Миграция населения
(Дохунаева Т. Н.) («Трудовое право», 2006, N 7)
МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Т. Н. ДОХУНАЕВА
Дохунаева Т. Н., старший преподаватель юридического факультета ЯГУ.
Миграция (перемещение, переселение) — это перемещение людей, связанно, как правило, со сменой жительства. История человечества — это во многом история миграции. Движимые надеждой или отчаянием, люди переселялись в другие места с единственной надеждой — найти лучшие условия для жизни и работы <*>. Стоит вспомнить хотя бы великое переселение народов IV — VII веков н. э. В прошлые времена миграция выражалась в форме кочевничества, военных и колонизаторских переселений. В настоящее время все в этой области изменилось. ——————————— <*> Костин Л. Миграция и мигранты // Человек и труд. 2001. N 8. С. 61.
Право на свободный переезд является одним из основных прав человека, как и свободное перемещение товаров, капиталов, услуг. Это право закреплено в различных международных актах (Всеобщая декларация прав человека от 1948 г. и др.). Современная общемировая миграция является многогранным социальным явлением, влияющим на все стороны общественного развития: экономику, политику, демографическую ситуацию, национальный вопрос, идеологию, религию и т. д. Глобализация экономической деятельности является одной из главных тенденций современной международной жизни, которая влияет и на рынок труда. Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Миграция в наши дни — мировая проблема. В настоящее время, по данным ООН, 2% населения мира (140 млн. человек) проживают не в той местности, где родились <*>. ——————————— <*> Никольская Г. К. Иммигранты на рынке труда развитых стран // Трудовое право. 2002. N 4. С. 75.
Международное право имеет ряд нормативных документов, регулирующих вопросы привлечения и использования иностранной рабочей силы. Главным из них является то, что необходимо добиться баланса между прерогативами государства и правами мигрантов. Почти все страны нуждаются в трудовых услугах мигрантов. Страны Европейского союза, США и РФ до середины XXI века планируют привлекать ежегодно по 1 млн. мигрантов. Каждое государство имеет собственное национальное законодательство о миграции, исходя из своих конкретных экономических и социальных потребностей. Проблемами мигрантов заняты в мировом масштабе Международная организация по миграции и в РФ Федеральная миграционная служба. Миграция бывает разных видов, в том числе внутренняя и внешняя, политическая и экономическая (трудовая). Кроме того, миграция бывает брачной и армейской. Миграционная политика всех государств строится на принципе дифференцированного подхода к различным профессиональным группам. Этот подход заключается в привлечении максимального числа высококвалифицированных специалистов при одновременном ограничении притока низкоквалифицированных работников. Миграция, кроме того, влияет на уровень жизни населения, социально-политическую и семейную обстановку, конкуренцию, уровень безработицы, общественную безопасность и др. Трудовая миграция является частью международных экономических отношений. Разновидности миграции: 1) по сроку действия: временная, долгосрочная и постоянная; 2) по географическому фактору: региональная (внешняя — переезд в другую страну), приграничная (внутренняя — переезд внутри своей страны, но в другую местность), транзитная; 3) по правовому регулированию: добровольная, законная, нелегальная, высылка, депортация, переселение, реэмиграция. Часто грани между разными видами миграции стираются: законная миграция становится нелегальной, временная — постоянной и т. д. Экономические причины миграции: 1) перенаселение в своей стране, особенно в сочетании с высоким уровнем безработицы; 2) экономические кризисы; 3) перекосы в демографической ситуации; 4) нет нормального развития науки и техники. Причины трудовой миграции: 1) поиск более высоких трудовых доходов; 2) особенно мобильны высококвалифицированные специалисты (крупные деятели ТНК, творческие и научные работники), которые постоянно ездят по всему миру. В последние годы стал складываться так называемый международный рынок труда. Тенденции развития общемировой миграции: 1) увеличение трудовой миграции; 2) увеличение ее размеров. В ней участвуют почти все страны, даже те из них, которые являются относительно изолированными от мирового сообщества (Северная Корея, Куба). Миграция из временного фактора превращается в постоянный. Центрами притяжения иностранной рабочей силы являются страны Западной Европы, Саудовская Аравия, Сингапур, Малайзия, некоторые страны Латинской Америки. Своеобразным центром миграции является Израиль, население которого ежегодно увеличивается на 2/3 за счет мигрантов <*>; ——————————— <*> Ионцев В. А. Мировые миграции. М., 1992. С. 5.
3) увеличение нелегальной миграции. Часто законная миграция (туристическая, по частным приглашениям) становится незаконной, такие лица трудоустраиваются как могут; 4) увеличение в общемировой миграции доли высококвалифицированных специалистов (так называемая утечка мозгов). По данным МОТ, в Европе проживают 30 млн. мигрантов, в Африке — 20 млн., в Северной Америке — 17 млн., в Латинской Америке — 12 млн., на Ближнем Востоке — 9 млн., в Азии — 7 млн. <*>. ——————————— <*> Ступин В. Утечка мозгов: мировые и российские тенденции // Человек и труд. 2002. N 7. С. 40.
Как показывает мировой опыт, работники средней квалификации и среднего возраста практически полностью привязаны к национальным рынкам труда (у них складывается профессиональная карьера и т. д.). Низкоквалифицированные же работники достаточно мобильны. Перемещение таких работников объясняется в основном демографическими и экономическими причинами в странах «третьего мира». Довольно мобильны также лица молодого и старого возраста (которые уезжают к своим детям). Миграция по срокам действия, в свою очередь, делится на: 1) безвозвратную миграцию (со сменой гражданства, на ПМЖ); 2) мигрантов, которые по окончании срока действия трудового договора должны покинуть данную страну; 3) сезонную миграцию — перемещение в определенные периоды года; 4) временную миграцию: по частным приглашениям, по туристическим поездкам, на учебу и отдых. Движение людских потоков в мире не может регулироваться только миграционной политикой различных государств. Важными ограничителями мобильности трудовых ресурсов традиционно являются культурные, языковые, демографические, географические факторы, к этому добавляется соответствующая государственная миграционная политика принимающей страны. Миграционная политика почти всех государств сводится к следующим принципам: привлечение квалифицированных специалистов, социальная и культурная ассимиляция приезжающих, сдерживание нелегальной иммиграции. Эксперты МОТ указывают на следующие моменты в отношении прав мигрантов, которые необходимо соблюдать всем государствам: — равный доступ в трудоустройстве; — равный доступ к будущей работе на основе личных качеств; — равное продвижение по службе; — обеспечение государственных мер защиты в случае безработицы: — равная оплата за труд; — обеспечение безопасных условий труда. Как и любое социальное явление, миграция имеет свои плюсы и минусы. Положительные последствия: — миграция уменьшает давление на рынок труда страны-экспортера, сокращает безработицу; — трудовые мигранты, заботясь о своих семьях, посылают значительное количество заработанных денег на родину (по данным ООН, количество пересылаемых денег мигрантами своим семьям составляет 100 млрд. долларов в один календарный год). Эти средства помогают снизить уровень бедности в их стране и помогают развитию местного производства; — страны-экспортеры используют труд высококвалифицированных работников, не затрачивая усилий на их подготовку (по данным ООН, подготовка одного специалиста в вузе обходится в 100 тыс. долларов); — выплачиваемая им зарплата окупает предоставляемые им социальные, медицинские, образовательные услуги; — велик размер уплачиваемых им налогов; — миграция обеспечивает некоторое омоложение населения, так как средний возраст мигрантов чаще всего меньше, чем коренного населения. К тому же у них обычно больше детей. Однако миграция обычно сопровождается усилением безработицы в принимаемой стране, осложнением жилищной ситуации, снижением уровня оплаты труда коренного населения (мигранты готовы работать за низкую зарплату). В районах массового проживания иностранцев нередко ухудшается криминогенная обстановка, увеличивается нелегальная миграция. Социальная защита мигрантов оставляет желать лучшего. Особую озабоченность для мирового сообщества вызывают мигранты во втором и в третьем поколении, которые уже оторвались от своей старой родины, но не стали полноценными гражданами новой родины. Они в какой-то мере оправдывают поговорку «свой среди чужих, чужой среди своих». Например, лицо арабской национальности во Франции во втором поколении является чужим и для муллы в мечети, и для работодателя — являясь подозрительным арабом, потенциальным террористом. Особой проблемой является так называемая утечка мозгов и талантов. Уезжают крупные ученые, высококвалифицированные специалисты, известные артисты, выдающиеся спортсмены. Нередко они увозят не только свой личный опыт или научный потенциал, но и то, что создано и накоплено целыми коллективами, где они работали. Оценить эти потери невозможно, однако счет идет на миллионы долларов. Во всем мире активно развивается отрасль информационных технологий, в связи с этим в данной отрасли постоянно появляется значительное количество рабочих мест. Удовлетворить такой повышенный спрос за счет внутренних трудовых ресурсов невозможно, поэтому экономически развитые страны (во главе с США) переманивают к себе высококвалифицированных специалистов из государств «третьего мира». США создали на своей территории огромный научно-исследовательский и образовательный комплекс, имеющий связи практически со всеми научными центрами мира. Кадровый состав этого комплекса, по существу, интернационален <*>. Общеизвестно, что зарплата в США в несколько раз превышает аналогичную зарплату в Индии, Китае, России и др. Даже во Франции зарплата молодого специалиста намного меньше аналогичной зарплаты в США. По весьма условным подсчетам, чистый выигрыш для США от привлечения в страну одного ученого-гуманитария составляет 230 тыс. долларов, инженера — 253 тыс. долларов, врача — 646 тыс. долларов <**>. ——————————— <*> Никольская Г. К. Иммигранты на рынке труда развитых стран // Трудовое право. 2002. N 4. С. 74. <**> Ионцев В. А. Мировые миграции. М., 1992. С. 6.
К данным специалистам добавляется проблема «утечки молодых умов», связанная со студентами, обучающимися в иных странах. Во время учебы они вместе с общепрофессиональной подготовкой впитывают их традиции в области культуры, экономики и др. Многие студенты по окончании учебы остаются в этих странах. Если даже они возвращаются, то сохраняют разные стабильные связи с данной страной, принимают решения в их пользу, организуют дома аналогичные производства. В Европе в настоящее время наблюдается неблагоприятная демографическая ситуация. Согласно данным ООН, для того чтобы компенсировать нехватку собственных трудовых ресурсов, Европейскому союзу к 2025 г. потребуется около 40 млн. мигрантов <*>. ——————————— <*> Никольская Г. К. Указ. соч. С. 80.
Если в 1960-е гг. мигранты в Европе занимали непрестижные и малооплачиваемые рабочие места, то в настоящее время они играют значительную роль в мелком и среднем бизнесе, создавая семейные предприятия, к тому же они работают интенсивнее местного населения: их предприятия работают на 2 — 3 часа дольше местных. Предстоящее расширение Европейского союза может принести новые проблемы в этой области. Если новым участникам ЕС будут предоставлены обыкновенные европейские права (безвизовое передвижение граждан), то массовый приток мигрантов из этих стран неизбежен. Западноевропейские политологи в настоящее время высказывают опасение, что с участием в ЕС таких непредсказуемых и амбициозных стран, как Украина, Польша, Турция, прибалтийские государства, для их тихого и спокойного союза настанут трудные времена. Перераспределение рабочей силы влияет на экономическое развитие своего региона. Страны, игнорирующие отток своей рабочей силы, в будущем обязательно столкнутся с их нехваткой. Некоторые законодатели иностранных государств, ратующих за ужесточение своей миграционной политики, предлагают следующие меры: беженцы и мигранты должны приносить клятву верности принимающей стране, брать у них отпечатки пальцев. Для уменьшения миграции специалисты предлагают следующую меру: не рекомендуется стимулировать семейную миграцию, надо, чтобы у мигранта дома оставалась семья, к которой он вернется. В мировом сообществе видно, как государства относятся к трудящимся-мигрантам: плохое или несправедливое отношение к ним вызывает негативную реакцию у них самих и у мирового сообщества и создает плохую репутацию принимающей стране.
Трудовая миграция в Российской Федерации
В истории нашей страны миграция всегда играла особую роль. Великая Российская империя не была бы создана без миграции славянских народов во все районы страны. Распад СССР и другие перемены обусловили новые миграционные процессы внутри России, между новыми независимыми государствами и странами дальнего зарубежья. При власти И. В. Сталина целые народы принудительно переселялись в разные регионы страны. Советская миграция была в основном национальной и семейной, зачастую — вынужденной. Сначала из СССР уезжали лица еврейской национальности, потом — немцы, греки, армяне. Среди причин российской миграции многие уезжающие указывают на нашу национальную и религиозную нетерпимость. Миграция в Российскую Федерацию бывает из стран дальнего зарубежья и ближнего зарубежья. Привлечением на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы занимается Федеральная миграционная служба на основании Указа Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы» и ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г., которые предусматривают, что труд мигрантов в России используется, как правило, при наличии у работодателей соответствующей лицензии от Федеральной миграционной службы РФ. После распада СССР Россия стала островом спасения для многих русских и русскоязычных лиц, гонимых из бывших советских республик: по данным специалистов, за восемь постсоветских лет в Россию из бывших союзных республик прибыло 5,9 млн. человек, а из России эмигрировали 0,8 млн. человек <*>. Другие специалисты называют иные цифры: за десять постсоветских лет к нам переехали 8,6 млн. человек <**>. ——————————— <*> Переведенцев В. Из нового зарубежья — в Россию // Человек и труд. 2001. N 9. С. 32. <**> Иммиграция: беда или спасение? // Человек и труд. 2002. N 7. С. 17.
Необходимо отметить следующее: за последние годы после распада СССР приоритет в государственной миграционной политике отдавался опеке над вынужденными переселенцами и беженцами — жертвам этнических разборок. При отсутствии умения разбираться в подобных ситуациях Россия сумела в невероятно тяжелых условиях не оступиться в пропасть радикального национализма, проявила глубокое понимание и терпимость к людям, потерявшим кров. Страна приняла несколько миллионов вынужденных переселенцев, полтора миллиона людей без гражданства из дальнего зарубежья <*>. ——————————— <*> Черненко А. Миграционная политика: новые подходы // Человек и труд. 2002. N 7. С. 7.
Из них совсем малая часть мигрантов получает официальный статус беженцев, предоставляющий государственные льготы, так как эти льготы совсем малы, и большая часть мигрантов за ними даже не обращается. Среди переселенцев почти нет жителей сельской местности, в основном это жители больших городов. Переселенцы в Россию, главным образом жители больших городов, — это интеллигенция и квалифицированные городские рабочие. У большинства из них высшее и среднее специальное образование <*>. ——————————— <*> Переведенцев В. Из нового зарубежья — в Россию // Человек и труд. 2001. N 9. С. 33.
Несмотря на то, что эти вынужденные переселенцы в большинстве своем желали бы проживать в городах, российское государство (в лице ФМС и МВД) пытается их заставить жить в сельской местности: многие высококвалифицированные специалисты вынуждены оседать в сельской местности и идти в скотники, трактористы, доярки, соглашаясь на маленькую зарплату. Была принята установка: силами вынужденных переселенцев поднять сельское хозяйство страны. Но и там вынужденные переселенцы активно включаются в непривычную для них жизнь: сами возводят целые поселки, обустраиваются. Неприятно осознавать, что зачастую упорство, терпение, энтузиазм миллионов законопослушных нужных экономике страны мигрантов никак не были вознаграждены: они так и остаются изгоями. В структуре деятельности легальных мигрантов распространены следующие виды: торговля, строительство, ремонтные работы, ресторанный бизнес. Мигранты заполняют такие рабочие места, куда неохотно идут работать россияне. Привлечение малообразованной и низкоквалифицированной рабочей силы создает возможность для местного населения заниматься более интеллектуальной деятельностью, работать в организациях с высокотехническим производством и с более высокой зарплатой. Надо отметить, что с начала 1990-х гг. Москва остается главным центром притяжения мигрантов, следующий по значимости район — Дальневосточный регион <*>. ——————————— <*> Вышегородцев М. М. Факторы, определяющие оптимизацию миграционной политики РФ // Трудовое право. 2003. N 10. С. 78.
Сегодня к нам приезжают ежегодно, по данным специалистов, по два-три десятка миллионов человек. Многие нелегально остаются и работают, не уплачивая налогов, бесплатно пользуются услугами российской общественной инфраструктуры. Нелегальная миграция имеет свои негативные последствия: бесконтрольное перемещение по стране, дисбаланс коренного и пришлого населения, нередко бывает социальная напряженность, этнические конфликты, часто растет преступность, расширяется теневая экономика. В ряде регионов мигранты «выдавливают» коренных жителей из наиболее прибыльных секторов местной экономики, способствуя обострению на локальных рынках труда <*>. Мигранты из СНГ согласны работать день и ночь за зарплату, в несколько раз меньшую, чем требуют местные жители. ——————————— <*> Черненко А. Миграционная политика: новые подходы // Человек и труд. 2002. N 7. С. 4.
К тому же миграция усиливает конкуренцию на рынке труда для отечественной рабочей силы: особенно для молодежи, семейных и пожилых работников. Данную категорию обычно устраивает простая работа в тех секторах экономики, где не надо иметь высокой квалификации. По данным СМИ, в некоторых организациях ЖКХ, торговли, общепита, созданных мигрантами, нет вакансий рабочих мест для местного населения. К сожалению, ФМС РФ за годы своего существования не создала системы информирования потенциальных переселенцев в Россию. Многие вынужденные переселенцы нередко едут «вслепую», ошибаются в выборе места жительства и вынуждены переезжать с места на место. По мнению специалистов, в России население ежегодно уменьшается на 1 млн. человек, и это сказывается на экономике, поэтому Россия не сможет успешно развиваться без притока мигрантов <*>. В РФ есть территории, где происходит одновременно и миграционная, и естественная убыль населения (районы Крайнего Севера). Миграция в них количественно дополняет естественные потери населения и тем самым ускоряет сокращение его общей численности. ——————————— <*> Там же. С. 8.
Любые государственные меры борьбы с нелегальной миграцией бесполезны, если работодателям выгодна подобная система найма рабочей силы, ее оплаты и налогообложения. По данным МВД, мимо государственной казны таким образом «пролетают» миллиарды долларов, оседающих в кармане подобных работодателей. Выход из сложившейся ситуации: строгое соблюдение Трудового и Налогового кодекса, обеспеченное принудительной силой государства. Работодатель лишнего человека не наймет, если будет платить за него все положенные налоги. Одна из главных трудностей в определении основных направлений миграционной политики любой страны, в том числе РФ, — проблема статистической отчетности миграции. Ее параметры и являются исходными для разработки тех или иных направлений государственной политики, в том числе и занятости населения. Получить достоверные данные миграции достаточно сложно, этим вопросом занимаются Госкомстат РФ, МВД РФ, МИД РФ, ФМС РФ. При подсчете этих данных к официальной миграции необходимо добавить неофициальную. По данным специалистов, объемы нелегальной миграции во много раз превышают официально зарегистрированную <*>. ——————————— <*> Вышегородцев М. М. Факторы, определяющие оптимизацию миграционной политики РФ // Трудовое право. 2003. N 10. С. 79.
Надо отметить, что государственному учету подлежат только те мигранты, которые прибывают на постоянное место жительства в РФ на длительный срок. Все остальные категории мигрантов не учитываются и остаются без контроля. Например, в столице насчитывается более 100 тыс. граждан Китая, а на налоговом учете состоят 200 человек <*>. Однако миграция имеет и плюсы: она способна в определенной мере восполнить нехватку местных трудовых ресурсов. ——————————— <*> Там же. С. 80.
По данным специалистов, волна миграции в Россию в ближайшем будущем сократится в силу различных факторов: из-за чеченской войны, безработицы, расхождения между изданными законами и их реализацией, трудностей адаптации в новых местах и др. <*> ——————————— <*> Переведенцев В. Из нового зарубежья — в Россию // Человек и труд. 2001. N 9. С. 34.
Нельзя допустить, чтобы мигранты чувствовали себя в России изгоями, но и мириться с миграционной вседозволенностью недопустимо. Разработка оптимальной государственной политики должна принимать в расчет интересы и потребности и местного населения, и мигрантов. Опасность представляет отсутствие грамотной миграционной политики и государственного контроля за иммиграционными процессами. Будущее миграции в России будет зависеть от российского законодательства и правоприменительной практики. Люди всегда переезжают туда, где лучше. Чем привлекательнее станет жизнь в России, тем сильнее у граждан бывших союзных республик будет желание перебраться к нам. Обратная сторона данной проблемы — миграция из России. По данным Комиссариата ООН по делам беженцев, Россия находится на первом месте в мире по числу граждан, желающих навсегда уехать из страны <*>. Однако возможности их приема у зарубежных государств часто ограничены. ——————————— <*> Трухина Я. Потенциал трудовой миграции из России в страны Южной Европы // Человек и труд. 2004. N 2. С. 23.
Проблема нехватки специалистов решается в основном «точечно»: отбор среди претендентов проводится строго по заданным критериям и в определенном количестве. Россияне хотят работать за рубежом, чтобы приобрести опыт работы и жизни, удовлетворить желание к «перемене мест», самореализоваться. Потенциальные трудовые мигранты обладают и слабыми, и сильными сторонами. К их сильным сторонам можно отнести довольно высокую профессиональную подготовку, знание иностранных языков. К слабым сторонам следует отнести отсутствие реальных представлений о возможностях трудоустройства за границей. Многие хотели бы работать в качестве специалистов или менеджеров и получать высокую зарплату. Но такие ожидания россиян зачастую не оправдываются. Согласно разным социологическим опросам, среди причин неудовлетворенности работой российских мигрантов за границей были названы: ее несоответствие полученному образованию, опыту работы, низкая зарплата, непрестижность, плохие условия труда, культурные и языковые проблемы. Средняя зарплата мигрантов в европейских странах составляет 700 долларов, что по их меркам довольно мало <*>. ——————————— <*> Там же. С. 24.
Нелегальная миграция
Нелегальные мигранты — это лица, не имеющие рабочей визы и подписанного сторонами трудового договора. Произвести точный подсчет нелегальных мигрантов невозможно (по весьма условным подсчетам, в средней принимающей стране их насчитывается по несколько миллионов человек). Возникают определенные проблемы при совместной деятельности людей, представляющих различные национальные культуры и отличающихся по образовательному уровню и этнической принадлежности. Основное количество в их составе составляют низкоквалифицированные и низкообразованные лица. Их труд недорог, они трудятся в основном в сельском хозяйстве и в сфере услуг (часть рабочих мест уже называются мигрантскими из-за заполнения их мигрантами на целые годы вперед), к тому же они часто трудятся в криминальном бизнесе. Их проще уволить с работы. Им реже, чем коренному населению, предоставляется возможность профессионального обучения и повышения квалификации. Они находятся в очень уязвимом положении из-за своего нелегального статуса или из-за характера работы, которую выполняют. Они не имеют официального статуса мигранта, поэтому не являются субъектами социальной защиты. В некоторых странах (например, в США) официальные мигранты получают: единовременное солидное денежное пособие, помощь в посещении языковых курсов и в трудоустройстве, жилищные субсидии и др. Наиболее опасные последствия нелегальной миграции — это проникновение вместе с мигрантами террористических и уголовных элементов. Нелегальные мигранты во время работы часто не имеют минимальных трудовых прав (государственного минимума оплаты труда — МРОТ, установленных законом нормальной продолжительности рабочей недели и видов отдыха, ограничения права на увольнение, у них часто отмечается повышенная интенсивность работ, длительная задержка выплаты зарплаты и выплата ее в неполном объеме и др.). Помощь им оказывает обыкновенно соответствующая этническая община. Эти мигранты легко попадают в сети организованной преступности. Они работают на таких низкоквалифицированных работах, которые: 1) не выполняет местное население; 2) не будь таких работников, были бы или автоматизированы, или ликвидированы. Притом они работают за зарплату, меньшую, чем добились местные профсоюзы. Мигранты выполняют эти работы по необходимости и в надежде получить более привлекательную работу. Отсутствие таких шансов ограничивает миграцию: замечено, что люди неохотно мигрируют в те регионы, где практически нет шансов на профессиональное продвижение, получение более привлекательной работы, поскольку такая ситуация означает длительное сохранение невысокого статуса мигранта. Все это вместе взятое вызывает неприязнь местного населения и социальные конфликты (недавние погромы во Франции, производимые мигрантами, — подтверждение этому). Многие нелегальные мигранты не имеют письменного трудового договора с нанимателем, у многих таких нелегальных мигрантов отмечается сверхэксплуатация их труда, использование элементов принудительного труда и дискриминация. Зачастую хаос на рынке труда и коррупция властей ведут к массовой маргинализации мигрантов, возрождению рабства и феодальной практики применения принудительного труда, в том числе и бесплатного. В отношении таких мигрантов отмечаются различные элементы насилия — от обмана и шантажа до похищения людей, принуждение женщин к сексуальным услугам, ограничение свободы перемещения, изъятие личных документов, физическое и психологическое насилие и др. Некоторые СМИ называют подобное положение дел «невольничьим рынком труда». Такие ужасающие факторы возможны на фоне коррупции государственного аппарата, недоверия к ним со стороны трудящихся-мигрантов, неверия в то, что можно добиться справедливого наказания для эксплуататоров-преступников. Это проявление низкого уровня правосознания мигрантов и объективной слабости механизмов защиты потерпевших, особенно в российской правовой системе. Во всех странах Европы отмечается рост преступлений, совершаемых мигрантами. В списке таких преступлений — незаконное ношение оружия, грабежи, угоны, кражи <*>. Попытки локализовать таких людей в специальных лагерях успеха не имели. ——————————— <*> Никольская Г. К. Указ. соч. С. 82.
Считается, что самый эффективный способ бороться с нелегальной миграцией — ее легализовать. Любому государству выгоднее получать в казну налоги от иностранных работников, чем их депортировать и преследовать штрафами. Миграционную амнистию широко применяют во всем мире (среди ее мер указываются следующие мероприятия: создание единой информационной базы данных — работ для мигрантов, миграционных бирж труда). Если настоящих преступников амнистирует государство, то тем более применима эта гуманная мера к зачастую просто несчастным людям, которые вынуждены спасаться таким образом от нищеты.
Заключение
Миграция — такое явление, бороться с которым невозможно. Она всегда была, имеет место в настоящем и будет в будущем. Разные международные организации (ООН, МОТ, ЕС, СНГ и др.) пришли к выводу, что надо не бороться с различными миграционными организациями (этническими общинами), а сотрудничать с ними. Предлагаются следующие меры <*>. ——————————— <*> Никольская Г. К. Указ. соч. С. 82.
Необходимо грамотно координировать законодательные процессы в этой области с соответствующей правоприменительной практикой. Поощрять миграцию из экономически слаборазвитых перенаселенных регионов. Поощрять временную миграцию, которая покажет, как надо работать в другой стране, — отправление в научные стажировки, работа по срочным трудовым договорам. Не допускать превалирования одной этнической группы над другими. Направлять мигрантов в те отрасли экономики, где они наиболее востребованы. Оказывать помощь в адаптации мигрантам, но и не забывать о коренном населении. Не поощрять семейной миграции. Надо, чтобы мигрант обязательно возвратился домой. Переводимые деньги использовать не только для личных нужд, но и для экономического развития. Регулярно проводить миграционные амнистии и хотя бы частично легализовать нелегальных мигрантов. Вводить квоты не на приглашения иностранцев, а на разрешения на работу, чтобы мигрант, получивший такую квоту, обладал трудовой правосубъектностью в полном объеме (включая право на свободный поиск работы, обжалование действий работодателя и т. д.).
——————————————————————
Вопрос: Каким образом орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, выносит решения по трудовым спорам об увольнении и о переводе на другую работу? («Трудовое право», 2006, N 7)
Вопрос: Каким образом орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, выносит решения по трудовым спорам об увольнении и о переводе на другую работу? В. В.Новиков, г. Красноярск
Ответ: В соответствии со статьей 394 Трудового кодекса РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, который рассматривал данный индивидуальный трудовой спор. Увольнение работника признается незаконным, когда у работодателя отсутствуют основания увольнения: например, работника увольняют в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 статьи 81 ТК), а после прекращения трудового договора на его место принимается другой работник. Или увольнение с работы осуществлено в связи с появлением на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения (подпункт «б» пункта 6 статьи 81 ТК), однако факт появления работника в таком состоянии работодатель в судебном заседании подтвердить не смог. Необходимо знать, что увольнение признается незаконным и в тех случаях, когда нарушен порядок увольнения, под которым понимаются: — предупреждение работника о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации (часть 3 статьи 180 ТК), об изменении существенных условий трудового договора (часть 2 статьи 73 ТК) не менее чем за 2 месяца в письменной форме; — предупреждение не менее чем за 2 месяца выборного профсоюзного органа организации о принятии решения о сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудового договора с работником; — включение в состав аттестационной комиссии представителя соответствующего выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора с работником вследствие его недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации; — учет мотивированного мнения выборного профсоюзного органа организации при увольнении работника, являющегося членом профсоюза, по пункту 2, подпункту «б» пункта 3 и пункту 5 статьи 81 ТК. Выполнение работодателем этой обязанности предполагает направление проекта приказа, а также документов, являющихся основаниями для принятия решения об увольнении, в соответствующий выборный профсоюзный орган, проведение дополнительных консультаций с профсоюзом, когда профсоюз выразил несогласие с предлагаемым решением работодателя, соблюдение месячного срока для расторжения трудового договора со дня получения мотивированного мнения выборного профсоюзного органа; — обязанность работодателя предложить работнику другую работу. Эта обязанность возлагается при увольнении работника в связи с: его отказом от продолжения работы при изменении существенных условий трудового договора (статья 73 ТК); сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 статьи 81 ТК); несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие: а) состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением; б) недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (пункт 3 статьи 81 ТК); восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда (пункт 2 статьи 83 ТК); нарушением установленных Трудовым кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы в случаях: заключения трудового договора в нарушение приговора суда о лишении конкретного лица занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; заключения трудового договора на выполнение работы, противопоказанной данному лицу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением; отсутствия соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом (пункт 11 статьи 77 ТК), и в других случаях. На основании пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. под другой работой понимается работа (вакантная должность) в той же организации, соответствующая квалификации работника, а при отсутствии такой работы — иная имеющаяся в организации вакантная нижестоящая должность или нижеоплачиваемая работа, которую работник может выполнять с учетом его образования, квалификации, опыта работы и состояния здоровья; — получение предварительного согласия соответствующего органа (органов) на увольнение работника. Так, расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (статья 269 ТК). Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с законодательством предусмотрено увольнение с работы (статья 39 ТК). Увольнение признается незаконным, когда работодателем не учтены иные гарантии, установленные законодательством. Например, не учтено особое положение субъекта в трудовых отношениях, а именно гарантии, предоставляемые беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет. Согласно части 1 статьи 261 ТК, расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается, за исключением случаев ликвидации организации. На основании части 3 статьи 81 ТК не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателя — физического лица) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске. Перевод на другую работу признается незаконным при нарушении работодателем установленного порядка перевода. Например, не выполнено положение статьи 72 ТК о том, что перевод работника на другую постоянную работу допускается только с письменного согласия работника; нарушено требование статьи 39 ТК, устанавливающее, что перевод на другую работу представителя работников, участвующего в коллективных переговорах, в период их ведения невозможен без предварительного согласия органа, уполномочившего его на представительство. Временный перевод на другую работу в случае производственной необходимости является необоснованным при отсутствии у работодателя оснований такого перевода. Например, нет экстремальной ситуации, свидетельствующей о возможности наступления катастрофы, производственной аварии, несчастных случаев, простоя. Признание судом увольнения работника или перевода на другую работу незаконным влечет восстановление работника на занимаемой им ранее должности (рабочем месте), если такое требование заявлено работником. В случае когда на эту должность (рабочее место) принят другой работник, он подлежит увольнению в соответствии с пунктом 2 статьи 83 ТК (восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу) по решению суда. Увольнение работника и исключение в связи с этим из штатного расписания занимаемой им должности не является препятствием к восстановлению работника. Ко времени рассмотрения трудового договора в суде может сложиться ситуация, когда организация, где трудился работник, будет ликвидирована. Признание увольнения незаконным не сможет повлечь восстановления на работе. При невозможности восстановления работника на прежней работе вследствие ликвидации организации суд признает увольнение незаконным, обязывая ликвидационную комиссию или орган, принявший решение о ликвидации организации, выплатить работнику средний заработок за время вынужденного прогула. По заявлению работника, увольнение которого признано незаконным, суд может ограничиться вынесением решения о взыскании в его пользу среднего заработка за время вынужденного прогула и об изменении формулировки основания увольнения по собственному желанию (пункт 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г.). Признание судом произведенного работодателем увольнения работника неправомерным дает возможность суду удовлетворить заявление работника об изменении формулировки основания прекращения трудового договора на расторжение трудового договора по инициативе работника. При отказе в иске о восстановлении на работе работнику, обоснованно уволенному, суд не вправе изменить формулировку причины увольнения работника на увольнение по собственному желанию. Неправомерность увольнения работника, перевода на другую работу является основанием для принятия решения о выплате ему среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы. Вынужденный прогул возникает с первого дня невыхода работника на работу. В период вынужденного прогула работник вправе заключить трудовой договор с другим работодателем или вступить в гражданско-правовые отношения, заключив договор возмездного оказания услуг, агентский договор, или поступить в образовательное учреждение высшего профессионального образования на очное отделение и получать стипендию, может достигнуть пенсионного возраста и получать пенсию по старости или приобрести статус безработного и получать пособие по безработице. Следует иметь в виду, что трудовое законодательство не определяет, как отражаются на оплате времени вынужденного прогула работника вышеназванные обстоятельства. При рассмотрении дел о восстановлении на работе, как отмечается в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г., при реализации гарантий, предоставляемых Трудовым кодексом работникам в случае расторжения с ними трудового договора, должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, в том числе и со стороны самих работников. В частности, недопустимо сокрытие работником временной нетрудоспособности на время его увольнения с работы либо того обстоятельства, что он является членом профессионального союза или руководителем (его заместителем) выборного профсоюзного коллегиального органа организации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденным от основной работы, когда решение вопроса об увольнении должно производиться с соблюдением процедуры учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа организации либо, соответственно, с предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа. При установлении судом факта злоупотребления работником правом суд может отказать в удовлетворении его иска о восстановлении на работе (изменив при этом по просьбе работника, уволенного в период временной нетрудоспособности, дату увольнения), поскольку в указанном случае работодатель не должен отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны работника (пункт 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г.).
М. С.Бахнов
——————————————————————