Регулирование рынка труда: новые ориентиры и направления
(Скачкова Г. С.) («Трудовое право в России и за рубежом», 2012, N 1)
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА: НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ <*>
Г. С. СКАЧКОВА
——————————— <*> Skachkova G. S. Regulation of labor market: new landmarks and directions.
Скачкова Галина Семеновна, заведующая сектором трудового права и права социального обеспечения Института государства и права Российской академии наук, доктор юридических наук, профессор.
Настоящая статья посвящена региональным антикризисным программам содействия занятости в условиях инновационного развития экономики России.
Ключевые слова: занятость, антикризисные программы, рынок труда.
The present article is devoted to regional anti-crisis programs of support of employment in conditions of innovational development of economy of Russia.
Key words: employment, anti-crisis programs, labor market.
В условиях инновационного развития экономики меняются цели и задачи государственной политики Российского государства в области занятости и трудоустройства, направленной на содействие реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость <1>. ——————————— <1> См.: ст. 5 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ, с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915.
Одним из основных направлений такой политики явилось усиление роли и значения деятельности субъектов РФ в регулировании рынка труда путем передачи им значительной части федеральных полномочий в области занятости населения, с выделением субсидий из федерального бюджета на софинансирование региональных программ по снижению напряженности на рынке труда в соответствующем субъекте РФ <2>. При этом регионы в рамках таких программ вправе за счет средств собственных бюджетов осуществлять дополнительные меры в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, а также по социальной поддержке безработных граждан. ——————————— <2> См.: Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. N 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» (СЗ РФ. 2008. N 2. Ст. 266), которым утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию таких мероприятий.
Региональные программы занятости готовились как кратковременные, но кризис потребовал внести в них корректировки. Первоначально Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2009 г. N 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 гг. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» <3> (далее — Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2009 г. N 1011) предполагалось предоставление субсидий на реализацию соответствующих мероприятий по правилам, установленным на два года. ——————————— <3> СЗ РФ. 2009. N 51. Ст. 6316.
В числе таких мероприятий предусматривалось: а) опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников); б) опережающее профессиональное обучение штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизацией и (или) переходом организаций воздушного транспорта (гражданской авиации), осуществляющих перевозки, на современные воздушные суда; в) организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу; г) стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы; д) содействие трудоустройству инвалидов; е) содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан; ж) оказание адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, создаваемых в том числе в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов. Через год Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1143 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1011» <4> были изменены Правила предоставления таких субсидий в 2011 г. ——————————— <4> СЗ РФ. 2011. N 2. Ст. 334.
Реализация в 2011 г. дополнительных мероприятий ориентирована на посткризисное развитие экономики в части повышения качества и профессиональной мобильности рабочей силы, эффективного использования трудовых ресурсов в условиях перехода на инновационный путь развития. Также дополнительные мероприятия направлены на поддержание занятости населения монопрофильных населенных пунктов и поддержку предпринимательской инициативы безработных граждан. В Правилах 2011 г., по сравнению с Правилами 2010 г., содержится значительно больше позиций (13 против 7), по которым предусмотрено предоставление субъектам РФ субсидий из федерального бюджета. По отдельным позициям внесены некоторые коррективы. Так, если ранее упор делался на самую массовую меру поддержки — общественные временные работы, то сейчас, когда острой необходимости в этом уже нет, основной акцент переносится на другие меры поддержки занятости. В 2011 г. общественные работы остались практически только в монопрофильных населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке труда. На остальных территориях страны основное внимание уделяется переобучению людей, для того чтобы они могли работать на вновь создаваемых инновационных производствах и осваивать новые профессии на предприятиях, которые модернизируются, пройти профессиональную переподготовку и повышение квалификации. Несколько с иных позиций рассматриваются и вопросы трудоустройства безработных граждан. Рассмотрим несколько подробнее дополнительные мероприятия, включаемые в 2011 г. в региональные программы по снижению напряженности на рынке труда с учетом письма Минздравсоцразвития России от 30 декабря 2010 г. N 23-2/10/2-12736 по разработке и реализации региональных программ по снятию напряженности на рынке труда субъектов РФ на 2011 г. <5>. ——————————— <5> См.: письмо Минздравсоцразвития России от 30 декабря 2010 г. N 23-2/10/2-12736 «О разработке региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия по снятию напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации в 2011 году». URL: http://lawsforall. ru/index.
Опережающее профессиональное обучение и стажировка работников, находящихся под угрозой увольнения, а также работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами
В рамках данного мероприятия работники указанных организаций могут пройти опережающее профессиональное обучение, при необходимости с последующей стажировкой. Вместе с тем стажировка может быть организована как самостоятельный учебный процесс (курс) в целях освоения передового опыта, изучения организации и технологии производства, работ, приобретения практических навыков для выполнения обязанностей по занимаемой должности или профессии. Прохождение стажировки осуществляется по индивидуальным планам, разрабатываемым исходя из ее целей специалистами предприятия, организации или учебного заведения, где она проводится по согласованию с предприятием, направляющим работника на обучение. В число участников данного мероприятия могут быть включены работники организаций, вводящих режим неполной занятости и планирующих увольнение работников, а также работники производственных предприятий в случае предоставления данными предприятиями утвержденной программы модернизации производства или нормативного правового акта о включении данного предприятия в перечень инвестиционных проектов субъекта РФ. За счет средств субсидии предусматривается оплачивать стоимость опережающего профессионального обучения работников исходя из средней стоимости курса профессионального обучения, сложившейся в субъекте РФ в 2010 г. Указанная сумма при этом корректируется на: а) уровень инфляции, установленный в соответствии с законодательством РФ на 2011 г.; б) затраты работодателей на организацию стажировки (материально-технические расходы, доплаты за наставничество и т. п.) в размере не более 3 тыс. руб. в месяц на одного стажера. В целях обеспечения возможности участия в мероприятии по опережающему профессиональному обучению и стажировке работников, проживающих в населенных пунктах, находящихся на значительном удалении от образовательных учреждений (вне места постоянного проживания), за счет средств субсидии возможны дополнительные выплаты. Так, производится оплата стоимости проезда к месту учебы в другой местности и обратно, расходов за время следования к месту обучения и обратно, а также стоимости проживания в период обучения из расчета средней продолжительности курса обучения до трех месяцев. Для участия в мероприятии по опережающему профессиональному обучению находящихся под угрозой увольнения работников предприятий, расположенных в монопрофильных городах, градообразующих (системообразующих) предприятий возможна оплата стоимости ежедневного проезда к месту учебы в другой местности и обратно без начисления суточных и стоимости проживания (маятниковая миграция). Компенсация работодателю расходов на выплату стипендии обучающимся работникам и иных расходов, связанных с реализаций данного мероприятия, может осуществляться за счет средств субъекта РФ.
Опережающее профессиональное обучение и стажировка женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства
Опережающее профессиональное обучение женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, производится с перспективой их вывода с вредного производства. Для этого необходимо осуществлять обучение женщин в соответствии с планами работодателей по реорганизации производства (в части ликвидации или переоборудования рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда) и планами по переводу женщин на новые рабочие места или их высвобождению. Следует учитывать также потребность женщин в переобучении с целью самостоятельного трудоустройства на другие предприятия. В первом случае договор о реализации данного мероприятия заключается органами службы занятости с работодателем, во втором — с женщиной, работающей во вредных и тяжелых условиях труда.
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности
Участниками данного мероприятия могут быть женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, состоящие в трудовых отношениях и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, желающие вернуться на прежнее рабочее место или приступить к трудовой деятельности. В целях повышения эффективности реализации данного мероприятия в первоочередном порядке необходимо организовать профессиональное обучение (со сроком его завершения до конца апреля 2011 г.) женщин, состоящих в трудовых отношениях, которые планируют выйти на работу до 1 мая 2011 г.
Профессиональная переподготовка врачей в соответствии с программами модернизации здравоохранения субъектов РФ на 2011 — 2012 гг.
Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта РФ на реализацию дополнительного мероприятия по профессиональной переподготовке врачей, устанавливается в соответствии с программами модернизации здравоохранения субъектов РФ на 2011 — 2012 гг. <6>. ——————————— <6> См.: Примерная программа модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации на 2011 — 2012 годы. URL: http://www. saphia. ru/index.
Сюда включаются расходы на оплату стоимости указанного обучения, проезда к месту учебы в другую местность и обратно, проживания в период обучения, а также суточные расходы за время следования к месту обучения и обратно.
Организация общественных работ, временного трудоустройства работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, проживающих в монопрофильных населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке труда
Субъектам РФ при реализации данного мероприятия рекомендуется уделить особое внимание организации временной занятости для работников организаций, находящихся под угрозой увольнения и отбору организаций, участвующих в организации общественных и временных работ в монопрофильных населенных пунктах. В приоритетном порядке предлагается включать в перечни организации, которые до экономического кризиса были рентабельными, а в период кризиса испытали значительное падение производства (выручки) и вследствие этого вынуждены проводить оптимизацию численности с учетом реальных объемов производства. Вместе с тем в целях обеспечения гибкости при реализации дополнительных мероприятий региональной программы представляется целесообразным в разделах региональной программы, посвященных установлению механизма ее реализации, предусмотреть возможность делегировать полномочия по внесению изменений в перечни организаций — участников дополнительных мероприятий региональным антикризисным межведомственным рабочим группам (комиссиям, штабам), уполномоченным органам исполнительной власти субъектов РФ.
Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы
В рамках данного мероприятия работодателям возмещаются затраты на заработную плату исходя из МРОТ (минимального размера оплаты труда в месяц), увеличенного на районный коэффициент и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также затраты на доплаты работникам за наставничество выпускников. Наставнику может устанавливаться доплата в размере до половины МРОТ за каждого стажирующегося под его руководством выпускника. При оформлении наставничества в трудовой договор работника, который будет выступать в роли наставника, необходимо внести (с его согласия) изменения в части возложения на него дополнительных обязанностей и установления доплаты (надбавки) за наставничество. При этом средняя продолжительность стажировки выпускников составляет 6 месяцев. Выпускник образовательного учреждения, прошедший в 2010 г. стажировку в целях приобретения им опыта работы менее 6 месяцев, при необходимости может быть повторно направлен для участия в указанном мероприятии в 2011 г. Вместе с тем указанная мера не может носить постоянного характера, так как в противном случае встает вопрос об эффективности и качестве проведения стажировки выпускника в целях приобретения опыта работы. Если в Правилах 2010 г. речь шла о содействии трудоустройству только инвалидов, то в Правилах 2011 г. говорится о содействии трудоустройству более широкого круга лиц.
Содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей
В рамках данного мероприятия возмещаются затраты работодателя на оснащение специальных рабочих мест для инвалидов, а также создание рабочих мест, в том числе на дому, для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, и многодетных родителей в размере не более 50 тыс. руб. на одно постоянное рабочее место. Увеличение размера возмещения указанных затрат работодателя может быть осуществлено по решению субъекта РФ за счет средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных в размере 5% от общего объема средств финансирования региональной программы. Работодателю возмещаются затраты на оборудование специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов — рабочих мест, требующих дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов <7>. ——————————— <7> См.: ст. 22 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.
Оснащение специальных рабочих мест для инвалидов осуществляется с учетом профессии (специальности) инвалида, характера выполняемых работ, группы инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса. Возмещению подлежат затраты на приобретение, монтаж и установку специального оборудования, необходимого для дооснащения существующего или вновь созданного рабочего места, на которое трудоустроен незанятый инвалид по направлению органа службы занятости. За счет средств субсидии могут быть возмещены затраты работодателя на приобретение специальных аудиопрограмм для слабовидящих и слепых людей, с помощью которых инвалиды учатся набирать компьютерный текст, находить информацию в Интернете, осваивают электронную почту и даже записывают компакт-диски, специального программного обеспечения, позволяющего увеличивать информацию на экране компьютера, что решает проблемы работника. Для слабослышащего инвалида могут быть возмещены затраты работодателя на приобретение специального оборудования, усиливающего звук, а также другое вспомогательное оснащение. Проектирование и оснащение специальных рабочих мест для инвалидов осуществляются с учетом профессии и индивидуальной программы реабилитации инвалидов. Порядок предоставления средств на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения специального рабочего места для трудоустройства инвалида определяется нормативным правовым актом субъекта РФ. Технические приспособления, специальная мебель, а также средства для создания благоприятных климатических условий работы могут быть приобретены за счет средств субсидии, если такая возможность будет предусмотрена порядком финансирования, разработанным в субъекте РФ. В договоре с работодателем, получившим средства на оснащение рабочего места для трудоустройства инвалида, рекомендуется предусмотреть обязанность работодателя в случае увольнения инвалида, трудоустроенного на оснащенное рабочее место, известить об этом орган службы занятости и принять другого инвалида на освободившееся рабочее место. В рамках данного мероприятия рекомендуется направлять к работодателям в целях трудоустройства на оснащенное специальное рабочее место инвалидов, имеющих инвалидность вследствие нарушения слуха, зрения, опорно-двигательной системы. При этом в указанное мероприятие не рекомендуется включать организации, учрежденные общественными объединениями инвалидов. Возможно также предоставление субсидии работодателю на создание специального рабочего места в счет квоты, а также организация работодателем специального рабочего места для инвалида у него дома, если надомный труд используется в этой организации как форма хозяйствования. При этом оформление надомного труда осуществляется в соответствии со ст. ст. 310 — 312 главы 49 «Особенности регулирования труда надомников» Трудового кодекса РФ. В рамках региональной программы речь идет о создании для инвалидов постоянных рабочих мест: создание временных специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов за счет средств субсидии в рамках такой программы не предусматривается. При проведении дополнительных мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан и содействию трудоустройству инвалидов предусматриваются дополнительные выплаты. Такие выплаты может получить инвалид, открывший собственное дело и получивший выплату в размере 58800 руб., в случае создания специального рабочего места для инвалида и трудоустройства на него инвалида. Возмещение затрат работодателю предусмотрено за фактические расходы на оснащение рабочего места, на которое трудоустроен незанятый инвалид.
Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан
Размер выплаты безработному гражданину, открывшему собственное дело, составляет сумму двенадцатикратной максимальной величины пособия по безработице <8>, т. е. 58800 руб. За трудоустроенного по направлению органа службы занятости безработного гражданина на созданное дополнительное рабочее место осуществляется выплата в размере 58800 руб. ——————————— <8> Максимальная величина пособия по безработице на 2011 г. установлена в размере 4900 руб., минимальная — 850 руб.: см. Постановление Правительства РФ от 12 октября 2010 г. N 812 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2011 год» // СЗ РФ. 2010. N 42. Ст. 5383. Указанные суммы установлены и на 2012 г.: см. Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 888 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2012 год» // СЗ РФ. 2010. N 42. Ст. 5383.
Количество рабочих мест, которые планируется создать безработным гражданином, открывшим собственное дело, в том числе для трудоустройства безработных граждан, указывается в бизнес-плане. Указанные средства могут быть использованы на приобретение оборудования, основных средств, приобретение лицензий, оформление сертификатов, оплату аренды помещений, иные расходы, связанные с реализацией данного мероприятия. Выплата носит единовременный характер и связана с фактом принятия на постоянную работу безработного гражданина на основе трудового договора. При этом в договоре с гражданином из числа безработных, открывшим собственное дело в рамках региональных программ и получившим средства субсидии, рекомендуется предусматривать дополнительную обязанность индивидуального предпринимателя (юридического лица), крестьянско-фермерского хозяйства в случае увольнения работника, трудоустроенного на созданное рабочее место. Так, указанные выше лица обязаны известить об этом орган службы занятости и принять другого безработного гражданина на освободившееся рабочее место. В целях повышения эффективности работы по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства необходимо обеспечить координацию действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по реализации двух документов. Имеются в виду Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2009 г. N 1011 и Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2009 г. N 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» <9>. ——————————— <9> СЗ РФ. 2009. N 10. Ст. 1226.
Оказание адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, создаваемых в том числе в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных программ.
В рамках данного мероприятия осуществляется авансирование транспортных расходов по переезду в другую местность, выплачиваются суточные расходы за время следования к месту работы и обратно, расходы по найму жилого помещения за время пребывания в другой местности. При привлечении граждан на работу в соседних (приграничных) территориях без оказания услуги по проживанию предусматривается компенсация (на проезд), а также возможность заключения договоров с работодателями по использованию автобусов для доставки работников до места работы и обратно. Особое место в Правилах 2011 г. занимают вопросы снятия напряженности на рынке труда в субъектах РФ, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа (далее — СКФО).
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации в российских и зарубежных образовательных учреждениях работников организаций, осуществляющих деятельность в субъектах РФ, входящих в состав СКФО
В рамках мероприятия предусматривается осуществлять оплату стоимости курса обучения, частичную компенсацию расходов на заработную плату преподавателей (с учетом страховых взносов) в размере не более 20 МРОТ в месяц, проезд преподавателей и работников к месту обучения и обратно, оплату суточных за время обучения и нахождения в пути, оплату найма жилого помещения в размерах, предусмотренных при направлении в командировку работников бюджетных организаций <10>. ——————————— <10> См.: Постановление Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» // СЗ РФ. 2008. N 42. Ст. 4821.
Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта РФ, входящего в состав СКФО, на реализацию дополнительного мероприятия по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации в российских и зарубежных образовательных учреждениях работников организаций, осуществляющих деятельность в субъектах РФ, входящих в состав СКФО, включает расходы на оплату стоимости указанного обучения, заработную плату преподавателей, проезда обучающихся и преподавателей к месту учебы в другую местность и обратно, проживания в период обучения, а также суточные расходы за время следования к месту обучения и обратно.
Стажировка работников организаций, осуществляющих деятельность в субъектах РФ, входящих в состав СКФО, признанных в установленном порядке безработными граждан, проживающих в субъектах РФ, входящих в состав СКФО, в организациях, в том числе зарубежных, применяющих передовые технологии, с целью совершенствования профессиональных навыков
В рамках данного мероприятия предусматривается частичное возмещение работодателям организаций, осуществляющих деятельность в субъектах РФ, входящих в состав СКФО, затрат на оплату труда стажирующихся работников. Имеются в виду выплаты за наставничество (с учетом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и районного коэффициента), расходы на оплату проезда стажирующихся к месту стажировки в другую местность и обратно, проживания в период стажировки, а также суточные расходы за время следования к месту стажировки и обратно. Бюджету указанного выше субъекта РФ предоставляется субсидия на мероприятие по стажировке работников организаций, осуществляющих деятельность в данных субъектах РФ, признанных в установленном порядке безработными граждан, проживающих в субъектах РФ, входящих в состав СКФО, в организациях, в том числе зарубежных, применяющих передовые технологии, с целью совершенствования профессиональных навыков. Размер субсидии, предоставляемой субъекту РФ, включает в себя ряд выплат. Это частичное возмещение работодателю затрат на оплату труда стажирующихся участников мероприятия, выплаты за наставничество (с учетом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и районного коэффициента), расходы на оплату проезда стажирующихся к месту стажировки в другую местность и обратно, проживания в период стажировки, а также суточные расходы за время следования к месту стажировки и обратно.
Стимулирование работодателей, осуществляющих деятельность в субъектах РФ, не входящих в состав СКФО, к замещению свободных рабочих мест (вакантных должностей) признанными в установленном порядке безработными гражданами и гражданами, ищущими работу, проживающими в субъектах РФ, входящих в состав СКФО
Данное мероприятие ориентировано в основном на рабочих и специалистов, проживающих в республиках Северного Кавказа, желающих трудоустроиться в других субъектах РФ. Бюджету субъекта РФ, входящего в состав СКФО, на мероприятие по стимулированию работодателей, осуществляющих деятельность в субъектах РФ, не входящих в состав СКФО, к замещению свободных рабочих мест (вакантных должностей) признанными в установленном порядке безработными гражданами и гражданами, ищущими работу, проживающими в субъектах РФ, входящих в состав СКФО, предоставляется субсидия. Размер субсидии включает частичное возмещение работодателю затрат на выплату заработной платы, установленной указанным работникам. Предполагается осуществлять в течение 6 месяцев возмещение работодателю затрат на выплату заработной платы работникам из числа жителей республик Северного Кавказа из расчета не более МРОТ, увеличенного на сумму страховых взносов, и районный коэффициент при условии заключения трудового договора на срок не менее одного года. В целях повышения результативности и эффективности мероприятий для граждан, проживающих в СКФО, Минздравсоцразвития России рекомендует предусмотреть в региональных программах других субъектов РФ меры по обеспечению реализации мероприятий по профессиональному обучению, стажировке и трудоустройству граждан, обеспечив их синхронизацию с мероприятиями, предусмотренными в региональных программах субъектов РФ, входящих в состав СКФО. Мероприятия по снижению напряженности на рынке труда монопрофильных населенных пунктов предложено представить в отдельном разделе региональной программы. Также в данный раздел необходимо включить описание и прогноз ситуации на рынке труда моногородов и перспективы создания новых рабочих мест в данных населенных пунктах, в том числе в рамках реализации комплексных инвестиционных планов модернизации. Мероприятия по организации опережающего профессионального обучения и стажировки работников, а также организации общественных работ и временного трудоустройства работников, безработных граждан и граждан, ищущих работу, следует планировать в том числе во взаимоувязке с потребностью комплексных инвестиционных планов модернизации соответствующих моногородов. Одним из требований при рассмотрении региональных программ Межведомственной рабочей группой при Минздравсоцразвития России является наличие заключения региональной антикризисной комиссии (штаба) о целесообразности включения предприятий в региональную программу. В качестве заключения может быть представлена заверенная в установленном порядке копия протокола (выписки из протокола) заседания региональной антикризисной комиссии, рассматривающей вопросы повышения устойчивости развития экономики, о целесообразности включения предприятий в региональную программу. Предпринятые субъектами РФ антикризисные меры позволили не допустить угрожающих основам экономики негативных тенденций, улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить масштабы безработицы. По словам вице-премьера Правительства РФ А. Д. Жукова на совещании в начале марта 2011 г. по проблемам занятости, за 2009 — 2010 гг. собственное дело открыли 327 тыс. безработных граждан России, которые создали дополнительно 68 тыс. рабочих мест для трудоустройства других безработных, т. е. почти 400 тыс. человек нашли работу <11>. ——————————— <11> См.: К июлю 2011 г. планировалось разработать госпрограмму содействия занятости населения // Российская газета. 11.03.2011.
Однако, к сожалению, после семи месяцев снижения (с февраля по октябрь 2011 г. на 19% до 4615 млн. человек) общая безработица в России вернулась к росту. По сравнению с сентябрем 2011 г. в октябре численность безработных выросла в России на 4,1% (на 190000 человек) и достигла 4805 млн. человек <12>. ——————————— <12> Малыхин М. Российская безработица впервые в этом году вернулась к росту. URL: http:/ www. vedomosti. ru/ career/ career-labour/ news/ 1430043/ ossijskaya_bezrabotica_vpervye_v_etom_godu_vernulas_k_rostu.
В настоящее время идет разработка нового комплекса мероприятий на 2012 г., в котором с учетом сложившейся уже позитивной практики предполагается продолжить реализацию таких мероприятий, как: — программа по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места; — опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций, включая работников, находящихся под риском увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников); — стажировка выпускников учреждений профессионального образования, в том числе в других субъектах РФ; — официальное подтверждение соответствия профессиональных навыков, имеющихся у ищущих работу граждан, установленным квалификационным требованиям; — стимулирование работодателей, осуществляющих деятельность в субъектах РФ, не относящихся к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, к замещению свободных рабочих мест (вакантных должностей) признанными в установленном порядке безработными гражданами и гражданами, ищущими работу, проживающими в субъектах РФ с напряженной ситуацией на рынке труда; — объединение индивидуальных предпринимателей из числа безработных граждан, открывших собственное дело в рамках региональных программ по снижению напряженности на рынке труда, в юридические лица и стимулирование создания ими дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан; — иные дополнительные мероприятия в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ <13>. ——————————— <13> См.: 14 сентября 2011 г. состоялось расширенное заседание коллегии Роструда. URL: http://www. job. lenobl. ru/.
Среди других планов Правительства РФ по улучшению ситуации на рынке труда названо намерение перейти от механизма предоставления на обеспечение занятости в регионах субсидий к механизму субвенций. И если субсидии (от лат. subsidium — помощь, поддержка) предоставляются субъектам РФ за счет средств федерального бюджета в виде безвозмездной помощи, то субвенции (от лат. subvenire — приходить на помощь) должны будут подлежать возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные сроки. В настоящее время завершается подготовка Основных направлений действий на рынке труда Российской Федерации на 2011 — 2015 гг. <14>. ——————————— <14> URL: minzdravsoc. rudocs/doc…napravleniya…truda. doc
Проект данного документа приведен в соответствие с содержанием Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2011 — 2013 гг. <15>, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ (до 2020 г.) <16>, Федеральной целевой программой развития образования на 2011 — 2015 гг. <17>. ——————————— <15> Заключено 29 декабря 2010 г., протокол N 11 заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений) // Бюллетень трудового и социального законодательства. 2011. N 1. <16> См. распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года) // СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489. <17> См.: Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 — 2015 годы» // СЗ РФ. 2008. N 10. Ст. 1377.
Так, в проекте Основных направлений изложены действия, направленные на: — обновление рабочих мест и вывод из производства рабочих мест с плохими условиями труда, низкой производительностью труда и низкой заработной платой; — регулирование спроса и предложения рабочей силы, ее количества, качества с учетом потребности рынка труда; — институциональное развитие рынка труда, включая законодательство о труде, занятости и миграции, государственную службу занятости, частные агентства занятости, трудовые отношения, социальное партнерство. В целях повышения качества рабочей силы, формирования кадров для обеспечения инновационной экономики предусмотрено продолжить реформирование системы профессионального образования всех уровней, продолжить работу по корректировке объемов, профилей (направлений) и уровней подготовки рабочих кадров и специалистов для обеспечения модернизируемых и вновь создаваемых рабочих мест кадрами необходимой квалификации.
——————————————————————