Аппарату суда — достойную заработную плату

(Шекун В. Ю.) («Российский судья», 2012, N 12)

АППАРАТУ СУДА — ДОСТОЙНУЮ ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ <*>

В. Ю. ШЕКУН

——————————— <*> Shekun V. Yu. Fair wage for court administration.

Шекун Владимир Юрьевич, председатель Раменского городского суда Московской области, член Совета судей Российской Федерации.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 20 ноября 2012 г. приняла в первом чтении законопроект в части совершенствования системы оплаты труда судей в Российской Федерации. Автор статьи полагает, что данная проблема должна решаться с учетом повышения заработной платы аппарату суда.

Ключевые слова: Государственная Дума РФ, законопроект, повышение зарплаты судей, повышение зарплаты аппарату суда.

The State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation on November 20, 2012 adopted in the first reading the draft law with regard to improvement of the system of payment for work of judges in the Russian Federation, the author of the article believes that this problem shall be settled taking into account increase of wages for court administration.

Key words: State Duma of the RF, draft law, increase of wages for judges, increase of wages for court administration.

Общеизвестно, что Президент РФ, отреагировав на обращение VII Всероссийского съезда судей, поручил Минфину России совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ подготовить изменения в законодательные акты, цель которых — повышение уровня оплаты труда сотрудников аппаратов судов, прежде всего секретарей судебных заседаний и помощников судей. Совет судей РФ в своем Постановлении от 3 декабря 2009 г. отметил, что уровень заработной платы сотрудников аппарата судов не соответствует объему и сложности выполняемой ими работы. Это снижает престиж работы в судебной системе, ведет к оттоку квалифицированных кадров. 5 августа 2010 г. Президиум Совета судей РФ выступил против предложение Минфина России об исключении из указанного выше поручения Президента РФ вопроса об оплате сотрудников аппаратов судов, одновременно принял обращение к Президенту РФ, в котором указал на игнорирование Минфином России его предложений. В преддверии VIII Всероссийского съезда судей (г. Москва, 17 — 19 декабря 2012 г.) вопрос об уровне оплаты вновь приобрел особую актуальность, так как материальное положение работников аппарата суда с каждым годом становится все ниже, в то время как интенсивность их работы повышается. Характер работы секретарей судебного заседания, помощников судей предполагает и ненормированный труд, и работу в выходные, праздничные дни. Данные специалисты зачастую идут в отпуск лишь для того, чтобы «отписаться», а это, как правило, молодые матери, имеющие малолетних детей. Давно прошло то время, когда из желающих работать в суде выстраивалась очередь. В судах постоянная текучесть кадров, крайне сложно найти подготовленного, а главное — желающего работать сотрудника. За 10 месяцев текущего года в Раменском городском суде поменялось: половина секретарей судебного заседания, треть помощников судей. Подобное происходит во многих районных судах Московской области. Аналогичное положение и в органах Судебного департамента Московской области. Более того, работники судебной системы, получив за период работы высшее образование, профессиональные навыки в области юриспруденции, делопроизводства и общения с гражданами, находят иное применение. Зачастую идут работать в юридические фирмы, функции которых сводятся к представлению интересов клиентов в тех судах, где они начинали работать, где остались их друзья и коллеги, что порой подрывает авторитет судебной власти. Независимость суда определяется не только высоким и ответственным статусом судьи, но и созданием надлежащих условий для такой неотъемлемой части суда, как его аппарат. Решение вопроса об оплате аппарата суда лежит в плоскости доходности судебных учреждений, органов, пополняющих бюджет за счет уплаты государственной пошлины, размер которой явно не соответствует затратам, связанным с отправлением правосудия. Полагаю, что расходы, связанные с судопроизводством, могут быть возложены на стороны, которые несут существенные издержки, связанные с оплатой юридических услуг адвокатам и иным представителям, представляющим интересы граждан и юридических лиц в суде.

——————————————————————