Источники правового регулирования конфиденциальной информации как условия трудового договора
(Иванов Д. В.) («Трудовое право», 2008, N 12)
ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК УСЛОВИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
Д. В. ИВАНОВ
Согласно ст. 57 ТК РФ конфиденциальная информация может быть условием трудового договора (ч. 5: по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений). Учитывая изменения законодательства в данной сфере, а также значение конфиденциальной информации для субъектов трудового договора и для государства (конфиденциальная информация в этом качестве заслуживает быть предметом исследования), попытаемся кратко охарактеризовать основные источники правового регулирования конфиденциальной информации Статья 4 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <1> устанавливает, что законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов. ——————————— <1> СЗ РФ. 2006. N 31. Ст. 3448.
Основные направления правовой регламентации информационных отношений — конституционное и гражданско-правовое. Как продолжение свободы мысли и слова, которая закреплена в ч. 1 ст. 29 Конституции РФ, ч. 4 ст. 29 Конституции РФ закрепляет право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется соответствующим федеральным законом. Этому праву корреспондирует общая обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, располагающих такого рода информацией, предоставлять ее по соответствующим запросам. Возможные исключения из этого общего правила должны обязательно иметь форму федерального закона (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Статьей 42 Конституции РФ говорит о праве каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Статья 19 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан конкретизирует это установление закреплением определенного механизма реализации прав граждан на информацию о факторах, влияющих на их здоровье. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регулирует отношения при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий, а также при обеспечении защиты информации, за исключением отношений в области охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации. Отметим, что родоначальником отдельного информационно-правового направления, сначала советского, а ныне российского правоведения, стал А. Б. Венгеров <2>. Он выделил определенные признаки (свойства) информации, принципиально значимые для правового опосредования отношений по поводу информации (информационных отношений), отнеся к ним, в частности, известную самостоятельность информации по отношению к своему носителю; возможность многократного использования одной и той же информации; ее неисчерпаемость при потреблении; способность к сохранению, агрегированию, интегрированию, накоплению, «сжатию» и др. ——————————— <2> Российская юридическая энциклопедия. М.: Издательский дом «ИНФРА-М», 1999. С. 382 — 383.
Качество современного уровня правового регулирования отношений по поводу информации во многом определяется степенью учета законодателем этих признаков (свойств). Первое российское легальное определение понятия «информация» было дано в Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» <3>, в ст. 2 которого говорилось, что информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их предоставления. В действующем Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определение информации представлено в более общем виде. Информацией являются любые сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления. ——————————— <3> СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609.
Конфиденциальная информация определена в п. 7 ст. 2 Закона об информации через требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. На наш взгляд, это определение небезупречно. Вряд ли можно согласиться с определением конфиденциальной информации опять-таки через информацию с ограниченным доступом, не содержащую государственную тайну <4>, во-первых, потому, что такое определение оказывается в замкнутом круге: нельзя определять подобное подобным; во-вторых, государственная тайна — это тоже конфиденциальная информация. Поэтому более правильно, на наш взгляд, под конфиденциальной информацией понимать легально полученную информацию, которая в силу закона или иного акта, имеющего юридическое значение, доступна строго определенному кругу лиц, и в отношении которой установлен режим той или иной степени секретности. ——————————— <4> Королев А. Н., Плешакова О. В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (постатейный).
В действующем Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определение информации, как отмечалось выше, представлено в более общем виде. Информацией являются любые сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления. Пункт 3 ст. 5 Закона об информации содержит классификацию информации в зависимости от порядка ее предоставления или распространения. Так, по этому основанию информация подразделяется: 1) на информацию, свободно распространяемую, например посредством средств массовой информации; 2) на информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) на информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) на информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается. Например, информация, составляющая коммерческую или государственную тайну. В п. 2 этой статьи приводится разделение информации в зависимости от категории доступа к ней. По этому основанию информация может быть общедоступной, ограниченного доступа. Федеральным законом «О персональных данных» <5> регулируются отношения, связанные с их обработкой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, иными государственными органами, органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами, юридическими и физическими лицами с использованием средств автоматизации или без их использования, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации <6>. ——————————— <5> СЗ РФ. N 31 (ч. 1). Ст. 3451. <6> Королев А. Н., Плешакова О. В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (постатейный).
Права граждан в области информации защищены законом: ст. 81 ТК РФ, ст. 237 УК РФ, ст. ст. 495, 498, 726, 732, 774, 804, 840, 853, 1031, 1032 и другими ГК РФ, регламентирующими вопросы предоставления различной информации покупателю о товаре. Кроме вопросов предоставления информации (имеющих отношение и к теме содержания трудового договора), ГК РФ регулирует отношения, связанные с конфиденциальностью информации, отношения по поводу возмещения вреда, причиненного вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге) в случаях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги) в потребительских целях и возмещением убытков, вызванных разглашением служебной или коммерческой тайны. С 1 января 2008 г. в силу вступила часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующая отношения по поводу результатов интеллектуальной деятельности. Введены понятия «секрет производства» (ст. 1465 ГК РФ: секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа, на законном основании, и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны) и «служебные секреты производства» (ст. 1470 ГК РФ: исключительное право на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебный секрет производства), принадлежит работодателю. Гражданин, которому в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя стал известен секрет производства, обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства). Новые понятия находятся в определенном соотношении с уже известными понятиями «информация» и «конфиденциальная информация». Не имея возможности в настоящей статье остановиться на этом вопросе более подробно, ограничимся констатацией того факта, что действующая редакция закона, по нашему мнению, рассматривает секреты производства как одну из разновидностей информации, составляющей коммерческую тайну, что представляется логичным. Что касается служебных секретов производства, то исключительное право на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, как и прежде, принадлежит работодателю. Но есть и важная особенность: на работника возлагается обязанность сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства независимо от того, создал ли такой работник результат интеллектуальной деятельности или соответствующие сведения стали известны работнику лишь в связи с выполнением своих служебных обязанностей <7>. ——————————— <7> Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (поглавный) / Под ред. А. Л. Маковского. М., 2008.
В контексте рассматриваемого вопроса нельзя обойти молчанием и Федеральный закон N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» <8>, принятый 29 июля 2004 г. и приведенный в соответствие с частью четвертой ГК РФ Законом от 24 июля 2007 г. ——————————— <8> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.
Федеральные законы N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» в редакции от 24.07.2007, от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и вступившая в силу с 01.01.2008 часть четвертая ГК РФ — ввели, как говорилось выше, и новые понятия, и изменили содержание некоторых прежних понятий, относящихся к данному вопросу. Статья 139 ГК РФ, определявшая коммерческую тайну, отменена. Имея в виду тему настоящей статьи и невозможность углубиться в полемику по поводу определения понятия коммерческой тайны, скажем только, что вряд ли формулировку п. 1 ст. 3 Закона «О коммерческой тайне» можно признать удачной. В ней коммерческая тайна определяется как режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. На наш взгляд, само словосочетание «режим коммерческой тайны» содержит скрытую тавтологию. Иные федеральные законы в том или ином аспекте также могут регулировать деятельность, касающуюся информации, информационных технологий и защиты информации. Так, гл. 13 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. от 26 июля 2006 г.) устанавливает ответственность за административные правонарушения в области связи и информации. В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» <9> (в ред. от 27 июля 2006 г.), поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение ее средств, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных соответствующим законодательством РФ. ——————————— <9> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300.
В числе нормативных правовых актов, частично регулирующих рассматриваемые отношения, следует назвать также Закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» <10>. Пользователь архивных документов имеет право использовать, передавать, распространять информацию, содержащуюся в них, а также копии архивных документов для любых законных целей и любым законным способом. Кроме того, приняты и иные нормативные правовые акты в данной области. ——————————— <10> СЗ РФ. 2004. N 43. Ст. 4169.
Указ Президента РФ от 20 января 1994 г. N 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации» (в ред. от 9 июля 1997 г.) установил, что основными направлениями государственной политики в сфере информатизации являются: обеспечение единства государственных стандартов в сфере информатизации, их соответствие международным рекомендациям и требованиям. Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 (в ред. от 23.09.2005 N 1111) установил Перечень сведений конфиденциального характера <11>. ——————————— <11> СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. N ПР-1895 <12> развивает Концепцию национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере и представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления ее обеспечения и служит основой для формирования государственной политики и подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также для разработки ее целевых программ. ——————————— <12> Российская газета. 2000. N 187.
К числу основных объектов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни относятся: достоинство личности, свобода совести, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, свобода мысли и слова (за исключением пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду), а также свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; свобода массовой информации; неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна; русский язык как фактор духовного единения народов многонациональной России, язык межгосударственного общения народов государств — участников Содружества Независимых Государств; языки, нравственные ценности и культурное наследие народностей Российской Федерации; объекты интеллектуальной собственности <13>. ——————————— <13> Александров Р. А. О современном состоянии законодательства Российской Федерации в области национальной безопасности // Российский следователь. 2006. N 4.
Российская Федерация является участником международных договоров, касающихся информации, информационных технологий и защиты информации. В качестве примеров можно привести следующие документы: Европейская конвенция об информации относительно иностранного законодательства (ETS N 62) (заключена в Лондоне 7 июня 1968 г.); Соглашение о межгосударственном обмене научно-технической информацией и Соглашение об обмене экономической информацией (заключены в Минске 26 июня 1992 г.); Соглашение о сотрудничестве в области информации (заключено в Бишкеке 9 октября 1992 г.); Соглашение об обмене информацией в области внешнеэкономической деятельности (заключено в Москве 24 сентября 1993 г.); Конвенция о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и информации в Черноморском регионе (заключена в Стамбуле 6 марта 1993 г.); Соглашение о сотрудничестве в формировании информационных ресурсов и систем, реализации межгосударственных программ государств — участников Содружества Независимых Государств в сфере информатизации (заключено в Москве 24 декабря 1999 г.); Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации (ETS N 185) (заключена в Будапеште 23 ноября 2001 г.); Соглашение между Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации и Министерством экономики и труда Федеративной Республики Германия о сотрудничестве в области информационных технологий и связи (заключено в Ганновере 11 апреля 2005 г.); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Союза Мьянма о взаимной защите секретной информации (заключено в Москве 3 апреля 2006 г.) и др. <14>. ——————————— <14> Королев А. Н., Плешаков О. В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (постатейный).
Итак, отношения по поводу информации, и, что важно, конфиденциальной информации, регулируются правом. При этом информация как таковая и конфиденциальная информация являются предметом регулирования различных отраслей права и разноотраслевых нормативных правовых актов, важнейшее место среди которых занимает Конституция РФ. Россия — также субъект международных правоотношений по поводу информации.
——————————————————————