Деятельность администратора суда по обеспечению повышения квалификации и профессиональной подготовки судей

(Буденко Н. И.) («Администратор суда», 2006, N 2)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДМИНИСТРАТОРА СУДА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СУДЕЙ

Н. И. БУДЕНКО

Буденко Н. И., начальник отдела учебных и образовательных учреждений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации.

Одной из важнейших функциональных обязанностей администратора суда является работа по организации и обеспечению повышения квалификации и профессиональной переподготовки судей и работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции. Переподготовка и повышение квалификации судей и работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции осуществляются в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 983 «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих», Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. N 1047 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. N 1205) и Положением о государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1994 г. N 1462.

1. Деятельность администратора суда по расчету потребности в переподготовке и повышении квалификации судей и работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции

Конкретные виды (переподготовка, повышение квалификации), формы (с отрывом, без отрыва от государственной службы), направления (специализация по сферам деятельности и объемам обучения) и сроки обучения судей и работников аппаратов судов определяются председателями федеральных судов общей юрисдикции (далее — председателями судов) по предложениям администраторов судов: — для поддержания уровня, достаточного для эффективного исполнения должностных полномочий, путем обучения с установленной периодичностью; — при необходимости должностных перемещений (назначение на должность иного профиля, замещение более высокой должности), требующих получения углубленных знаний в конкретных областях деятельности; — для лиц, впервые принятых на федеральную государственную службу, если они не имеют базового профессионально-управленческого образования или ранее не состояли на федеральной государственной службе; — для лиц, назначенных на руководящие должности федеральной государственной службы. Повышение квалификации судей и работников аппаратов судов производится в соответствии с имеющимися потребностями, но не реже одного раза в пять лет. Переподготовка или повышение квалификации для лиц, впервые принятых на федеральную государственную службу или назначенных на руководящие должности, в течение первого года работы является обязательным. Расчет потребности в переподготовке и повышении квалификации, отбора и направления на обучение судей, работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции. Порядок выполнения расчета потребности в переподготовке и повышении квалификации, отбора и направления на обучение судей и работников аппаратов судов производится в соответствии с «Методическими рекомендациями по расчету потребности в переподготовке и повышении квалификации судей, работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и работников органов системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации». Расчетом потребности в переподготовке и повышении квалификации судей и работников аппаратов судов следует считать оценку количества лиц перечисленных категорий соответствующего суда по группам федеральных государственных должностей, видам, формам, направлениям и срокам обучения, для которых обучение в расчетном периоде является обязательным или целесообразным. Расчет потребности в переподготовке и повышении квалификации судей и работников аппаратов судов должен осуществляться исходя из целей и задач, стоящих перед федеральными судами общей юрисдикции в целом, а также целей и задач соответствующего суда. Этот расчет является основой для разработки мероприятий по переподготовке и повышению квалификации судей и работников аппаратов судов, а также предложений по объему и структуре государственного заказа на переподготовку и повышение лиц перечисленных категорий (т. е. заявки на государственный заказ). Расчет потребности в обучении кадров выполняется ежегодно. Годовым периодом расчета считается календарный год с 1 января по 31 декабря расчетного года. Данный расчет осуществляется администратором суда и утверждается председателем соответствующего суда общей юрисдикции. В первоочередном порядке в состав рекомендуемых на обучение включаются судьи и государственные служащие, являющиеся кандидатами на должностные перемещения (замещение более высокой должности или должности иного профиля), лица, впервые принятые на федеральную государственную службу или назначенные на руководящие должности. При осуществлении расчета потребности в обучении кадров в него не включаются: — государственные служащие (работники аппаратов судов), предполагаемые к прекращению государственной службы в расчетном году; — государственные служащие, обучающиеся в вузах, аспирантуре без отрыва от государственной службы по специальностям, соответствующим профилю служебной деятельности <1>; ——————————— <1> Обучение в заочной аспирантуре освобождает судей от необходимости повышать квалификацию.

— судьи и работники аппаратов судов, предположительно находящиеся в расчетном году в длительных отпусках (отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком и т. д.) и служебных командировках. Расчет потребности в обучении кадров производится в течение I квартала года, предшествующего расчетному, в следующем порядке. Администраторы судов подготавливают предложения по переподготовке и повышению квалификации судей, а также работников аппаратов судов и после их утверждения соответствующими председателями судов в срок до 1 февраля направляют их в управление (отдел) Судебного департамента в соответствующем субъекте Российской Федерации. Управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации до 15 февраля направляют обобщенные предложения федеральных судов общей юрисдикции в отдел учебных и образовательных учреждений Судебного департамента. Последний совместно с главным финансово-экономическим управлением Судебного департамента в срок до 20 апреля выполняет расчет потребности в переподготовке и повышении квалификации судей и работников аппаратов судов. На основании расчета потребности в переподготовке и повышении квалификации отдел учебных и образовательных учреждений Судебного департамента формирует предложения по объемам и структуре государственного заказа (заявку на бюджетное финансирование переподготовки и повышения квалификации судей и государственных служащих), которые с пояснительной запиской и расчетом потребности не позднее 1 мая представляются в Министерство финансов Российской Федерации. Определение численности лиц, впервые принятых на федеральную государственную службу и подлежащих обучению в расчетном году, осуществляется путем расчета среднеарифметической численности по двум годам, предшествующим моменту выполнения расчета потребности, и с учетом фактической численности лиц, впервые принятых на федеральную государственную службу и не прошедших обучение на момент выполнения расчета потребности. Численность судей и работников аппаратов судов, подлежащих в расчетном году обучению в связи с установленной периодичностью, должна включать численность судей и работников аппаратов судов, подлежащих обучению по категориям «Предполагаемые к должностным перемещениям», «Назначенные на руководящие должности», «Вновь принятые на федеральную государственную службу», и не должна превышать в сумме 20% общего числа работников.

2. Деятельность администратора суда по организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки судей и работников аппаратов судов непосредственно в судах общей юрисдикции

Данный вид обучения является одной из важнейших и достаточно эффективных форм повышения квалификации и профессиональной переподготовки судей и работников федеральных судов общей юрисдикции. Обеспечение эффективности повышения квалификации и профессиональной переподготовки судей и работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, осуществляемых непосредственно в федеральных судах общей юрисдикции, зависит от организации планирования и контроля за реализацией планов обучения, а также оптимального выбора форм обучения, периодичности и видов занятий. Планы работы по повышению квалификации и профессиональной переподготовке судей и работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции составляются на календарный год. Проекты планов разрабатываются администраторами судов и утверждаются председателями федеральных судов общей юрисдикции до 25 декабря года, предшествующего планируемому. Наряду с этим судьями и работниками аппаратов федеральных судов общей юрисдикции составляются годовые личные планы индивидуальной подготовки. В качестве оптимальных организационных форм занятий по повышению квалификации и профессиональной переподготовке судей и работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции целесообразно использовать: — постоянно действующие семинары: а) ежемесячные: — в районных судах; в рамках этих семинаров занятия с судьями и работниками аппаратов федеральных судов общей юрисдикции проводят председатели федеральных судов общей юрисдикции, их заместители с привлечением высококвалифицированных судей и работников управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации; — в управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации; в рамках этих семинаров занятия с работниками аппаратов федеральных судов общей юрисдикции проводят ведущие специалисты управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации; б) периодические (два раза в год): — в верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, суде автономной области, судах автономных округов; на данных семинарах занятия с председателями районных федеральных судов общей юрисдикции и их заместителями проводит председатель соответствующего суда общей юрисдикции субъекта Российской Федерации. Индивидуальную подготовку по личному плану — для судей и работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, имеющих стаж работы менее 3 лет. Кустовые семинары (1 раз в полугодие) — в одном из районных федеральных судов общей юрисдикции, объединенных в куст; в рамках этих семинаров занятия с судьями и работниками аппаратов федеральных судов общей юрисдикции проводят заместители председателей верховных федеральных судов общей юрисдикции республик, краевых, областных федеральных судов общей юрисдикции, федеральных судов общей юрисдикции городов федерального значения, суда автономной области, федеральных судов общей юрисдикции автономных округов с привлечением судей судебных коллегий второй инстанции. Итоговые конференции (ежегодные) — в судах общей юрисдикции (для судей), в управлениях (отделах) Судебного департамента (для работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции) — по завершении выполнения тематических планов занятий соответствующих ежемесячных семинаров. Совещания-семинары судей, семинары квалификационных коллегий (по особым планам) — на уровне субъекта Российской Федерации с председателями районных федеральных судов общей юрисдикции, их заместителями и судьями. Стажировку в вышестоящих судах — по особым планам (продолжительностью не менее двух недель) — для судей, состоящих в резерве на выдвижение, и вновь избранных судей <2>. ——————————— <2> Данным видом стажировки не охватываются судьи, которые на основе государственного заказа осуществляют стажировку в Верховном Суде Российской Федерации.

В отдельных случаях занятия по повышению квалификации и профессиональной переподготовке могут проводиться председателями федеральных судов общей юрисдикции совместно с администраторами судов, заведующими канцелярией, консультантами федеральных судов общей юрисдикции, работниками управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации. К проведению занятий следует привлекать ученых-юристов, специалистов-профессионалов законодательной, исполнительной и судебной властей. Тематические планы всех перечисленных организационных форм занятий необходимо ориентировать на рассмотрение и изучение наиболее важных проблем и вопросов, успешное решение которых будет способствовать совершенствованию деятельности по отправлению правосудия. Контроль за реализацией планов повышения квалификации и профессиональной переподготовки судей и работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции осуществляется администраторами судов. Основными задачами контроля организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки судей и работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, осуществляемых непосредственно в судах общей юрисдикции и в управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, являются: 1. Обеспечение своевременного и качественного выполнения плана повышения квалификации и профессиональной переподготовки судей и работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции. 2. Своевременное предупреждение, выявление и устранение недостатков в организации и проведении учебы. 3. Усиление ответственности лиц, организующих и проводящих занятия по повышению квалификации и профессиональной переподготовке. При проведении контроля следует уделять особое внимание тому, как проводимые занятия отвечают решению следующих задач: 1. Повышению теоретического и профессионального уровня судей и работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции путем глубокого изучения действующего законодательства, применяемого в деятельности федеральных судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества. 2. Дальнейшему развитию навыков использования судьями и работниками аппаратов федеральных судов общей юрисдикции современных управленческих технологий, компьютерной и организационной техники в выполнении возложенных на них должностных обязанностей. 3. Совершенствованию научной организации труда и методов управления, творческого и инициативного подхода к решению служебных задач на основе изучения и использования отечественного и зарубежного опыта работы. Учет результатов реализации тематических планов профессиональной подготовки работников обеспечивают руководители соответствующих семинаров в специальных журналах по следующей форме (табл. 1).

Таблица 1

Данные о N Наименование Дата проведения Вид лекторе, Количество п/п темы занятия занятия докладчике присутствующих и т. п.

1 2 3 4 5 6

Результаты исполнения планов по повышению квалификации и профессиональной переподготовке судей и работников аппарата федеральных судов общей юрисдикции целесообразно регулярно обсуждать на советах судей, конференциях судей и служебных совещаниях.

——————————————————————