Конференция «Трудовая миграция в России и странах СНГ: тенденции, проблемы и пути сотрудничества»
(Хабибулин А. Г., Червоненко В. Ф.)
(«Миграционное право», 2007, N 4)
КОНФЕРЕНЦИЯ «ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В РОССИИ И СТРАНАХ СНГ:
ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОТРУДНИЧЕСТВА»
А. Г. ХАБИБУЛИН, В. Ф. ЧЕРВОНЕНКО
Хабибулин А. Г., доктор юридических наук, профессор.
11 мая 2007 г. в Москве в Центре международной торговли состоялась конференция «Трудовая миграция в России и странах СНГ: тенденции, проблемы и пути сотрудничества». Организатором конференции выступила Общероссийская общественная организация «Деловая Россия», соорганизатором — Министерство иностранных дел Российской Федерации.
Цели конференции:
способствовать формированию цивилизованной системы регулирования трудовой миграции на территории СНГ в интересах стран-партнеров;
стимулировать развитие организованных форм трудовой миграции в Россию из стран СНГ и развитие миграционной инфраструктуры;
выработать предложения по совершенствованию механизма регулирования трудовой миграции в России и странах СНГ.
Задачи конференции:
выявить тенденции и формы трудовой миграции в рамках СНГ, состав трудовых мигрантов из стран СНГ, ориентированных на работу в России;
определить потенциал российского рынка труда и его потребности в иностранной рабочей силе, в том числе из стран СНГ;
установить наиболее актуальные проблемы трудовых мигрантов из стран СНГ в России, предложить меры по решению проблем трудовых мигрантов;
обозначить основные проблемы работодателей в России в вопросах привлечения и использования иностранных трудовых мигрантов;
разработать практические рекомендации по совершенствованию правового регулирования и практики привлечения иностранных трудовых мигрантов в Россию;
обобщить передовой опыт и обозначить основные приоритеты в вопросах формирования инфраструктуры трудовой миграции (соглашения, биржи труда, фирмы по трудоустройству);
обозначить направления совместного противодействия потокам нелегальных мигрантов из стран дальнего зарубежья в страны СНГ и Россию;
предложить рекомендации по унификации и совершенствованию государственной системы иммиграционного контроля в России (система регистрационного учета и мониторинга трудовой миграции).
В конференции приняли участие руководители министерств и ведомств, послы государств — участников СНГ, представители делового сообщества, СМИ, общественных организаций, ведущие эксперты в области миграции.
Вел конференцию председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Б. Титов. С пленарными докладами выступили: заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации А. Яковенко, заместитель руководителя Федеральной миграционной службы В. Поставнин, директор Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации А. Сафонов, руководитель Исполнительного комитета «Деловой России» Н. Остарков, председатель комиссии Общественного совета ЦФО, заместитель председателя ООО «Деловая Россия» Е. Николаева.
Б. Титов говорил о том, что развитие трудовой миграции отвечает интересам бизнеса, в первую очередь несырьевого сектора. Приведя выводы экспертов-демографов о крайне высоких темпах естественной убыли населения в России, Б. Титов еще раз констатировал, что миграция нам нужна. По данным «Деловой России», в строительстве иностранцы составляют сорок процентов работников, в торговле — тридцать, в сельском хозяйстве — семь, на транспортных предприятиях — четыре процента от общего числа занятых. Как хорошо известно, оценки численности мигрантов в Российской Федерации разнятся. Тем не менее, по приблизительным оценкам, каждый пятнадцатый работник в России является иностранцем.
А. Яковенко рассказал о нововведениях в миграционном законодательстве и разъяснительной работе, которую МИД проводит с посольствами стран, откуда прибывают мигранты.
А. Яковенко в своем выступлении отметил, что внешняя трудовая миграция стала существенным фактором для развития и укрепления страны. Он приветствует участие общественных организаций в миграционной политике и считает правильным, что деловые круги как часть гражданского общества проявили такую заинтересованность в развитии этого сектора экономики.
Главная проблема миграционных процессов — теневой бизнес, когда большая часть средств, которая могла бы быть легализована, вращается на криминальном рынке, к услугам которого обращаются 90% трудовых мигрантов. Например, только в Москве в теневом оформлении документов мигрантов обращается около 140 млн. долларов в год. Регистрация мигрантов не только позволит получать налоги в местный бюджет, но и обеспечит социальными гарантиями и более комфортными условиями самих приезжих, снизит криминогенную обстановку.
В. Поставнин в своем докладе отметил, что перспективные новшества в миграционном законодательстве способствуют введению мигрантов в правовое поле. Он привел некоторые цифры. Так, на данный момент, спустя четыре месяца после вступления новых законов в силу, свыше двух миллионов приезжих встали на миграционный учет. Порядка 750 тысяч приезжих получили разрешение на работу (в Москве эта цифра приблизилась к отметке в 500 тысяч человек). Таким образом, новое законодательство дает государственным органам инструментарий для регулирования и контроля над миграцией. Федеральная миграционная служба предлагает организовать вопрос оказания сервисных услуг мигрантам (получение медицинской помощи, оформления документов и так далее), поскольку сейчас эта сфера зачастую находится «в тени». В первую очередь предлагается начать с системы организованного набора, когда мигрант въезжает в страну уже к конкретному работодателю.
В. Поставнин подчеркнул важность взаимодействия государства с общественными организациями, в частности с ООО «Деловая Россия», по вопросам миграционной политики, поскольку «государственные структуры не в силах заниматься каждым мигрантом и каждым работодателем индивидуально, — это общее дело».
По данным ФМС, из 10 стран — основных поставщиков рабочей силы в Россию в 2005 г. лидировали Китай, Украина и Турция. В последнее время к ним добавились Азербайджан и Узбекистан. В общей сложности, по некоторым данным ФМС, в России примерно 10 млн. мигрантов пребывают нелегально. Многие из них приезжают на временные заработки и не регистрируются.
Больше всего мигрантов из стран СНГ и других стран «оседают» в Центральном федеральном округе (46%) и Уральском федеральном округе (13,9%), на третьем месте Дальневосточный федеральный округ (11,2%).
На фоне позитивных выступлений о новшествах в законодательстве и сдвигах в сфере регулирования миграции многие выступающие отметили рост ксенофобии в российском обществе, неприятие мигрантов.
Это нашло отражение в завершающем конференцию выступлении представителя Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который, в частности, привел данные о результатах опросов общественного мнения по поводу приезжих и отношения к ним.
Результаты конференции.
Прошедшая конференция подтвердила актуальность обсуждаемых вопросов регулирования трудовой миграции в России и странах СНГ. В ходе дискуссии были сделаны следующие выводы:
1) трудовая миграция в странах СНГ стала масштабным и значимым социально-экономическим явлением, в котором участвуют 8 — 11 млн. человек, или 6 — 8% экономически активного населения стран региона. На фоне снижения уровня жизни, свертывания производства и роста безработицы некоторые государства региона (например, Россия и Казахстан) отличаются социально-экономической стабильностью, емким рынком труда и высоким уровнем заработной платы. Эти факторы в сочетании с географической близостью, безвизовым режимом, «прозрачностью» пересечения границ, общностью культуры и языка, наличием родственных связей и деловых отношений, конвертируемостью дипломов об образовании формируют потоки трудовых мигрантов внутри СНГ в пользу России и Казахстана;
2) трудовая миграция представляет собой многогранное социально-экономическое явление. Регулируемая и организованная трудовая миграция имеет множество позитивных аспектов для России (как страны приема мигрантов) и стран СНГ (как стран выезда трудовых мигрантов). Благодаря трудовым мигрантам в России развиваются целые сектора экономики — торговля, строительство, транспорт и сельское хозяйство. Трудовая миграция породила мощный поток денежных переводов. Главным экономическим эффектом для стран выезда трудовых мигрантов является сокращение дефицита платежных балансов за счет поступления денежных переводов. Сейчас трудовая миграция стала не только средством выживания значительной части населения, но и реальным механизмом стихийной экономической интеграции между некоторыми странами СНГ;
3) между сведениями из официальных источников, регистрирующих трудовых мигрантов, и реальными масштабами трудовой миграции существует огромный разрыв. Оценки нелегальной трудовой миграции порой разнятся на порядок. Представители ФМС России определяют число нелегальных трудовых мигрантов, пребывающих в России, на уровне не менее 10 млн. человек. Нелегальность положения трудовых мигрантов создает условия для их дискриминации на рынке труда, а порой и ограничивает в правах. Многие трудовые мигранты вынуждены работать без договора, в антисанитарных условиях, без страховок, за них не перечисляются социальные отчисления;
4) незаконная трудовая миграция имеет ряд негативных последствий для России: рост теневой экономики, демпинг уровня заработной платы, формирование этнических анклавов, рост межнациональной напряженности. Формирование обособленных зон компактного расселения мигрантов по этническому признаку затрудняет, а порой делает невозможной интеграцию мигрантов в общество. Замкнутость общин может усиливать негативное отношение и недоверие к мигрантам со стороны местного населения, приводит к обострению межнациональных отношений.
Исходя из вышеприведенных выводов, участники конференции выдвигают следующие тезисы, которые могут быть положены в основу миграционной политики России и стран СНГ в области регулирования трудовой миграции:
1) фундаментальной основой для формирования политики в отношении трудовой миграции из-за рубежа должно являться определение четких потребностей в рабочей силе. Они должны быть основаны прежде всего на экономических и геополитических интересах России. Государственным структурам (Минздравсоцразвития России, Минрегион России, ФМС России) необходимо определить размеры потребностей в иностранной рабочей силе и увязать их с перспективами социально-экономического развития регионов и государства;
2) в условиях депопуляции и нарастающего дефицита трудовых ресурсов в России (с 2007 г. начнет сокращаться численность населения трудоспособного возраста) необходимо создать единое миграционное пространство и единый рынок труда в рамках СНГ (на первом этапе в ЕврАзЭС — Россия, Казахстан, Беларусь, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан), где будут полностью устранены все препятствия для людей, осуществляющих трудовую миграцию;
3) сохранить безвизовый режим, обеспечить возможность взаимных поездок по внутренним паспортам, отменить необходимость получения разрешений на работу работодателям на работников из стран СНГ, продлить срок нахождения на территории стран без регистрации до 90 дней, а в перспективе ввести упрощенный вариант получения вида на жительство и гражданства;
4) создать условия для эффективного использования объединенного трудового потенциала государств-партнеров путем организованного перемещения рабочей силы в регионы и страны, испытывающие дефицит работников, путем подписания межправительственных соглашений, а также соглашений правительств посылающих мигрантов стран с правительствами регионов стран приема трудовых мигрантов;
5) развивать миграционную инфраструктуру, в том числе создавать и поддерживать создание банков данных о вакансиях, миграционных бирж, рекрутинговых агентств и т. п.;
6) провести процедуры легализации («миграционную амнистию») в России трудовых мигрантов из стран ЕврАзЭС на условиях наличия трудового контракта;
7) обеспечить равные условия оплаты труда трудовым мигрантам, контролировать выполнение работодателями условий и норм труда, пенсионных и социальных гарантий перед иностранными работниками;
8) стимулировать вывод из тени денежных средств, заработанных трудовыми мигрантами путем создания разветвленной сети доступных пунктов денежных переводов;
9) разработать программы внутригосударственной занятости, повышения общеобразовательного уровня, формирования и эффективного использования квалифицированного потенциала трудоспособного населения в пределах стран — участников соглашения;
10) наряду с мерами либерализации миграционной политики Россия должна сохранять постоянный контроль в вопросах законности пересечения границы и использования рабочей силы работодателями, соблюдения условий труда мигрантов, их прав и сроков пребывания, налоговых и социальных отчислений с зарплат мигрантов. Параллельно с либерализацией процедур по привлечению легальных мигрантов должны быть серьезно ужесточены наказания за содействие и организацию нелегальной миграции, незаконный въезд, пребывание и занятость, нарушение прав мигрантов и нелегальное использование их труда работодателями.
Наиболее интересные материалы конференции «Трудовая миграция в России и странах СНГ: тенденции, проблемы и пути сотрудничества» будут опубликованы в следующих номерах журнала «Миграционное право».
——————————————————————