Совершенствование правового регулирования труда инвалидов
(Жаворонков Р. Н.) («Законы России: опыт, анализ, практика», 2012, N 10)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ИНВАЛИДОВ
Р. Н. ЖАВОРОНКОВ
Жаворонков Роман Николаевич, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Московского городского психолого-педагогического университета.
В статье рассматриваются вопросы совершенствования правового регулирования труда инвалидов в Трудовом кодексе РФ. Анализируются положения Трудового кодекса РФ и ряда федеральных законов, касающиеся труда инвалидов. Рассматриваются положения, касающиеся защиты отдельных прав инвалидов в сфере труда в трудовых кодексах ряда стран СНГ. Делается вывод о том, что отсутствуют экономические препятствия для того, чтобы использовать положительный опыт стран СНГ по регулированию труда инвалидов и внести соответствующие изменения в ТК РФ.
Ключевые слова: инвалиды, труд инвалидов, Трудовой кодекс РФ, социальная защита инвалидов, трудовое законодательство стран СНГ.
Development of the people with disabilities labor legal regulation R. N. Zhavoronkov
Zhavoronkov Roman Nickolaevich, Ph. D. in law, leading researcher of the Moscow state university of psychology and education.
The article considers the development of the people with disabilities labor legal regulation at the Labor code of Russian Federation. It analyze the provisions of the Labor code and some federal laws concerning the people with disabilities labor. It also considers the provisions, concerning the protection of the some people with disabilities labor rights at some CIS Labor codes. There is a conclusion in the article that there are no economic obstacles for using the positive CIS experience and bringing appropriate changes in the Labor code of Russian Federation.
Key words: people with disabilities, people with disabilities labor, Labor code of RF, people with disabilities social protection, CIS labor legislation.
В России количество инвалидов ежегодно увеличивается на 8 — 9% <1>. В настоящее время в нашей стране проживают более 13 млн. инвалидов, что превышает 10% населения <2>. Из 4,4 млн. трудоспособных инвалидов официально трудоустроено 400 тыс. (10%), реально работают — не более 50 тыс. (1,1%) <3>. Необходимо отметить, что в развитых зарубежных странах процент работающих инвалидов значительно выше (например, в США — 29%, в Великобритании — 40%, в Китае — 80%) <4>. ——————————— <1> См.: Воронцова М. В., Коротенко Н. С., Морозова И. И. Механизмы реабилитации граждан с ограниченными возможностями (региональный опыт): Монография. Таганрог: Издатель А. Н. Ступин, 2011. С. 5. <2> Российский статистический ежегодник. 2011 // http:// www. gks. ru/ bgd/regl/ b11_13/ IssWWW. exe/ Stg/d2/08-35.htm (дата обращения — 13 июня 2012 г.). <3> См.: Фурсов С. А. Государственная политика Российской Федерации в области социальной интеграции инвалидов: политологический аспект: Автореф. дис. … канд. политолог. наук. М., 2011. С. 3. <4> См.: Белькова Н. М. Развитие трудовой занятости инвалидов в современных условиях России: Автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2012. С. 4.
В нашей стране количество работающих инвалидов упало с 25 — 28% в 1988 — 1989 г. до показателей настоящего времени <5>. На протяжении 13 лет (с 1994 по 2007 г.) наблюдалось увеличение той доли, которую составляли инвалиды от общего числа безработных, зарегистрированных в государственной службе занятости населения, с 1,5 до 8,6%. При этом удельный вес трудоустроенных инвалидов уменьшился с 69,2 до 34,3% <6>. ——————————— <5> См.: Россия: на пути к равным возможностям. М.: Офис Постоянного координатора ООН в РФ, 2009. С. 42. <6> См.: Карасаева Л. А. Научное основание и совершенствование организационно-методических, правовых и медико-социальных основ системы профессиональной реабилитации инвалидов в Российской Федерации: Автореф. дис. … докт. мед. наук. Санкт-Петербург, 2010. С. 19, 31.
Как указывает В. Н. Зязин, трудовая деятельность имеет для инвалидов двойственную социально-экономическую природу. Во-первых, она является базой для достижения инвалидами приемлемого уровня жизни, поскольку государственные выплаты не позволяют им полностью компенсировать свои потребности и активно участвовать в жизни общества. Во-вторых, это важный элемент интеграции инвалидов в общество, который позволяет преодолеть их сегрегацию. Благодаря трудоустройству инвалиды больше ощущают себя частью общества, а другие члены общества — осознают роль инвалидов <7>. ——————————— <7> См.: Зязин В. Н. Социально-экономическая политика обеспечения занятости инвалидов: Автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2011. С. 7 — 8.
Трудоустройство инвалидов выгодно государству, поскольку при эффективном трудоустройстве отчисления с заработной платы инвалидов могут компенсировать затраты государства на осуществление предусмотренных законодательством выплат инвалидам. Например, в 2011 г. с заработной платы в 20 000 руб. государству ежемесячно должно было поступать 6640 руб. (13% НДФЛ и 20,2% взносов во внебюджетные фонды). В том же году были предусмотрены расходы на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) в среднем на одного инвалида около 1549,55 руб. в месяц. Таким образом, при трудоустройстве хотя бы 20% от общего числа инвалидов и фонде получаемой ими зарплаты в среднем 20 000 руб. на каждого инвалида можно практически покрыть статью расходов государственного бюджета, направленную на выплату ЕДВ <8>. ——————————— <8> См.: Там же. С. 11.
На решение проблем трудоустройства инвалидов влияет политика государства в этой сфере, экономическая ситуация в стране, доступность для инвалидов качественного образования, эффективность работы государственных органов и организаций по трудоустройству инвалидов, отношение работодателей и общества в целом к инвалидам и другие факторы. При этом правовое регулирование труда данной категории населения играет одну из ключевых ролей в обеспечении занятости инвалидов и реализации их права на труд. Принятый в 2001 г. Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ) по сравнению с Кодексом законов о труде РФ (далее — КЗоТ РФ) в определенной степени изменил правовое регулирование особенностей труда инвалидов. Был отменен запрет устанавливать испытание при приеме на работу инвалидов Великой Отечественной войны, ранее предусмотренный ст. 21 КЗоТ. Также ТК РФ не содержит положения о том, что администрация обязана в случаях, предусмотренных законодательством, принимать инвалидов на работу в порядке трудоустройства. Ранее данная норма содержалась в ст. 157 КЗоТ РФ. На наш взгляд, несмотря на существование законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов, наличие подобной нормы в ТК РФ повысило бы правовые гарантии их трудоустройства. ТК РФ сохранил положение о том, что при равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе при сокращении численности или штата работников отдается инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (ст. 179 ТК РФ). Также сохранена (в несколько видоизмененном виде) норма о том, что работодатель обязан устанавливать инвалидам условия труда (включая продолжительность ежедневной работы) в соответствии с медицинским заключением, которое содержится в индивидуальной программе реабилитации (ст. 94, 224 ТК РФ). ТК РФ, так же как и КЗоТ РФ, допускает только при согласии инвалидов и отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья привлечение их к работе в ночное время (ст. 96 ТК РФ), к сверхурочной работе (ст. 99 ТК РФ), а также к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113 ТК РФ). При этом были усилены гарантии соблюдения этих норм. Так, для привлечения к работе в ночное время и к сверхурочной работе требуется письменное согласие инвалида. Также с правом отказаться от работы в ночное время инвалиды должны быть ознакомлены в письменной форме, а с правом отказаться от сверхурочной работы и работы в выходные дни — под роспись. ТК РФ была введена новая норма о том, что работодатель обязан на основе письменного заявления инвалида предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ). Ряд норм трудового права, устанавливающих особенности труда инвалидов, содержатся в других нормативных актах. Например, согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» <9> инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней, а также для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда (ст. 23). В том же Законе дается понятие специального рабочего места для трудоустройства инвалидов (ст. 22). ——————————— <9> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.
В соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» <10> инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы имеют право на использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время; получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней; преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы; первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации организации (п. 5, 7 ст. 14). ——————————— <10> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 21. Ст. 699.
Согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» <11> инвалиды войны имеют право на обучение по месту работы на курсах переподготовки и повышения квалификации за счет средств работодателя; использование ежегодного отпуска в удобное для них время; сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым они были прикреплены в период работы до выхода на пенсию. Также инвалидам войны I и II групп при недостаточности ежегодного и ежегодного дополнительного отпусков для лечения и проезда в санаторно-курортные организации и обратно разрешается выдавать листки временной нетрудоспособности на необходимое число дней и производить выплату пособий по государственному социальному страхованию, независимо от того, кем и за чей счет предоставлена путевка (пп. 11, 16, 17 п. 1 ст. 14). ——————————— <11> СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 168.
Анализ законодательства показывает, что нормы, устанавливающие льготное регулирование труда инвалидов, разбросаны по статьям ТК РФ, относящимся к разным главам, а также содержатся в других нормативных актах, что затрудняет их применение. Существует дублирование одних и тех же норм в нескольких нормативных актах. Например, нормы о праве инвалидов на предоставление неоплачиваемого отпуска содержатся в ТК РФ и в Федеральном законе «О ветеранах». В целом в регулировании особенностей труда инвалидов отсутствуют системный подход и какие-либо единые принципы. Непонятно, например, почему с правом отказаться от сверхурочной работы и работы в выходные дни инвалиды должны быть ознакомлены под роспись, а с правом отказаться от работы в ночное время они должны быть ознакомлены без удостоверения этого факта своей росписью? Почему инвалиды войны могут использовать ежегодный отпуск в удобное для них время, а инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы — нет? На наш взгляд, решением многих проблем правового регулирования особенностей труда инвалидов является введение в ТК РФ специальной главы, посвященной этим вопросам. На необходимость это сделать указывается в научных работах <12>. Подобная глава есть в ТК Белоруссии <13> (гл. 21), ТК Казахстана <14> (гл. 24), ТК Кыргызстана <15> (гл. 25), ТК Туркменистана <16> (гл. 4 разд. XIII). Ряд трудовых кодексов стран СНГ содержат специальную статью, посвященную инвалидам, — ТК Армении <17> (ст. 259), ТК Таджикистана <18> (ст. 152), КЗоТ Украины <19> (ст. 172). Подобная статья ранее содержалась в КЗоТ РФ (ст. 157). В настоящее время разд. XII ТК РФ содержит 19 глав, регулирующих особенности труда различных категорий работников. В этом разделе нет ни главы, ни даже отдельной статьи, специально посвященной труду инвалидов. Представляется, что необходимость обеспечения единообразия и системности правового регулирования труда инвалидов требует сведения всех правовых норм, касающихся данной темы, в отдельную главу. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Статья А. М Лушникова «Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда (доклад на Пятой Международной научно-практической конференции 27 — 30 мая 2009 г.)» включена в информационный банк согласно публикации — «Юридическое образование и наука», 2009, N 3. —————————————————————— <12> См., например: Лушников А. М. Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда // Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда и социального обеспечения: Материалы V Международной научно-практической конференции / Под ред. К. Н. Гусова. М.: Проспект, 2009. С. 10. <13> Трудовой кодекс Республики Беларусь 1999 г. <14> Трудовой кодекс Республики Казахстан 2007 г. <15> Трудовой кодекс Кыргызской Республики 2004 г. <16> Трудовой кодекс Туркменистана 2009 г. <17> Трудовой кодекс Республики Армения 2004 г. <18> Трудовой кодекс Республики Таджикистан 1997 г. <19> Кодекс законов о труде Украины 1971 г.
Необходимо также обратить внимание на то, что трудовые кодексы ряда стран СНГ устанавливают более высокий по сравнению с ТК РФ уровень защиты отдельных прав инвалидов в сфере труда. Согласно ст. 283 ТК Белоруссии и ст. 222 ТК Казахстана отказ в заключении трудового договора либо в продвижении по работе, увольнение по инициативе нанимателя, перевод инвалида на другую работу без его согласия по мотивам инвалидности не допускаются, за исключением случаев, когда в соответствии с медицинским заключением состояние его здоровья препятствует выполнению трудовых обязанностей либо угрожает его здоровью и безопасности труда. По сути, эта норма запрещает дискриминацию работника на основании инвалидности. В ст. 3 ТК РФ, касающейся запрещения дискриминации в сфере труда, инвалидность не названа среди оснований дискриминации. Только путем системного толкования можно прийти к выводу о том, что такое основание подразумевается под другими обстоятельствами, не связанными с деловыми качествами работника. Поэтому конкретизация норм, запрещающих дискриминацию в сфере труда на основании инвалидности, необходима. Запрет устанавливать испытание при приеме на работу любых инвалидов содержится в ТК Белоруссии (ст. 287), ТК Казахстана (ст. 36), ТК Кыргызстана (ст. 316), ТК Туркменистана (ст. 28), ТК Молдовы <20> (ст. 62). Согласно ст. 26 КЗоТ Украины испытание не устанавливается при направлении инвалидов на работу в соответствии с рекомендацией медико-социальной экспертизы. ——————————— <20> Трудовой кодекс Республики Молдова 2003 г.
Сокращенное рабочее время 30 часов в неделю без уменьшения оплаты труда устанавливают ТК Молдовы (ст. 96), ТК Таджикистана (ст. 152). Ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня инвалидам всех групп устанавливается ТК Азербайджана <21> (ст. 119), инвалидам I и II группы <22> — ТК Таджикистана (ст. 85). При этом ТК Азербайджана предусматривает предоставление инвалиду неоплачиваемого отпуска продолжительностью до 1 месяца в год (ст. 130), ТК Таджикистана — до 2 месяцев в год (ст. 99). На наш взгляд, наиболее оптимальным подходом является увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска для инвалидов при одновременном сокращении времени неоплачиваемого отпуска. Это позволит сбалансированно учесть интересы и работодателя, и инвалида. ——————————— <21> Трудовой кодекс Азербайджанской Республики 1999 г. <22> Продолжительность отпуска для инвалидов III группы — 35 календарных дней.
Право в первый год заключения трудового договора использовать ежегодный оплачиваемый отпуск ранее установленного для остальных работников срока всем инвалидам предоставлено ТК Азербайджана (ст. 131) и ТК Туркменистана (ст. 87), инвалидам I и II группы — ТК Узбекистана <23> (ст. 143). В соответствии с ТК Туркменистана (ст. 87), ТК Узбекистана (ст. 144), ТК Кыргызстана (ст. 134) ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться инвалидам в летнее или другое удобное для них время. ——————————— <23> Трудовой кодекс Республики Узбекистан 1995 г.
ТК Белоруссии (ст. 287), ТК Кыргызстана (ст. 318) устанавливают преимущественное право при равной производительности труда и квалификации на оставление на работе при сокращении численности или штата работников-инвалидов независимо от группы и причины инвалидности. ТК Туркменистана предусматривает это право в отношении инвалидов детства (ст. 50). Согласно ТК Белоруссии (ст. 287), ТК Кыргызстана (ст. 317) направление инвалидов в командировку возможно только с их согласия. Также в соответствии с ТК Белоруссии (ст. 288), ТК Кыргызстана (ст. 319) инвалиды, работавшие до ухода на пенсию у работодателя, сохраняют наравне с его работниками право на медицинское обслуживание, обеспечение жильем, путевками в оздоровительные и профилактические учреждения, а также на другие социальные услуги и гарантии, предусмотренные коллективными договорами, соглашениями. На наш взгляд, нет никаких препятствий для использования положительного опыта стран СНГ по регулированию труда инвалидов и внесения соответствующих изменений в ТК РФ. Разумное расширение трудовых льгот для инвалидов сделает труд для них более доступным и будет способствовать решению проблемы занятости инвалидов.
Библиографический список
1. Белькова Н. М. Развитие трудовой занятости инвалидов в современных условиях России: Автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2012. 2. Воронцова М. В., Коротенко Н. С., Морозова И. И. Механизмы реабилитации граждан с ограниченными возможностями (региональный опыт): Монография. Таганрог: Издатель А. Н. Ступин, 2011. 3. Зязин В. Н. Социально-экономическая политика обеспечения занятости инвалидов: Автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2011. 4. Карасаева Л. А. Научное основание и совершенствование организационно-методических, правовых и медико-социальных основ системы профессиональной реабилитации инвалидов в Российской Федерации: Автореф. дис. … докт. мед. наук. Санкт-Петербург, 2010. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Статья А. М Лушникова «Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда (доклад на Пятой Международной научно-практической конференции 27 — 30 мая 2009 г.)» включена в информационный банк согласно публикации — «Юридическое образование и наука», 2009, N 3. —————————————————————— 5. Лушников А. М. Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда // Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда и социального обеспечения: Материалы V Международной научно-практической конференции / Под ред. К. Н. Гусова. М.: Проспект, 2009. 6. Россия: на пути к равным возможностям. М.: Офис Постоянного координатора ООН в РФ, 2009. 7. Фурсов С. А. Государственная политика Российской Федерации в области социальной интеграции инвалидов: политологический аспект: Автореф. дис. … канд. политолог. наук. Москва, 2011.
——————————————————————