Некоторые аспекты реализации Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации
(Кирщин С. Р.)
(«Администратор суда», 2007, N 1)
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 27 ИЮЛЯ 2004 Г. N 79-ФЗ
«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
В СУДАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ И СИСТЕМЕ СУДЕБНОГО
ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С. Р. КИРЩИН
Кирщин С. Р., заместитель начальника Управления государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
С 1 февраля 2005 г. в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации осуществляется практическая реализация Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». За истекший период был принят ряд указов Президента Российской Федерации в развитие норм названного Закона.
В их числе основополагающие Указы Президента Российской Федерации «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы», «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации», «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».
Наряду с этим необходимо создавать и внедрять в практику кадровых подразделений федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента эффективные механизмы реализации законодательства о государственной гражданской службе, а также подзаконных нормативных правовых актов.
Вместе с тем имеются проблемы содержательного характера, которые тоже сдерживают темпы реализации указанных нормативных правовых актов. К ним можно отнести новеллы правового регулирования отношений в сфере государственной гражданской службы и отсутствие экспериментальной апробации нововведений. Имеются в виду впервые вводимые в федеральных судах общей юрисдикции и управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации механизмы и процедуры, например: создание комиссий по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию конфликтов интересов, разработка показателей эффективности и результативности, образование в районных и гарнизонных военных судах аттестационной и конкурсной комиссий.
В данной публикации представляется целесообразным обсудить ряд вопросов, которые вызывают наибольшие затруднения в практическом применении положений названных нормативных правовых актов, в частности: порядок присвоения и оплаты классных чинов работникам аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, особенности организации и проведения конкурсов на замещение вакантной должности в федеральных судах общей юрисдикции и управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, порядок разграничения должностей государственной гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты» и некоторые другие вопросы.
В настоящее время порядок присвоения классных чинов, а также размеры доплат за классный чин в виде процентной надбавки к должностному окладу федеральным государственным гражданским служащим аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента определены следующими нормативными правовыми актами:
для работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции — приложением N 4 к Постановлению Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 21 сентября 1992 г. N 3503-1 «Об оплате труда работников судов в Российской Федерации» и Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июля 1999 г. «О применении Положения о классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1991 г. N 1506-1, в отношении государственных служащих федеральных судов Российской Федерации общей юрисдикции»;
для работников системы Судебного департамента — приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. N 1206 «О размерах доплат к должностным окладам за классные чины работникам органов юстиции и государственного нотариата».
Таким образом, классные чины были установлены для работников органов юстиции до введения в Российской Федерации государственной службы. Впоследствии с введением государственной службы в вышеназванных органах было сохранено применение классных чинов, установленных для работников органов юстиции.
Вместе с тем в настоящее время сложилась ситуация, когда дальнейшее присвоение классных чинов работникам аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента не представляется возможным.
Присвоение классных чинов государственной гражданской службы гражданским служащим аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента было бы преждевременным по следующим основаниям.
Во-первых, действие Указа Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» не распространяется на гражданских служащих аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, поскольку для указанных гражданских служащих установлен особый порядок присвоения классных чинов, т. е. присвоение классных чинов юстиции. Данный порядок определен рядом нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.
Указанные нормативные правовые акты не отменены и имеют юридическую силу.
Такой же порядок установлен и для гражданских служащих других органов государственной власти, например Министерства юстиции Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Во-вторых, в настоящее время нет нормативного правового акта, который устанавливал бы соотношение уже присвоенных гражданским служащим классных чинов юстиции классным чинам гражданской службы, что может привести к неравномерной оплате за классный чин гражданским служащим в одном и том же органе государственной власти и замещающих равнозначные должности гражданской службы.
В-третьих, присвоение вновь назначенным на должности гражданским служащим федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента классных чинов гражданской службы и установление им соответствующих окладов за классный чин гражданской службы могло бы привести к нарушению этических норм, т. е. признака справедливости и равноправия гражданских служащих перед законом.
В этом случае могли бы быть нарушены права тех гражданских служащих, которым выплачивается процентная надбавка за присвоенный классный чин юстиции по отношению к тем, кому выплачивался бы оклад за присвоенный классный чин гражданской службы.
В сложившейся ситуации было бы целесообразным принять нормативный правовой акт, который определял бы порядок присвоения и оплаты классных чинов юстиции.
Указанный нормативный правовой акт затрагивал бы интересы государственных гражданских служащих Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной регистрационной службы, Федеральной службы исполнения наказаний и их территориальных органов, а также аппаратов федеральных судов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и управлений (отделов) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации и мог бы определить:
порядок сохранения, присвоения и оплаты гражданским служащим федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента классных чинов юстиции;
оклады за классный чин юстиции;
соотношение присвоенных классных чинов юстиции к классным чинам гражданской службы;
схему соответствия должностей федеральных государственных гражданских служащих федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента классным чинам юстиции;
а также предусматривал бы порядок разрешения других вопросов, не регулируемых Федеральным законом и Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 113.
Учитывая изложенные обстоятельства, представляется целесообразным впредь до принятия указанного нормативного правового акта порядок присвоения и оплаты по классным чинам государственным гражданским служащим федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента оставить прежним.
Вызывает определенные трудности при практической реализации Закона разграничение должностей государственной гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты».
На практике трудно произвести такое деление по указанным в нормативных правовых актах критериям.
В основу деления должностей гражданской службы на категории положены различные классификационные признаки. Так, основной признак, выделяющий категорию «специалисты», относится к предмету ведения государственного органа — профессиональное выполнение задач и функций. Для категории «обеспечивающие специалисты» доминирующим признаком является вид обеспечения государственного органа — организационное, информационное, документационное, финансово-экономическое, хозяйственное и иное обеспечение. Неслучайно для данной категории предусмотрена младшая группа должностей и отсутствует высшая группа.
В некоторых случаях на гражданского служащего возлагается исполнение обязанностей по профессиональному обеспечению выполнения задач и функций государственного органа и одновременно организационному или информационному либо иному виду обеспечения деятельности.
В рассматриваемой ситуации отличие одной категории должностей от другой определяется преобладанием специфических для той или иной категории выполняемых служащим обязанностей в общем объеме его должностных полномочий, предусмотренных должностным регламентом.
Вместе с тем представляется, что решение по количеству должностей категорий «специалисты» или «обеспечивающие специалисты» в федеральных судах общей юрисдикции и управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации должно приниматься соответственно председателем суда и начальником управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации при утверждении штатного расписания.
В соответствии с Федеральным законом в государственном органе должны быть образованы следующие комиссии: комиссия по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, конкурсная комиссия, аттестационная комиссия.
С учетом требований, предъявленных законодательством к данным комиссиям, представляется возможным создание указанных комиссий в центральном аппарате Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и в аппаратах верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов.
Вместе с тем существуют определенные трудности с формированием названных комиссий в аппаратах районных, гарнизонных военных судов в связи с малочисленностью аппаратов таких судов.
Учитывая существующую ситуацию, представляется, что для решения данной проблемы было бы целесообразным председателям верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов, начальникам управлений (отделов) Судебного департамента издать совместный приказ об образовании в субъектах Российской Федерации данных комиссий.
В состав указанных комиссий дополнительно можно было бы включить председателей районных, гарнизонных военных судов, представителей управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, представителей Совета судей субъекта Российской Федерации, квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации.
Полномочия комиссий в таком составе могли бы распространяться на государственных гражданских служащих аппаратов районных, гарнизонных военных судов, а также гражданских служащих управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.
Очень часто возникает вопрос о пребывании (продлении служебного контракта) на государственной гражданской службе лица, достигшего возраста 60 лет. Каким образом следует решать данный вопрос?
Согласно части пятой статьи 25 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с государственными гражданскими служащими, служебный контракт с которыми был заключен на неопределенный срок и которые достигли возраста 60 лет, указанный контракт перезаключается на срочный служебный контракт сроком от одного года до пяти лет.
Данная правовая норма носит императивный характер, т. е. не предусматривает иных вариантов решения одной из сторон контракта в лице представителя нанимателя. Это означает, что при волеизъявлении гражданского служащего продолжить государственную гражданскую службу в замещаемой им должности, оформленном письменным заявлением, представитель нанимателя обязан перезаключить с ним служебный контракт, заключенный с ним на неопределенный срок, на срочный служебный контракт. Срок действия контракта в этом случае определяется представителем нанимателя, но при этом он не может быть менее одного года.
——————————————————————