Совершенствование организационно-правовых мер по реабилитации инвалидов в учреждениях социальной защиты населения

(Чернова Г. И., Радуто В. И., Богданов Е. А.)

(«Социальное и пенсионное право», 2013, N 4)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ МЕР

ПО РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Г. И. ЧЕРНОВА, В. И. РАДУТО, Е. А. БОГДАНОВ

Чернова Галина Ивановна, главный научный сотрудник Отдела мониторинга соблюдения прав инвалидов, проблем организации медико-социальной экспертизы и реабилитации Института проблем медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Федерального государственного учреждения «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта», доктор медицинских наук, профессор.

Радуто Владимир Иванович, старший научный сотрудник Отдела мониторинга соблюдения прав инвалидов, проблем организации медико-социальной экспертизы и реабилитации Института проблем медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Федерального государственного учреждения «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта».

Богданов Евгений Андреевич, руководитель бюро N 7 Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Санкт-Петербургу».

В настоящей статье авторы обозначают совокупность организационных и правовых мер, необходимых для совершенствования реабилитации инвалидов в системе социальной защиты населения.

Ключевые слова: инвалид, социальная защита, социальная реабилитация, организационные и правовые меры, центры социальной реабилитации.

Improvement of organizational-law measures with regard to rehabilitation of invalids in the institutions of social protection of population

G. I. Chernova, V. I. Raduto, E. A. Bogdanov

In the real article authors designate totality of organizational and legal measures necessary for perfection of rehabilitation of invalids in the system of social defence of population.

Key words: invalid, social defence, social rehabilitation, organizational and legal measures, centers of social rehabilitation.

Актуальность вопросов реабилитации инвалидов в учреждениях социальной защиты населения в Российской Федерации обусловлена, с одной стороны, высоким уровнем первичной инвалидности, устойчивой тенденцией увеличения общей численности инвалидов, ростом показателей общей заболеваемости и смертности, с другой стороны — необходимостью проведения социальной политики, обеспечивающей высокий уровень социальной реабилитации данной категории граждан, их социальную адаптацию и интеграцию в семью и общество.

Несмотря на достигнутые в последние десятилетия определенные успехи, система реабилитации имеет достаточно выраженные противоречия, связанные, с одной стороны, с проблемами межведомственного взаимодействия учреждений медико-социальной экспертизы и организаций, осуществляющих реабилитацию инвалидов, и с другой — с несовершенством правовых, организационных и методических аспектов по реабилитации инвалидов в учреждениях социальной защиты населения [3].

Отсутствие единых научно-обоснованных правовых и организационных подходов к вопросам реабилитации инвалидов в учреждениях социальной защиты населения приводит к снижению эффективности федеральных, региональных и муниципальных программ, что требует решения вопроса о передаче полномочий и функций по социальной реабилитации инвалидов из нестационарных учреждений социального обслуживания в новый тип учреждений социальной защиты населения — центры (отделения, кабинеты) социальной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов) — с целью создания оптимальных условий по предоставлению реабилитационных услуг инвалидам в соответствии с индивидуальной программой реабилитации в этих учреждениях.

В связи с этим возникла необходимость в разработке системы организационно-правовых мер по реабилитации инвалидов в учреждениях социальной защиты населения для обеспечения их интеграции в общество путем устранения или возможно более полной компенсации всех видов ограничений жизнедеятельности, обусловленных внутренними и внешними факторами.

Результаты анализа состояния и деятельности учреждений социальной защиты населения по реабилитации инвалидов позволили прежде всего научно обосновать и разработать систему организационных мер по реабилитации инвалидов в учреждениях социальной защиты населения.

Система организационных мер по реабилитации инвалидов в учреждениях социальной защиты населения включает в себя следующие основные направления:

— совершенствование вопросов управления деятельностью по реабилитации инвалидов в стационарных и нестационарных учреждениях;

— создание центров (отделений, кабинетов) социальной реабилитации инвалидов в субъектах Российской Федерации как ведущих учреждений социальной защиты населения по социальной реабилитации инвалидов;

— совершенствование организационной деятельности структурных подразделений по социальной реабилитации инвалидов в стационарных учреждениях социальной защиты населения;

— совершенствование учетно-отчетной документации в центрах (отделениях, кабинетах) социальной реабилитации инвалидов и структурных подразделениях по социальной реабилитации инвалидов в стационарных учреждениях социальной защиты населения и в системе социальной защиты населения в целом;

— формирование национальных стандартов по социальной реабилитации инвалидов.

Анализ документов, устанавливающих правовой статус органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, показывает, что на региональном уровне не во всех субъектах Российской Федерации обозначены вопросы в области социальной реабилитации инвалидов, а в ряде регионов эти вопросы отсутствуют.

В органах социальной защиты населения в субъектах Российской Федерации необходимо создать штатное структурное подразделение по вопросам реабилитации инвалидов с выделением соответствующих полномочий, задач, функций.

Мероприятия по социальной реабилитации инвалидов в настоящее время проводятся в стационарных и нестационарных учреждениях социального обслуживания.

Маломощность, неукомплектованность, отсутствие необходимого реабилитационного оборудования, неэффективность и другие проблемы функционирования структурных подразделений по реабилитации инвалидов в нестационарных учреждениях социального обслуживания коренным образом умаляют значение мероприятий по комплексной реабилитации инвалидов.

Среди других организационных мер по совершенствованию социальной реабилитации инвалидов следует отметить следующие меры, которые требуют более детальной проработки:

— формирование минимально необходимого объема реабилитационных услуг, предоставляемых в центрах (отделениях, кабинетах) социальной реабилитации инвалидов, в т. ч. детей-инвалидов, в условиях регионального государственного и муниципального заданий;

— разработка нормативов организации и деятельности центров (отделений, кабинетов) социальной реабилитации инвалидов, в т. ч. детей-инвалидов.

Основанием разработки системы правовых мер по реабилитации инвалидов в учреждениях социальной защиты населения является обозначение путей совершенствования правового регулирования в рассматриваемой сфере деятельности. Совершенствование правового регулирования должно осуществляться как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Основными задачами в части разработки правовых мер следует считать:

— правовое сопровождение перераспределения функций по предоставлению реабилитационных услуг инвалидам в соответствии с индивидуальными программами реабилитации в системе социальной защиты населения субъекта Российской Федерации в пользу определенных организационно-правовых формирований — центров (отделений, кабинетов) социальной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов);

— разработку основ правового статуса центров (отделений, кабинетов) социальной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов).

Анализ состояния правового регулирования реабилитации инвалидов в системе социальной защиты населения позволяет выделить меры общего и специального правового характера.

Наличие различных систем, организационно-функциональные единицы которых осуществляют реабилитацию инвалидов, обусловливает необходимость правовой регламентации общих вопросов реабилитации инвалидов, без решения которых разработка системы мер по реабилитации инвалидов в различных системах будет носить менее эффективный характер.

Исходя из включения в организационно-функциональный аспект реабилитации инвалидов принципа системности, представляется целесообразным принятие на федеральном уровне:

— Положения о государственной системе реабилитации инвалидов в Российской Федерации;

— Примерного положения о педиатрической службе реабилитации инвалидов;

— Примерного положения о муниципальной системе реабилитации инвалидов [5].

Так как отношения в области реабилитации инвалидов носят межотраслевой, межведомственный характер, на региональном уровне целесообразно предусмотреть функционирование межведомственной комиссии в области реабилитации инвалидов.

Следует также подвергнуть правовой регламентации отношения в области взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и учреждений при осуществлении мероприятий по реабилитации инвалидов в субъекте Российской Федерации.

Необходимой составляющей обозначения специальных правовых мер по реабилитации инвалидов в учреждениях социальной защиты населения является определение минимума вносимых в нормативные правовые акты федерального и регионального уровней по вопросам социальной реабилитации инвалидов в учреждениях социальной защиты населения изменений.

Внесение изменений должно преследовать следующие цели:

— закрепление презумпции функционирования центров (отделений, кабинетов) социальной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов) в системе социальной защиты населения в нормативных правовых актах федерального и регионального уровня;

— исключение из функциональной направленности всех нестационарных учреждений социального обслуживания реабилитационных услуг для инвалидов и передача их в центры (отделения, кабинеты) социальной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов) [1, 2, 4, 6].

Основополагающим правовым актом, обозначающим направления правового регулирования в области социальной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов) на региональном уровне, может стать правовой акт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «О совершенствовании социальной реабилитации инвалидов». В указанном акте должны быть отражены:

— обязательность создания в системе социальной защиты населения субъектов Российской Федерации сети центров (отделений, кабинетов) социальной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов);

— сосредоточение в центрах (отделениях, кабинетах) социальной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов) функций по осуществлению мероприятий по социальной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов);

— обязательность упразднения отделений по реабилитации инвалидов в нестационарных учреждениях социального обслуживания;

— обязательность передачи функций упраздняемых структурных подразделений нестационарных учреждений социального обслуживания в области реабилитации центрам (отделениям, кабинетам) социальной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов);

— обязательность совершенствования деятельности структурных подразделений стационарных учреждений социального обслуживания в области реабилитации в соответствии с новой концепцией инвалидности.

Приложениями к правовому акту Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации могут стать типовые положения о центре (отделении, кабинете) социальной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов).

Кроме того, органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации рекомендуется разработать и утвердить государственные стандарты в области:

— оказания реабилитационных услуг инвалидам (детям-инвалидам) центрами (отделениями, кабинетами) социальной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов);

— установления объема реабилитационных услуг, предоставляемых инвалидам (детям-инвалидам) центрами (отделениями, кабинетами) социальной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов);

— установления качества услуги «предоставление реабилитационных услуг в центрах (отделениях, кабинетах) социальной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов)»;

— установления системы контроля качества предоставления реабилитационных услуг центрами (отделениями, кабинетами) социальной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов);

— утверждения нормативов обеспечения центрами (отделениями, кабинетами) социальной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов);

— утверждения требований к персоналу центров (отделений, кабинетов) социальной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов);

— обозначения специального технического реабилитационного оснащения центров (отделений, кабинетов) социальной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов).

Органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации предлагается также разработать и утвердить административные регламенты предоставления государственных услуг в области социальной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов).

Таким образом, осуществление обозначенных выше мер организационного и правового характера позволит создать организационный механизм социальной реабилитации инвалидов в системе социальной защиты населения в субъектах Российской Федерации и повысить эффективность реабилитации.

Список литературы

1. ГОСТ Р 52498-2005. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания.

2. Письмо Минтруда России от 5 января 2003 г. N 30-ГК «О Номенклатуре учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Пузин С. Н., Храпилина Л. П., Кудрявцев В. В. и др. Предоставление медицинской помощи и медико-социальных услуг инвалидам и лицам пожилого возраста в Российской Федерации: соврем. возможности и перспективы // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2012. N 1. С. 3 — 5.

4. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3198.

5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.

6. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4872.

——————————————————————