Методы и формы участия негосударственного сектора в регулировании процессов трудовой миграции

(Курдюмов Н. В.)

(«Миграционное право», 2007, N 3)

МЕТОДЫ И ФОРМЫ УЧАСТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА

В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОЦЕССОВ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

Н. В. КУРДЮМОВ

Курдюмов Н. В., Председатель Совета Международной ассоциации «Трудовая миграция».

Уже минимум 15 лет наше общество и государство дискутируют: трудовая миграция — это хорошо или плохо для России? На наш взгляд, трудовая миграция — это объективный процесс, через который прошла большая часть развитых государств мира. Задача общества, государства и бизнеса — минимизировать негативное влияние процессов трудовой миграции на государство и общество и усилить позитивное влияние этих процессов. Как следствие, позиция государства не должна ограничиваться контрольно-разрешительными функциями, как это было в последние годы. Роль государства — формировать инфраструктуру регулирования трудовой миграции в интересах социально-экономического развития общества.

Хорошим примером такого подхода государства, на мой взгляд, является Указ Президента «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом». Госпрограмма и План мероприятий, утвержденные Указом, подготовлены с учетом программно-целевого подхода к миграционным процессам. Уверен, что Указ будет выполнен полнее и эффективнее при условии привлечения возможностей, творчества и инициативы негосударственного сектора к реализации предусмотренных мер.

В своем выступлении я хочу остановиться на роли негосударственного сектора в регулировании процессов трудовой миграции.

Некоммерческое партнерство «Международная ассоциация «Трудовая миграция» (МАТМ) объединяет частные агентства занятости и общественные организации, оказывающие услуги в сфере трудовой миграции. Участниками партнерства являются организации из России и СНГ, имеющие 10 — 15-летний опыт работы, который исторически формировался прежде всего в сфере деятельности по содействию в легальном временном трудоустройстве российских граждан за рубежом, организации международных программ сезонных работ и стажировок. Естественно, все компании — члены Ассоциации имеют необходимые государственные лицензии и являются членами ряда международных ассоциаций. Таким образом, нам достаточно хорошо знакомы проблемы трудовых мигрантов за рубежом, связанные с законностью их пребывания и работы, обустроенностью социально-бытовых условий, реализацией и защитой их прав и интересов.

За последние 5 лет через конференции, семинары и другие учебно-информационные мероприятия, проведенные нашей Ассоциацией, прошли более 200 частных агентств занятости из России и практически всех государств СНГ. Это позволило создать определенную партнерскую сеть, позволяющую работать с трудовыми мигрантами от этапа их информирования о возможностях и требованиях к трудовым мигрантам до их трудоустройства работодателями и дальнейшего курирования ситуации.

Следует пояснить, что, когда мы говорим о частных агентствах занятости, мы имеем в виду терминологию МОТ, в которой под ЧАЗами подразумеваются все негосударственные структуры, выполняющие посреднические функции между соискателем работы и работодателем. В условиях России это и агентства, содействующие в трудоустройстве за рубежом, и рекрутинговые агентства, компании по предоставлению персонала (лизинг рабочей силы), и негосударственные миграционные трудовые биржи, и так далее. Международный опыт говорит, что в разные годы отношения между государством и ЧАЗами были различными. Конвенции МОТ, аккумулируя этот опыт, фиксировали в середине прошлого века отрицательное отношение государственных органов к возможностям ЧАЗов в сфере занятости, которое поменялось на поддержку деятельности ЧАЗов в Конвенции N 181, принятой в 1997 г.

К сожалению, в России отношение государственных структур к ЧАЗам, мягко говоря, неоднозначное. Часто, особенно в регионах, ЧАЗы воспринимаются как досадный посредник, который заинтересован только в прибыли и нередко занимается обманом. Хотелось бы внести ясность и пояснить, что в России и СНГ активно идет процесс формирования сообщества ЧАЗов, которые стремятся работать цивилизованно, в соответствии с национальным законодательством и международными нормами и придерживаясь Кодекса деловой этики, который был принят нашей Ассоциацией.

Наша Ассоциация и агентства, ее члены, считают необходимым строить свою работу в рамках общей инфраструктуры регулирования процессов трудовой миграции.

ЧАЗы — стратегический партнер государства и общества в формировании и функционировании инфраструктуры регулирования миграционных процессов, содействия занятости населения.

В своем выступлении мне хотелось бы поделиться мнением Ассоциации о роли негосударственного сектора в 2 взаимосвязанных направлениях регулирования внешней трудовой миграции:

привлечение иностранной рабочей силы в Россию;

выезд российских граждан за рубеж (прежде всего в дальнее зарубежье) для осуществления трудовой деятельности.

Говоря о формировании системы привлечения иностранной рабочей силы, хотелось бы прежде всего поддержать законодательные инициативы, внесенные проектами Федеральных законов «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». На наш взгляд, принятие этих законопроектов позволит снять многие административные барьеры, связанные с привлечением и использованием в Российской Федерации востребованных трудовых ресурсов. Все это ускорит формирование новых эффективных механизмов регулирования трудовой миграции.

К сожалению, в настоящее время, мы должны это признать, государство оказывает минимальное влияние на потоки трудовых мигрантов в Россию. Степень этого влияния можно оценить в 5 — 10% в соответствии с процентом легализованных иностранных трудовых мигрантов. Задача государства, общества и социально ответственного бизнеса в формировании механизма, который позволил бы:

во-первых, создать предпосылки для максимальной легализации трудовых мигрантов.

С этой точки зрения заслуживает поддержки инициатива ФМС по проведению в 10 субъектах Российской Федерации мероприятий по урегулированию правового статуса трудовых мигрантов. Наша Ассоциация имеет опыт оказания содействия работодателям в оформлении разрешительных документов и знает, что многие трудовые мигранты не проходят процедуру оформления по причине перегруженности территориальных органов ФМС. Мы предлагаем привлекать представителей негосударственных структур на отдельных этапах этой работы для увеличения пропускной способности по оформлению разрешительных документов. Естественно, это потребует проведения сертификации тех негосударственных структур, которые будут принимать участие в этой работе. Но этот шаг давно назрел. Сегодня только ленивые не пытаются заработать на трудовых мигрантах, обещая им оформление пластиковых карт и разрешений на привлечение за считанные дни.

Важным элементом миграционной системы является возможность регулирования потоков трудовых мигрантов, позволяющая стимулировать приезд востребованных по профессионально-квалификационному принципу специалистов в те регионы, где в них действительно нуждаются.

На наш взгляд, Указ Президента о переселении соотечественников дает хороший пример постановки такой работы. Каждый регион России характеризуется своими возможностями для трудовых мигрантов. Возможности работы в Московском регионе отличны от Дальнего Востока или Сибири. Обсуждая эту тему с трудовыми мигрантами, мы вынесли следующее предложение. Трудовые мигранты готовы были бы платить определенный вмененный налог, в зависимости от региона трудоустройства, который в какой-то мере мог бы компенсировать те затраты общества, которые идут на адаптацию трудовых мигрантов. Естественно, что это было бы возможно при условии упрощенного и прозрачного механизма оформления разрешительных документов и, как следствие, отсутствия поборов со стороны милиции. Такой налог мог бы быть определенным регулятором потоков мигрантов.

Кроме того, на наш взгляд, важно создать систему комплексного оказания услуг трудовым мигрантам правового, страхового, финансового характера, содействия в подборе и аренде жилья и т. д. Эти услуги должны способствовать адаптации трудовых мигрантов, защите их прав и реализации интересов.

Очевидно, что невозможно решить эти задачи только административными решениями. Необходима инфраструктура, значительную часть которой могут и должны представлять ЧАЗы, общественные организации, другие негосударственные формирования. Объединение их под реализацию государственной политики и создание механизма координации — задача ближайшего будущего. Наша Ассоциация совместно с ФМС России, Рострудом, МИД России и международными организациями МОТ и МОМ провела в феврале этого года, на мой взгляд, уникальную конференцию-ярмарку, собрав работодателей, привлекающих ИРС, ЧАЗы из России и государств СНГ, организации, оказывающие сервисные услуги: правовые агентства, банки, консалтинговые фирмы, представителей профильных госструктур. Два дня напряженной совместной работы позволили минимизировать расхождение во взглядах на конкретную работу у представителей работодателей, ЧАЗов, общественных организаций и госструктур. На наш взгляд, именно в такой совместной проработке необходимо формировать принципы скоординированной работы всех участников процесса регулирования трудовой миграции.

Только имея ясную концепцию привлечения востребованных трудовых ресурсов, скоординированную работу всех государственных структур, прежде всего Роструда, ФМС и их территориальных органов, и объединив на этой платформе негосударственный сектор, мы можем реально противостоять нелегальному рынку трудовой миграции.

Особенно важно, чтобы органы исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации активнее привлекали к работе по регулированию трудовой миграции негосударственные организации, имея в виду услуги по организационно-правовому сопровождению процесса трудовой миграции: поиску, проверке, дообучению, сертификации востребованных трудовых мигрантов, с одной стороны, получению полной и достоверной информации о вакантных рабочих местах для иногородних и иностранных трудовых мигрантов, с другой стороны, оказанию трудовым мигрантам и работодателям сопутствующих услуг правового, финансового, страхового характера, содействия в подборе и аренде жилья.

Другим важным, по нашему мнению, аспектом является внимание к большой группе соотечественников, которые выехали за рубеж с целью временного трудоустройства и в настоящее время продолжают работу за рубежом.

Сегодня не модно говорить о выезде наших граждан за рубеж на работу, но мы знаем, что этот поток был, есть и будет, и он базируется на объективном спросе части граждан в услугах по временному трудоустройству за рубежом. По оценкам социологов, около 5% наших сограждан заинтересованы в работе за рубежом, а значит, государство, бизнес и общество должны принять соответствующие меры.

Такими мерами должны быть:

развитие реальных возможностей для легального трудоустройства, особенно для потенциальных групп риска, наиболее подверженных обману как посредниками, так и зарубежными работодателями, — это неквалифицированные и низкоквалифицированные работники, желающие выехать за рубеж на сельскохозяйственные, строительные работы, в сферу услуг, и особенно для женщин (сфера услуг, домработницы и т. д.);

активная информационно-консультационная работа о реальных возможностях работы за рубежом, что охладит многих желающих выехать за рубеж;

наконец, это комплекс мер по созданию предпосылок для возвращения в Россию трудовых мигрантов из-за рубежа, по содействию трудовым мигрантам в открытии малых предприятий, использующих знание, навыки, технологии, материально-технические ресурсы, полученные во время работы по трудовому контракту за рубежом.

Мы должны ясно понимать процессы трудоустройства за рубежом.

Как правило, выезжая за рубеж, они преодолевали большое число препятствий, связанных со слабым знанием иностранных языков, недостатком достоверной и объективной информации о вакантных рабочих местах за рубежом, отсутствием практических навыков решать эти вопросы в условиях рыночной экономики, обманом со стороны посредников, сложностью получения виз и т. д.

В большей части за рубеж выезжают относительно молодые люди, имеющие желание и готовность добросовестно трудиться. Все они имеют высокую мотивацию к реализации своих возможностей, максимально эффективно использовать свое пребывание за рубежом.

По опросам, большинство соотечественников планируют использовать заработанные деньги, приобретенные за рубежом знания, опыт и навыки для того, чтобы сделать карьеру или открыть свой бизнес в России. Именно из таких граждан формируется средний класс — наиболее стабильная часть общества, опора государства.

Сложно сказать, каково количество наших соотечественников, выехавших и находящихся за рубежом, но, по разным оценкам, их несколько миллионов.

Внимание к этой группе соотечественников со стороны родины и кураторство на разных этапах их пребывания за рубежом позволит максимально эффективно использовать их пребывание за рубежом для социально-экономического развития России.

На наш взгляд, Федеральной миграционной службе, Министерству иностранных дел с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Международной ассоциации «Трудовая миграция» необходимо разработать комплекс мер по координации работы с российскими трудовыми мигрантами за рубежом, по оказанию им информационно-консультационных услуг, содействию их своевременному возвращению на родину и применению в России знаний, навыков, технологий, полученных во время работы по трудовому контракту за рубежом.

Мы давно говорим о необходимости создания в Москве Информационно-координационного центра (ИКЦ) «Внешняя трудовая миграция». Работа такого Центра позволит улучшить координацию деятельности государственного и негосударственного секторов, повысить эффективность работы с трудовыми мигрантами, будет содействовать формированию сообщества организаций, цивилизованно оказывающих услуги в сфере трудовой миграции. Международные организации МОМ и МОТ поддерживают инициативу нашей Ассоциации о создании такой структуры. Было бы хорошо совместными с государственными органами усилиями реализовать эту идею.

В заключение мне хотелось бы еще раз акцентировать внимание на важности работы по выполнению Указа Президента о переселении соотечественников.

Мы очень надеемся, что будут реализованы планы по открытию новых и укреплению старых представительств ФМС за рубежом.

Мы также рассчитываем на то, что к работе по выполнению Указа будут привлечены на всех этапах этой работы частные агентства занятости для:

изучения возможностей и подготовки приема соотечественников в принимающих регионах;

проведения информационно-разъяснительной кампании и оценки возможного привлечения соотечественников;

непосредственного участия в процессе переезда, трудоустройства и адаптации соотечественников.

По нашему глубокому убеждению, будущее сильной миграционной политики России возможно только на основе государственно-частно-общественного партнерства, объединения возможностей и ресурсов государства, бизнеса и гражданского общества.

——————————————————————