвующих в деятельности ОКЮР на благо его членов. Премия вручается корпоративным юристам, вне зависимости от их членства в ОКЮР, за достижение выдающихся результатов в соответствующих областях деятельности. В 2011 г. Торжественная церемония вручения состоится 8 декабря на Приеме, посвященном дню Конституции РФ. Местом проведения Приема станет настоящий дворец, блистательный Golden Palace, где проводился Прием в прошлом, 2010 г. и о котором была получена масса восторженных откликов. Хочется отметить, что правом представления номинантов обладают все члены ОКЮР, независимо от того, являются ли такие лица членами ОКЮР на основании индивидуального или корпоративного членства. Это делается для того, чтобы обеспечить прозрачность и компетентность Премии, а также учесть мнение всех членов ОКЮР. ОКЮР работает по направлениям формирования правоприменительной практики и совершенствования законодательства РФ в сфере гражданского, корпоративного, налогового, конкурентного права. В части гражданского законодательства в 2009 — 2011 гг. ОКЮР вместе с Минэкономразвития России организовал первое публичное обсуждение Концепции развития гражданского законодательства и проекта изменений Гражданского кодекса РФ. Помимо дискуссий в Минэкономразвития, ОКЮР участвовало в Первом Международном петербургском юридическом форуме, и круглый стол по проекту изменений ГК вызвал наибольший интерес и внимание участников. Предложения ОКЮР по приведению в соответствие гражданского законодательства интересам бизнеса частично учтены в последней редакции проекта изменений ГК РФ. ОКЮР также выявило ключевые проблемы регулирования интеллектуальной собственности в связи с предложенными поправками изменений части четвертой Гражданского кодекса РФ. Такие вопросы включают проблему увеличения гибкости в части распоряжения правами на интеллектуальную собственность: в настоящее время процесс сильно формализован, что не соответствует потребностям гражданского оборота и существу объекта; проблему изменения правового режима полезных моделей, поскольку в настоящее время полезные модели зачастую используются недобросовестными лицами для шантажа; необходимость разграничения права на интеллектуальную собственность с правом хозяйственного ведения и оперативного управления, чтобы облегчить возможность использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных с участием государства; следует отразить в Гражданском кодексе возможность использования результатов интеллектуальной деятельности в электронной форме и внести ясность в вопрос ответственности за их использование в информационно-коммуникационных сетях и, наконец, отказаться от излишних формальностей применительно к ноу-хау, в противном случае значительная часть коммерчески ценной информации не подпадает под режим ноу-хау. Хочу сказать и об инициативах ОКЮР по модернизации налогового законодательства. Нашими членами были обсуждены и сделаны предложения, которые сейчас рассматриваются Федеральной налоговой службой. Предложения нацелены на повышение открытости во взаимодействии налоговых органов и налогоплательщиков, на переход от конфронтации к сотрудничеству и касаются возможности внедрения в России отдельных элементов системы «горизонтального мониторинга», при которой в отношении добросовестных налогоплательщиков применяются меры предварительного и текущего контроля на основе анализа предоставляемой налогоплательщиком информации. Большое внимание мы уделяем доработке Третьего антимонопольного пакета, в марте 2011 г. ОКЮР была организована конференция, на которой члены Объединения и представители ФАС России обсудили положения пакета. По итогам обсуждения предложения членов ОКЮР были сведены в единую позицию и направлены в Федеральную антимонопольную службу. На данный момент частично они учтены в законопроектах, дискуссия перед вторым чтением в Госдуме продолжается. В развитие поднятой ОКЮР темы об издержках для бизнеса в связи с принятием нормативных актов мы начали работу с Минэкономразвития по оценке регулирующего воздействия нормативно-правовых актов. Члены ОКЮР хотят внести свой вклад в модернизацию экономического законодательства и повышение его эффективности, сотрудничая с государственными органами в области юридической и финансовой оценки регулирующего воздействия соответствующих законодательных и подзаконных актов, а также их проектов. Это взаимодействие происходит на основе Постановления Правительства от 29 июля 2011 г. N 633 «Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Помимо этих направлений ОКЮР занимается вопросами развития юридической профессии и формирования управленческих навыков корпоративных юристов. Ежегодно проводится конференция для руководителей юридических департаментов в рамках цикла «Юристы и бизнес». Темы других конференций всегда актуальны и привлекают много желающих поучаствовать в них. Кроме уже упомянутых обсуждений изменений в Гражданский кодекс РФ (конференции «Проект изменений положений Гражданского кодекса РФ о юридических лицах» и «Будет ли реализован модернизационный потенциал гражданского законодательства?», которые ОКЮР проводил совместно с Минэкономразвития России в феврале и августе 2011 г., и «Юристы о воздействии третьего антимонопольного пакета на правовые риски бизнеса» (при участии ФАС России)), в 2011 г. нами проводились конференции «Конституционное правосудие и бизнес. Юридические аспекты» (совместно с Конституционным Судом РФ); «Как поддержать инновационный проект? Правовые возможности для бизнеса» (совместно с фондом «Сколково»); «Таможенный союз: охрана интеллектуальной собственности» (совместно с ТПП РФ); тема управления юридическими рисками поднималась в сессии «Построение системы управления регуляторными рисками компании», организованной ОКЮР на «Юридическом форуме России» газеты «Ведомости» и на собственной конференции «Управление юридическими рисками компании vs рутина». Мы ежемесячно проводим рассылку анонсов мероприятий ОКЮР среди наших членов, информацию о них размещают наши информационные партнеры, и, конечно, анонсы и пострелизы проводимых ОКЮР и партнерами Объединения конференций мы размещаем на официальном сайте — www. rcca. com. ru. На сайте ОКЮР вы найдете также план мероприятий ОКЮР; новости ОКЮР и юридической жизни страны; наиболее интересные законопроекты; информацию о проводимых Объединением опросах. В настоящее время ОКЮР предоставляет и онлайн-площадку для обсуждения значимых для корпоративных юристов вопросов на форуме сайта. Чтобы зарегистрироваться на заинтересовавшее вас мероприятие или стать членом ОКЮР, вы можете подать заявку на электронный адрес руководителя по проектам Катерины Дедич Katerina. Dedich@rcca. com. ru и получить консультацию по интересующим вас вопросам деятельности Объединения. Мы любим наших членов, и к каждому у нас «свой» подход. Всегда отмечаем, когда видим интервью или статью «нашего» члена. За каждой компанией — членом ОКЮР стоят умные, пытливые, требовательные, энергичные лица корпоративных юристов. Мы заботимся о нашей смене, читаем лекции в МГИМО и МГЮА о введении в специальность и растим будущих корпоративных юристов. Ведь девиз ОКЮР: «Главное — двигаться вперед!»

— Благодарю.

Интервью брал А. Оводов

——————————————————————