О состоянии законности и прокурорском надзоре за соблюдением конституционных прав граждан на безопасные условия труда в России

(Викторов И. С., Чернышева Л. А.) («Трудовое право», 2008, N 5)

О СОСТОЯНИИ ЗАКОННОСТИ И ПРОКУРОРСКОМ НАДЗОРЕ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН НА БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА В РОССИИ

И. С. ВИКТОРОВ, Л. А. ЧЕРНЫШЕВА

Викторов И. С., главный научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ.

Чернышева Л. А., старший преподаватель Санкт-Петербургского юридического института Академии Генеральной прокуратуры РФ.

Право на труд относится к основным правам человека, а состояние законодательства и реальное положение дел в области реализации данного права не только являются показателем цивилизованности общества, но и непосредственно воздействуют на его нравственность, эффективность его экономики. Конституция РФ провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (статья 2). Из содержания статьи 7 Конституции РФ также следует, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровья людей, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (пункт 3 статьи 37). В этой связи принятая государством на себя обязанность обеспечивать охрану труда и здоровья работающего населения является осуществлением одной из его функций, а именно защиты прав и свобод человека, в том числе права на труд в условиях, отвечающих установленным законодательством требованиям безопасности и гигиены. Главным и основным направлением государственной политики в области охраны труда становится обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников. Позиция признания здоровья как высшего национального приоритета государства находит понимание и твердую поддержку руководства РФ. В частности, в одном из Посланий к Федеральному Собранию Президент РФ особо отметил, что в современных условиях охрана здоровья — это проблема государственного масштаба. В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 гг.) подчеркивается, что устойчивые и высокие темпы экономического роста невозможно обеспечить без развития рынка труда и создания условий для организации эффективных рабочих мест. В сохранении жизни и здоровья работников государство заинтересовано еще и потому, что показатель средней продолжительности предстоящей жизни населения составляет всего 65,3 года, при этом отмечается сверхсмертность мужчин, особенно трудоспособного возраста. Несомненно, что человек — это достояние государства. Труд, а именно сфера наемного труда, распространяется на подавляющее число населения нашей страны, около 80% граждан прилагают свои физические и умственные способности, являясь тем самым субъектом рынка труда. Возрастной критерий, половые признаки в трудовом праве являются дифференцирующим элементом, в зависимости от данных признаков осуществляется различный подход в регулировании трудовых правоотношений и охраны трудовых прав. Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Трудовые права гражданина, провозглашенные как в международных актах, принятых большинством стран мирового сообщества, так и в национальном законодательстве, являются составляющей прав человека и гражданина. Так, Европейская социальная хартия 1961 г. гласит: «Каждый человек имеет возможность зарабатывать на жизнь трудом, который свободно выбирает». Наряду с этим трудовая деятельность остается одной из едва ли не самых незащищенных сфер деятельности, разрыв между конституционными гарантиями прав человека и реальными возможностями граждан по их реализации весьма велик. Более того, проблемы обеспечения в организациях Российской Федерации здоровых и безопасных условий труда, предупреждения несчастных случаев на производстве, снижения производственно обусловленной заболеваемости и связанных с этим экономических потерь остаются достаточно острыми. По данным Минтруда и социального развития, износ основных фондов предприятий приблизился к 60%, доля использования устаревших технологий и оборудования в отдельных отраслях промышленности составляет более 80%. Неудовлетворительные условия труда зачастую являются основной причиной высокого уровня производственного травматизма, общей профессиональной обусловленной заболеваемости <1>. ——————————— <1> Доклад «О результатах работы в 2005 г. по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». М., 2006. С. 43.

По данным Федеральной инспекции труда

60

** ** 50 ** ** ** ** ** ** ** ## ** ## ** ** ## ** ## ** ## ** ** ## 40 ** ## ** ## ** ** ## ** ## ** ## ** ** ## ** ## ** ## ** ** ## ** ## ** ## ** ** ## 30 ** ## ** ## ** ** ## ** ## ** ## ** ## ** ## ** ## ** ## ** ## ** ## ** ## ** ## ** ## ** ## 20 ** ## ** ## ** ## ** ## ** ## ** ## ** ## ** ## ** ## ** ## ** ## ** ## ** ## ** ## ** ## ** ## 10 ** ## ** ## ** ## ** ## ** ## ** ## ** ## ** ## ** ## @@ ** ## @@ ** ## @@ ** ## @@ ** ## @@ «» ** ## @@ «» ** ## @@ «» ** ## @@ «» 0 2002 2003 2004 2005

* — работающие на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности (тыс. чел.); # — работающие в промышленности (тыс. чел.); @ — работающие на транспорте и связи (тыс. чел.); » — работающие в строительстве (тыс. чел.).

Несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания являются не только человеческой трагедией, но и причиной наиболее серьезных экономических потерь. По данным Росстата, доля занятых на работах, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, а также количество впервые выявленных профессиональных заболеваний неуклонно растут.

7000

6000 ** ** ** @@ ** @@ 5000 ** @@ ** @@ * — ГИТ ** @@ ** @@ ** @@ ** # — РОССТАТ ** @@ ** @@ ** @@ ** @ — ФСС 4000 ** ## @@ ** @@ ** @@ ** ** ## @@ ** ## @@ ** @@ ** ** ## @@ ** ## @@ ** ## @@ ** @@ 3000 ** ## @@ ** ## @@ ** ## @@ ** ## @@ ** ## @@ ** ## @@ ** ## @@ ** ## @@ ** ## @@ ** ## @@ ** ## @@ ** ## @@ 2000 ** ## @@ ** ## @@ ** ## @@ ** ## @@ ** ## @@ ** ## @@ ** ## @@ ** ## @@ ** ## @@ ** ## @@ ** ## @@ ** ## @@ 1000 ** ## @@ ** ## @@ ** ## @@ ** ## @@ ** ## @@ ** ## @@ ** ## @@ ** ## @@ ** ## @@ ** ## @@ ** ## @@ ** ## @@ 0 2001 2002 2003 2004

ГИТ — Государственная инспекция труда; ГКС — Госкомстат России; ФСС — Фонд социального страхования.

В 2005 г. в сравнении с 2004 г. несколько возросло абсолютное количество работающих на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности. При этом в течение 2002 — 2005 гг. общая численность работников, работающих на таком оборудовании, изменялась незначительно и составляла ежегодно чуть более 50 тыс. человек. В организациях частной формы собственности к концу 2005 г. по сравнению с 2002 г. удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, также существенно увеличился и составил, например, в промышленности — 24,1% (в 2002 г. — 20,9% работников), в строительстве — 11,6% (в 2002 г. — 10,3% работников), на транспорте — 20,4% (в 2002 г. — 14,6% работников), в связи — 6,1% (в 2002 г. — 3,8% работников). О том, что более трети работников, среди которых значительную часть составляют женщины, занято на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, свидетельствуют показатели по представлению различных компенсаций за условия труда, которые пока не снижаются. Ежегодно на производстве погибает около 5 тыс. человек трудоспособного возраста. Положение усугубляется тем, что в России нет устойчивой системы управления охраной труда на федеральном, региональном и отраслевом уровнях, предельно изношены основные производственные фонды, ослаблена трудовая дисциплина, отсутствуют эффективные экономические механизмы, побуждающие работодателя вкладывать средства в охрану труда. За последние три года произошли существенные изменения в организационном и правовом аспектах государственного управления охраной труда. При этом о многих из них нельзя сказать, что они позитивно повлияли на положение дел в данной области. Посредством проведенных реформ <2> ликвидирована Межведомственная комиссия по охране труда; на уровнях федеральных органов исполнительной власти практически повсеместно упразднены структурные подразделения, ранее занимавшиеся охраной труда; органы местного самоуправления не получили четких, внятных полномочий для решения вопросов охраны труда на подведомственных территориях; ликвидировано Министерство труда и социального развития РФ, в функции которого входило решение широкого спектра вопросов охраны труда; понизился статус и уменьшилась численность Федеральной инспекции труда. В области законодательства: с принятием Федерального закона «О техническом регулировании» вводятся технические регламенты, которые призваны заменить действующие государственные стандарты, являющиеся обязательными для применения. ——————————— <2> Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», последующие подзаконные акты, принятые на уровне Правительства РФ и регламентирующие данные изменения.

Институт охраны труда является одним из основополагающих институтов трудового права и включает в себя следующие группы норм трудового права: нормы-принципы государственной политики в области охраны труда; правила государственного управления охраной труда; право работника на охрану труда и его гарантии; нормы по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда работодателем, включая предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве; правила техники безопасности и производственной санитарии, система стандартов безопасности труда (ССБТ); специальные нормы охраны труда отдельных категорий работников. Реализация таких принципов, как осуществление государственной политики в области охраны труда и установление правил государственного управления охраной труда, обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда. Немаловажное значение имеет государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, как один из основных способов защиты трудовых прав и свобод граждан. В главе 57 Трудового кодекса Российской Федерации изложена система государственных органов, осуществляющих контроль и надзор: четко обозначены правомочия основного контролирующего органа — Федеральной инспекции труда; права, обязанности и ответственность других государственных органов; изложены основы их взаимодействия. Прокуратура является одним из органов в системе государственных органов, деятельность которых направлена на осуществление функций надзора. Проводимые органами прокуратуры надзорные мероприятия показали, что проблемы обеспечения в организациях здоровых и безопасных условий труда, предупреждения нечастных случаев на производстве, снижения производственно обусловленной заболеваемости и связанных с этим экономических потерь остаются достаточно острыми. По обобщенным данным за 2006 г., в результате проверок было выявлено около 90 тыс. (87452) нарушений закона, в том числе 5478 незаконных правовых актов, принесено 5204 протеста (из них отклонено 36, по удовлетворенным отменено и изменено незаконных правовых актов 5054), в суд направлен 381 иск в интересах граждан (12 из них отклонено), внесено 1250 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 9115 лиц, предостережено о недопустимости нарушения закона 2633 лица, в административном порядке по постановлению прокурора наказано 10346 лиц, возбуждено 324 уголовных дела <3>. ——————————— <3> Информационно-аналитический доклад «Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры». М., 2007. С. 22; Аналитическая справка Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ. 2007.

В 2006 г. Федеральной инспекцией труда по результатам проверок более 15 тыс. материалов было направлено в органы прокуратуры для привлечения к уголовной ответственности. Анализируя материалы прокурорского надзора за 2006 г., можно сделать вывод, что требования законодательства об охране труда нарушаются практически во всех отраслях промышленности, особенно в угольной промышленности, в строительных организациях, на транспорте. Правонарушения в области соблюдения прав граждан на безопасные условия труда вытекают из ненадлежащего исполнения либо сознательного нарушения установленных законодательством прав и обязанностей как работников, так и работодателей. Права работника по обеспечению безопасных условий труда изложены в главе 36 ТК РФ, обязанности работодателя в общем виде изложены в статье 212 ТК РФ. Порядок регулирования правоотношений в данной сфере предусмотрен достаточно большим количеством специфичных нормативных источников, в том числе содержащих в себе не только правовую норму, но и технические показатели. Для того чтобы права граждан на безопасные условия труда соответствовали действующему законодательству и установленным стандартам, необходимо соблюдение следующих условий: 1. Достаточное финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда в соответствии со статьей 226 ТК РФ осуществляется: из средств федерального бюджета; из бюджетов субъектов РФ; из местных бюджетов; за счет добровольных взносов организаций и физических лиц; за счет работодателя (за исключением государственных и унитарных предприятий и федеральных учреждений), в размере 0,2%; из фондов охраны труда. В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 19 декабря 2006 г. N 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 г.» <4> Фонду социального страхования Российской Федерации разрешено в 2007 г. направлять до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных на 2006 г., за вычетом расходов на выплату обеспечения по данному виду страхования, на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Фонду разрешено также направить определенные средства на финансирование углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. ——————————— <4> СЗ РФ. 2006. N 52 (часть 1). Статья 5500.

Финансирование указанных мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях может осуществляться в соответствии с правилами, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством РФ <5>. ——————————— <5> Постановлением Правительства РФ от 27 марта 2007 г. N 187 (СЗ РФ. 2007. N 14. Статья 1699) Министерству здравоохранения и социального развития РФ поручено утвердить по согласованию с Фондом социального страхования РФ Правила финансирования в 2007 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, и давать разъяснения по их применению.

Вопросы льготного налогообложения, отнесения средств к определенным расходам регулируются главой 25 Налогового кодекса РФ <6>. ——————————— <6> Так, согласно пункту 1 статьи 252 и подпункту 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, работодателю (налогоплательщику) предоставлено право уменьшать полученные доходы на сумму расходов по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством РФ, а также расходов на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходов, связанных с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, непосредственно находящихся на территории организации. Это делает расходы на улучшение условий труда социально эффективными.

2. Наличие сертификации производственного оборудования. В соответствии со статьей 215 ТК РФ машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе и иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия. Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии разработаны и утверждены Правила сертификации производственного оборудования (Постановление N 25 от 3 мая 2000 г.), согласно данным Правилам, сертификация оборудования проводится на соответствие: требованиям государственных стандартов; санитарным нормам и правилам; строительным нормам и правилам; нормам безопасности и др. 3. Наличие сертификации организации работ по охране труда. Вопрос о необходимости введения сертификации в области охраны труда возник еще в начале 90-х гг. прошлого столетия. Это было обусловлено тем, что, несмотря на действующую много лет Систему стандартов безопасности труда (ССБТ), на производство продолжало поступать оборудование, не отвечающее требованиям безопасности труда, применялись технологические процессы, вещества и материалы, не соответствующие гигиеническим нормативам и санитарно-гигиеническим требованиям. В соответствии со статьей 212 ТК РФ работодатель обязан провести сертификацию организации работ по охране труда, Постановлением Министерства труда РФ от 24 апреля 2002 г. N 28 введены Система и Правила сертификации организации работ по охране труда (ССОТ). 4. Наличие аттестации рабочих мест <7> по условиям труда. Включает в себя гигиеническую оценку существующих условий и характера труда. В соответствии со статьей 212 ТК РФ работодатель обязан произвести аттестацию рабочих мест, порядок аттестации установлен Постановлением Министерства труда и социального развития РФ N 12 от 14 марта 1997 г. «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» и более чем 10 источниками (Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса; Критерии и классификация условий труда; Стандарты системы безопасности труда; Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы и т. д.) <8>. ——————————— <7> Согласно статье 209 ТК РФ, рабочее место — это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Рабочее место, на котором работающий находится большую часть своего рабочего времени (более 50% или более 2 часов непрерывно), считается постоянным рабочим местом. Если при этом работа осуществляется в разных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона (ГОСТ 12.1.005-88). При этом рабочей зоной признается пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на котором находятся места постоянного или временного (непостоянного) пребывания работников. Если при этом работа осуществляется в разных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом является вся рабочая зона (приложение 18 к Руководству по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Р 2.2.2006-05). <8> См.: Полный перечень источников в библиографическом списке.

5. Соблюдение требований к условиям труда на рабочем месте — обязанность работодателя, предусмотрена статьей 212 ТК РФ, характеристика условий труда производится в соответствии со стандартом ССБТ 12.0.003-74; ГОСТ 12.1.005-88 «ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны»; СанПиН 2.2.4.548-96; ГОСТ 12.1.007-76 «ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности» и др. Оцениваются: производственные факторы; травмоопасность рабочих мест; обеспечение работников средствами защиты; характеристика условий труда (микроклимат производственных помещений, вредные вещества в воздухе рабочей зоны; организация и регулирование обмена воздуха в помещении; освещенность производственных помещений; производственный шум и вибрация; психофизиологические факторы). Проведение медицинских осмотров. В соответствии с требованием статьи 212 ТК РФ работодатель обязан организовать за счет собственных средств медицинские осмотры. Медицинские осмотры подразделяются на: первичные (предварительные), периодичные, внеочередные. Вопросы прохождения медицинских осмотров регламентируются статьей 213 ТК РФ и подзаконными актами (Постановление Правительства РФ от 27 октября 2003 г. N 646 «О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)»; Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 877 «Об утверждении Перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров»; Приказ Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1996 г. N 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» и др.). 6. Выдача специальной одежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты. Назначение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты — предотвратить или уменьшить воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов. Регулируется статьями 210, 221 ТК РФ, Правилами, утвержденными Постановлением Минтруда РФ от 18 декабря 1998 г. N 51. Всероссийским центром охраны труда Минтруда России при участии Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты в 2002 г. разработан справочник-каталог «Средства индивидуальной защиты». Справочник-каталог является практическим приложением к типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств специальной защиты. 7. Выдача смывающих и обезвреживающих средств. В соответствии со статьей 221 ТК РФ работодатель обязан выдать работнику бесплатно смывающие и обезвреживающие средства. Министерство труда и социального развития РФ Постановлением N 45 от 4 июля 2003 г. утвердило нормы, порядок и условия выдачи смывающих и обезвреживающих средств для работы с загрязнениями. 8. Выдача молока и лечебно-профилактического питания. В настоящее время порядок выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, регулируется статьей 222 ТК РФ, Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2002 г. N 849 «О порядке утверждения норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания». В соответствии с данным Постановлением Министерство труда и социального развития РФ приняло 31 марта 2003 г. Постановления N 13 «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда» и N 14 «Об утверждении Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания». К вредным производственным факторам, при воздействии которых рекомендуется употребление молока, относятся: химические (органические и неорганические соединения), биологические и физические факторы. 9. Обучение и инструктирование работников по охране труда производится в соответствии со статьей 225 ТК РФ и ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Все работники организации, в том числе и работодатель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном Постановлением Минтруда России и Минобразования России N 1/29 от 13 января 2003 г. 10. Оборудование специальных помещений. В соответствии со статьей 223 ТК РФ обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки, создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованные набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи, устанавливаются препараты для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой. Эти нормы содержатся также в строительных СНиПах, в частности в СНиПе 2.09.04-87 (с последующими изменениями в 1994, 1995, 2001 гг.) приведены требования к оборудованию административных и бытовых зданий. Согласно данным информационно-аналитического доклада <9>, наиболее распространены следующие из вышеперечисленных нарушений безопасности условий труда: ——————————— <9> Информационно-аналитический доклад «Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры». М., 2007. С. 22.

не производится ознакомление работников с требованиями охраны труда; недостаточно финансируются мероприятия по улучшению условий и охраны труда; во многих организациях отсутствуют служба либо специалисты по охране труда; государственные инспекторы не используют в полной мере свои полномочия по привлечению лиц, виновных в нарушении законов об охране труда, к административной ответственности. Проблема следования законодательству о соблюдении прав граждан на безопасные условия труда строительными предприятиями на протяжении ряда лет не утрачивает своей актуальности. Одной из причин является привлечение к работе иностранной рабочей силы, в том числе с нарушением миграционного законодательства. При этом работодатель использует неквалифицированную рабочую силу для производства работ повышенной опасности и пренебрегает предоставлением работнику индивидуальных средств защиты, что является основной причиной производственного травматизма. Так, количество занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в строительстве выросло по сравнению с 2002 г. на 6 тыс. человек (2002 г. — 154 тыс. человек; 2005 г. — 160 тыс. человек). Количество работающих на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности, в этой же области возросло на 1 тыс. человек по сравнению с 2002 г. (2002 г. — 1 тыс. человек; 2005 г. — 2 тыс. человек). По результатам проведенных проверок наиболее распространенными случаями нарушения правил ведения строительных работ являются: осуществление работ на высоте без предохранительных и сигнальных ограждений и предохранительных поясов, знаков безопасности; производство работ с применением газовых баллонов осуществляется при отсутствии или неисправных манометрах; распределительные щиты и рубильники не обеспечены запирающими устройствами, не выполнена разводка временных электросетей напряжением до 1000 В на опорах; отсутствуют ограждения проемов в стенах; не проведен инструктаж о безопасных методах работы; отсутствуют обозначения проездов для транспортных средств, дорожные знаки; отсутствуют акты-допуски на производство строительно-монтажных работ, заключенные с подрядчиком; ведутся работы на монтажных горизонтах без использования предохранительного пояса и отсутствует равномерное освещение; не надлежаще осуществляется разводка временных электросетей; в санитарно-бытовых помещениях в необходимом объеме отсутствуют аптечки с медикаментами, носилки и другие средства оказания помощи. Данные факты свидетельствуют о нарушении работодателем требований статей 212, 219, 221, 223, 225 ТК РФ об обеспечении безопасных работ. Согласно статьям 2, 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», эксплуатирующая опасный производственный объект, на котором используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры, организация обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных актов РФ, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности, организовать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности. Не менее сложной остается ситуация в горнорудной промышленности. Например, согласно материалам проверки в области горного надзора, только по Кемеровской области вместе с ростом добычи угля продолжает оставаться высоким уровень аварийности и травматизма в угольной промышленности <10>. Из 74 человек, смертельно травмированных в угольной промышленности, 62 человека травмировано на подземных работах. Большая часть смертельных травм происходила при взрывах, вспышках и выбросах метана — 36 человек, или 58% от числа травмированных на подземных работах; при эксплуатации транспортных средств — 11 человек, или 17,7%; при обрушении кровли выработки и вмещающих пород погибли 7 человек. ——————————— <10> Хронологические рамки 2002 — 2005 гг.

Работа осуществляется на технике, имеющей большой процент износа, иногда до 90%, практически все механизмы устарели в условиях произошедших изменений физики геомеханических процессов сдвижения горных работ, процессов и объемов выделения метана, а нормативная база, регламентирующая управление этими процессами, осталась на уровне 80-х гг. и не отменена. Применяемые на шахтах комбинированные схемы проветривания с изолированным отводом метан а практически исчерпали себя. Используемая дегазация недостаточна для эффективного повышения уровня безопасных условий труда. Заключения экспертизы промышленной безопасности частично выполнены с нарушением требований промышленной безопасности и состояния технических устройств, эксплуатируемых на опасных производственных объектах. Предприятиями зачастую не разрабатываются мероприятия по устранению нарушений требований промышленной безопасности и мероприятия по предупреждению отступлений от требований промышленной безопасности. Классифицируя нарушения законодательства в области соблюдения прав граждан на безопасные условия труда, можно указать, что независимо от отрасли промышленности, от региона, страны имеют место нарушения нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере обеспечения безопасных условий труда, в частности: травматизм; профессиональные заболевания; нарушения по порядку принятия локальных нормативных актов и по их содержанию; нарушения в области регулирования труда женщин, несовершеннолетних; нарушения, допускаемые при заключении трудового договора (определение существенных условий труда); нарушения в работе контролирующих органов; нарушения санитарно-гигиенических требований; нарушения финансирования безопасных условий труда; нарушения при обеспечении спецодеждой; нарушения в области экспертизы условий труда, обучения техники безопасности, сертификации рабочих мест; изношенность оборудования; превышение допустимых норм воздействия вредных производственных факторов и т. д. Как уже было сказано, одним из главных условий, призванных обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека, является труд. Труд занимает центральное место в жизни людей, он определяет стабильность семьи и общества в целом. Именно в целях жизнеобеспечения людей государство должно принимать экономические, организационные, технические, правовые и другие меры, которые способствовали бы эффективной защите прав человека труда в случае его болезни, травмы на рабочем месте. В соответствии с действующим трудовым законодательством, а именно со статьей 63 ТК РФ, «работоспособный» <11> и «трудоспособный» <12> возраст в России наступает при определенных условиях с достижения возраста 14 лет. Развитое правовое государство должно быть заинтересовано в продлении «трудового» возраста граждан и должно не только гарантировать обеспечение соответствующих условий труда, но и максимально обеспечить право гражданина на безопасный труд. ——————————— <11> Работоспособность — состояние человека, определяемое возможностью физиологических и психических функций организма, которое характеризует его способность выполнять конкретное количество работы заданного качества за требуемый интервал времени // Руководство по врачебной и трудовой экспертизе. <12> Трудоспособность — состояние человека, при котором совокупность физических, умственных и эмоциональных возможностей позволяет трудящемуся выполнять работу определенного объема и качества // Руководство по врачебной и трудовой экспертизе.

——————————————————————