Доклад в Государственной Думе

(Чекалин А. А.) («Миграционное право», 2006, N 1)

«ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЧАС» В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ (15 МАРТА 2006 ГОДА) ПО ТЕМЕ «ОБ ОСНОВНЫХ ПРИОРИТЕТАХ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О МЕРАХ, ПРИНИМАЕМЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЭТОЙ СФЕРЕ»

ДОКЛАД

А. А. ЧЕКАЛИН

Чекалин Александр Алексеевич, первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации, генерал-полковник милиции.

Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Правительство Российской Федерации приоритетом в области миграции определило усиление влияния миграционной политики на социально-экономические и демографические преобразования в России. Дополнительные меры для создания цивилизованных миграционных отношений и противодействия нелегальной миграции определены в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 годы), утвержденной Правительством 19 января этого года. Законодательное упрощение процедуры приема в российское гражданство позволило увеличить в прошлом году этот важный для России показатель с трехсот пятидесяти тысяч до полумиллиона человек. Устойчиво снижается доля занятости иностранных работников в теневом секторе экономики. Принимаемые меры позволили почти в полтора раза увеличить так называемый выход из тени нелегальных мигрантов и улучшить показатель регистрации иностранных работников. ФМС России с ее территориальными органами в 2005 году оформлено около тридцати тысяч разрешений работодателям на привлечение и использование иностранных работников и около пятисот пятидесяти тысяч разрешений на работу. Около 40 процентов иностранцев трудится в строительстве, до 25 процентов в торговле, 7 процентов — в сельском и лесном хозяйстве, 5 процентов — на транспорте и так далее. В прошлом году введена уголовная ответственность за организацию незаконной миграции, что явилось основным фактором увеличения вдвое обращений бизнеса за получением разрешений на привлечение иностранных рабочих, а значит, поступления налогов и пошлинных платежей. Оставался маловостребованным миграционный потенциал соотечественников, проживающих за рубежом. Сейчас на основании распоряжения Президента N 41-рп разрабатывается проект Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Россию. В основе документа — меры по экономической и информационно-правовой поддержке соотечественников. Для государственного планирования и в целях обеспечения достоверности статистики о миграционных процессах с этого года мы приступили к созданию федерального банка данных по учету иностранных граждан. В московском аэроузле проводится эксперимент, цель которого — создать модель полного электронного учета прибывающих иностранцев. Сегодня есть полное понимание того, что иностранная рабочая сила на данном этапе России необходима, весь мир находится в конкурентной борьбе за миграцию, однако я остановлюсь на мерах по ее упорядочению и декриминализации. Анализ угроз национальной безопасности России в миграционной сфере показал, что в основном они связаны, хотя и незначительно, с формированием различных криминальных национальных сообществ, моноэтнического бизнеса, теневых секторов экономики в регионах с привлечением нелегальных мигрантов. Особую опасность представляет наемничество. Нужно признать, что сегодня в отдельных районах наиболее концентрированного пребывания мигранты предлагают создание национально-культурных автономий, пытаются внедриться в структуры управления регионов и муниципалитетов, контролировать многие субъекты хозяйственной и финансовой деятельности, навязывают системы коррупционных отношений. Иногда далеко не позитивную роль играют и национальные диаспоры. Все это требует постоянного правового и оперативного мониторинга действий мигрантов и направления их в законное русло. Мы отдаем себе отчет в том, что миграционное дело в стране нужно вести так, чтобы не поставить под угрозу не только культурную, но и территориальную целостность государства. Нужно признать, что нелегалы-мигранты, попадая в условия другого государства, испытывают немалые социально-бытовые, психологические и правовые трудности и образуют специфическую группу повышенного криминогенного риска. За последние десять лет число преступлений, совершенных иностранными гражданами в России, увеличилось в два с половиной раза, при этом удельный вес граждан СНГ составляет более 90 процентов. По этой причине в МВД России создана специализированная линия профилактической и оперативно-розыскной деятельности по предотвращению преступлений в отношении иностранных граждан, а также с их стороны. Наибольшее число нелегальных мигрантов выявляется в Московском регионе, Санкт-Петербурге, Приморском, Краснодарском, Хабаровском краях, Амурской, Иркутской, Новгородской и Калининградской областях, Республиках Бурятия и Карелия; в Северо-Кавказском регионе. Численность нелегальных иностранных работников по-прежнему велика и, по разным оценкам, составляет несколько миллионов человек. Помимо уклонения от налогов это еще незапланированная нагрузка на ЖКХ, медицину, правоохрану, транспорт и другие составляющие социальной сферы. Ускоренному решению очень многих проблем миграции могло бы служить создание государственной комиссии по демографической, миграционной политике и трудовым ресурсам. Неразрывно связана с нелегальной миграцией деятельность экстремистских и террористических организаций. Речь идет о вербовке и обучении наемников-профессионалов, готовых за деньги воевать в любой стране. Так, в Чечне, по оперативным и следственным данным, в составе бандформирований действовали наемники из Афганистана, Турции, Ирака, Иордании, Египта, Грузии, стран Балтии, Украины и Азербайджана. Есть и другая сторона проблемы. Недооценка отдельными руководителями регионов необходимости управления миграционными процессами и контроля за ними создает предпосылки для обострения отношений между местным населением и мигрантами. При этом возникают национальные общины мигрантов, которые не ассимилируются. Мы имеем факты, когда эти люди не стремятся к изучению русского языка, не хотят адаптироваться к местной культуре, живут анклавно, замкнуто. Есть примеры, когда эти общины начинают предъявлять свои не основанные на законе требования, объявлять доминантной свои национальную культуру, обычаи и порядки. Все это, как правило, встречает отпор со стороны коренного населения и в итоге может стать причиной затяжной напряженности. Мы работаем над тем, чтобы законодательно закрепить порядок пребывания, при котором иностранцы, получившие разрешение на проживание или убежище, должны интегрироваться в российское общество, овладевать языком, приобщаться к российской культуре и истории, исполнять российское законодательство, особенно в налоговой сфере. Во многом этому могли бы способствовать разработка специальных региональных программ и использование регионального законодательства, наиболее приближенного к реальной жизни. МВД и ФМС совместно с другими правоохранительными органами предпринимаются меры по созданию в России надежного контроля за въездом, пребыванием и выездом иностранцев. Нужно признать, что еще медленно устраняются многочисленные административные препятствия при оформлении права на законное пребывание и занятие трудовой деятельностью в России. В том числе и по этой причине почти 80 процентов мигрантов пребывают у нас с различными нарушениями российского законодательства. Поэтому тщательно анализируется практическое применение самих миграционных законов, вносятся предложения по повышению их работоспособности. Нам представляется оправданной разовая легализация отдельных категорий иностранных граждан, особенно тех, кто уже длительное время, годами, пребывает на территории России с неоформленным правовым статусом. Я бы не стал называть это миграционной амнистией по аналогии с США, но оказание помощи иностранцам в выходе из тени, получении законного статуса и постановке их на миграционный и налоговый учеты принесло бы обоюдную пользу как для государства, так и для иностранцев. В сентябре — ноябре 2005 года в экспериментальном формате в десяти миграционно напряженных регионах страны легализовано более семи тысяч нелегалов, въехавших на их территории в безвизовом порядке. МИДом, МВД, ФМС России практически уже отработана технология оказания помощи трудовым мигрантам в их легализации для ее распространения в других субъектах России. Однако эта акция, по нашему мнению, должна носить разовый характер и находиться в строгом правовом поле. Прорабатывается вопрос о сведении воедино, то есть о возможной кодификации, десятков миграционных законов и более сотни иных нормативных правовых актов, прямо или косвенно регулирующих миграционные отношения, однако прежде должна быть завершена разработка концепции государственной миграционной политики, принятие которой планируется во втором полугодии этого года. Документ отражает системный подход к решению миграционных проблем, учитывает международный опыт, ориентирует на устойчивое социально-экономическое и демографическое развитие страны, национальную безопасность, соблюдение геополитических интересов, а также прав и свобод человека. В нем определены этапы реализации государственной миграционной политики: среднесрочные — до 2008 года и долгосрочные — до 2015 года. Основные положения концепции будут полностью согласованы с четырьмя приоритетными национальными проектами, после этого концепция будет утверждаться. В настоящее время активно работаем над проектом федерального закона о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в России, который направлен на сокращение нелегальной миграции и повышение уровня правовых гарантий иностранных граждан, желающих жить и трудиться в России. Законопроект позволит свести к минимуму коррупционную составляющую. Проект изменяет характер самой регистрации иностранных граждан, или по-старому прописки: миграционный учет в отличие от регистрации осуществляется в уведомительном, а не разрешительном порядке, возможно, по почте. Обязанность и ответственность за постановку на миграционный учет возлагается не на иностранного гражданина, нередко не знающего ни языка, ни местности, ни самого миграционного порядка, а на принимающую сторону. Ею может быть гражданин России, иностранный гражданин, постоянно проживающий в России, органы государственной власти, местного самоуправления. Постоянно проживающие в России иностранные граждане смогут уведомлять власти об изменении места пребывания путем почтового сообщения. Новый порядок миграционного учета позволит снять излишние административные барьеры, в том числе для тех специалистов, в притоке которых наша страна наиболее остро нуждается. В то же время органы государственной власти получат достоверную статистику о пребывании в России иностранных граждан, откроются новые возможности для оздоровления миграционной, демографической ситуации, сократится коррупция. Мы готовим обновление Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В первую очередь проект направлен на предоставление правовых преференций гражданам иностранных государств, с которыми у России заключены межправительственные соглашения о взаимных безвизовых поездках. Эти преференции направлены, во-первых, на упрощение условий временного проживания иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения виз, отмену квот на выдачу разрешений, сокращение срока оформления разрешения, уменьшение перечня требуемых документов и оснований для отказа выдачи разрешений; во-вторых, на упрощение порядка осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, возможность личной подачи документов на оформление разрешения на работу, а не через работодателя, на сокращение сроков оформления разрешений, перечня требуемых документов. Кроме того, законопроектом предусматривается совершенствование механизма квотирования трудовой миграции. Сегодня заявляемые субъектами Российской Федерации квоты на приглашение иностранных граждан для трудовой деятельности существенно расходятся с реальной ситуацией на рынке труда, что не позволяет оценить истинные потребности страны в целом в иностранных работниках. Ясно, что миграционная политика должна базироваться на точном расчете и прогнозе. По нашему мнению, прежде всего министерства экономического блока по заявкам регионов должны определять потребность в иностранных работниках по профессиям и квалификации с учетом состояния рынка труда в России. Далее. Законопроект предусматривает возможность изменения Правительством России сроков временного пребывания иностранных граждан прежде всего в интересах экономики, международных отношений и национальной безопасности государства. В определенной мере реализация государственной миграционной политики на федеральном и региональном уровнях осуществлялась без должной увязки с демографическим состоянием России. В этой связи 11 мая этого года на заседании Правительства планируется рассмотреть уточненную концепцию демографического развития России до 2015 года. Миграционные отношения с Россией государства СНГ строят прежде всего для решения собственных экономических и демографических проблем, организации немалых денежных поступлений из России и обеспечения занятости собственного населения, поэтому в нормотворческой работе мы делаем акцент на выработку более четких экономических подходов к трудовой миграции, установление совершенного и неминуемого ни для кого налогового учета, декларирование вывоза денежных средств, обязательства по социальному накоплению и страховому делу. Уделяется повышенное внимание проблеме государственной поддержки внутренних переселенцев. Подчеркну, что за последние два года наведен определенный порядок в учете внутриперемещенных лиц. При этом на законных основаниях снято с учета свыше ста десяти тысяч человек, что позволило сохранить около 2 миллиардов рублей федеральных средств. Только в Чеченской Республике установлено более двенадцати тысяч необоснованных обращений о выплатах за якобы утраченное жилье и имущество, что позволило не допустить незаконных выплат на сумму более 4,4 миллиарда рублей. Исходя из требований Президента Российской Федерации и Правительства России, к приоритетам государственной миграционной политики мы относим следующее. Первое. Повышение миграционной привлекательности России прежде всего для квалифицированных трудовых мигрантов и снижение эмиграции из самой России. Второе. Содействие добровольному переселению на постоянное место жительства в Россию соотечественников из-за рубежа. Третье. Создание благоприятных условий для совместной жизни и деятельности коренного населения и мигрантов. Четвертое. Повышение эффективности противодействия нелегальной миграции в системе общей борьбы с преступностью и терроризмом на национальном и международном уровнях. Уважаемые депутаты, думаю, небезынтересной для вас будет информация о ходе работы по внедрению общегражданских загранпаспортов с электронным носителем персональных данных его владельца. Принято постановление Правительства, утверждающее образец российского паспорта, который полностью соответствует международным требованиям ИКАО, предъявляемым к паспортам. С января текущего года осуществляется оформление загранпаспортов нового поколения в пилотной зоне. Это касается центральных аппаратов МИДа и ФМС России, их терорганов в Калининградской области, дипломатических представительств и консульских учреждений России в ФРГ и Литве. Россия одной из первых в мировом сообществе начала эту работу, целью которой является в том числе и борьба с транснациональной преступностью и терроризмом. В заключение хочу поблагодарить парламентариев за результативную совместную работу по совершенствованию миграционного законодательства, а также выразить глубокую признательность за поддержку наших новых предложений.

——————————————————————

«Обзор судебной практики ВАС РФ (декабрь 2005 г. — февраль 2006 г.)» (Красикова И.) («Корпоративный юрист», 2006, N 4)

ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВАС РФ <*> (ДЕКАБРЬ 2005 Г. — ФЕВРАЛЬ 2006 Г.)

И. КРАСИКОВА

——————————— <*> Данный обзор составлен на основе постановлений Президиума ВАС РФ, принятых за период с 20.12.2005 по 28.02.2006.

О правомерности применения перевозчиком и предъявления к оплате экспортеру налога на добавленную стоимость по ставке 18% дополнительно к цене оказываемых услуг

Постановление Президиума ВАС РФ от 20 декабря 2005 г. N 9252/05

Налоговая инспекция отказала обществу с ограниченной ответственностью (далее — ООО, экспортер) в возмещении из федерального бюджета налога на добавленную стоимость, уплаченного по ставке 18% открытому акционерному обществу (далее — АО, перевозчик) в связи с транспортировкой нефти, указав на неправомерное включение данной суммы в налоговые вычеты, сославшись на пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ. Согласно одному из пунктов заключенного между ООО и АО договора при транспортировке нефти на экспорт ООО обязывалось представлять пакет документов, подтверждающих факт экспорта товара, не позднее третьего числа месяца, следующего за месяцем транспортировки. В том случае, если после транспортировки такие документы экспортером не будут представлены в определенные сроки, ООО дополнительно к цене договора будет уплачивать перевозчику налог на добавленную стоимость по ставке 18%. Перевозчик в дальнейшем указал в счете-фактуре и получил от экспортера сумму налога на добавленную стоимость, уплатил ее в бюджет, что затем и послужило основанием для экспортера заявить уплаченную сумму налога к возмещению. Президиум ВАС РФ постановил, что при реализации услуг по транспортировке нефти перевозчик дополнительно к цене реализуемых услуг обязан предъявить к оплате покупателю (экспортеру) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, выставив счет-фактуру с указанием надлежащей налоговой ставки — 0% (ст. 168, 169 НК РФ), налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога. Вывод о правомерности применения перевозчиком и предъявления к оплате экспортеру налога на добавленную стоимость по ставке 18% дополнительно к цене оказываемых услуг на основании ст. 168 НК РФ противоречит принципу равенства налогообложения, т. к. допускает возможность произвольного применения положения пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ плательщиками налога на добавленную стоимость. Президиум ВАС РФ указал также, что перевозчик является плательщиком налога на добавленную стоимость по ставке 0%, поэтому действие п. 5 ст. 173 НК РФ на него не распространяется.

Уплата процентов за пользование чужими денежными средствами

Постановление Президиума ВАС РФ от 20 декабря 2005 г. N 9486/05

Так как п. 1 ст. 862 ГК РФ предоставляет юридическим и физическим лицам право определять любую форму расчетов, в соответствии с п. 1 Положения о порядке проведения операций по доходным счетам МПС, утвержденного Центральным банком РФ 25 марта 1994 г. и Министерством путей сообщения РФ (в редакции писем Банка России от 2 декабря 1994 г. N 123, от 30 октября 1995 г. N 201, от 26 мая 1997 г. N 453), расчеты в безналичном порядке с грузополучателями, грузоотправителями за перевозку грузов, по дополнительным сборам за грузовые операции и за пользование подвижным составом, штрафам, установленным Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации, осуществляются через ТехПД железных дорог. При осуществлении расчетов за оказанные железной дорогой услуги путем предварительной оплаты через ТехПД восстановление записи на счете акционерного общества не меняет существа обязательства, связанного с возвратом неправомерно списанных железной дорогой денежных средств. Таким образом, как постановил Президиум ВАС РФ, акционерное общество вправе требовать с железной дороги уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами, предусмотренных ст. 395 ГК РФ.

Внесение изменений в сведения о единоличном исполнительном органе

Постановление Президиума ВАС РФ от 14 февраля 2006 г. N 12580/05

Президиум ВАС РФ указал, что в случае подачи заявления об изменении сведений о единоличном исполнительном органе общества с ограниченной ответственностью новые сведения всегда отличаются от данных государственного реестра. Само обращение общества в регистрирующий орган вызвано необходимостью устранить данное несоответствие, поэтому вывод судов о том, что заявление должно быть подписано лицом, информация о котором как о руководителе имеется в данном реестре, является ошибочным.

Обжалование отказа акционерного общества от внесения в реестр акционеров общества сведений о лице как о приобретателе акций

Постановление Президиума ВАС РФ от 17 января 2006 г. N 11236/05

Акционерное общество отказалось внести в реестр акционеров запись о новом владельце акций на том основании, что на момент обращения лица (покупателя акций) с упомянутым требованием продавец акций в реестре акционеров не значился, поскольку продал принадлежащие ему акции другому лицу. Президиум ВАС РФ постановил, что данный спор подведомствен арбитражному суду, так как п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» предусматривает подведомственность судам споров по искам заинтересованных лиц к держателю реестра акционеров общества или к депозитарию, связанным с осуществляемой ими деятельностью, в том числе по учету прав на акции и иные эмиссионные ценные бумаги акционерного общества.

Поставка недоброкачественной продукции

Постановление Президиума ВАС РФ от 17 января 2006 г. N 10382/05

Между покупателем и поставщиком был заключен договор на поставку зерна, качество которого удостоверялось сертификатами, выданными Управлением Росгосхлебинспекции по Республике Татарстан. При проверке качества поступившего товара, проведенной по инициативе покупателя инспектором Управления Росгосхлебинспекции по Чувашской Республике, установлено ненадлежащее качество зерна. Суды при рассмотрении искового заявления покупателя установили недоказанность вины поставщика в поставке недоброкачественной продукции, так как Управление Росгосхлебинспекции по Чувашской Республике при проверке качества товара нарушило п. 4 и 6 Правил рассмотрения разногласий по качеству зерна и продуктов его переработки, поступивших с сертификатами качества Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации, утвержденных Приказом Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации от 3 февраля 2003 г. N 5 (далее — Правила). Покупатель просил отменить указанные судебные акты, так как суды необоснованно применили к отношениям сторон положения Правил, поскольку они не распространяются на взаимоотношения покупателя и поставщика. Президиум ВАС РФ отметил, что суды справедливо установили нарушение Управлением Росгосинспекции по Чувашской области Правил. Поскольку же покупатель не доказал, что ухудшение качества зерна произошло по обстоятельствам, которые зависят от поставщика, в удовлетворении заявленного покупателем требования отказано судами обоснованно.

Взыскание налога и пеней за счет имущества предприятия

Постановление Президиума ВАС РФ от 24 января 2006 г. N 10353/05

Президиум ВАС РФ постановил, что 60-дневный срок, предусмотренный в ст. 46 НК РФ (решение о взыскании налога за счет средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, применяется после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога), применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента.

Ответственность конкурсного управляющего за несвоевременную выплату заработной платы

Постановление Президиума ВАС РФ от 17 января 2006 г. N 11838/05

Президиум ВАС РФ указал, что дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего предприятием, признанным банкротом, за несвоевременную выплату заработной платы рабочим подведомственны арбитражному суду, поскольку его действия, послужившие основанием для привлечения к административной ответственности, связаны с исполнением им полномочий арбитражного управляющего. Арбитражный управляющий как должностное лицо в данном случае будет являться субъектом административной ответственности за нарушение законодательства о труде и охране труда, состоящее в несвоевременной выплате заработной платы рабочим.

Обзор подготовлен И. Красиковой с использованием материалов сайта ВАС РФ (www. arbitr. ru)

——————————————————————