Влияние миграции на экономическую безопасность Российской Федерации

(Добыш М. А.) («Миграционное право», 2008, N 3)

ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М. А. ДОБЫШ

Добыш М. А., аспирант Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Процессы, происходящие в сфере миграции, оказывают существенное влияние на состояние национальной безопасности государства, на международную стабильность. При отсутствии эффективной миграционной политики мигранты, прежде всего нелегальные, становятся питательной средой для организованной преступности, наркобизнеса, терроризма. Эта среда способствует росту и воспроизводству угроз государству и гражданскому обществу. Важнейшая роль в формировании и реализации эффективной миграционной политики, соответствии ее национальным интересам принадлежит парламентской составляющей. В нее входит: совершенствование законодательной базы, нормативно-правовое обеспечение государственных механизмов миграционных процессов, конкретная ответственность министерств, ведомств, должностных лиц, граждан, за соблюдение норм и правил, установленных в миграционной сфере, мобилизация общественности на поддержание и проведение в жизнь миграционной политики. Нелегальная миграция — явление масштабное, сложное и многогранное. В последние 12 — 15 лет на пространстве СНГ оно приобрело распространенный и устойчивый характер. Его источниками являются: безработица, нищета, социальная незащищенность, бюрократия, коррупция. А самое важное, что благоприятные условия для нее создает несовершенство нормативной правовой базы. В 2007 г. доля теневого рынка труда, по различным оценкам, была значительна и составляла от 5 до 10 млн. человек. По имеющимся данным, практически три четверти трудовых мигрантов осуществляют трудовую деятельность незаконно, не имея разрешения на работу и находясь на нелегальном положении. Четверть тех, кто работает без официального разрешения, работает по устной договоренности, а половина трудится вообще без оформления какой-либо договоренности. Соответственно, и зарплату в основном они получают неофициально — 61% из работающих по найму, 11% мигрантов получают ее официально и только 28% — мигрантов официально, по ведомости. По оценкам ФМС России, сумма денежных переводов, отправляемых молдавскими мигрантами из России к себе на родину, составляет примерно 30% от валового внутреннего продукта Молдовы. В Грузии это 20%. Удивителен в этом отношении Таджикистан: при национальном бюджете 485 млн. долларов находящиеся в России мигранты вывозят и пересылают домой в Таджикистан более 1 млрд. долларов, т. е. два бюджета страны, при этом легальными переводами отправляется не более 500 млн. Иными словами, одно нарушение неизменно влечет за собой другое, нарушается валютно-экспортное законодательство, возникает гигантский объем обналиченных теневых средств. Все это представляет огромную опасность для социально-экономической стабильности России. Причина подобного состояния дел кроется не только в страхе самих мигрантов перед репрессивными мерами со стороны государственных органов, в сложности получения разрешительных документов, но и непосредственно в выгоде, получаемой самими работодателями от привлечения нелегальных трудовых ресурсов за счет ухода от налогообложения и обязательных социальных выплат. В целях либерализации административно-правовых механизмов учета иностранных граждан и совершенствования государственного контроля за въездом иностранных граждан в Российскую Федерацию и их пребывания в РФ 18.07.2006 принят Федеральный закон N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», вступивший в силу 15.01.2007 <1>. ——————————— <1> Исполнение федерального законодательства в сфере осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории России: Миграционная библиотечка. М.: Юридический центр Пресс, 2007. С. 100.

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории России, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов России в сфере миграции. Данный Закон определил новый порядок постановки на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих в Российскую Федерацию, снял излишние административные барьеры для тех специалистов, в притоке которых нуждается наша страна. Одновременно с этим государственные органы получили достоверную статистику о пребывании в России иностранных граждан и лиц без гражданства, а как результат — новые возможности для оздоровления миграционной и демографической ситуации. Иностранные граждане и лица без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации, могут уведомить о прибытии в место пребывания лично, явившись в органы ФМС России, либо сделав это через органы почтовой связи (направив уведомление о прибытии в место пребывания в органы ФМС России). Эти нововведения значительно упрощают жизнь иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Согласно принятому 18.07.2006 Федеральному закону N 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» значительно упростились процедуры, связанные с механизмом трудоустройства иностранных граждан на территории Российской Федерации. Одновременно с этим Правительством Российской Федерации 15.11.2006 было принято Постановление N 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации», регламентирующее порядок выдачи работодателям разрешений на привлечение и использование иностранных работников, порядок выдачи разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и порядке, не требующем получения визы. Согласно данному Постановлению значительно облегчается процедура получения иностранными гражданами разрешений на работу в Российской Федерации. Правительство Российской Федерации, принимая данное Постановление, рассчитывало увеличить приток иностранных специалистов, в которых так нуждается Россия. В соответствии с п. 3 и 4 ст. 18.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Правительством Российской Федерации была утверждена квота на 2007 г. на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующим получения визы» в количестве 6 млн. разрешений на работу (Постановление Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 682). Правительство Российской Федерации Постановлением N 982 от 29.12.2007 утвердило квоту на 2008 г. на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в количестве 1 828 245. Постановлением от 29.12.2007 N 984 потребность на 2008 г. в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников определена в количестве 1 828 245 человек и установлено распределение потребности по приоритетным профессионально-квалификационным группам <2>. ——————————— <2> Ваше Право. Миграция. 2008. Февраль.

Теперь иностранным гражданам и лицам без гражданства достаточно обратиться в территориальный орган ФМС России по месту пребывания с заявлением о выдаче разрешения на работу. С учетом принятых федеральных законов произошло фактическое пятикратное увеличение законно пребывающих и работающих иностранных граждан и лиц без гражданства по сравнению с другими годами. Положительная динамика наблюдается и в наступившем году. Число граждан, желающих получить разрешение на работу и легально трудиться в России, многократно возросло, в некоторых регионах России в 5 — 7 раз. За первый квартал 2007 г. с момента вступления в силу миграционного законодательства всеми подразделениями ФМС России было принято свыше 70 тыс. документов на оформление разрешений на работу иностранным гражданам, в том числе УФМС России по г. Москве принято свыше 29 тыс. документов, УФМС России по Московской области — 8 тыс. документов иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Наибольший рост числа обращений отмечается в ЦФО. Например, в Воронежской области — в 24 раза, во Владимирской — в 9 раз, в Липецкой — в 5 раз, в Москве — в 3 раза <3>. ——————————— <3> Статистические данные Управления трудовой миграции ФМС России от 30 марта 2007 г.

За первый квартал 2007 г. на миграционный учет поставлено более 341 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе 15 тыс. воспользовались возможностью учета посредством почтовых уведомлений. Если за один месяц 2006 г. в порядке регистрации ежедневно по всей стране на учет вставало около 12 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, то за один месяц 2007 г. это количество увеличилось до 26 — 29 тыс. Положительная тенденция продолжилась и в первые месяцы 2008 г. Поскольку процедура легализации трудовых мигрантов, порядок их привлечения к труду и получения разрешений на работу значительно упростились, возникла необходимость в адекватных правовых мерах воздействия на нарушителей миграционного законодательства. В связи с этим 05.11.2006 принят Федеральный закон 189-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части усиления ответственности за нарушения правил привлечения к трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства) <4>. Внесение данных изменений должно было оказать превентивное воздействие на работодателей, привлекающих и использующих труд иностранных работников в нарушение утвержденных правил, установить ответственность за нарушение правил миграционного законодательства. ——————————— <4> Российская газета. 2006. 9 ноября.

Результат не заставил себя долго ждать. Работодатели, использующие труд иностранных работников и заинтересованные в их услугах, сами оформляют им разрешения. Стало дешевле легализовать иностранного работника, чем платить за него очень внушительный штраф. Кроме того, существенно увеличен размер административных штрафов за нарушение правил пребывания и проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России. Это также стимулировало рост увеличения числа легализованных иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России. Квартиросъемщики и собственники жилых помещений стали уведомлять органы ФМС России о проживании у них иностранных граждан и лиц без гражданства, что раньше делали неохотно, ввиду незначительных штрафов за данное нарушение. И сами иностранные граждане и лица без гражданства охотнее уведомляют органы ФМС России о прибытии на место пребывания, в связи с увеличением штрафов за нарушение правил пребывания и проживания на территории России. Российская Федерация и ее субъекты, такие как Москва, являются крайне заинтересованными в создании эффективной и этнически-лояльной политики привлечения трудовых ресурсов из зарубежных стран. Это подтверждается московской городской программой, принятой в развитие распоряжения Правительства России от 01.03.2003 N 256-р, утвердившего Концепцию регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. В Концепции отмечено, что в связи с неблагоприятной демографической ситуацией в России имеется потребность экономики страны в дополнительных трудовых ресурсах, которую необходимо решать, используя в том числе рыночные механизмы осуществления государственного управления миграционными процессами и создания с этой целью системы экономических стимулов. Миграционная ситуация требует новых подходов, с тем чтобы миграционные процессы в России стали фактором, способствующим позитивному развитию российского общества, исходили из потребностей экономики, интересов национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения при строгом соблюдении международных обязательств Российской Федерации. Начиная с 2008 г. прогнозируется стремительная естественная убыль трудоспособного населения: в 2008 г. она будет сравнительно небольшой — около 300 тыс. человек, но уже в следующем году увеличится в два раза, а в последующие годы сокращение превысит 1 млн. человек в год. От того, насколько Россия справится с задачей привлечения необходимого количества мигрантов, зависят темпы ее экономического развития, уровень и качество жизни населения, социальный климат, региональные пропорции развития, сохранения ее территориальной целостности. Одним из выходов является привлечение в Россию на постоянное место жительства соотечественников из-за рубежа, тем более что за пределами России проживает порядка 29 млн. соотечественников, большинство из которых — этнические русские. При этом привлечение мигрантов должно производиться в соответствии с обоснованной потребностью субъектов Российской Федерации. Какова нынешняя ситуация в г. Москве? Миграционная ситуация в Москве характеризуется следующим: 1. Численность легализованных мигрантов, работающих в Москве, не имеет ярко выраженной динамики. По информации заместителя мэра в правительстве Москвы В. Ю. Виноградова, в Москве проживают от 900 тыс. до 1,5 млн. мигрантов. Из них только 180 тыс. официально получили право работать по квотам. В свою очередь, в сообщении Управления ФМС России по г. Москве отмечается, что на территории города находятся около 2 млн. мигрантов. Из них четверть — т. е. 500 тыс. человек — нарушили режим пребывания на территории РФ. 2. Мигранты (в основном нелегальные) в экономике хозяйства Москвы составляют 20% от общего числа занятого населения. За нарушение миграционного законодательства обычно задерживается такое же количество нелегалов, сколько въезжает в Москву легальных мигрантов, т. е. те же 800 тыс. человек в год. Следовательно, в основу деятельности ФМС и правоохранительных органов положено выявление, наказание и выдворение за пределы России нелегальных мигрантов. 3. Основная направленность легальных и нелегальных мигрантов из стран СНГ — это желание не легализоваться, а заработать и вывезти заработанное (легально или нелегально) из Москвы и РФ на свою историческую родину, не заплатив налогов, не вложив в экономику ни рубля. 4. Основное распределение мигрантов в городском хозяйстве Москвы — это торговля, строительство, ЖКХ. Производственной деятельностью в легкой промышленности, сельскохозяйственной, пищевой, медицинской, фармацевтической и других в основном занимаются легальные и нелегальные мигранты из стран дальнего зарубежья. В этих секторах экономики города сосредоточены сотни миллиардов рублей, которые работают не на экономику города и России в целом, а в основном на экономику стран дальнего зарубежья и этническую преступность. Миграционные процессы влияют на развитие городской экономики. Следует отметить некоторые отрицательные показатели, влияющие на экономическое развитие города: 1. В Москве сложилась катастрофическая ситуация с нехваткой высококвалифицированных рабочих кадров. Подобная ситуация свойственна и России в целом. На решение данной проблемы направлен проект ведомственной целевой программы о привлечении в страну квалифицированных трудовых ресурсов, в первую очередь по специальностям, востребованным в нашей стране, разработанной ФМС России. 2. Целые отрасли реального сектора экономики Москвы испытывают острую потребность не только в притоке кадровых ресурсов, но и в инвестициях, модернизации производства, повышении конкурентоспособности продукции. В заключение хотелось бы отметить, что миграционные процессы необходимо рассматривать не только как индивидуальное привлечение тех или иных высокоинтеллектуальных или квалифицированных специалистов, но и как создание условий для организованного приглашения лиц, обладающих капиталом и организационными возможностями для сохранения и приумножения реального сектора экономики России.

——————————————————————