Предмет прокурорского надзора в сфере реализации прав на медицинскую помощь
(Золоев А.) («Законность», 2010, N 11)
ПРЕДМЕТ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ
А. ЗОЛОЕВ
Золоев А., помощник прокурора г. Новокузнецка Кемеровской области.
Проблема реализации прав граждан в сфере охраны здоровья и медицинской помощи, в том числе средствами прокурорского надзора, представляется все больше актуальной. Защита прав и свобод человека и гражданина в соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ гарантируется государством.
В эту сферу правоотношений вовлечены интересы больших групп населения, на охрану которых, в соответствии с решением коллегии Генеральной прокуратуры от 3 октября 1996 г., нацелены прокуроры. В свою очередь специфические черты общественных отношений в сфере реализации прав на медицинскую помощь в значительной мере определяют особенности предмета и задач прокурорского надзора. Предмет каждой из отраслей прокурорского надзора определен соответствующей статьей Закона о прокуратуре. Применительно к рассматриваемой сфере правоотношений важнейшая роль принадлежит отрасли надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем в осуществлении правозащитной деятельности прокуратуры немалое значение и у других отраслей надзора. Особенности правоотношений в сфере предоставления и оказания медицинской помощи обусловлены, с одной стороны, спецификой объекта медицинского вмешательства — воздействием на такие личные неимущественные блага, как жизнь, здоровье, телесная неприкосновенность <1>, с другой — колоссальным многообразием форм и видов медицинской деятельности. Практическая реализация прав человека и гражданина на медицинскую помощь непосредственно связана с такими категориями, как доступность, качество и безопасность медицинской помощи, характеризующими эффективность здравоохранения в целом. При этом социальное значение и востребованность обеспечения законности в этой сфере общественных отношений, подчеркивая правозащитную роль прокуратуры, отражают полное совпадение интересов каждого гражданина по защите его конституционных прав с интересами государства и общества в целом. ——————————— <1> Шевчук С. С. О некоторых проблемах совершенствования законодательства в сфере здравоохранения // Современное право. 2002. N 1. С. 21 — 24.
Изложенное позволяет определить особенности предмета прокурорского надзора в сфере реализации прав на медицинскую помощь. Это те общественные отношения, та совокупность взаимосвязанных требований общества к государству и праву и права к государству и иным участникам общественных отношений, которые непосредственно связаны, с одной стороны, с исполнением законов и правовым регулированием системообразующих процессов предоставления и оказания медицинской помощи, с другой — реализацией прав человека и гражданина на медицинскую помощь. Качественная характеристика сущности предмета надзорной деятельности в этой сфере правоотношений раскрывается содержанием задач, конкретизирующих, что речь идет о сфере общественных отношений, связанных с реализацией права на доступную, качественную, безопасную медицинскую помощь. Анализ основных положений Закона о прокуратуре, Приказа Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» позволяет обосновать общие задачи прокурорского надзора за соблюдением прав человека и гражданина на медицинскую помощь. Это: — обеспечение постоянного поступления и анализа сведений о состоянии законности в сфере соблюдения прав человека и гражданина на доступную, качественную и безопасную медицинскую помощь; — своевременное выявление, устранение и предупреждение нарушений законов в сфере соблюдения прав человека и гражданина на доступную, качественную и безопасную медицинскую помощь; — принятие эффективных мер прокурорского реагирования, направленных на устранение выявленных нарушений прав человека и гражданина на доступную, качественную и безопасную медицинскую помощь; — выявление правовых актов, противоречащих Конституции РФ и законодательству РФ в сфере реализации прав человека и гражданина на доступную, качественную и безопасную медицинскую помощь; — выявление противоречий, пробелов действующего законодательства, принятие мер по его совершенствованию в сфере соблюдения прав человека и гражданина на доступную, качественную и безопасную медицинскую помощь; — обеспечение действенного и эффективного надзора за исполнением законов и соблюдением прав человека и гражданина государственными органами контроля и надзора, обладающими полномочиями по осуществлению контрольной (надзорной) деятельности в сфере здравоохранения; — привлечение виновных должностных лиц к установленной законом ответственности за нарушение законодательства в сфере соблюдения прав человека и гражданина на доступную, качественную и безопасную медицинскую помощь. Реальные социально-экономические условия и современный уровень общественных отношений, направление политики государства в отношении здравоохранения, приказы и указания Генерального прокурора РФ (в частности, Приказы Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»; от 10 января 2007 г. N 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов»; от 26 ноября 2007 г. N 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»; Указание Генерального прокурора РФ от 14 мая 2009 г. N 160/8 «Об организации работы по применению части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации») определяют специальные задачи прокурорского надзора в рассматриваемой сфере правоотношений. К ним следует отнести: — исполнение законов в ходе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»; — соблюдение Бюджетного кодекса, исполнение законодательства о поставках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, в части финансирования процесса предоставления медицинской помощи, а также необходимого материального обеспечения лечебно-профилактических учреждений; — обеспечение соблюдения прав маломобильных групп населения в части организации беспрепятственного доступа на объекты здравоохранения; — обеспечение соблюдения прав социально незащищенных слоев населения, иностранных граждан и лиц без гражданства на медицинскую помощь; — обеспечение соответствия законам нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы доступности, качества и безопасности медицинской помощи, издаваемых субъектами, указанными в ст. 21 Закона о прокуратуре; — обеспечение неукоснительного соблюдения законов, непосредственно регулирующих вопросы доступности, качества и безопасности медицинской помощи; — обеспечение защиты прав на доступную, качественную и безопасную медицинскую помощь не только неопределенного круга лиц, но и конкретных граждан. Таким образом, специфические особенности предмета и задач прокурорского надзора в сфере реализации прав на медицинскую помощь, с одной стороны, являются отражением правозащитной деятельности современной прокуратуры, с другой — их конкретизация способствует оптимизации практической деятельности прокуратуры в этом направлении.
——————————————————————