Расторжение контракта с главой местной администрации

(Гаррес Д.)

(«Законность», 2009, N 3)

РАСТОРЖЕНИЕ КОНТРАКТА С ГЛАВОЙ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

Д. ГАРРЕС

Гаррес Д., прокурор Подгоренского района Воронежской области.

В условиях реформирования местного самоуправления важное значение приобретает четкое регламентирование правового положения муниципального служащего, определение порядка поступления на муниципальную службу и ее прекращения.

С принятием ФЗ от 2 марта 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон) были определены основополагающие начала этого вида службы. Вместе с тем на практике зачастую возникают проблемы применения трудового законодательства к правоотношениям, возникающим при прохождении муниципальной службы.

Казалось бы, законодатель однозначно определил порядок применения норм законодательства о труде к муниципальным служащим. В частности, ст. 11 ТК установлено, что на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе. В ч. 2 ст. 3 Закона закреплено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим Законом.

Вместе с тем из анализа норм Закона можно сделать вывод, что в числе муниципальных служащих отдельно выделена фигура главы местной администрации, замещающего должность муниципальной службы по контракту. Об этом свидетельствуют особенности его правового положения, несколько отличающиеся от прав и обязанностей остальных категорий муниципальных служащих.

Например, в соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона, муниципальный служащий вправе с предварительного письменного уведомления представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликта интересов. Исключение из этого правила составляет муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту. Часть 2 ст. 14 Закона также устанавливает запрет для муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, на занятие другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Основное же отличие, закрепленное в ст. 16 Закона, касается порядка поступления на муниципальную службу и ее прекращения. Так, в ч. 6 названной статьи закреплено положение о том, что поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных Законом. Иное положение содержится в ч. 7 этой статьи, согласно которой гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт. Порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В ч. 10 ст. 37 закреплен исчерпывающий перечень оснований досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта (в случае смерти, отставки по собственному желанию, отрешения от должности, признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным, признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим и др.). Кроме того, ч. 11 рассматриваемой статьи определяет основания для расторжения контракта с главой местной администрации по соглашению сторон или в судебном порядке, перечень которых также исчерпывающий.

Из этого следует, что законодатель намеренно ничего не сказал о возможности расторжения контракта, заключенного с главой местной администрации, по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством, императивно ограничив их перечень в специальном законе, регулирующем вопросы местного самоуправления. То есть основания прекращения трудового договора, закрепленные в Трудовом кодексе, не могут применяться при расторжении контракта с главой местной администрации. Следовательно, контракт с ним нельзя расторгнуть, например, в случае его появления на работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, при прогулах, разглашении охраняемой законом тайны и по иным основаниям, содержащимся в ст. 81 ТК.

На практике зачастую возникают проблемы при расторжении контракта с главой местной администрации.

Так, в феврале 2008 г. Совет народных депутатов Подгоренского городского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области принял решение о прекращении срочного трудового договора с главой администрации городского поселения на основании п. 2 ст. 278 ТК. Тот обжаловал указанное решение в районный суд, который удовлетворил исковые требования и восстановил истца на работе. В обоснование своего решения судья указал, что к главе местной администрации не могут быть применены положения ТК, так как его деятельность регламентирована уставом поселения и специальным ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Не согласившись с позицией районного суда, прокурор района на указанное решение принес кассационное представление, удовлетворяя которое, судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда отметила, что доводы кассационного представления о возможности расторжения контракта с главой местного самоуправления по основаниям, изложенным в ТК, заслуживают внимания. По этому основанию решение суда первой инстанции было отменено и дело направлено на новое рассмотрение, по результатам которого районный суд отказал в удовлетворении иска, тем самым согласившись с возможностью расторжения контракта с главой местной администрации по основаниям, закрепленным в ТК.

С учетом изложенного, в целях обеспечения единства правоприменения, необходимо внести изменения в ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» с целью конкретизации правового статуса главы местной администрации в части распространения на него норм трудового законодательства.

——————————————————————