Реформа муниципальной службы в Карачаево-Черкесской Республике

(Салпагаров Э. Б.) («Муниципальная служба: правовые вопросы», 2008, N 2)

РЕФОРМА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Э. Б. САЛПАГАРОВ

Салпагаров Э. Б., аспирант Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

В процессе осуществления реформы местного самоуправления в Карачаево-Черкесской Республике институт муниципальной службы подвергся существенному реформированию. Основные направления развития данного института были определены в Федеральном законе от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» <1>, который нормативно закрепил цели, задачи, принципы и пути совершенствования законодательства субъектов Российской Федерации в сфере регламентации отношений на муниципальной службе. ——————————— <1> Собрание законодательства РФ. 2007. N 10. Ст. 1152.

Следует отметить, что в преддверии реформ федерального законодательства в Республике был учрежден ряд нормативных правовых актов по вопросам муниципальной службы, в частности, 23 января 2006 г. принята новая редакция Закона Карачаево-Черкесской Республики от 6 января 1998 г. N 373-XXII «О муниципальной службе в Карачаево-Черкесской Республике» <2>, 3 августа 2006 г. — Закон Карачаево-Черкесской Республики N 71-РЗ «О реестре муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы в Карачаево-Черкесской Республике» <3>, 28 декабря 2006 г. — Закон Карачаево-Черкесской Республики N 119-РЗ «О предельных нормативах размера оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных унитарных предприятий и учреждений в муниципальных образованиях Карачаево-Черкесской Республики, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых является основанием для предоставления дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального образования» <4>. ——————————— <2> День Республики. 1998. N 14(15437); 2006. N 14 — 15(16865). <3> День Республики. 2006. N 149 — 152. <4> День Республики. 2007. N 1 — 3(17110).

Однако в данной области правового регулирования работа еще не завершена, поскольку все вышеперечисленные нормативные правовые акты не учитывают новелл, обозначенных в Федеральном законе N 25-ФЗ. Поскольку изменения в действующее законодательство Республики еще не внесены, то основная масса работы по обеспечению реализации положений федерального законодательства о муниципальной службе осуществляется в муниципальных образованиях соответствующими органами местного самоуправления. Так, в Карачаевском муниципальном районе решением Совета Карачаевского муниципального района первого созыва от 27 июня 2007 г. «О принятии Устава Карачаевского муниципального района» был утвержден Устав данного муниципального образования, в котором вопросам прохождения муниципальной службы посвящена глава V «Муниципальная служба», объединяющая четыре статьи (соответственно ст. 35 — 38). В указанных статьях содержится понятие муниципальной службы и муниципальной должности (ч. 1 и 2 ст. 35), определены условия и порядок прохождения муниципальной службы: порядок ведения личного дела муниципальных служащих (ч. 5 ст. 36), проведения аттестации служащих (ч. 6 ст. 36), а также основы правового статуса муниципальных служащих, включая ограничения и запреты на службе (ч. 3 и 4 ст. 36); урегулированы вопросы оплаты труда (ст. 37) и пенсионного обеспечения (ст. 38) муниципального служащего. В целом, анализируя положения Устава Карачаевского муниципального района в части регулирования отношений на муниципальной службе, необходимо отметить не только их соответствие нормам федерального законодательства, но и полную идентичность. В этой связи остановимся на анализе лишь тех вопросов, которые имеют некоторую специфику по сравнению с положениями Федерального закона N 25-ФЗ, обусловленную разграничением полномочий в сфере правового регулирования муниципальной службы между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Так, в ч. 2 ст. 35 Устава Карачаевского муниципального района предусмотрено, что должности муниципальной службы в муниципальном районе устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в Карачаево-Черкесской Республике, утверждаемым Законом Карачаево-Черкесской Республики. Статья 2 Закона Карачаево-Черкесской Республики N 71-РЗ «О реестре муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы в Карачаево-Черкесской Республике» устанавливает, что реестр муниципальных должностей муниципальной службы Карачаево-Черкесской Республики включает перечни должностей, которые классифицируются по органам местного самоуправления муниципальных образований с учетом категорий и групп должностей муниципальной службы Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики «О муниципальной службе в Карачаево-Черкесской Республике». Так, в исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления, контрольных и иных органах местного самоуправления предусмотрены муниципальные должности муниципальной службы категорий «руководители», «помощники», «специалисты», «обеспечивающие специалисты» по следующим группам: высшая, главная, ведущая, старшая, младшая. В таблице приведен перечень должностей категории «руководители».

Группа Виды должностей Примечания должностей

Высшая Глава местной администрации (1) (1) муниципальная должность группа муниципальной службы вводится должностей при условии, что должность главы местной администрации замещается по контракту, заключаемому по результатам конкурса на срок полномочий, определяемый уставом муниципальной службы

Руководитель мэрии (мэр) (2 — 3) вводится при условии, муниципального образования что глава муниципального Первый заместитель главы образования возглавляет муниципального образования (2) местную администрацию Первый заместитель муниципального образования главы местной администрации Первый заместитель руководителя мэрии (мэра) муниципального образования Заместитель главы муниципального образования (3) Заместитель главы местной администрации Заместитель руководителя мэрии (мэра) муниципального образования Начальник управления

Главная Заместитель начальника группа управления должностей Председатель комитета Начальник отдела Начальник службы Заместитель председателя комитета Заместитель начальника отдела Заместитель начальника службы

Допускается двойное наименование муниципальной должности и муниципальной должности муниципальной службы в случае, если: а) заместитель руководителя органа местного самоуправления является руководителем структурного подразделения этого органа, управляющим делами; б) заместитель руководителя структурного подразделения органа местного самоуправления является руководителем подразделения в структурном подразделении этого органа; в) лицо, замещающее должность заместителя руководителя органа местного самоуправления, руководителя структурного подразделения органа местного самоуправления или его заместителя либо иную муниципальную должность муниципальной службы Карачаево-Черкесской Республики, является главным бухгалтером, его заместителем; г) лицо, замещающее должность руководителя структурного подразделения органа местного самоуправления, является начальником управления, управляющим делами, председателем комитета. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления муниципального района, аппарата избирательной комиссии муниципального района используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в Карачаево-Черкесской Республике. Помимо специфики регулирования должностей муниципальной службы республиканским законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления устанавливаются некие особенности в регулировании оплаты труда муниципального служащего. Предусмотрено, что оплата труда производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых Законом Карачаево-Черкесской Республики. В ч. 1 ст. 19 «Денежное содержание муниципального служащего» Закона Карачаево-Черкесской Республики «О муниципальной службе в Карачаево-Черкесской Республике» установлены следующие виды дополнительных выплат: надбавки за квалификационный разряд, за выслугу лет, надбавки за особые условия службы, премии по результатам работы и иные виды надбавок и выплат. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих. Уставом Карачаевского муниципального района предусмотрено, что размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми Советом муниципального района в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Карачаево-Черкесской Республики. В муниципальных образованиях, уровень бюджетной обеспеченности которых, определенный в соответствии с федеральным законом, является основанием для предоставления дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального образования, размер оплаты труда муниципальных служащих определяется в соответствии с предельными нормативами, установленными Законом Карачаево-Черкесской Республики. В ст. 2 Закона Карачаево-Черкесской Республики N 119-РЗ от 28 декабря 2006 г. «О предельных нормативах размера оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных унитарных предприятий и учреждений в муниципальных образованиях Карачаево-Черкесской Республики, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых является основанием для предоставления дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального образования» установлены следующие предельные нормативы размера оплаты труда муниципальных служащих: 1. Должностной оклад муниципального служащего муниципального района (городского округа) не может превышать 85 процентов должностного оклада лица, замещающего должности государственной гражданской службы Республики. 2. Должностной оклад муниципального служащего сельского (городского) поселения не может превышать 75 процентов должностного оклада лица, замещающего должности государственной гражданской службы Республики. 3. Общий размер надбавок и иных выплат, устанавливаемых муниципальному служащему, не может превышать общего размера надбавок и иных выплат, устанавливаемых для лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Республики. Подводя общий итог анализу правового регулирования вопросов муниципальной службы в Карачаево-Черкесской Республике, необходимо отметить, что на современном этапе сложилась и прошла апробацию на практике система нормативных правовых актов Республики, развивающаяся на основе принципов, установленных в федеральном законодательстве о муниципальной службе. Вместе с тем в рамках реформирования данного института стоит ряд задач перед республиканскими органами государственной власти и местного самоуправления в части разработки предусмотренных нормами Федерального закона N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» типовых правовых актов, утверждаемых законом субъекта Федерации, и локальных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам муниципальной службы, например: типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих (ч. 7 ст. 18 Федерального закона N 25-ФЗ), типовой формы контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту (ч. 7 ст. 16 Федерального закона N 25-ФЗ), муниципального правового акта о квалификационных требованиях к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей (ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 25-ФЗ) и др.

——————————————————————