Приказ против Кодекса
(Котова А.)
(«ЭЖ-Юрист», 2006, N 22)
ПРИКАЗ ПРОТИВ КОДЕКСА
А. КОТОВА
Анна Котова, юрист ООО «Сутяжник».
Практика массового нарушения трудовых прав работников, к сожалению, весьма распространена. Однако если противоправные действия работодателей, действующих явно вразрез с нормами законодательства, имеют все шансы быть оспоренными в суде, то случаи, когда само государство в лице органов исполнительной власти издает противоречащие Кодексу подзаконные акты, куда более опасны для работников.
В государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения медики вынуждены работать сверхурочно, то есть за пределами установленной нормальной продолжительности рабочего времени, особенно в сезон отпусков.
Например, по распоряжению администрации больницы Фролова Л. Г., медсестра процедурного кабинета, в течение трех месяцев помимо своей основной работы выполняла обязанности отсутствующей палатной (дежурной) медицинской сестры без назначения на замещаемую штатную должность, перерабатывая установленную графиком рабочего времени норму часов — то есть работала сверхурочно. Но, работая за двоих, ежедневно задерживаясь после окончания рабочего дня (смены) для выполнения возложенных дополнительных обязанностей, медсестра не получала должной оплаты в повышенном размере за каждый час переработки рабочего времени, как того требует Трудовой кодекс РФ. Зарплата начислялась ей соразмерно отработанному времени из расчета должностного оклада.
Фролова Л. Г. обратилась в суд, будучи убеждена, что ей неверно начисляется вознаграждение за труд сверх установленного рабочего времени. Однако, вопреки положениям Трудового кодекса, суд признал действия администрации больницы правомерными, сославшись в обоснование правильности оплаты труда на абзац 3 пункта 2.6 Положения об оплате труда работников здравоохранения РФ, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.99 г. N 377.
В данном Приказе Минздрава РФ указано, что «оплата труда работников по совместительству, по замещаемым должностям… производится пропорционально отработанному времени, исходя из должностного оклада». Спору нет, если бы не один нюанс — «за работу без занятия штатной должности». Таким образом, Министерство здравоохранения РФ установило исключение из правил, когда медработник, работая по совместительству, замещая отсутствующего коллегу, соответствующую должность не занимает, что по сути является сверхурочной работой. Фактически работа, выполняемая сверхурочно (выполнение трудовых обязанностей за пределами установленной продолжительности рабочего времени), подменяется работой по совместительству, по замещаемым должностям с одной лишь оговоркой: без занятия штатной должности.
При этом, во-первых, медицинские работники лишены права на получение доплаты за сверхурочную работу. Во-вторых, по инициативе работодателя привлекаются к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени сверх допустимой нормы сверхурочных часов: не более «четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год». В-третьих, на такую «скрытую» сверхурочную работу нет надобности получать согласие ни медицинского работника, ни профсоюза — достаточно приказа руководства учреждения здравоохранения.
Таким образом, государство в лице Министерства здравоохранения РФ, издав неправовой акт, подменив законодателя, с одной стороны, предоставило администрациям государственных (муниципальных) медицинских учреждений в обход норм Трудового кодекса РФ возможность привлекать медиков к работе после окончания рабочего дня (смены) без каких-либо ограничений и гарантий, предусмотренных при выполнении сверхурочных работ. С другой стороны, выгодно экономит бюджетные средства (ассигнования) на финансирование учреждений здравоохранения, в частности на заработную плату, доплаты, надбавки, другие выплаты медицинским работникам. И калькулятора не нужно, чтобы рассчитать существенную разницу в оплате труда двух штатных работников или одного сотрудника, выполняющего трудовую функцию двух работников (по занимаемой должности и за отсутствующего коллегу по основному месту работы) без соответствующей оплаты сверхурочных.
Совместительство и сверхурочные
В вышеприведенном примере медсестра Фролова Л. Г. выполняла помимо своих должностных обязанностей дополнительную работу по распоряжению администрации, не занимая иной штатной должности, так как работать было некому. Фактически же такая дополнительная работа (без занятия штатной должности) не является ни совместительством, ни замещением временно отсутствующего работника. Трудовой кодекс РФ установил дифференциацию работ за пределами рабочего времени: по инициативе работодателя (сверхурочные работы, которые оплачиваются в повышенном размере) и по инициативе работника (совместительство, которое оплачивается за фактически отработанное время). Совместительство, то есть работа по другому трудовому договору по иной профессии, специальности или должности, в соответствии со статьей 98 Трудового кодекса РФ допускается по инициативе работника. Но в рассматриваемом случае инициатива исходит исключительно от работодателя (приказ администрации медицинского учреждения), а не от медицинского работника.
Следовательно, совместительством в понимании трудового законодательства это назвать нельзя. Согласно статье 59 Трудового кодекса РФ с лицами, временно замещающими отсутствующего работника, или по совместительству заключается срочный трудовой договор на выполнение дополнительных трудовых обязанностей. Положение Министерства здравоохранения РФ, определяющее оплату труда медицинских работников при совместительстве, замещении должностей, содержит условие — «без занятия штатной должности», следовательно, без заключения дополнительного трудового договора. Кроме того, предполагается, что такая работа осуществляется в рамках одного и того же рабочего времени (рабочего дня), а не после его окончания. Следовательно, работа в рассматриваемом выше случае замещением временно отсутствующего работника также не является.
Таким образом, при отсутствии инициативы работника, по одностороннему распоряжению работодателя, без заключения еще одного трудового договора выполнение трудовой функции временно отсутствующего работника без занятия замещаемой штатной должности за пределами нормальной продолжительности рабочего времени (дня, смены) является сверхурочной работой (ст. 99 Трудового кодекса РФ).
Тем не менее работа медиков за пределами нормальной продолжительности рабочего времени оплачивается не в соответствии со статьей 152 Трудового кодекса РФ — «за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере», а исходя из фактического объема выполненных трудовых обязанностей (как своих основных, так и дополнительных) на условиях, предусмотренных Положением Минздрава РФ об оплате труда работников здравоохранения РФ, которое, как ни странно, вообще не предусматривает условий оплаты сверхурочных.
В результате медики, выполняющие дополнительную работу по инициативе администрации учреждения здравоохранения, поставлены в неравное правовое положение в части порядка оплаты сверхурочных работ по сравнению с работниками иных сфер трудовой деятельности, на которых напрямую распространяются нормы Трудового кодекса РФ. Учитывая тот факт, что принят данный нормативный акт был до введения в действие Трудового кодекса РФ, на практике возникают обоснованные претензии работников о несоответствии его отдельных положений нормам действующего трудового законодательства. Положение об оплате труда работников здравоохранения РФ, утвержденное Приказом Министерства здравоохранения РФ, являясь подзаконным нормативно-правовым актом в иерархической системе нормативных актов, не может противоречить положениям Трудового кодекса РФ, тем более Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется равенство прав, в том числе трудовых. Поэтому рассматриваемое Положение должно быть признано не соответствующим действующему трудовому законодательству и подлежит отмене.
——————————————————————