Налоговый пряник
(Иванова Е.)
(«ЭЖ-Юрист», 2008, N 5)
НАЛОГОВЫЙ ПРЯНИК
Е. ИВАНОВА
Елена Иванова, корреспондент «ЭЖ-Юрист».
Законопроект о внесении изменений в ст. 264 части второй Налогового кодекса РФ внес на днях в Госдуму Государственный Совет Республики Коми. Проект представляет собой очередную попытку заставить предпринимателей принимать на работу инвалидов.
Для стимулирования использования труда инвалидов и создания дополнительных рабочих мест предлагается установить для предприятий, учреждений, организаций определенные налоговые льготы, уменьшающие их доходы для целей налогообложения.
Стоит напомнить, что более трех лет назад после правки ряда законодательных актов утратила силу норма Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривающая ежемесячное внесение работодателями в бюджеты субъектов Федерации обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. После чего число случаев невыполнения работодателями этой квоты стало расти. В результате, как отмечают эксперты, произошло существенное ограничение прав инвалидов в области обеспечения их занятости и реализации права на труд.
Впрочем, репрессивная ответственность работодателей за отказ в «квотном» приеме на работу инвалидов сейчас предусмотрена в КоАП РФ. Однако, считают законодатели, нужен не только кнут, но и пряник — меры стимулирующего характера для организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности. Именно для них новым законопроектом предлагается установить налоговые льготы. В частности, среди расходов, уменьшающих полученные налогоплательщиком-организацией доходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, предусмотреть расходы, произведенные налогоплательщиком-организацией, в виде средств, направленных на создание дополнительных (в том числе специальных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
По оценкам авторов, в случае принятия проекта закона максимально возможная сумма недополученного в бюджеты всех уровней налога на прибыль будет несущественной (правда, при условии создания одного дополнительного рабочего места каждой организацией). Период окупаемости вносимых изменений в часть вторую НК РФ составит всего два года.
——————————————————————