Правовое регулирование трудовой деятельности муниципальных служащих в сфере управления муниципальной собственностью

(Жеребцова К. В.) («Трудовое право», 2007, N 5)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

К. В. ЖЕРЕБЦОВА

Жеребцова К. В., зам. зав. кафедрой правовых дисциплин Московской финансово-юридической академии.

Муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. На муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» <1>. Учитывая данное обстоятельство, представляется важным рассмотреть вопрос о правовом регулировании трудовых отношений муниципальных служащих в области управления муниципальной собственностью. ——————————— <1> Собрание законодательства РФ. 1998. N 2. Ст. 224.

Управление муниципальной собственностью — разновидность трудовой деятельности муниципальных служащих. Следовательно, регулирование отношений, связанных с трудом муниципальных служащих по управлению муниципальной собственностью, должно осуществляться прежде всего на основе общих принципов правового регулирования трудовых отношений, закрепленных в нормах международного права в сфере труда, а также Конституции Российской Федерации. Между тем муниципальный служащий является особым субъектом трудового права, правовая служебная деятельность которого регулируется специальным законодательством. Правовой статус муниципального служащего конкретизируется в Законе об основах муниципальной службы. Здесь закреплены такие основные трудовые права муниципальных служащих, как свобода труда, право распоряжаться своими способностями к труду, провозглашено право муниципальных служащих на отдых, ограничение рабочего времени, на выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, а также определены общие принципы оплаты труда и гарантии, предоставляемые муниципальному служащему. Управление муниципальной собственностью характеризуется ярко выраженной социальной направленностью. Реальная направленность управления муниципальной собственностью на решение социальных проблем местного сообщества может быть обеспечена лишь ориентированностью системы управления на достижение социально значимых результатов. Главным требованием к использованию муниципальной собственности является максимально сбалансированное сочетание принципов экономической эффективности и социальной ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за обеспечение жизнедеятельности муниципальных образований, социально-экономических интересов населения. Таким образом, правовой статус муниципальных служащих отражает дифференциацию правового регулирования труда. Она осуществлена законодателем по такому ее основанию, как характер и значение их труда в осуществлении управления на местах, а следовательно, и повышенные требования к профессионализму, моральным качествам и ответственности за осуществление властных полномочий. Поэтому нормы Закона об основах муниципальной службы в РФ являются специальными нормами (в отличие от общих норм, регулирующих труд работника), эти нормы и определяют, какие есть особенности в правовом регулировании труда муниципальных служащих.

——————————————————————