Администрирование деятельности судов общей юрисдикции

(Корякин И. И.) («Административное право и процесс», 2013, N 7)

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

И. И. КОРЯКИН

Корякин Иван Иннокентьевич, доцент кафедры конституционного, муниципального и международного права Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, кандидат юридических наук.

Статья посвящена вопросам администрирования организационного обеспечения деятельности судов. Главной задачей является обеспечение финансовых и материально-технических потребностей судов общей юрисдикции. Автор предлагает полную реализацию всех мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России».

Ключевые слова: организующая роль Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, финансирование судов из федерального бюджета, финансовое, материально-техническое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции.

Administration of the Courts Activities I. I. Koryakin

The article is about the issues of administration of the courts activities. The main task is providing financial and material and technical support for the courts of general jurisdiction. The author suggests the thorough realization of the Federal program «Development of judicial system of Russia».

Key words: organizing role, Judiciary Department of the Supreme Court of the Russian Federation, financing the courts from the federal budget, financial and material and technical support for the courts of general jurisdiction.

Оценивая реализацию Концепции судебной реформы в стране, председатель Верховного Суда Российской Федерации В. М. Лебедев подчеркнул: «Проделана огромная работа. Главный ее итог — судебная власть как власть состоялась. Заложены прочные основы судебной власти» <1>. Принят ряд основополагающих законов, закрепляющих принципы организации и функционирования судебной системы. ——————————— <1> Судебная мантия не каждому по плечу // Российская газета. 2000. 23 ноября.

Организующая роль Судебного департамента, согласно Федеральному закону «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», ведется по четырем направлениям: 1. Финансовое обеспечение деятельности судов. 2. Материально-техническое обеспечение деятельности судов. 3. Информационное обеспечение судов. 4. Кадровое обеспечение деятельности судов. Проведем небольшой анализ каждого из представленных выше направлений. Конституция Российской Федерации (ст. 124) определяет, что финансирование судов производится только из федерального бюджета. Согласно ст. 1 Федерального закона «О финансировании судов Российской Федерации» в федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение средств отдельными строками на обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и других судов общей юрисдикции, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и других арбитражных судов. Кроме того, согласно ст. 32 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» <2> за счет средств федерального бюджета осуществляется финансирование военных судов. ——————————— <2> О военных судах Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3170.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» относит к судам субъектов РФ также мировых судей. Статья 3 того же Закона указывает на то, что и мировые судьи финансируются из федерального бюджета. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» <3> определяет два источника финансирования деятельности мировых судей: финансирование расходов на заработную плату мировых судей и социальные выплаты осуществляется из федерального бюджета через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. ——————————— <3> О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270.

К числу главных распорядителей средств федерального бюджета относятся Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации <4>. ——————————— <4> Фомин Д. Финансирование судебной системы в России // Отечественные записки. N 2. С. 36 — 44.

Из всего комплекса задач главной и самой трудной является обеспечение финансовых потребностей судов общей юрисдикции. Стабильное финансирование, своевременное финансовое обеспечение судей, в т. ч. находящихся в отставке, оплата текущих расходов, укрепление и развитие материальной базы — это базисная составляющая в обеспечении жизнедеятельности судебной системы. Одной из основных задач деятельности Судебного департамента является финансовое обеспечение системы судов общей юрисдикции. Судебный департамент разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации предложения по финансированию судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей на очередной финансовый год <5>. Через свои управления (отделы) в субъектах Федерации Судебный департамент осуществляет финансирование районных судов и квалификационной коллегии судей; контролирует расходование ими бюджетных средств, проводит ревизии их финансово-хозяйственной деятельности. ——————————— <5> О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации: ст. 6 Федерального закона от 08.01.1998 N 7-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 223.

В настоящее время одним из основных направлений работы является повышение результативности бюджетных расходов, оптимизация управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации. В условиях произошедших изменений особый смысл приобретают принципы результативности и эффективности использования бюджетных средств, их адресности и целевого характера. Объем бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента за последние 5 лет вырос в 2,4 раза. Приоритетными направлениями финансирования являются: выплата заработной платы судьям, работникам аппаратов судов, ежемесячного пожизненного содержания судьям, пребывающим в отставке; обеспечение социальных гарантий судьям; реализация мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007 — 2012 гг. Основную работу по финансированию судов выполняет финансово-экономический отдел, который создан для эффективной реализации финансового обеспечения деятельности судов и судейского сообщества, а также для финансирования мировых судей. Он осуществляет следующие задачи и функции: — формирование бюджетной, материальной заявки Управления Судебного департамента на год; — контроль над расходованием средств на содержание и ремонт зданий судов и управлений, транспортных средств, оплату коммунальных услуг, электроэнергии, услуг связи; — осуществление расходов на социальную сферу и льготы, включая обеспечение судей, других работников районных и городских судов и Управления Судебного департамента в Хабаровском крае; — обеспечение средствами на развитие материально-технической базы районных, городских судов и Управления; — финансовое обеспечение районных, городских судов и Управления Судебного департамента для приобретения юридической литературы, периодических изданий, специальной информации на электронных носителях; — отчисления в Федеральный фонд развития судейской системы (формируется за счет отчислений в размере 30% от суммы государственной пошлины, взыскиваемой федеральными судами, и средств, полученных от реализации имущества, конфискованного вступившим в законную силу приговором, по определениям и постановлениям федеральных судов); — контроль над расходованием бюджетных средств, проведение ревизий финансово-хозяйственной деятельности. Судебный департамент осуществляет материально-техническое обеспечение судов общей юрисдикции, оснащение их необходимым оборудованием, расходными материалами, информационно-правовыми системами и программами, организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента, оснащение судов мебелью, средствами оргтехники и канцелярскими принадлежностями, организацию охраны зданий судов. Одним из важнейших направлений деятельности Судебного департамента является укрепление и обновление материально-технической базы судов, их обеспечение основными материально-техническими средствами. Материально-техническое обеспечение осуществляется в основном для оснащения новых, введенных в эксплуатацию зданий судов и для замены материально-технических средств, выслуживших установленные сроки эксплуатации. В 2007 г. была разработана и согласована с Советом судей ведомственная целевая аналитическая программа, в которой главный акцент сделан на повышение материально-технической обеспеченности судов, имеющих наиболее низкий уровень. Реализация программных мероприятий способствовала не только выравниванию обеспеченности районных судов материально-техническими средствами, но и их обновлению и модернизации <6>. Материально-техническое обеспечение судов свидетельствует о том, что даже полная реализация всех мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007 — 2012 гг. в объеме выделенных из федерального бюджета средств не позволит в полной мере решить задачи, определенные постановлением Всероссийского съезда судей. ——————————— <6> Отчет Генерального директора Судебного департамента А. В. Гусева VII Всероссийскому съезду судей о деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2005 — 2007 годах // Российская юстиция. 2009. N 1. С. 12 — 14.

Она направлена на содействие эффективному осуществлению правосудия путем создания оптимального механизма административно-правового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества.

——————————————————————