Работа медицинских работников за пределами установленной продолжительности рабочего времени
(Иванова Н. А.) («Трудовое право», 2006, N 2)
РАБОТА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ЗА ПРЕДЕЛАМИ УСТАНОВЛЕННОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
Н. А. ИВАНОВА
Н. А. Иванова, главный специалист — юрист отдела кадровой и правовой работы Министерства здравоохранения Омской области.
Исключительная социальная значимость деятельности по охране здоровья населения обусловливает необходимость обеспечения непрерывного режима работы лечебно-профилактических учреждений. Данное обстоятельство предопределяет особенности труда медицинских работников, в том числе за пределами установленной для данной категории работников сокращенной продолжительности рабочего времени.
В соответствии со статьей 97 Трудового кодекса Российской Федерации к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени отнесены сверхурочные работы и совместительство. При этом выделение указанных видов работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени производится в зависимости от того, по чьей инициативе выполняются указанные работы. Так, согласно статье 99 Трудового кодекса Российской Федерации, сверхурочная работа — это работа, производимая работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а также работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Из положений указанной статьи следует, что Законом предусмотрен достаточно сложный порядок привлечения работника к сверхурочной работе. Законодатель в указанном случае исходит из требований пункта 2 статьи 37 Конституции Российской Федерации, запрещающей принудительный труд. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что специфика медицинской деятельности обусловливает особый характер сверхурочных работ медицинских работников. Ввиду чего привлечение медицинских работников с их письменного согласия к выполнению сверхурочных работ только в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации, не позволяет учесть особого характера медицинской деятельности. Сверхурочные работы в сфере здравоохранения связаны с особыми обстоятельствами. Например, вызов медицинского работника на работу после окончания его рабочего дня или рабочей смены для оказания неотложной помощи больному. Названный случай можно отнести к категории «других случаев» привлечения к сверхурочной работе, предусмотренных частью 3 указанной статьи, при которых помимо согласия работника требуется учет мнения представительного органа работников. Вместе с тем при указанном характере срочного вызова для своевременного принятия решения о привлечении медицинского работника к сверхурочной работе невозможно соблюсти предусмотренный законодательством порядок учета мнения представительного органа работников организации. Пунктом 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено ограничение прав и свобод человека и гражданина Федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц. С учетом положений указанной статьи в отдельных законодательно закрепленных случаях необходимо ограничить право медицинских работников на отказ от выполнения сверхурочных работ. Возможным выходом также является заключение соглашения между работодателем и медицинскими работниками учреждения здравоохранения о выполнении сверхурочных работ в подобных случаях без получения предварительного согласования с выборным представительным органом. В целях достижения согласия по указанному вопросу стороны могут предусматривать дополнительные компенсации за выполнение сверхурочных работ, например установление повышенной оплаты труда. Вторым видом работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени является совместительство — выполнение работником другой регулярно оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время в той же организации по иной профессии, специальности или должности в порядке внутреннего совместительства либо в иной организации на условиях внешнего совместительства, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации или иными Федеральными законами. Законом установлен ряд ограничений на работу по совместительству, обусловленных различными обстоятельствами. Так, внутреннее совместительство не разрешается в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, не допускается работа по совместительству на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями. Предусмотрено также ограничение в части продолжительности работы по совместительству и др. Установив указанные ограничения, законодатель предусмотрел, что особенности работы по совместительству для отдельных категорий работников, в том числе медицинских, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (пункт 5 статьи 282 Трудового кодекса Российской Федерации). Кроме того, пунктом 2 статьи 350 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены специальные правила в отношении работы по совместительству медицинских работников организаций здравоохранения, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа, которым продолжительность работы по совместительству может увеличиваться по сравнению с общеустановленной по решению Правительства Российской Федерации, принятому с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и объединения работодателей. Однако, если в отношении медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа, в развитие положений указанной статьи Трудового кодекса Российской Федерации было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2002 г. N 813, согласно которому продолжительность рабочего времени по совместительству указанной категории медицинских работников установлена не более 8 часов в день и 39 часов в неделю, то в отношении медицинских работников, проживающих и работающих в иных населенных пунктах, соответствующий правовой акт был принят лишь в июне 2004 г. <*>. ——————————— <*> Постановление Министерства труда Российской Федерации от 30 июня 2003 г. «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» // Российская газета. 2003. 16 августа. N 162.
Негативное значение нововведений Трудового кодекса Российской Федерации, установившего указанные ранее ограничения в отношении работы по совместительству, заключалось в следующем. Учреждения здравоохранения, как правило, имеют непрерывный режим работы. Обеспечение круглосуточной работы лечебно-профилактического учреждения достигается путем установления обязанности медицинских работников по выполнению работы в вечернее или ночное время, а также в выходные дни в пределах месячной нормы рабочего времени или с согласия медицинских работников сверх нее на основании трудового договора о работе по совместительству. В последнем случае обеспечение непрерывной работы учреждения достигается путем введения в штатное расписание должностей медицинского персонала для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи в вечернее или ночное время, а также в выходные и праздничные дни, либо путем выделения специального фонда для оплаты указанной работы без занятия штатной должности. При этом в каждом из указанных случаев медицинские работники, как правило, выполняют работу по той же специальности, профессии или должности, тем самым нарушая установленный в статье 98 Трудового кодекса Российской Федерации запрет на работу на указанных условиях в порядке внутреннего совместительства. Кроме того, в отношении большинства должностей и (или) специальностей медицинских работников Законами и подзаконными нормативно-правовыми актами предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени в связи с вредными и (или) опасными условиями труда. Таким образом, выполнение указанной работы на условиях совместительства противоречило требованиям трудового законодательства. Привлечение к выполнению данной работы как к сверхурочной также создавало определенные трудности, обусловленные законодательно закрепленными случаями, порядком привлечения к сверхурочным работам и их продолжительностью. Прием для выполнения указанной работы внешних совместителей позволил бы исключить ограничение в отношении работы по той же профессии, специальности или должности, но вместе с тем для данных медицинских работников выполняемая работа в большинстве случаев являлась работой с вредными условиями труда, аналогичными условиям труда по основному месту работу. В указанной ситуации сложилась практика привлечения медицинских работников по их инициативе к выполнению работы сверх месячной нормы рабочего времени в вечернее или ночное время, в выходные и праздничные дни при наличии в штатном расписании должностей медицинского персонала для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи без оформления трудового договора о работе по совместительству. Дополнительная работа в данных случаях выполнялась на основании пункта 3 Постановления Совмина РСФСР от 17 января 1991 г. N 27 «О мерах по реализации предложений Комитета Верховного Совета РСФСР по охране здоровья, социальному обеспечению и физической культуре ЦК профсоюза работников здравоохранения РСФСР по улучшению социально-экономического положения в системе здравоохранения Российской Федерации» (далее — Постановление). В соответствии с указанным Постановлением для медицинских работников учреждений здравоохранения не считается совместительством и оплачивается за фактически отработанные часы выполнение различных видов работ в одном учреждении здравоохранения за пределами установленной продолжительности рабочего времени. По моему мнению, помимо того что в Постановлении не определено понятие «различных видов работ», применение указанного правового акта противоречит действующему трудовому законодательству. Речь идет прежде всего о том, что Трудовой кодекс определил только два вида работ за пределами установленной продолжительности рабочего времени. Кроме того, в соответствии со статьей 282 Трудового кодекса Российской Федерации совместительство — выполнение работником другой регулярно оплачиваемой РАБОТЫ (выделено мной — Н. И.). На мой взгляд, из смысла данного словосочетания следует, что трудовые функции могут быть идентичными, а основной противоположностью «другой работе» является «основная работа», а не основная трудовая функция. В этом смысле положения указанной статьи вступают в некоторое противоречие со статьей 98 Трудового кодекса Российской Федерации. Вместе с тем в данном случае целесообразно исходить из приоритета интересов медицинских работников, например в части справедливой оплаты за указанный труд. В частности, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 213 «О надбавках за продолжительность непрерывной работы медицинским работникам, занимающим по совместительству штатные должности в организациях здравоохранения и социальной защиты населения» надбавка за стаж непрерывной работы в учреждении здравоохранения выплачивается медицинским работникам только по основному месту работы, а также за работу по совместительству. Ввиду чего за время выполнения дополнительной работы на основании пункта 3 Постановления надбавка за стаж непрерывной работы в учреждении здравоохранения медицинским работникам не выплачивается, что нарушает право медицинских работников на оплату указанного труда на равных условиях, как равноценного работе в порядке совместительства. Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 г. N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских и фармацевтических работников и работников культуры» (далее — Постановление) были закреплены особенности работы по совместительству для отдельных категорий работников, в том числе медицинских. В частности, согласно Постановлению, указанные категории работников вправе осуществлять работу по совместительству по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены санитарно-гигиенические ограничения). Кроме того, Постановлением установлена еще одна существенная особенность работы по совместительству медицинских работников — продолжительность данного вида работы. Так, в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 Постановления продолжительность работы по совместительству медицинских работников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем и не может превышать: 1) половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели; 2) для медицинских работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, — 16 часов работы в неделю; 3) для младшего медицинского персонала — месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели; 4) для врачей и среднего медицинского персонала городов, районов и иных муниципальных образований, где имеется их недостаток, — месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели. При этом продолжительность работы по совместительству по конкретным должностям в учреждениях и иных организациях федерального подчинения, а также находящихся в ведении субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, устанавливается в порядке, определяемом федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Вместе с тем порядок уже определен указанным пунктом. Из систематического толкования первого абзаца и первого предложения четвертого абзаца подпункта «б» пункта 1 Постановления следует, что конкретная продолжительность работы по совместительству устанавливается ПО СОГЛАШЕНИЮ МЕЖДУ РАБОТОДАТЕЛЕМ И МЕДИЦИНСКИМ РАБОТНИКОМ, ОТНОСЯЩИМСЯ К УКАЗАННОЙ КАТЕГОРИИ, В ПРЕДЕЛАХ МЕСЯЧНОЙ НОРМЫ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ, ИСЧИСЛЕННОЙ ИЗ УСТАНОВЛЕННОЙ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕЙ НЕДЕЛИ ПО СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ДОЛЖНОСТИ И (ИЛИ) СПЕЦИАЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА (выделено мной — Н. И.). В данном случае, на мой взгляд, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления могут определить лишь конкретные должности врачей и среднего медицинского персонала, при неукомплектованности которых может быть достигнуто соответствующее соглашение между работником и работодателем. В заключение необходимо отметить, что к работе медицинских работников за пределами установленной продолжительности рабочего времени часто применяют термин «дежурство». Вместе с тем указанный термин может употребляется, как правило, в трех смыслах: 1) выполнение обязанностей в рамках профессии, квалификации при сменной работе; 2) выполнение обязанностей, не входящих в круг обычных трудовых обязанностей работника; 3) пребывание работника в состоянии готовности выполнять трудовые обязанности по требованию работодателя. В первом значении дежурством для медицинских работников является работа в смену для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи, приходящаяся на вечернее или ночное время, выходные и праздничные дни. Указанные дежурства могут предусматриваться в пределах баланса рабочего времени соответствующих работников за учетный период по основной должности, и в этом случае их несение является обязанностью медицинского работника. Когда же они устанавливаются сверх месячной нормы рабочего времени, привлечение к их выполнению может производиться только с согласия работника на условиях совместительства или как сверхурочная работа. В том случае, если работник по распоряжению работодателя находится в учреждении для немедленного разрешения возникающих неотложных вопросов в целях обеспечения непрерывного процесса оказания медицинской помощи, не входящих в круг основных обязанностей, речь идет о дежурствах во втором смысле. Ранее они подробно регламентировались подзаконными нормативными актами. В настоящее время Трудовой кодекс Российской Федерации о них не упоминает. С учетом чего можно сделать вывод о необходимости соглашения сторон в качестве основания привлечения к дежурству данного вида сверх месячной нормы рабочего времени либо включения планируемого времени дежурства в норму рабочего времени медицинского работника за учетный период. При ином подходе дежурство должно расцениваться как сверхурочная работа. В третьем значении дежурством для медицинских работников является работа с «правом сна» на дому в пределах нормы рабочего времени соответствующих работников за учетный период по основной должности, а также должности, замещаемой по совместительству. В соответствии с пунктом 7.1 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 октября 1999 г. N 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» (далее — Приказ) в отдельных случаях указанные дежурства могут вводиться с согласия работника за пределами нормы рабочего времени как по основной, так и по совмещаемой должности. При этом указанные дежурства не рассматриваются как сверхурочная работа. На мой взгляд, указанные положения Приказа противоречат статье 97 Трудового кодекса Российской Федерации. Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что установленные для медицинских работников исключения из общих правил в отношении работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени, в частности на условиях совместительства, обусловлены двумя факторами. Во-первых, исключительной социальной значимостью деятельности по охране здоровья населения. Во-вторых, необходимостью повышения уровня дохода указанной категории работников бюджетной сферы, поскольку в современных условиях целью работы по совместительству для медицинских работников является не трата потенциального времени отдыха, а получение дополнительного дохода для обеспечения достойного уровня жизни работника и членов его семьи.
——————————————————————